Автор: Болдырева Наталья Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 207 "Эдельвейс
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Проект "Спасибо деду за Победу"
Тема: Патриотическое мероприятие "День Победы"
Раздел: дошкольное образование
Среднесрочного образовательного проекта «Спасибо деду за Победу!»
Пояснительная записка
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне,
немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни
гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная
война - это духовный подвиг наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек,
некоторые из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без
которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает
воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания
элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в
будущем становится основой для формирования гордости, любви и
уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического
воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования
призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового
демократического, социального государства, уважающих права и свободы
личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих
национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения
социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости
всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В,
Парамонова Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах,
подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда
трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться
мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою
сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой
Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль отведена дошкольному
образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется
основные нравственные качества ребенка. В связи с этим, перед
педагогами АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 207 «Эдельвейс»
г.Тольятти Самарской области») стоит задача формирования у детей
гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через
построение оптимальной педагогической системы, направленной на
формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с
использованием современных мультимедийных технологий. Одним из
наиболее эффективных методов патриотического воспитания является
проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию
общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект «Спасибо деду за Победу!» направлен не только на создание условий
для формирования представлений детей об истории Российского государства в
годы Великой Отечественной войны (далее – ВОВ), но также он призван дать
детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных
видах деятельности. Идея проекта такова: на основе различных видов детской
деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории
страны и Белгородской области во время Великой Отечественной войны.
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной
действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) называет одним из основных
принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства.
Проект был разработан с учетом ФГОС ДО, в рамках реализации Примерной
образовательной программе дошкольного образования «Детство» под
редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. ( СПб.: ООО
«Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 –
352 с. Пилотный вариант, ознакомительная версия).
Паспорт среднесрочного образовательного проекта «Спасибо деду за Победу!»
Тема проекта: «Спасибо деду за Победу!».
Вид проекта: образовательный, исследовательский,
личностноориентированный.
Срок реализации проекта: с 17.04.2017 года по 15.05.2017 года.
Управление реализацией проекта
Для проведения мероприятий в рамках проекта в д/с № 207 «Эдельвейс»
создана рабочая творческая группа в составе:
Болдырева Н.С.- Музыкальны руководитель-руководитель проекта,
Храмченко Т.В., музыкальный руководитель,
Коровина Г.А., воспитатель,
Тутаева С.Р.,воспитатель.
Чувилина Б.А., воспитатель.
Участники среднесрочного образовательного проекта:
- воспитанники д/с 207 «Эдельвейс» 4-6 лет;
-педагоги;
-администрация д/с 207 «Эдельвейс»;
-родители (законные представители).
География проекта
Проект реализуется на территории г.Тольятти, Самарской области.
Актуальность проекта:
В настоящее время в мире отмечается тенденция изменения исторических
фактов. Необходимым условием для воспитания у дошкольников уважения к
своей Родине и русскому народу является знакомство с его историей.
В 2017 году наша страна отмечает 72-летие Великой Победы. Патриотическое
воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших
задач современного общества.
Создание проекта «Спасибо деду за Победу!» направлено на работу по
воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его
свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей
и родителей к изучению знаменательных дат ВОВ 1941-1945 годов и участию в
мероприятиях по подготовке и празднованию 72-летия Победы.
Проблемное поле
Результаты опроса родителей и анализ предметно-развивающей среды по
ознакомлению детей с историей России в период ВОВ определили проблемы:
1. Большинство опрошенных родителей считают, что патриотическим
воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и
начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам
уделяют минимум внимания;
2. Дети мало знают о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Не понимают значение слов данной тематики и не употребляют их в процессе
общения.
3. В д/с 207 «Эдельвейс» создано недостаточно условий для формирования у
детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней:
Недостаточность материала об условиях жизни людей в этот период;
Недостаточность атрибутов для обыгрывания детьми ситуаций из этого
периода;
Недостаточность материалов о героях ВОВ Белгородской области
Недостаточное использование информационно-коммуникативных
технологий для ознакомления детей с этим периодом.
