Автор: Кирсанова Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-детский сад №23
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по экологии
Тема: "БОГАТСТВО НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ" (ЭКСПЕРИМЕНТ С ВОЗДУХОМ)
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ООД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ЭКОЛОГИИ
«БОГАТСТВО НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»
(ЭКСПЕРИМЕНТ С ВОЗДУХОМ)
Образовательная область «Познание».
Ц Е Л Ь : Закрепить
представление
детей
о
роли
воздуха
в
процессе
экспериментирования,
развивать
познавательную
активность,
расширять
знания о воздухе.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
1.
Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
2.
Расширить представления о свойствах воздуха и способах обнаружения
воздуха.
3.
Познакомить детей с таким природным явлением как ветер, его ролью в
жизни природы и человека.
Развивающие:
1.
Формировать навыки проведения опытов.
2.
Развивать
умение
самостоятельно
делать
выводы
на
основе
практического опыта.
Воспитательные:
1.
Создать
условия
для
формирования
первоначальных
элементов
экологической культуры.
2.
Воспитывать уважение и чувство гордости за природные богатства
нашей страны.
Оборудование: глобус, стаканы (на каждого ребёнка), трубочки для коктейля
(на каждого ребёнка), мыльные пузыри, губки, веера, бумага, воздушные
шары, ёмкости с водой и с запахом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Органиэационный момент.
В.- Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день»;
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
Сейчас мы с вами отправимся в небольшое приключение, а для этого нам
нужны: умные головы, есть такие? Аккуратные руки, есть такие? Острый
слух, внимательные глаза и хорошее настроение.
Ребята,
скажите,
что
нас
с
вами
окружает?
(дома,
деревья,
птицы,
животные…) Правильно! А что необходимо для жизни и человеку,
и
растениям, и животным?(пища, вода, воздух) Молодцы!
Посмотрите внимательно в центр нашего круга, вы никого не видите?
Хорошо, я попробую его поймать. (ловлю воздух пакетом)
Для чего нам нужен воздух? (дышать)
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вы
знаете
сколько
человек
может
прожить
без
еды?
А
без
воды?
(несколько дней) А без воздуха? (не более 5 минут)
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас!
2.Организационный момент.
В.- Хорошо. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие
учёные-исследователи.
Учёные
работают
в
помещении,
где
много
приборов для опытов, а как это помещение называется?
Д.- Лаборатория.
В.- В лаборатории нужно соблюдать определённые правила: соблюдать
тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо,
аккуратно,
внимательно.
Сегодня
я
для
вас
организовала
небольшую
лабораторию в группе.
Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,
Все загадки разгадать, научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать – наша наблюдательность.
3.Основная часть. Познавательная деятельность.
В.- вот мы очутились в самой настоящей лаборатории. Садитесь за столы.
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
В.- Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы
детей)
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакет. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой
он? Вы его видите? Хорошо! Давайте проверим. Возьмите зубочистку и
осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него
руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В.-
воздух
легко
обнаружить,
если
создать
его
движение.
Помашите
веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
Вывод: воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как лёгкий
ветерок, ветер – это движение воздуха.
Эксперимент №2 «Видим воздух при помощи
трубочки и ёмкости с водой.»
В.- Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду. А в другой подуть.
Что вы увидели? (пузырьки воздуха)
Подуйте в трубочку сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков
было одинаковое количество? (нет) почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда
поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и
ёмкостью с водой увидели воздух.
В.- Мы увидели, что в воде есть воздух. А имеет ли воздух какой-нибудь
цвет? (нет)
Вывод: воздух бесцветен.
В.- А какие пузыри можно ещё пускать? (мыльные)
Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
Почему мыльный пузырь летит? (он лёгкий)
Вывод: воздух лёгкий.
Эксперимент №3 «Если ли воздух в губке?»
В.- На столе лежат губки. В губке есть отверстия-дырочки. Что в этих
дырочках? (ответы детей – воздух) что случится, если губку погрузить в
воду?
Опустите
губку
в
воду,
нажмите
на
неё,
что
увидели?
(дети
рассматривают губки, пытаются сформулировать вывод)
Вывод: в губке есть воздух.
Эксперимент №4 «Имеет ли воздух вес?»
В.- Имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим. Вы видите на столе
резиновые игрушки и кусочки резины.
Возьмите кусочек резины и опустите его в воду. Что с ним произошло? (он
утонул) А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины. Что внутри игрушки?
(воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче воды.
В.-
Ребята,
а
вы
знаете,
что
воздухом
можно
рисовать?
Эта
техника
называется кляксографией. Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки
рисовать. (показать технику кляксографии: капнуть каплю акварели на
бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны)
(дети пробуют рисовать)
Эксперимент №5 «Узнай по запаху»
В.- Ребята, а имеет ли воздух запах и вкус? Как вы думаете? (если воздух
чистый – то он не имеет запаха)
Чем
может
пахнуть
воздух?
(свежестью
после
дождя;
едой,
которая
готовится на кухне; дымом, если горит костёр; духами, бензином…)
Предлагаю вам в этом убедиться.
В киндер-сюрпризах были вещества с разными запахами. Я их убрала.
Попробуйте по запаху определить, что в них было. Какой мы можем
сделать вывод?
Вывод: своего запаха и вкуса воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух
ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Так,
например,
при
насморке
мы
делаем
ингаляцию,
и
воздух
пахнет
эквалиптом или пихтой.
Как вы думаете – нужно заботиться о воздухе? А что загрязняет воздух?
(автомобили, заводы, сигареты, пожары – во всём участник человек)
Давайте посмотрим несколько фотографий, которые ветерок принёс к нам
в группу. Что можем мы с вами сделать, чтобы воздух был чистым и
свежим: (ответы детей)
3.
Заключительная часть.
В.- Дети, сегодня мы с вами много нового узнали о воздухе, совершая опыты.
Что вам больше всего запомнилось?
Спасибо
за
работу,
за
умные
головы,
аккуратные
руки,
острый
слух,
внимательные глаза, а главное любовь к природе!
А теперь посмотрим небольшой фильм о воздухе.
Спасибо всем за внимание.