Автор: Антонов Геннадий Николаевич
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "ЦО №22 - Лицей искусств"
Населённый пункт: город Тула, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика работы с одарёнными детьми в условиях сотрудничества художественно-творческой деятельности" (из опыта работы)
Раздел: среднее профессиональное
Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан
противоборствующими тенденциями. Развитие общественных отношений
сопровождаются углублением отношений общения и разветвлением связей
человека с человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть
развитием процессов социальной коммуникации. В этой среде происходят
процессы, ведущие к расширению рамок развития культуры, наблюдается
процесс культурного взаимодействия и взаимопроникновения. В настоящее
время реализуя ФГОС, происходит внедрение в работу инновационных
технологий, главной целью которых является подготовка ребенка к жизни в
постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в
ориентации образовательного процесса на потенциальные возможности
детей и их реализацию. Важной стороной в педагогической технологии
является позиция ребенка в образовательном процессе. Педагог в общении с
детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Развитие художественных способностей наряду с развитием общих
творческих способностей основывается на специфических средствах
художественных видов деятельности, а также на развитии эмоциональной
отзывчивости на эти средства. Проблема диагностики и развития
художественных способностей – одна из центральных проблем психологии
творчества. Хотя природа художественного таланта интересовала разных
мыслителей, людей науки и искусства. В нашей стране изобразительные
способности изучались в разных направлениях, причем наиболее
интересные концепции предложены преимущественно педагогами.
Способности детей во многом зависят от воспитания, условий получения
образования, жизненного уровня и других факторов в жизни человека.
Плющева Екатерина, «Мой день рождения», 9 лет.
Мои
наблюдения
за
детьми
разных
возрастов
в
школе,
позволяют
сделать вывод, что семья, её воздействие на внутренний и образный мир
ребёнка имеет огромное значение. Мы продолжаем вместе с дошкольными
учреждениями
тот
воспитательный
и
образовательный
процесс,
который
начат в семье. Роль современного образования очень важна в процессе
повышения уровня эстетической культуры личности, а вот семья, родители
должны
создавать
устойчивый
нравственно-психологический
климат
развития своего ребёнка. Только тогда интерес ребёнка к обучению будет его
внутренней потребностью с раннего возраста, а по окончании школы будет
формироваться обобщённое системное представление о мире (природе,
обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности). А это
один
из
принципов целостности системно
–
деятельностного
подхода
в
обучении.
Костромина Мария, «Сестрички», 8 лет.
Болдырева Анна, «Подружки», 8 лет.
Страхов Артём, «Осень пришла», 9 лет.
В настоящее время достаточно широко используются такие понятия как
индивидуальность, одаренность, талант, одаренные дети и детская
одаренность. Как правило, словом «Индивидуальность» определяют
главную особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих.
Индивидуален каждый ребенок, но индивидуальность одних проявляется
очень ярко, броско, красиво, других – маловыразительно, малозаметно.
Каждый этап изобразительной деятельности детей характеризуется особыми
качествами. Одно из этих качеств можно назвать условно декоративностью.
Упрощение возникает неосознанно, стихийно. Детские рисунки этого
периода по своей простоте исполнения можно сравнивать с народной
игрушкой (матрешка, филимоновская игрушка), которая тоже проста по
форме и статична. Для развития детской индивидуальности в начальной
школе я предлагаю нарисовать рисунок на самую любимую тему каждого из
детей. Перед работой, в эмоционально-выразительной форме, по ходу урока,
обсуждаем предложенные темы. Конечно, не всем всё удаётся, но уже на
этой стадии работы отслеживаются те дети, которые эмоциональнее других
создают рисунок. На этой стадии работы надо отдать должное цветным
фломастерам. Фломастеры позволяют работать более раскованно, чем
краски и прорисовывать различные детали в рисунке. Когда ребёнку удаётся
соединить воедино движение карандаша и психическое сознание (свои
мысли) с эмоциями, тогда в рисунках есть главное – настроение.
