Напоминание

"Развитие логического мышления дошкольников"


Автор: Маркелова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Заречный Пензенская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие логического мышления дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Детский сад №7 «Игрушка»»
Методические рекомендации

для воспитателей по теме:

«Развитие логического мышления

дошкольников».
Составитель: Маркелова А.А. воспитатель 2015г.

Пояснительная записка
. Словесно-дидактические игры данного сборника направлены на развитие мыслительных операций: сравнение, аналогия, обобщение, анализ и синтез, сериация, классификация, абстрагирование. Начинать работу надо с обучения детей простейшим мыслительным операциям и вводить их надо последовательно, учитывая возрастные особенности детей:
1 младшая группа
– сравнение, аналогия;
2 младшая группа
– сравнение, аналогия, анализ и синтез, обобщение;
Средняя группа
– сравнение, аналогия, анализ и синтез, обобщение, классификация, сериация;
Старшая и подготовительная группы
– сравнение, аналогия, анализ и синтез, обобщение, классификация, сериация, абстрагирование. Игры можно использовать при проведении занятий в виде логических разминок, в ходе занятий и в свободной деятельности. Использование заданий этого рода поможет ребенку освоить любой познавательный материал и успешно подготовиться к школе.

Игры на обобщение
. № 1. Воспитатель предлагает детям картинки: кастрюля, сахарница, улей, слива, берлога, врач. Задание: заполни пропуски в следующих определениях: кастрюля – это посуда для ______________________, сахарница – это посуда для ______________________, улей – это дом для _____________________________, слива – это дерево, на котором ___________________, берлога – это дом для ___________________________, врач – это человек, который ______________________. № 2. Воспитатель предлагает детям картинки, Задание: назвать группу картинок одним словом: помидор, огурец, морковь – это __________________, стол, диван, кресло – это ________________________, зима, весна, лето, осень – это ____________________. № 3. Воспитатель называет детям слова: Коза, корова… Заяц, волк… Ложка, тарелка… Задание: продолжить перечисление и назвать общим словом. № 4. Воспитатель предлагает детям картинки: капуста малина яблоко огурец смородина апельсин лук черника лимон помидор ежевика груша Задание: дать название каждой группе. № 5. Воспитатель предлагает детям картинки с изображением геометрических фигур. Задание: а) в каждом ряду одна фигура лишняя. Покажи ее. Почему она лишняя? б) Что общего у этих фигур? № 6. «Рассели» фигуры в «домики». Воспитатель предлагает расселить фигуры в квартиры по правилу: на каждом этаже живут квадрат, круг, овал, но одинаковые фигуры не могут жить друг над другом.

Игры на классификацию
. № 1. Воспитатель предлагает детям картинки: лимон, груша, апельсин, малина, яблоко, слива, земляника, смородина. Задание: назвать 1) ягоды, 2) фрукты. № 2. Даны различные картинки. Задание: выбрать только те картинки, на которых изображены животные. № 3. Воспитатель предлагает детям картинки: заяц, кошка, собака, лиса, медведь, барсук, корова, волк. Задание: назвать 1) домашних животных, 2) диких животных. № 4. Даны картинки: стол, чашка, стул, тарелка, шкаф, чайник, диван, ложка. Задание: назвать 1) мебель, 2) посуду. № 5. Детям предлагаются картинки:  Чашка, стол, ложка, вилка. Задание: выбрать предметы посуды.  Пальто, шапка, шарф, ручка. Задание: выбрать предметы одежды.  Огурец, земляника, помидор, морковь. Задание: выбрать овощи. № 6. Словесно-дидактическая игра: «Рыбы, птицы, звери». Воспитатель произносит «рыба», «птица» или «зверь», бросая мяч одному из детей, который должен подобрать видовое понятие к названному роду. Аналогично проводятся игры «Транспорт», «Мебель», «Посуда», «Растение» и т.п.

