Автор: Маркелова Анна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №7" Населённый пункт: город Заречный Пензенская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Развитие логического мышления дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
.
Словесно-дидактические игры данного сборника направлены на развитие
мыслительных операций: сравнение, аналогия, обобщение, анализ и синтез,
сериация, классификация, абстрагирование.
Начинать работу надо с обучения детей простейшим мыслительным
операциям и вводить их надо последовательно, учитывая возрастные
особенности детей:
1 младшая группа – сравнение, аналогия;
2 младшая группа – сравнение, аналогия, анализ и синтез, обобщение;
Средняя группа – сравнение, аналогия, анализ и синтез, обобщение,
классификация, сериация;
Старшая и подготовительная группы – сравнение, аналогия, анализ и
синтез, обобщение, классификация, сериация, абстрагирование.
Игры можно использовать при проведении занятий в виде логических
разминок, в ходе занятий и в свободной деятельности. Использование
заданий этого рода поможет ребенку освоить любой познавательный
материал и успешно подготовиться к школе.
Игры на обобщение
.
№ 1. Воспитатель предлагает детям картинки:
кастрюля, сахарница, улей, слива, берлога, врач.
Задание: заполни пропуски в следующих определениях:
кастрюля – это посуда для ______________________,
сахарница – это посуда для ______________________,
улей – это дом для _____________________________,
слива – это дерево, на котором ___________________,
берлога – это дом для ___________________________,
врач – это человек, который ______________________.
№ 2. Воспитатель предлагает детям картинки,
Задание: назвать группу картинок одним словом:
помидор, огурец, морковь – это __________________,
стол, диван, кресло – это ________________________,
зима, весна, лето, осень – это ____________________.
№ 3. Воспитатель называет детям слова:
Коза, корова…
Заяц, волк…
Ложка, тарелка…
Задание: продолжить перечисление и назвать общим словом.
№ 4. Воспитатель предлагает детям картинки:
капуста малина яблоко
огурец смородина
апельсин
лук черника
лимон
помидор
ежевика
груша
Задание: дать название каждой группе.
№ 5. Воспитатель предлагает детям картинки с изображением
геометрических фигур.
Задание: а) в каждом ряду одна фигура лишняя. Покажи ее. Почему она
лишняя?
б) Что общего у этих фигур?
№ 6. «Рассели» фигуры в «домики». Воспитатель предлагает расселить
фигуры в квартиры по правилу: на каждом этаже живут квадрат, круг, овал,
но одинаковые фигуры не могут жить друг над другом.
Игры на классификацию
.
№ 1. Воспитатель предлагает детям картинки: лимон, груша, апельсин,
малина, яблоко, слива, земляника, смородина.
Задание: назвать 1) ягоды,
2) фрукты.
№ 2. Даны различные картинки.
Задание: выбрать только те картинки, на которых изображены животные.
№ 3. Воспитатель предлагает детям картинки: заяц, кошка, собака, лиса,
медведь, барсук, корова, волк.
Задание: назвать 1) домашних животных,
2) диких животных.
№ 4. Даны картинки: стол, чашка, стул, тарелка, шкаф, чайник, диван, ложка.
Задание: назвать 1) мебель,
2) посуду.
№ 5. Детям предлагаются картинки:
Чашка, стол, ложка, вилка.
Задание: выбрать предметы посуды.
Пальто, шапка, шарф, ручка.
Задание: выбрать предметы одежды.
Огурец, земляника, помидор, морковь.
Задание: выбрать овощи.
№ 6. Словесно-дидактическая игра: «Рыбы, птицы, звери».
Воспитатель произносит «рыба», «птица» или «зверь», бросая мяч одному из
детей, который должен подобрать видовое понятие к названному роду.
Аналогично проводятся игры «Транспорт», «Мебель», «Посуда», «Растение»
и т.п.
Игры на аналогию
.
№ 1. Воспитатель предлагает детям картинку с изображением ежика.
Задание: Какой ежик? Кто или что может быть колючим?
№ 2. Детям предлагается белый лист бумаги.
Задание: Что может быть белым?
№ 3. Детям предлагается картинка с изображением стрекозы. Стрекоза летает.
Задание: Кто или что умеет летать?
№ 4. Лампочка – она круглая.
Задание: Что может быть круглым?
№ 5. Детям предлагается картинка с изображением крокодила.
Задание: Кто или что может быть зеленым?
№ 6. Детям предлагается картинка с изображением лягушки.
Задание: Что умеет делать лягушка? Кто еще умеет прыгать?
Игры на анализ и синтез
.
