Напоминание

Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста


Автор: Хавандеева Эльмира Расиховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Лениногорск Республика Татарстан
Наименование материала: "Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста"
Тема: Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы и приемы работы по формированию словарного

запаса у детей дошкольного возраста

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были

актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое

внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико,

что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

В

дошкольном

возрасте

ребенок

должен

овладеть

таким

словарем,

который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно

обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи,

поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как

одну из важных задач развития речи.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с

ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника

зависят

от

того,

насколько

полноценным

является

его

общение.

Важно

беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых

раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

В

использовании

составленного

комплекса

коррекционных

упражнений,

направленных

на

развитие

словарного

запаса

детей

дошкольного возраста применяю различные методы.

- Наглядные.

В

качестве

наглядных

методов

мною

использовались

наблюдение

(например, в подборе антонимов применялось сравнительное наблюдение) и

демонстрация наглядных пособий.

- Практические.

Ведущим практическим методам являлось упражнение. В применении

упражнений

учитывались

некоторые

правила

(поставить

перед

детьми

учебную

задачу,

рассказать,

что

им

предстоит

сделать;

показать

образец

выполнения упражнения; помнить, что выполнение упражнений нуждается в

поощрении

и

контроле

со

стороны

взрослого,

иначе

могут

закрепиться

ошибочные приёмы, искажения в знаниях) .

-Игровые.

Достоинство игровых методов и приёмов заключалось в том, что они

вызывали у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогали

концентрировать

внимание

на

учебной

задаче,

которая

становилась

не

навязанной извне, а желанной личной целью.

-Словесные.

В

качестве

словесных

методов,

которые

сочетались

с

наглядными,

игровыми

и

практическими,

использую

беседу

и

чтение

произведений

разного жанра.

Учитывая

основные

недостатки

лексической

стороны

речи

детей

дошкольного возраста, система работы основывалась на решении следующих

задач:

Для развития и обогащения словарного запаса детей мною разработан

комплекс

коррекционно-развивающих

игр

и

упражнений,

включающий

иллюстративно - графический и игровой материал:

-предметные картинки с изображением различных признаков предметов

(цвет, форма, величина) ;

-сюжетные картинки с изображением действий;

-коллекция

предметов

для

ознакомления

и

обследования

по

цвету,

форме, размеру, по -составным частям, по фактуре (на ощупь) ;

-муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико – тематическим

циклам;

-картотека

игр

и

игровые

упражнения

на

активизацию

словаря

и

словообразования;

различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты,

овощи, грибы, ягоды) и т. д.

-технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т.

д.) . Например, использование метода Лозанова.

Представитель

одной

из

болгарских

школ

Г.

Лозанов

считает,

что

правильно

организованное

(суггестивное)

обучение

сопровождается

отсутствием усталости, предусматривает ненапряжённую концентрацию, ибо

напряжение

очень

утомляет

и

расходует

энергию

ребёнка

(Суггестивная

гипермнезия - повышенная запоминаемость путём внушения в состоянии

бодрствования.)

Метод

представляет

интерес

для

логопедов

в

процессе

фронтальных занятий, т. к. при суггестивном обучении выявляются скрытые

резервные

возможности

памяти.

Важное

условие:

неосознанный

процесс

запоминания

в

момент

спокойной

предметно-игровой

деятельности,

многократное

повторение;

записанный

на

магнитофоне

т е кс т

воспроизводится в течение 20 минут 2 раза в день (1 месяц) во время

свободных игр детей. Метод прост, физиологичен, может применяться везде,

достаточно

изменить

текст

и

время

заучивания

записи

(например,

постепенное формирование словарного запаса) .

Для успешной работы по формированию словарного запаса необходимо

ввести

разработанный

комплекс

упражнений

в

занятия

воспитателя,

в

индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей (например, на

прогулке можно проводить множество игр на развитие словаря). А также

привлечь к сотрудничеству педагогов и родителей, так как доказано, что

успех

коррекционной

работы

во

многом

определяется

в

согласованной

целенаправленной работе логопеда, воспитателей и родителей.

а) Предложить педагогам и родителям разнообразить досуг детей.

б) Оформить информационный уголок для родителей.

Из книги для пап, мам, бабушек и дедушек Л. Б. Фесюковой «От трёх

до семи» (Развиваем красивую устную речь ребёнка.) были предложены

статьи

с

рекомендациями,

теоретическим

материалом,

играми,

литературными произведениями на развитие и обогащения словаря ребёнка.

Для

развития

словарного

запаса

дошкольников

в

коррекционную

работу, включаю различные задания, способствующие развитию внимания к

слову, к его различным оттенкам и значениям, формирующие у них умение

подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации.

Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью,

так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста,

через

неё

он

познаёт

окружающий

мир,

овладевает

родным

языком,

а

правильно

и

интересно

организованная

игра

способствует

не

только

развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.



В раздел образования