Игры на аналогию
. № 1. Воспитатель предлагает детям картинку с изображением ежика. Задание: Какой ежик? Кто или что может быть колючим? № 2. Детям предлагается белый лист бумаги. Задание: Что может быть белым? № 3. Детям предлагается картинка с изображением стрекозы. Стрекоза летает. Задание: Кто или что умеет летать? № 4. Лампочка – она круглая. Задание: Что может быть круглым? № 5. Детям предлагается картинка с изображением крокодила. Задание: Кто или что может быть зеленым? № 6. Детям предлагается картинка с изображением лягушки. Задание: Что умеет делать лягушка? Кто еще умеет прыгать?
Игры на анализ и синтез
.
№ 1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Без головы, а в шляпе, Одна нога, и та – без сапога. № 2. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: В лесу, под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист. № 3. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, Был цветок, и нет цветка. № 4. Воспитатель предлагает назвать предмет, про который можно сказать: гладкое, стеклянное, в него не смотрятся, перед ним причесываются. № 5. Воспитатель предлагает назвать предмет, который обладает следующими признаками:  имеет 4 стороны и 4 угла,  имеет 3 стороны и 3 угла и т.п. № 6. Воспитатель предлагает назвать предметы, которые могут быть и большими и маленькими, и низкими и высокими. № 7. Воспитатель предлагает детям картинки, на которых изображены различные плоды. Задание: назови те плоды на картинке, которые бывают красного цвета. № 8. Воспитатель предлагает детям картинки: яблоко, арбуз, лимон, груша и т.д. Задание: рассказать о форме, цвете, вкусе. № 9. Детям предлагаются картинки собаки и кошки. Задание: рассказать о кошке и собаке, как о животных.

Игры на сериацию.
№ 1. Детям предлагаются картинки зверей и домов. Задание: посели зверей в домики, проведи дорожку от зверя к его домику. № 2. Детям предлагаются картинки животных: заяц, медведь, черепаха, жираф, слон. Задание: определи, кто быстрее всех бегает; нарисуй полоски разной длины рядом с каждым животным: чем быстрее бегает, тем длиннее полоска. № 3. Детям предлагается набор картинок «Утро». Задание: расскажи о том, что ты делаешь утром, используя картинки. № 4. Детям предлагается набор картинок «Растения». Задание: расскажи по порядку о том, как происходит развитие растений, используя картинки. № 5. Воспитатель предлагает детям различные картинки, на которых изображены деревья. Задание: расставь картинки в таком порядке: от самого низкого до самого высокого. № 6. Детям предлагают рассмотреть картинку, на которой нарисованы белочка (медведь, еж и т.д.) Задание: расскажи, как живут эти звери в течение года.
Игры на сравнение
.
№ 1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки: ручка-карандаш, река-море, лето-зима, дерево-кустарник. Задание: назвать, чем отличаются предметы друг от друга. № 2. Воспитатель предлагает детям картинки: ель-сосна, ромашка-василек, воробей-ворона. Задание: найти общие признаки. № 3. Воспитатель называет детям слова: узкий, добрый, близко, горячий и т.п. Задание: подобрать к данным словам слова с противоположным значением. № 4. Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки: (большой слон- маленький слоненок; большая птица-маленькая; большая елочка-маленькая и т.п.) Задание: Найди среди них пары и соедини линиями. № 5. Детям предлагается картинка Матрешки. Задание: отметить признаки каждой части тела (цвет, форму, размер). № 6. Воспитатель предлагает детям две картинки, на которых изображены 2 зайца. Задание: назвать признаки сходства и различия. № 7. Воспитатель предлагает детям две картинки: на первой – береза, на второй – осина. Задание: чем они отличаются, что у них одинаковое?
Игры на абстрагирование
.
Цель: Научить детей находить связи между предметами, познакомить с существенными и несущественными признаками предметов. 1. Воспитатель предлагает детям картинки: Карандаш – уголь, Мел – мука, Матрешка – конструктор. Задание: назвать как можно больше общих признаков этих предметов. 2. Воспитатель предлагает детям картинки: Газета, книга, шапка, консервная банка, носовой платок. Задание: назвать как можно больше способов применения данных предметов.

Загадка – важнейшее средство развития мышления старших

дошкольников
. 
Развивать наблюдательность

Обучать детей умению сравнивать, обобщать, выделять главные признаки

Учить находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей

жизни

На основе соотнесенных признаков и выявленных связей учить делать

выводы (умозаключения)

Виды загадок

Логические

Творческие

Принципы составления

загадок

Объединение

признаков в

целое

Аналогия

На основе

частей

предмета

Противо -

речия

Направления

Отгадывание загадок

Составление загадок

Этапы работы


Развитие логического мышления старших

дошкольников
. • сравнение • отгадывание • описательные • пересказывание • аналогия загадок модели • составление • анализ и • составление • круги Эйлера рассказов синтез загадок • графические • сериация • решение модели • классификация проблемных • обобщение ситуаций занятия прогулки праздники наблюдения игровая деятельность
Направления

Развитие

мыслительных

операций

Решение

логических

задач

Развитие

способности к

наглядному

моделированию

Развитие

связной

речи

Формы работы по реализации


В раздел образования