«Дождь идет», Козенкова Даша, 1 класс.
«Войско», Акимов Владимир, 1 класс.
Детская
наивность
проявляется
в
очертаниях
силуэтов,
в
отношении
цветовых
пятен,
чередовании
цвета.
Иногда
в
рисунках
один
и
тот
же
предмет
повторяется,
и
каждое
повторение
точно
воспроизводит
форму
первого.
Наверное,
так
неосознанно
ребенок
стремится
облегчить
свою
работу: нарисовать повторно одну форму легче, чем изображать каждый раз
новое изображение.
Так рождается узор, которым дети украшают свой
рисунок. С его помощью они как бы исследуют поверхность изображений.
«Кошечки», Чекмазова Дарья, 1 класс.
Условием формирования индивидуальности является семья, в которой
ребенок растет, ассоциации накопленные в детстве, особенности воспитания.
Быть индивидуальностью – значит уметь думать по-своему, вносить что-то
новое.
Я,
принимая
ребенка
по
данной
цепочке,
понимаю,
что
наследственность сохраняет и передает внешние черты человека, но это уже
не тот ребенок, который учился у меня когда-то, а Индивидуальность другого
масштаба.
Рисунки
«Портрет
мамы». В
этом
процессе
проявляются
не
только
познавательные способности, но главное их деятельностные качества. Мною
были показаны каноны изображения погрудного портрета в живописи. В
конце объяснения сделан акцент на создание настроения рисунка, через
форму изображения причёски, цвет, передачу глаз. А это и есть умение
создавать образ в изобразительном творчестве, и он не возможен, если ты
всё
это
не
пропустишь
через
себя,
через
свой
внутренний
мир.
Вот
так
решается один из принципов приобретения учащимися собственного опыта
творческой деятельности – принцип творчества.
Вепренцева Алина, «Портрет мамы», 9 лет. Никитин Даниил, «Моя мама», 9 лет.
Сильное влияние на индивидуальность ребенка оказывает культура и
социальное окружение. Индивидуальность определяется и семьей, в которой
он воспитывается. На Индивидуальность оказывает сильное влияние детский
сад, школа, общественные организации. Очень важными в определении
индивидуальности личности являются способности. А способности нужно
развивать. Изобразительная деятельность играет в этом огромную роль, т. к.
необходимость создания рисунка теснейшим образом связана с развитием
познавательных процессов – восприятия, наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления.
Плисина Ксения, «Прогулка в осеннем парке», 9 лет.
Вепренцева Алина, «В Африку!», 9 лет.
Созданный ребенком рисунок, лепная поделка и т. д. – в значительной мере
отражает его представления об окружающем и эмоциональном отношении к
миру. В изобразительной деятельности формируется умение различать и
классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении
нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в
воображении.
Фомин Алексей, «Тоска», 9лет.
Чватов Кирилл, «Волк», 9 лет.
Работы учащихся 7 класса, чёрная тушь, цв.карандаши.
В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают знания
об основах теории и истории изобразительного искусства, а также знания в
области перспективы, цветоведения, композиции, пластической анатомии,
технологии материалов. Также обучающиеся получают обобщенные
наглядные представления (схемы о практических способах и
последовательности выполнения работ на плоскости и в объеме); технику (т.
е. умения руки и приемы работы различными инструментами и
материалами).
Болдырева Анна, «На даче», 15 лет.
Безгрибельная Анастасия, «Чудо-город», баттик 14 лет.
Акимов Владимир, «Противостояние», баттик, 14 лет.
Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают
успешное выполнение определенной деятельности, то можно говорить об
одаренности. С такими детьми надо продумывать не только тему,
наглядность и технику исполнения, но и интонацию, мимику, жестикуляцию,
потому что это нестандартные дети. У них свои мысли, своя позиция, которая
отличается от общепринятой точки зрения. Они иногда увлекаются тем, что
непонятно ни сверстникам, ни родителям, и нужно тихонечко «вытащить» их
мысли на бумагу. Характерными особенностями, основными отличиями
одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность,
любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению
нового. У таких детей более высокая скорость мышления, умение
прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать
информацию, умение широко пользоваться накопленными знаниями и
работать с этими знаниями.
