Напоминание

"Построение эффективного общения педагога с родителями, переход к продуктивному взаимодействию детского сада и семьи"


Автор: Федорова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д\с "Лесное" Фрунзенского района г. Санкт-Петербург
Населённый пункт: Ленинградская область, г. Луга
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Построение эффективного общения педагога с родителями, переход к продуктивному взаимодействию детского сада и семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Лесное» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов

«Построение эффективного общения педагога с родителями, переход к

продуктивному взаимодействию детского сада и семьи»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории:

Федорова Н.А.

2017 г.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Лесное» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить,

терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая

абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья

определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно

идти стихийным путем, сформировать правильное родительское поведение.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные

трансформации. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени,

занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и

психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ,

заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка,

повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Педагог дошкольного

учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором

большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с

родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать

социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень

заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической

грамотности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации

работы с родителями. Одним из принципов которой является сотрудничество ДОУ с

семьёй воспитанника, ФГОСДО является основой для оказания помощи родителям

(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и

психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений

развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является

обеспечение повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах

развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В последнее время много говорят о взаимодействии участников образовательного

процесса, о сотрудничестве и выстраивании партнерских отношений педагогов с

родителями. Такое взаимодействие происходит на основе уважения друг к другу, когда

родители и педагоги вместе определяют задачи воспитания и обучения детей.

Партнерские отношения не возникают сами по себе, их нужно создавать и выстраивать.

В литературе выделяют основные составляющие так называемой «формулой партнерства».

Формула партнерства, согласно Е. Д. Проскуряковой состоит из:

Уважения – признание ценности партнера и его мнения;

Интереса к партнеру;

Наличие общей цели;

Диалога как формы контакта;

Договора о взаимодействии;

Понимание и соблюдение собственных прав и прав партнера;

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Лесное» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Разделение ответственности – принятие на себя ответственности за свои

действия в отношении себя и партнера и передача ответственности партнеру за

него и его действия.

Без каждой из этих составляющих партнерство невозможно.

В отношении педагогов ДОУ и родителей эту формулу можно рассматривать так:

Уважение к родителям. Уважение рассматривается в профессиональной позиции

педагога, признающего достоинства личности, ценность и значимость партнера.

Отсутствие уважения со стороны педагога ведет к авторитарному взаимодействию с

родителями.

Интерес к родителям. Выражается в стремлении педагога узнать потребности и

особенности родителей во взаимодействии с ребенком, получить максимальную

информацию, увидеть в общей массе родителей реального человека. Отсутствие интереса

к родителям часто связанно с восприятием родителей как объектов, а не субъектов

образовательного процесса.

Наличие общей цели. Обеспечивает контекст взаимодействия. Если у педагогов и

родителей нет общих целей, то и взаимодействие будет чисто формальным.

Контакт и диалог. Дают возможность общаться и происнять позиции друг друга.

Договор с родителями. Может носить формальный и неформальный характер. В

формальном договоре прописываются предмет договора, права и обязанности сторон,

сроки выполнения обязательств, а также санкции в случае несоблюдения сторонами

договоренности. В неформальной встрече педагоги, как правило, стараются обсудить с

родителями, как вести себя в сложной ситуации, сообщать о неудачах ребенка, какую

информацию делать публичной и обсуждать с другими родителями и педагогами, а какую

желательно оставлять приватной, и многое другое.

Понимания и соблюдение собственных прав и прав партнера. На первое место при

взаимодействии педагогов с родителями выходят такие права, как:

Право на собственное мнение и собственный выбор;

Право на информацию;

Право на уважение;

Право просить о помощи;

Право получать признание и т.д.

Распределение ответственности между педагогами и родителями.

Основная сложность во взаимодействии с родителями – это определение зоны

ответственности педагогов и родителей. При непонимании этого происходит взаимное

обвинение друг друга, перекладывание ответственности и уход от нее.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Лесное» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Приемы общения с родителями, позволяющих развивать партнерские отношения:

Тщательно выбирайте темы для обсуждения с родителями воспитанников.

Яркий оживленный диалог можно поддерживать обоюдно интересной и приятной

беседой.

В общении не переходите к монологу, для этого можно использовать разнообразные

вопросы.

Впервые начиная разговор с родителями, воздерживайтесь от выражения любых

своих глубоких убеждений и взглядов.

Определите, что в данный момент первостепенно, и не тратьте свое и чужое время

на малозначительные детали.

Проявляйте искренний интерес к родителям воспитанников.

При проявлении искреннего интереса к собеседнику происходит переключение

внимания на положительные стороны друг друга.

Будьте внимательны к родителям воспитанников.

Исходя из этого цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье

и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь

высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей,

создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и

семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от

уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры

родителей.

По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно

базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются

основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения,

поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Именно

по этой причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и методов

работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали

формированию активной родительской позиции.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию

детей в ДОУ разнообразные формы работы с родителями должны содержать

образовательные области:

«Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к

праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье

и в детском саду.

«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на

родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и

их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Лесное» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через

консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

«Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания,

профилактику заболеваний, безопасное поведение в различное время года через

оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию семейных спортивных

состязаний и праздников.

«Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре

других семей, организация совместных соревнованиях, привлечение к участию и помощь в

проведении олимпиад внутри сада, а так же городских.

«Коммуникация» — индивидуальное и групповое консультирование родителей по

вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.

«Чтение художественной литературы» — совместное чтение детей и родителей

произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору

тематики чтения, оформление выставок.

«Художественное творчество» — совместные рисунки и поделки.

«Музыка» — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках,

концертах.

«Труд» — совместная деятельность.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет

организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно

использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно использоваться

инновационные формы и методы работы с семьей.

