Напоминание

Развиваем мелкую моторику руки у младших дошкольников


Автор: Еремина Юлия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "ДС"Непоседы"
Населённый пункт: ЯНАО г.Муравленко
Наименование материала: статья
Тема: Развиваем мелкую моторику руки у младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей

Под мелкой моторикой понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях

рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Как ни странно, но развитие мелкой

моторики влияет на память, логику, мышление и речь ребенка. Дело в том, что в коре

головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата,

расположены

очень

близко.

Развивая

мелкую

моторику,

в

коре

головного

мозга

активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых

способностей. Развитие мелкой моторики происходит с самого рождения ребенка, когда мама

разминает пальчики малыша. Когда малыш подрастает , ему нужно давать трогать на ощупь

различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Чем больше поверхностей освоит

ребенок, тем лучше будет для его дальнейшее развитие.

В дошкольном возрасте дети

продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование,

лепка, мозаика, аппликации и прочие).

Существуют различные способы, которые используются для развития мелкой моторики

пальцев рук дошкольников.

Пальчиковые

игры

о д и н

и з

н а и б о л е е

популярных и доступных способов развития мелкой

моторики у детей. Для пальчиковых игр не нужно

никакой особенной подготовки, в них можно играть

где

и

когда

угодно.

Занятие

будет

более

интересным, если действия пальчиками выполнять

под

какое-либо

стихотворение

или

песенку.

Во

в р е м я

п а л ьч и ко в ы х

и г р

н у ж н о

с л е д и т ь

ч е р е д о в а н и е м

э л е м е н т о в

н а п р я ж е н и я

и

расслабления

пальчиков.

Такие

чередующиеся

движения способствуют работе мышц и дают положительны результат.

Игры-шнуровки

- это игрушки, представляющие

собой

множество

деталей

с

отверстиями

под

шнурок. Такие игрушки ребенок может нанизывать

н а

ш н у р о к ,

и л и

продевать шнурок

в

о т в е р с т и я ,

ч т о

позволяет

развивать

м е л к и е

м ы ш ц ы

пальцев

рук.

Такую

игру

можно

сделать

самостоятельно используя

плотный картон, цветную

бумагу,

клей, шнурки, тесьму и немного фантазии. Изготавливать такие

игрушки можно вместе с ребенком, это также положительно

повлияет как на развитие моторики, и на его общее развитие.

Рисование пальчиковыми красками любят

все дети без

исключения. Они не только способствуют развитию мелкой

моторики рук, но и помогают ребенку в освоение цвета.

Чтобы во время рисования не запачкать всю квартиру , нужно

заранее

приготовить

определенное

место

и

лучше

надеть

домашнюю одежу, которую в случае необходимости будет

легко привести в порядок : постирать или почистить

Для рисования лучше использовать ватман, что предоставит

ребенку больше "свободы творчества".

Конструкторы. В настоящее время среди детей очень популярны различные конструкторы,

особенно "Лего". Играя с конструктором

ребенок

развивает моторику, пространственное

мышление, логику, закрепляет понятие цветов и оттенков. Для детей 3-4 лет все детали

конструктора должны быть крупными и легко

собираться в зацепление. Чем старше становится

ребенок, тем мельче должны становиться детали

в выбранном для него конструкторе. Родителям

необходимо

заинтересовать

ребенка

игрой

с

конструктором,

поэтому

после

покупки

поиграйте с ним вместе. В процессе игры не

требуйте

от

ребенка

только

выполнения

предложенных

моделей,

предоставьте

ему

свободу

для

творчества,

пусть

фантазирует,

проявляет себя.

Л е п к а способствует

развитию

моторики,

мышления,

внимания

и

творческих

навыков.

Обычно

для

лепки

используется

пластилин.

Альтернативой

данному

традиционному

способу

может

стать

лепка

из

теста,

которое изготавливается из муки и соли. После высыхания

поделки из теста можно раскрашивать красками.

Мозаика

очень

стимулирует

развитие

мелкой

моторики,

способствует

интенсивному

развитию

движений пальцев рук. Суть мозаика заключается в

составлении из мелких частей целого изображения. Во

время

игры

ребенок

постоянно

манипулирует

деталями,

проявляет

фантазию,

сообразительность,

наблюдательность,

терпение

и

настойчивость.

Ему

приходиться совершать сложные движения пальцами

и кистями, чтобы не сломать уже сложенную картинку.

Более

сложным

последующим

этапом

в

данном

направлении являются пазлы.

Игры с перебиранием различных мелких предметов. Уникальность этих игр, состоит в

том,

что

в

них

обычные

бытовые

предметы

превращаются в увлекательные и полезные игрушки.

Для таких игры не нужен сложный инвентарь, ведь все

есть под рукой, не требуется какое-либо отведенное

специальное

ме сто

и л и

помещение -

все

можно

разместить

на кухонном

столе. Насыпьте в одну миску фасоль и горох и

попросите ребенка разделить их.

Для

развития

мелкой

моторики

подойдет одежда

с

пуговицами.

Дети

с

удовольствием

расстегивают и застегивают их на своих кофтах, платьях и других предметах одежды. Задача

родителей в данном случае состоит в том, чтобы увлечь ребенка, включить его в игру,

заинтересовать в выполнении тех или иных действий.

Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные

эмоции. Почаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не

получается у малыша с первого раза, предложите ему помощь. Меняйте вид деятельности

ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для

детей, помогает расти им гармоничными личностями.

Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой

моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.

Воспитатель Еремина Ю.П.



В раздел образования