Автор: Хавандеева Эльмира Расиховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Лениногорск Республика Татарстан
Наименование материала: "Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста"
Тема: Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Методы и приемы работы по формированию словарного
запаса у детей дошкольного возраста
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были
актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое
внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико,
что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.
В
дошкольном
возрасте
ребенок
должен
овладеть
таким
словарем,
который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи,
поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как
одну из важных задач развития речи.
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с
ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника
зависят
от
того,
насколько
полноценным
является
его
общение.
Важно
беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых
раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.
В
использовании
составленного
комплекса
коррекционных
упражнений,
направленных
на
развитие
словарного
запаса
детей
дошкольного возраста применяю различные методы.
- Наглядные.
В
качестве
наглядных
методов
мною
использовались
наблюдение
(например, в подборе антонимов применялось сравнительное наблюдение) и
демонстрация наглядных пособий.
- Практические.
Ведущим практическим методам являлось упражнение. В применении
упражнений
учитывались
некоторые
правила
(поставить
перед
детьми
учебную
задачу,
рассказать,
что
им
предстоит
сделать;
показать
образец
выполнения упражнения; помнить, что выполнение упражнений нуждается в
поощрении
и
контроле
со
стороны
взрослого,
иначе
могут
закрепиться
ошибочные приёмы, искажения в знаниях) .
-Игровые.
Достоинство игровых методов и приёмов заключалось в том, что они
вызывали у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогали
концентрировать
внимание
на
учебной
задаче,
которая
становилась
не
навязанной извне, а желанной личной целью.
-Словесные.
В
качестве
словесных
методов,
которые
сочетались
с
наглядными,
игровыми
и
практическими,
использую
беседу
и
чтение
произведений
разного жанра.
Учитывая
основные
недостатки
лексической
стороны
речи
детей
дошкольного возраста, система работы основывалась на решении следующих
задач:
Для развития и обогащения словарного запаса детей мною разработан
комплекс
коррекционно-развивающих
игр
и
упражнений,
включающий
иллюстративно - графический и игровой материал:
-предметные картинки с изображением различных признаков предметов
(цвет, форма, величина) ;
-сюжетные картинки с изображением действий;
-коллекция
предметов
для
ознакомления
и
обследования
по
цвету,
форме, размеру, по -составным частям, по фактуре (на ощупь) ;
-муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико – тематическим
циклам;
-картотека
игр
и
игровые
упражнения
на
активизацию
словаря
и
словообразования;
различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты,
овощи, грибы, ягоды) и т. д.
-технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т.
д.) . Например, использование метода Лозанова.
Представитель
одной
из
болгарских
школ
Г.
Лозанов
считает,
что
правильно
организованное
(суггестивное)
обучение
сопровождается
отсутствием усталости, предусматривает ненапряжённую концентрацию, ибо
напряжение
очень
утомляет
и
расходует
энергию
ребёнка
(Суггестивная
гипермнезия - повышенная запоминаемость путём внушения в состоянии
бодрствования.)
Метод
представляет
интерес
для
логопедов
в
процессе
фронтальных занятий, т. к. при суггестивном обучении выявляются скрытые
резервные
возможности
памяти.
Важное
условие:
неосознанный
процесс
запоминания
в
момент
спокойной
предметно-игровой
деятельности,
многократное
повторение;
записанный
на
магнитофоне
т е кс т
воспроизводится в течение 20 минут 2 раза в день (1 месяц) во время
свободных игр детей. Метод прост, физиологичен, может применяться везде,
достаточно
изменить
текст
и
время
заучивания
записи
(например,
постепенное формирование словарного запаса) .
Для успешной работы по формированию словарного запаса необходимо
ввести
разработанный
комплекс
упражнений
в
занятия
воспитателя,
в
индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей (например, на
прогулке можно проводить множество игр на развитие словаря). А также
привлечь к сотрудничеству педагогов и родителей, так как доказано, что
успех
коррекционной
работы
во
многом
определяется
в
согласованной
целенаправленной работе логопеда, воспитателей и родителей.
а) Предложить педагогам и родителям разнообразить досуг детей.
б) Оформить информационный уголок для родителей.
Из книги для пап, мам, бабушек и дедушек Л. Б. Фесюковой «От трёх
до семи» (Развиваем красивую устную речь ребёнка.) были предложены
статьи
с
рекомендациями,
теоретическим
материалом,
играми,
литературными произведениями на развитие и обогащения словаря ребёнка.
Для
развития
словарного
запаса
дошкольников
в
коррекционную
работу, включаю различные задания, способствующие развитию внимания к
слову, к его различным оттенкам и значениям, формирующие у них умение
подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации.
Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью,
так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста,
через
неё
он
познаёт
окружающий
мир,
овладевает
родным
языком,
а
правильно
и
интересно
организованная
игра
способствует
не
только
развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.