Автор: Мещерякова Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 476
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровые технологии
Раздел: дошкольное образование
Использование игровых технологий в непосредственной образовательной деятельности.
Мещерякова М.Е.
Наряду с трудом и ученьем игра – один из основных видов деятельности человека, и тем более
ребенка. Для взрослых игра – это погружение в вымышленную реальность, с целью отдыха и
удовольствия. Игра для детей – это воссоздание какой-либо реальности, ситуации с целью
научиться действовать в ней. В игре ребенок познает окружающий мир, воспитывается и
развивается. В игре дети воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности. Игровые
технологии помогают овладеть этими нормами, обеспечивают приобщение к культуре, познание
предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное
развитие личности.
В практике использования игровая технология имеет следующие функции:
1) развлекательная: развлечение, предоставление удовольствия;
2) коммуникативная: общение, передача информации;
3) диагностическая: изучение индивидуальных особенностей;
4) игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах
деятельности;
5) функция коррекции: деятельность, направленная на ослабление или преодоление недостатков;
6) межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных
ценностей;
7) социализация: включение в систему общественных отношений.
Используя игровые технологии в практике работы детского сада, мы ставим перед собой и решаем
следующие задачи: формирование и развитие определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности; расширение кругозора; развитие познавательной деятельности.
Развитие у детей внимания, мышления, памяти, речи, творческих способностей, воображения,
фантазии, эмпатии, рефлексии, мотивации к учебной деятельности и т.д.
Игровые технологии помогают в воспитании самостоятельности, воли, воспитании сотрудничества,
коллективизма, общительности; формировании нравственных, эстетических, мировоззренческих
установок. Способствуют в приобщении к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям
среды, обучению общению, саморегуляции. В результате использования игровых технологий и
освоения игровой деятельности в дошкольном детстве формируется готовность ребенка к
общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Для нас важно, чтобы дети взаимодействовали не только внутри микрогруппы, но и микрогруппы
взаимодействовали между собой. Постепенно развивая навыки сотрудничества у детей, мы
стремимся применить их на практике. Организуем итоговые занятия в форме всевозможных
конкурсов и викторин, где дети объединяются в команды, и выполняют различные задания,
требующие коллективного обсуждения, умения сотрудничать друг с другом. Занятия в такой
форме всегда проходят очень увлекательно, все дети, стараясь не подвести свою команду,
работают очень активно, и всегда радуются победе. Полученный опыт игрового взаимодействия
используется и в продуктивной деятельности. В совместной, самостоятельной и организованной
образовательной деятельности по конструированию и ручному труду, лепке, рисованию и
аппликации детям предлагаются коллективные задания: «Построй свою улицу», «Осенние
фантазии», «Любимые сказки», «Город будущего», «Симметричные рисунки». Дети совместно
обсуждают сюжет своего творения, составляют план работы, выбирают необходимый материал, и
делают совместную презентацию своему творчеству.
В этих условиях сложным стало то обстоятельство, что во время проведения игр и занятий в
социо – игровом стиле педагогу отводится лишь роль координатора действий, а роль оценщика,
«судьи» должны выполнять сами дети. Зачастую педагоги были ориентированы на то, чтобы
задание у каждого ребенка, у каждой пары или тройки обязательно получилось. А как показывает
опыт на самом деле, дети лучше всего учатся на своих ошибках, и поэтому не нужно лишать их
возможности набираться личного опыта, возможности ошибаться и проиграть. В процессе такого
внутригруппового общения создаются благоприятные условия для формирования адекватной
самооценки. Такая самооценка, отработанная своими собственными усилиями, гораздо точнее и
намного полезнее для ребенка, чем оценка «хорошо» или «плохо» со стороны педагога.
Желание работать по новому, постоянно искать, творить, пробовать, добиваться планируемых
результатов – это то, что является движущей силой педагога на пути повышения качества
дошкольного образования.