Напоминание

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Шильникова Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №70 комбинированного вида" Ново-Савиновского района.
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Публикация
Тема: РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ

Ситуация

в

обществе

сегодня

складывается

таким

образом,

что

возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения

жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с

детьми,

в

более

тесном

сотрудничестве

с

родителями,

взаимодействии

дошкольного

учреждения

с

общественными

организациями.

Тем

самым

обеспечивается

снижение

социальной

дезадаптации

подрастающего

поколения,

предупреждение

и/или

снижение

последствий

возможных

чрезвычайных

ситуаций,

формирование

культуры

безопасного

поведения

дошкольников.

Семья – основной институт социализации ребёнка. То, что человек в

детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей

жизни.

В.А.

Сухомлинский

писал:

«Семья

для

ребёнка

это

источник

общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение… Ребёнок – зеркало семьи». Сила и

стойкость

семейных

воздействий

связаны

с

тем,

что

они

постоянны

и

длительны, ребёнок подражает действиям близких людей, учится действовать

вместе

с

ними

в

реальных

жизненных

ситуациях,

усваивает

не

только

отдельные знания и навыки, но и стиль жизни, отношение к себе и другим

людям, к окружающему миру.

Являясь первыми и главными воспитателями своих детей, родители

несут ответственность за их воспитание и развитие, они должны заложить

основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности

ребёнка. От желания и способности родителей качественно исполнять свои

обязанности во многом зависят духовный мир ребёнка, его готовность к

межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать

над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не

только способствует реализации их прав, но и служит образцом желаемого,

одобряемого поведения – его моделью. Определяющим фактором успеха

работы по повышению родительской компетентности становится следование

определённым

закономерностям.

Так,

при

организации

родительского

образования

необходимо

учитывать

специфику,

принципиальное

отличие

семейного

воспитания

от

общественного.

Если

основой

общественного

формирования

личности

является

социальных

требований

к

ребёнку,

то

фундаментом родительского влияния выступает прежде всего безусловная

родительская любовь к ребёнку, забота о нём как о самоценной личности,

принятие его таким, как он есть. В связи с этим важнейшими результатами

образования родителей должны стать изменение места, которое занимают

дети

в

их

жизни,

улучшение

взаимоотношений

взрослых

с

ребёнком,

осознание

значимости

воспитательной

деятельности

семьи,

появление

родительской ответственности, освоение конкретных умений, связанных с

воспитанием ребёнка. Организуя образовательный процесс со взрослыми,

важно

помнить

об

условности

намеченных

планов,

о

необходимости

ориентироваться на потребности родителей. Для взрослых людей характерно

стремление деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие

ситуации

собственный

опыт

и

свои

жизненные

ценности,

соотносить

содержание

образовательного

процесса

со

своими

целями

и

задачами,

проблемами в воспитании собственных детей. Как правило, взрослые люди

хотят учиться, если они видят необходимость и возможности применить

результаты для улучшения своей деятельности, повышения качества жизни.

Так

как

важным

условием

формирования

культуры

безопасного

поведения дошкольников является взаимодействие педагогов с семьями и

если

образовательное

учреждение

способствует

интеграции

ребёнка

в

социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию развития. Родители

знают индивидуальные особенности ребёнка, личностные свойства, характер,

способности и т.д. именно семья может быть надёжной опорой в решении

задач по воспитанию основ безопасного поведения дошкольников.

Основными задачами работы педагога в данном направлении являются:

1.

Установить

партнёрские

отношения

между

педагогами,

детьми

и

родителями;

2. Создать атмосферу общности;

3.

Способствовать

осознанию

родителями

своей

воспитательной

роли

в

семье;

4. Осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, соответствующих

его возрастным и индивидуальным особенностям;

4.

Учить

понимать

и

поддерживать

детей

с

разными

типами

характера,

проблемами и стилями поведения;

5.

Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических

силах;

6. Выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком;

7.

Активизировать

коммуникации

в

семье

по

вопросам

безопасного

поведения.

Содержание

работы

с

родителями

по

формированию

культуры

безопасного поведения детей дошкольного возраста включают:

- Ознакомление родителей с правилами личной безопасности дошкольника и

поведением в разных экстремальных ситуациях;

- Предоставление информации о том, как создать максимально безопасные

условия пребывания ребёнка дома, на улице, на отдыхе;

- Знакомство родителей с работой дошкольного учреждения по проблемам

безопасности жизнедеятельности и результатами обучения и воспитания.

Направления

в

работе

с

родителями

по

формированию

культуры

безопасного поведения детей дошкольного возраста включают:

- Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования

родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в

ней;

-

Ознакомление

родителей

с

работой

детского

сада

по

предполагаемой

программе

(собрания,

открытые

занятия,

специальные

экспозиции,

тематические видеофильмы);

- Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с

использованием

их

профессионального

опыта,

медицинского

работника,

полицейского, пожарника);

- Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия,

различные

общие

мероприятия

-

экскурсии,

информация

в

«уголках

для

родителей»).

-

Индивидуальное

психолого-педагогическое

консультирование.

(Могут

носить разовый характер);

- Организация работы семейного клуба «Знатоки безопасности»;

- Встречи с участием инспекторов государственно инспекции безопасности

дорожного движения и военизированной пожарной части;

-

Выставки

дидактических

пособий,

игр,

поделок,

художественной

и

методической литературы, детских работ на тему «Безопасное поведение»;

- Работа с детьми и родителями по карте микрорайона детского сада, где

можно отметить различного рода опасности, которые могут встретиться на их

пути. Родители вместе с детьми отслеживают изменения происходящие в

микрорайоне, отмечая на карте.

Организуя

взаимодействие

с

семьёй

по

вопросам

формирования

культуры безопасности у дошкольников, необходимо помнить, что каждый из

родителей прежде всего стремится найти ответы нам волнующие его вопросы

о

воспитании

его

собственного

ребёнка,

а

при

организации

обучения

необходимо

понимать,

что

педагогическое

просвещение

родителей,

получаемые

ими

знания

должны

быть

не

целью,

а

средством

решения

возникающих

проблем,

построения

продуктивных

детско-родительских

отношений, партнёрского взаимодействия с детским садом.

Список литературы:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие

по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144

с.

2. Киевская Г.А., Воспитатель МБДОУ «ЦРР – Д/С № 32», Адаптационная

программа «Безопасное детство» (для детей старшего дошкольного возраста),

г. Братск. 2015 – 96 с.

3. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 – 8 лет.

Парциальная

программа.

СПб.:

ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2015. – 160 с.

4. Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Формирование культуры безопасности.

Взаимодействие семьи и ДОО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2015. – 176 с.

5. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука

безопасности»,

конспекты

занятий,

игры/

авт.-сост.

Н.В.

Коломеец.

Волгоград: Учитель, 2011. – 168 с.



В раздел образования