У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских
солдат.
Цели и задачи
Цели проведения среднесрочного образовательного проекта
- формирование мотивации воспитанников д/с 207 «Эдельвейс» на
достижение успехов в сфере образования в целях совершенствования системы
патриотического воспитания и развития социальной активности участников
образовательных отношений ДОУ (воспитанников, родителей, педагогов).
Основные задачи среднесрочного образовательного проекта:
- обновление содержания образования в соответствии с ФГОС ДО;
- создание благоприятных условий для личностного роста, развития и
реализации интеллектуального, творческого и физического потенциала ребенка;
- формирование чувства патриотизма у дошкольников;
- приобщение участников проекта к истории своей страны через познание
истории своей семьи, истории своего края;
- вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в
совместную проектную деятельность;
- повышение интереса детей к истории ВОВ, сохранения памяти о ее
героических событиях;
- воспитание уважения к старшему поколению.
Ожидаемый результат:
-воспитание у детей чувства патриотизма и бережного отношения к истории
своей страны;
-развитие познавательной активности детей;
-расширение активного словаря детей;
-обогащение д/с 207 «Эдельвейс» проектами и методическими разработками,
посвященными 72-летию Победы в Великой Отечественной войне;
-сохранение преемственности поколений;
-вовлечение родителей в педагогический процесс д/с 207 «Эдельвейс».
Этапы реализации проекта
Образовательный проект «Спасибо деду за Победу!» проводится в 3 (три) этапа:
1 этап (подготовительный)
Срок реализации - 17.04.2015 г.-17.04.2015 г.
2 этап (основной)
Запуск проекта – 20.04.2015 г.
3 этап (заключительный)
Подведение итогов, систематизация материалов – 15.05.2015 г.-17.05.2015 г.
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная,
музыкально-художественная деятельность, двигательная, чтение
художественной литературы..
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие
№
п/
п
Образовательная область
Содержание
задачи
1.
«Социально-коммуникативное
развитие»
Сюжетно – ролевые игры: «Разведчики»,
«Госпиталь».
Экскурсия в школьный музей МБОУ
«Терновская ООШ» «Помним. Чтим.
Гордимся!».
Возложении цветов к памятнику воинов,
погибших в годы ВОВ в с. Терновка.
Тематический досуг «День Победы!»
Акция «Георгиевская ленточка».
развивать игровую
деятельность детей;
побуждать детей к
игровой
деятельности через
знакомство с
подвигами
советских солдат и
тружеников тыла;
формировать у
детей умение
творчески
развивать сюжет
игры используя
предметы
заместители;
формировать
умения детей
реализовывать
замысел сюжета;
учить соблюдать
ритуалы у
памятников и
обелисков.
2.
«Познавательное развитие»
Рассматривание выставки фотографий
памятников бойцам ВОВ.
Рассматривание альбома «Дети - герои
войны».
Рассматривание иллюстраций и фотографий
на полях сражений.
Рассматривание альбома ордена и медали
ВОВ.
Д/и «Кто шагает на параде?».
Интерактивные экскурсии:
-«Города - герои»;
-«Белгород-город первого салюта»;
-«Парад Победы».
Интеллектуальная
олимпиада старших дошкольников «Поклонимся
великим тем годам» в рамках проведения постоянно
действующего районного семинара «Патриотическое
воспитание дошкольников в условиях реализации
ФГОС ДО посредством современных форм, методов и
культурных практик».
Просмотр презентаций о ВОВ, Дне Победы.
формировать
представления
детей о событиях
ВОВ;
познакомить детей
с понятиями:
«война», «фронт»,
«тыл», «ветераны»,
«победа», «города-
герои»,
«фронтовики».
формировать
представления
детей о разных
родах войск:
«пехота»,
«танкисты»,
«моряки»,
«летчики».
3.
