Автор: Еремина Юлия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "ДС"Непоседы"
Населённый пункт: ЯНАО г.Муравленко
Наименование материала: статья
Тема: Развиваем мелкую моторику руки у младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей
Под мелкой моторикой понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях
рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Как ни странно, но развитие мелкой
моторики влияет на память, логику, мышление и речь ребенка. Дело в том, что в коре
головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата,
расположены
очень
близко.
Развивая
мелкую
моторику,
в
коре
головного
мозга
активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых
способностей. Развитие мелкой моторики происходит с самого рождения ребенка, когда мама
разминает пальчики малыша. Когда малыш подрастает , ему нужно давать трогать на ощупь
различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Чем больше поверхностей освоит
ребенок, тем лучше будет для его дальнейшее развитие.
В дошкольном возрасте дети
продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование,
лепка, мозаика, аппликации и прочие).
Существуют различные способы, которые используются для развития мелкой моторики
пальцев рук дошкольников.
Пальчиковые
игры
–
о д и н
и з
н а и б о л е е
популярных и доступных способов развития мелкой
моторики у детей. Для пальчиковых игр не нужно
никакой особенной подготовки, в них можно играть
где
и
когда
угодно.
Занятие
будет
более
интересным, если действия пальчиками выполнять
под
какое-либо
стихотворение
или
песенку.
Во
в р е м я
п а л ьч и ко в ы х
и г р
н у ж н о
с л е д и т ь
ч е р е д о в а н и е м
э л е м е н т о в
н а п р я ж е н и я
и
расслабления
пальчиков.
Такие
чередующиеся
движения способствуют работе мышц и дают положительны результат.
Игры-шнуровки
- это игрушки, представляющие
собой
множество
деталей
с
отверстиями
под
шнурок. Такие игрушки ребенок может нанизывать
н а
ш н у р о к ,
и л и
продевать шнурок
в
о т в е р с т и я ,
ч т о
позволяет
развивать
м е л к и е
м ы ш ц ы
пальцев
рук.
Такую
игру
можно
сделать
самостоятельно используя
плотный картон, цветную
бумагу,
клей, шнурки, тесьму и немного фантазии. Изготавливать такие
игрушки можно вместе с ребенком, это также положительно
повлияет как на развитие моторики, и на его общее развитие.
Рисование пальчиковыми красками любят
все дети без
исключения. Они не только способствуют развитию мелкой
моторики рук, но и помогают ребенку в освоение цвета.
Чтобы во время рисования не запачкать всю квартиру , нужно
заранее
приготовить
определенное
место
и
лучше
надеть
домашнюю одежу, которую в случае необходимости будет
легко привести в порядок : постирать или почистить
Для рисования лучше использовать ватман, что предоставит
ребенку больше "свободы творчества".
Конструкторы. В настоящее время среди детей очень популярны различные конструкторы,
особенно "Лего". Играя с конструктором
ребенок
развивает моторику, пространственное
мышление, логику, закрепляет понятие цветов и оттенков. Для детей 3-4 лет все детали
конструктора должны быть крупными и легко
собираться в зацепление. Чем старше становится
ребенок, тем мельче должны становиться детали
в выбранном для него конструкторе. Родителям
необходимо
заинтересовать
ребенка
игрой
с
конструктором,
поэтому
после
покупки
поиграйте с ним вместе. В процессе игры не
требуйте
от
ребенка
только
выполнения
предложенных
моделей,
предоставьте
ему
свободу
для
творчества,
пусть
фантазирует,
проявляет себя.
Л е п к а способствует
развитию
моторики,
мышления,
внимания
и
творческих
навыков.
Обычно
для
лепки
используется
пластилин.
Альтернативой
данному
традиционному
способу
может
стать
лепка
из
теста,
которое изготавливается из муки и соли. После высыхания
поделки из теста можно раскрашивать красками.
Мозаика
очень
стимулирует
развитие
мелкой
моторики,
способствует
интенсивному
развитию
движений пальцев рук. Суть мозаика заключается в
составлении из мелких частей целого изображения. Во
время
игры
ребенок
постоянно
манипулирует
деталями,
проявляет
фантазию,
сообразительность,
наблюдательность,
терпение
и
настойчивость.
Ему
приходиться совершать сложные движения пальцами
и кистями, чтобы не сломать уже сложенную картинку.
Более
сложным
последующим
этапом
в
данном
направлении являются пазлы.
Игры с перебиранием различных мелких предметов. Уникальность этих игр, состоит в
том,
что
в
них
обычные
бытовые
предметы
превращаются в увлекательные и полезные игрушки.
Для таких игры не нужен сложный инвентарь, ведь все
есть под рукой, не требуется какое-либо отведенное
специальное
ме сто
и л и
помещение -
все
можно
разместить
на кухонном
столе. Насыпьте в одну миску фасоль и горох и
попросите ребенка разделить их.
Для
развития
мелкой
моторики
подойдет одежда
с
пуговицами.
Дети
с
удовольствием
расстегивают и застегивают их на своих кофтах, платьях и других предметах одежды. Задача
родителей в данном случае состоит в том, чтобы увлечь ребенка, включить его в игру,
заинтересовать в выполнении тех или иных действий.
Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные
эмоции. Почаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не
получается у малыша с первого раза, предложите ему помощь. Меняйте вид деятельности
ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для
детей, помогает расти им гармоничными личностями.
Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой
моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.
Воспитатель Еремина Ю.П.