Способных к рисованию детей мы отбираем на художественное отделение
в 1 класс, которые в обязательном порядке показывают домашние работы,
работы предпрофильного обучения (курсы на базе лицея) и диагностическая
карта психолого-педагогической службы. В процессе обучения уже в 1 классе
некоторые проявляют умения отличные от других. Это детальность
изображаемого предмета, движение фигурок, смело раскладывают цвет на
листе, уверенно работают с линией, проявляют видение формата, т.е. его
заполняемость. Уже это - подсказка учителю о скрытых талантах и
возможностях ребёнка в изобразительном творчестве. На него надо обратить
особое внимание. Не думаю, что одарёнными рождаются. Талантливых детей
надо взращивать до уровня одарённости. Ведь в своём развитии ребёнок
познаёт мир. Как помочь ему познавать область искусства без потери
эмоциональности, как оставаться чутким к восприятию и созданию
художественных образов? Если любовь к рисованию и сам процесс
рисования помогают сопереживать, то ребёнок вкладывает в работу свой
внутренний мир, хотя сам этого ещё и не осознаёт.
Меркулова Елена, «Гроза-царевна», 9 лет. Котляров Гриша, «Грустный портрет», 9 лет.
Вот так, наверное и появляется одарённость или одарённые дети.
Каждый учитель, уча других постоянно учится сам: он должен обеспечивать
гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания,
форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими
детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их
индивидуальных способов деятельности. Учитывать интересы одаренного
ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком,
поддерживать и развивать самостоятельность в обучении. Ведь не зная
психологии, новых методик обучения, современных техник в изоискусстве ты
не сможешь дать ребенку полета творчества, а только будешь его тормозить.
Повышения эффективности работы с одаренными детьми можно достичь при
условии решения комплекса задач, направленных на формирование
компетенций и внедрение современных образовательных технологий, через
усиление роли психолого-педагогической службы. Личность учителя является
ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с
учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором
успешности работы учителя является глобальная личностная
характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую
значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о
целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно
проявляются в межличностном общении. От учителя требуется создание
теплой, эмоционально безопасной атмосферы в классе; предоставление
учащимся обратной связи; использование различных стратегий обучения;
уважения личности; способствование формированию положительной
самооценки ученика; поощрения за творчество и работу воображения.
Измайлова Кристина, «Зимнее чудо», 9 лет.
Способным и талантливым учащимся мы предлагаем выполнять задания с
опережающим развитием: это и больший формат листа, это умение лепить
форму посредством мазка, находить более сложные цветовые сочетания,
подбирать свою палитру в определённом колорите, выполнять более
сложные задачи при выполнении графических заданий, соподчинять
детали общему замыслу.
Бодягин Андрей, «Синие тени», 9лет.
Леонова Рита, «Вечереет», 8 лет.
Работа с одарёнными детьми включает и подготовку детей для участия в
конкурсах детского творчества разного уровня. Вся эта работа вот уже на
протяжении многих лет даёт высокие результаты. Это победители
Международных, областных, городских конкурсов. Работы учащихся
демонстрировались в Литве, Германии, Финляндии, Дании, Индии,
неоднократно печатались в каталогах детского изобразительного творчества,
приглашались на награждение в г. Москву, ряд учащихся отмечены
президентскими премиями для талантливой молодёжи, ежегодной премией
банка-спонсора проводимого конкурса. После лицея многие учащиеся
заканчивают Тульский ГУ по разным художественным направлениям,
поступают по профилю в учебные заведения г. Москвы. Мы помогли детям
развить их творческие способности, показали пути развития и творчества,
подготовили их к осознанию профессионального выбора и пониманию
своего «Я» в этом мире.