Речевое развитие
Дидактические игры: «Назови рода войск»,
«Кому, что нужно?» «Что для чего»
(закрепление знаний детей предназначений
предметов военного времени), «Скажи
наоборот», «Кто больше назовет качеств
героя», «Чья форма?».
Настольно-печатная игра «Вещи военного
времени».
Знакомство и разучивание пословиц и
поговорок о войне, чести, доблести, славе.
Совместная организованная образовательная
деятельность:
беседы; составление рассказов по набору игрушек
военной тематики; знакомство с государственной
символикой.
Знакомство с художественной литературой:
С. Алексеев «Первая колонна», «Первый
ночной таран»;
развивать связную
речь;
активизировать
словарь детей,
закреплять
звукопроизношение
слов: «боец»,
«солдат», «фронт»,
«тыл», «снаряды»,
«поле боя»
«керосиновая
лампа», «примус»,
«этажерка»,
«радиоприемник»,
«граммофон»,
«гимнастерка»,
«шинель»,
«фляжка»,
«котелок». и т.д.;
-Е. Благинина «Шинель»;
-Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»;
-М. Пляцковский «Май сорок пятого года»;
-А. Митяев «Мешок овсянки»;
-А. Твардовский «Рассказ танкиста»;
-«Истории для детей о Великой Отечественной войне»
Беседы о войне, фронтовиках, детях войны:
«Дети войны»; «Мы помним героев»;
«Боевая слава наших земляков».
Подготовка и участие детей в конкурсе
чтецов «Пришла весна, пришла Победа!».
Разучивание стихотворений ко Дню Победы.
Выступление на праздничном концерте в д/с
№ 207.
Итоговое мероприятие «День Победы!».
учить,
самостоятельно
придумать рассказ с
опорой на
иллюстрации.
4.
Художественно-эстетическое
развитие.
Прослушивание песен военных лет, о войне.
Разучивание песен и танцев ко Дню Победы.
Выставка рисунков «Спасибо деду за
Победу!».
Интернет-конкурс детских работ на сайте
«АРТ-ТАЛАНТ», посвященный Дню
Победы.
Конструирование из бумаги «Военный
треугольник».
Аппликация «Цветы ветеранам».
Рассматривание иллюстраций, картин:
-о Великой Отечественно войне;
- воинской славе;
-выставка одной картины А.В. Андропов «Они
сражались за Родину».
Итоговое мероприятие «День Победы».
Выступление на праздничном концерте в
МБОУ «Терновская ООШ».
Выступление на митинге в с. Терновка,
посвященном 70-ой годовщине Победы в
ВОВ.
подвести к
восприятию
художественных
произведений о
войне;
учить
эмоционально и
выразительно
читать стихи о
войне;
развивать
эмоциональную
сферу личности в
процессе
музыкальной
деятельности;
5.
Физическое развитие.
Продукт проектной деятельности: выставка рисунков детей
«Спасибо деду за Победу!», стенгазета «Годы, опаленные войной»,
фотоматериалы проекта.
Итоговое мероприятие: тематический досуг «День Победы!».
Литература:
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. и др. «Система патриотического
воспитания в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
2. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей». - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение,
2012.
3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Краснощекова Е.Н. «Нравственно-
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и
конспекты занятий». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
4.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе!» - Москва, «Гном и
Д», 2005 г.;
5.Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера»,
2004 г.;
6. Музыкальный руководитель № 2/10 г.; № 2/11 г.; № 2/13 г.
7. Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей
в ДОУ. Патриотическое воспитание» - Москва, «Айрис-пресс», 2007 г.;
8. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой».- М.:
Сфера, 1998.
9.
Шаламова Е.И. «Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации
задач патриотического воспитания детей». //Дошкольная педагогика. 2009. –
№4 – с. 29 – 33.
10.Шаламова Е.И. «Патриотическое воспитание: создание развивающей
среды». //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32.
11.Шорыгина Т.А. «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны». –
М.: ТЦ Сфера, 2011.