№ 1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Без головы, а в шляпе,
Одна нога, и та – без сапога.
№ 2. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
В лесу, под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист.
№ 3. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок, и нет цветка.
№ 4. Воспитатель предлагает назвать предмет, про который можно сказать:
гладкое, стеклянное, в него не смотрятся, перед ним причесываются.
№ 5. Воспитатель предлагает назвать предмет, который обладает
следующими признаками:
имеет 4 стороны и 4 угла,
имеет 3 стороны и 3 угла и т.п.
№ 6. Воспитатель предлагает назвать предметы, которые могут быть и
большими и маленькими, и низкими и высокими.
№ 7. Воспитатель предлагает детям картинки, на которых изображены
различные плоды.
Задание: назови те плоды на картинке, которые бывают красного цвета.
№ 8. Воспитатель предлагает детям картинки: яблоко, арбуз, лимон, груша и
т.д.
Задание: рассказать о форме, цвете, вкусе.
№ 9. Детям предлагаются картинки собаки и кошки.
Задание: рассказать о кошке и собаке, как о животных.
Игры на сериацию.
№ 1. Детям предлагаются картинки зверей и домов.
Задание: посели зверей в домики, проведи дорожку от зверя к его домику.
№ 2. Детям предлагаются картинки животных: заяц, медведь, черепаха,
жираф, слон.
Задание: определи, кто быстрее всех бегает; нарисуй полоски разной длины
рядом с каждым животным: чем быстрее бегает, тем длиннее полоска.
№ 3. Детям предлагается набор картинок «Утро».
Задание: расскажи о том, что ты делаешь утром, используя картинки.
№ 4. Детям предлагается набор картинок «Растения».
Задание: расскажи по порядку о том, как происходит развитие растений,
используя картинки.
№ 5. Воспитатель предлагает детям различные картинки, на которых
изображены деревья.
Задание: расставь картинки в таком порядке: от самого низкого до самого
высокого.
№ 6. Детям предлагают рассмотреть картинку, на которой нарисованы
белочка (медведь, еж и т.д.)
Задание: расскажи, как живут эти звери в течение года.
Игры на сравнение
.
№ 1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки: ручка-карандаш,
река-море, лето-зима, дерево-кустарник.
Задание: назвать, чем отличаются предметы друг от друга.
№ 2. Воспитатель предлагает детям картинки: ель-сосна, ромашка-василек,
воробей-ворона.
Задание: найти общие признаки.
№ 3. Воспитатель называет детям слова: узкий, добрый, близко, горячий и
т.п.
Задание: подобрать к данным словам слова с противоположным значением.
№ 4. Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки: (большой слон-
маленький слоненок; большая птица-маленькая; большая елочка-маленькая и
т.п.)
Задание: Найди среди них пары и соедини линиями.
№ 5. Детям предлагается картинка Матрешки.
Задание: отметить признаки каждой части тела (цвет, форму, размер).
№ 6. Воспитатель предлагает детям две картинки, на которых изображены 2
зайца.
Задание: назвать признаки сходства и различия.
№ 7. Воспитатель предлагает детям две картинки: на первой – береза, на
второй – осина.
Задание: чем они отличаются, что у них одинаковое?
Игры на абстрагирование
.
Цель: Научить детей находить связи между предметами, познакомить с
существенными и несущественными признаками предметов.
1.
Воспитатель предлагает детям картинки:
Карандаш – уголь,
Мел – мука,
Матрешка – конструктор.
Задание: назвать как можно больше общих признаков этих предметов.
2.
Воспитатель предлагает детям картинки:
Газета, книга, шапка, консервная банка, носовой платок.
Задание: назвать как можно больше способов применения данных предметов.
Загадка – важнейшее средство развития мышления старших
дошкольников
.
Развивать наблюдательность
Обучать детей умению сравнивать, обобщать, выделять главные признаки
Учить находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей
жизни
На основе соотнесенных признаков и выявленных связей учить делать
выводы (умозаключения)
Виды загадок
Логические
Творческие
Принципы составления
загадок
Объединение
признаков в
целое
Аналогия
На основе
частей
предмета
Противо -
речия
Направления
Отгадывание загадок
Составление загадок
Этапы работы
Развитие логического мышления старших
дошкольников
.
• сравнение • отгадывание • описательные • пересказывание
• аналогия загадок модели • составление
• анализ и • составление • круги Эйлера рассказов
синтез
загадок • графические
• сериация
• решение модели
• классификация проблемных
• обобщение ситуаций
занятия прогулки праздники наблюдения игровая
деятельность
Направления