Наименование

С какой целью

используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-

аналитические

Выявление

интересов,

потребностей,

запросов

родителей, уровня их

педагогической

грамотности

Проведение

социологических срезов,

опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление

эмоционального

контакта между

педагогами,

родителями,

детьми

Совместные досуги,

праздники, участие

родителей и детей в

выставках

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Лесное» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Познавательные

Ознакомление

родителей с

возрастными и психоло-

гическими

особенностями детей

дошкольного возраста.

Формирование у

родителей практических

навыков воспитания

детей

Семинары-практикумы,

педагогический брифинг,

педагогическая гостиная,

проведение собраний, кон-

сультаций в нетрадиционной

форме, открытые занятия,

дни открытых дверей,

презентация

дошкольного

учреждения,

клубы

родителей,

вечера вопросов

и ответов, устные

педагогические журналы,

игры с педагогическим

содержанием,

педагогическая

библиотека

для родителей

Наглядно-

информационные:

информационно-

ознакоми-

тельные;

информационно-

просветительские

Ознакомление родителей

с работой дошкольного

учреждения,

особенностями

воспитания детей.

Формирование у

родителей знаний о

воспитании и развитии

детей

Информационные проспекты

для родителей, организация

дней (недель) открытых

дверей, открытых

просмотров занятий и других

видов деятельности детей.

Выпуск газет, организация

мини-библиотек, мини-

музеев

Технология взаимодействия.

Система работы ДОУ с семьей

Принципы работы с родителями:

целенаправленность, систематичность, плановость;

дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной

специфики каждой семьи;

возрастной характер работы с родителями;

доброжелательность, открытость.

Методы изучения семьи:

анкетирование;

наблюдение за ребенком;

посещение семьи ребенка;

обследование семьи с помощью проектных методик;

беседа с ребенком;

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Лесное» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

беседа с родителями

Формы работы с семьей

Традиционные

Презентация дошкольного учреждения

Открытые занятия с детьми для родителей

Посещение семьи

Педагогические беседы

Педагогический совет с участием родителей

Тематические консультации

Групповые собрания: КВН, викторины, посиделки, круглый стол,

конференции, «за чашкой чая».

Круглый стол с родителями

Конференции с родителями

Практические семинары

Библиотечка для родителей

Создание клубов для родителей

Наглядная пропаганда

Нетрадиционные

Первые визиты в детский сад

Телефонные звонки

Брошюры

Бюллетени

Еженедельные записки

Личные блокноты

Приемы создания ролей для родителей: гость группы, доброволец.

Проектная деятельность

Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм

общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения? Когда

нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с

ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то

поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют

сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие,

бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего

детского сада.

«Спрашивайте - отвечаем» - это почтовый ящик для личных вопросов родителей.

Совместно с родителями организуются тематические выставки, например, «Вещи из

бабушкиного сундука», «Как сражались наши деды», «Птичий вальс», «Осенний

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Лесное» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

вернисаж», «Веселые овощи», «Золотые руки наших бабушек». Сегодня большой

популярностью пользуется «Музей одного образа». Такой мини-музей - результат

общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Отличительной чертой

такого мини-музея является то, что он занимает очень небольшое пространство, кроме

того, здесь все можно все трогать.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие

родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое

удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих

детей, их желания и интересы. В настоящее время активно используется метод проектов,

когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания,

например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию

об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют

свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей,

детей и педагогов.

Весьма эффективно участие родителей и в работе педагогических советов, это

помогает выявить общие проблемы, наметить пути их решения. Присутствуя на

педсоветах «Здоровье и безопасность наших детей», «Учимся, играя», родители высказали

свое мнение по обсуждаемой теме, внесли коррективы и предложения. Взаимно

полезным является и участие родителей в семинарах-практикумах «Портрет современного

педагога», где участники обмениваются мнениями о том, каким должен быть воспитатель,

отвечающий требованиям высокой нравственности и запросам современного общества.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном

учреждении осуществляется в разнообразных формах. Современные формы работы с

семьями воспитанников имеют неоспоримые и многочисленные преимущества, это:

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по

воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении

педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться

мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь,

заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в

самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это

взаимодействие;

- учет индивидуальности ребенка: педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает

особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою

очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

- родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то

направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным: таким

образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Лесное» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение

общих интересов и занятий;

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и

семье;

- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при

использовании традиционных форм работ с родителями. педагог, определив тип семьи

воспитанника, можно найти правильный подход для взаимодействия и успешно

осуществлять работу с родителями.

Успешное взаимодействие ДОУ и семьи осуществляется при соблюдении обязательных

условий: осознание цели деятельности каждым участником процесса; обеспечение

индивидуального подхода к каждой семье воспитанников; четкое планирование

деятельности взаимодействия ДОУ с семьей.

Взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей

ДОУ и родителей) является обязательным условием успешного решения воспитательных

задач, способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка,

готовят ребенка к жизни в современном обществе.

Литература:

1.

Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и

семьи. – М.: Академия, 2011. – 151 с.

2.

Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика

работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез,

2012. – 144 с.

3.

Зеленцова С. А., Заздравных И. И. Взаимодействие детского сада и семьи в

воспитании ребенка // Педагогика: традиции и инновации: Материалы международ.

науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011.

– С. 82-84.

4.

Лебедева К. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и

методики ее измерения в контексте личностного подхода // Дошкольное воспитание.

– 2014. - № 6. – С. 84-93.

5.

Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с

семьей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 114 с.

6.

Л.И. Федорова., Материалы курса «Организация взаимодействия педагогов с

родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образования». – М.:

Педагогический университет «Первое сентября», 2014. – 64с.



В раздел образования