Автор: Романова Юлия Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 24
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Раздел: дошкольное образование
МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Ю.А.Романова
Россия, г. Иркутск, Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение г. Иркутска детский сад № 24
Физические упражнения могут
заменить множество лекарств,
но ни одно лекарство в мире не
может заменить физические
упражнения.
Мюссе А.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние
годы приобретает все большую актуальность.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является
одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами.
Целями физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду
является:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства,
- формирование основ базовой культуры личности,
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями,
- подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти
цели
реализуются
в
процессе
разнообразных
видов
детской
деятельности:
игровой,
учебной,
художественной,
двигательной,
элементарно-трудовой.
В работу с дошкольниками включаем образовательную деятельность
познавательного
цикла,
которая
оказывает
влияние
на
формирование
здорового образа жизни у детей. Мероприятия проводим в игровой форме,
объединяя их одной большой тематической игрой или путешествием. В ходе
каждого занятия используются различные виды массажа, динамические и
оздоровительные паузы, пальчиковые игры, а также
широко применяются
художественные произведения - литературные, изобразительные. Например,
стихи
для
малышей
Н.
Пикулевой
и
М.
Дружининой,
«Мойдодыр»
К.
Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича, «Неболейка» И. Соковня и
«Румяные
щечки»
С.
Прокофьевой.
Художественные
образы
помогают
ребенку
осмыслить
ценности
здорового
образа
жизни,
вызывают
живой
эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям, предотвращать
о п а с н ы е
ко н т а к т ы
и
с и т у а ц и и ,
у г р ож а ю щ и е
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности.
В любое время года и любую погоду организуем прогулки. В содержание
прогулки
включаются
естественные
виды
движений,
подвижные
игры,
спортивные
упражнения
типа
катания
санках,
самокатах,
дозированная
ходьба в осенне-зимний период и дозированный бег - в весеннее- летний
период,
занятия
общей
физической
подготовкой.
На
участок
выносятся
разнообразные пособия для игр – мячи, скакалки, кегли.
В
дошкольном
учреждении
отработана
система
оздоровительно-
профилактических
мероприятий,
которая
включает
в
себя:
специальные
закаливающие процедуры - полоскание ротовой полости настоем трав, водой,
обширное умывание, ходьба босиком по массажным дорожкам, самомассажи
рук,
стоп,
ушей,
биологически
активных
точек,
проветривание
и
др.,
направленные на оздоровление детей.
Создана
предметно-развивающая
среда,
оборудованы
физкультурные
уголки, спортивная площадка на территории детского сада, спортивный зал.
Подбор мебели осуществляется в соответствии с санитарными нормами и
правилами. Соблюдаются тепловой и световой режимы.
В
группах
можно
увидеть
различные
наглядные
агитационные
материалы
в
виде
фотогазет,
папок-передвижек,
коллажей,
рисунков
на
спортивную тематику. По итогам проведения спортивных мероприятий, мы
регулярно выпускаем фотогазеты, проводим конкурсы рисунков.
Педагоги
в
своей
работе
используют
нетрадиционные
формы
физкультурно-оздоровительной
работы
с
детьми:
проводят
утреннюю
гимнастику
на
основе
сюжетных
и
сюжетно-ролевых
игр,
ритмическую
гимнастику, предлагают танцевальные упражнения, театрализованные игры с
«погружением
в
образ»,
игровые
занятия
по
форм ированию
интеллектуальных
ценностей
физической
культуры,
самомассаж
с
использованием групповых форм работы, игровое экспериментирование с
возможностями собственного тела на основе методов проблемного обучения,
двигательные игротренинги.
В
ДОУ
организуются
следующие
формы
активного
отдыха
детей:
физкультурные
досуги,
физкультурные
праздники.
В
них
реализуется
естественная
потребность
детей
в
движении,
и
через
положительный
эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм
ребенка, закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются
физические качества.
В программу праздника входят разнообразные физические упражнения и
веселые
подвижные
игры,
предварительно
разученные
на
физкультурных
занятиях.
Значительная
роль
отводится
музыке
сюрпризным
моментам,
красочным атрибутам и оформлению. Зимние спортивные праздники это
санки,
лыжи,
игры
с
клюшкой
и
шайбой.
В
подготовке
к
празднику
учувствует
весь
коллектив
ДОУ.
Физкультурный
досуг
не
требует
специальной подготовки и строится на знакомом материале, играх, играх-
эстафетах.
В ДОУ ведется активная работа с семьями воспитанников: оформляются
стенды,
папки-передвижки,
где
представлены
рекомендации
по
оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным
особенностям
детей;
проводятся
родительские
собрания,
консультации,
семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики
заболеваний,
коррекции
отклонений
в
развитии;
родители
принимают
активное участие в физкультурных праздниках и досугах.
Мы сотрудничаем с родителями и по необходимости, оказываем им
помощь
в
решении
интересующих
вопросов
по
оздоровлению
детей,
привлекаем
их
к
участию
в
совместных
физкультурно-оздоровительных
мероприятиях, проводим физкультурные досуги и праздники, консультации,
индивидуальные беседы, приглашаем родителей для участия в выступлениях
на родительских собраниях с докладами о физических умениях и навыках
детей,
о
значимости
совместной
двигательной
деятельности
с
дошкольниками и т. д.
Анализ
результатов
анкетирования
родителей
показывает
высокий
уровень их удовлетворенности организацией образовательного процесса по
физической культуре.
Воспитанники
детского
сада
принимают
самое
активное
участие
в
спортивных
мероприятиях
детского
сада.Таким
образом,
при
правильной
организации
воспитательной
и
оздоровительной
работы,
создании
эмоциональной насыщенной и разнообразной деятельности детей, успешно
решаются оздоровительно-воспитательные задачи.