Автор: Грибова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №10 комбинированного вида"
Населённый пункт: Ленинградская область г. Луга
Наименование материала: конспект НОД
Тема: осень в лесу
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы
«Осень в лесу»
Воспитатель: Грибова Т.В.
г. Луга
2016 год
Цель:
Обобщить и расширить знания детей о характерных признаках осени.
Задачи:
Обучающие:
- Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и
образом жизни растений и птиц.
-Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья, съедобные и
ядовитые грибы.
-Продолжать учить образованию относительных прилагательных.
Развивающие:
-Продолжать развивать пространственные ориентировки.
-Развивать логическое мышление, зрительное внимание , память.
Воспитательные:
-Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
1.
Картинки с изображением деревьев
2.
Стульчики по количеству детей
3.
Изготовленные из бумаги осенние листочки
4.
Картинки с изображением перелетных и зимующих птиц
5.
Д\и «Съедобные-несъедобные» (грибы)
6.
Мольберт
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках.
В. Ребятки послушайте загадку и постарайтесь ее отгадать:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я …
Д. Осень
В.А за каким временем года наступила осень?
Д. За летом
В.А что же происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц
Д. – Осенью становится все холоднее
- Осенью часто идут дожди
- Осенью листья на деревьях желтеют и опадают
- Осенью перелетные птицы улетают в теплые страны
- Осенью заяц меняет серую шубку на белую
- Осенью медведь впадает в спячку
- Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, в сухую листву
- Осенью замерзают водоемы
В. Молодцы! А сегодня мы с вами совершим путешествие в лес. Вы хотите в
лес?
Д. Да
В. А на чем мы отправимся в наше путешествие?
Д.- Можно поехать на машине
-Поехать на поезде
-Полететь на самолете
- Поплыть на лодке
- Полететь на вертолете
- Поехать на автобусе
- Поехать на велосипеде
В. Конечно можно воспользоваться любым из этих видов транспорта, но я
предлагаю поехать на поезде. А поезд мы с вами построим при помощи
стульчиков.
Дети ставят стульчики друг за другом и садятся на них.
В. Кто едет в первом вагоне?
Д. В первом вагоне едет Артем
В. Кто едет в последнем вагоне?
Д. В последнем вагоне едет Ира
В. Кто за Настей?
Д. За Настей Коля
В. Кто перед Димой?
Д. Перед Димой Артем
В.Между Вовой и Катей?
Д. Между Вовой и Катей Света
В.А теперь закроем глазки и сосчитаем до пяти.
Вот мы и приехали.
Дети встают со стульчиков и подходят к воспитателю.
В. Ой как холодно, еще и дождик осенний моросит. Как называют погоду
осенью, если идет дождь?
Д. Дождливая
В. Если дует ветер?
Д. Ветреная
В. На улице холодно?
Д. Холодная
В.Пасмурно?
Д. Пасмурная
В. Сыро?
Д. Сырая
В. Хмуро?
Д. Хмурая
В. Солнечно?
Д. Солнечная
В.Ясно?
Д. Ясная
В. Посмотрите, а ведь дождь закончился, вышло солнышко и стало гораздо
теплее и светлее. А какие разные кругом деревья! (картинки с изображением
деревьев). Назовите, какие деревья растут в нашем лесу.
Д. -Клен
-Береза
-Дуб
-Осина
-Тополь
-Ива
-Рябина
В. Вдруг поднялся ветер и с деревьев посыпались осенние листочки.
(Воспитатель рассыпает по полу листочки). Давайте соберем каждый по
листочку.
Дети собирают листочки и рассматривают их.
В. У меня лист с дуба, значит он дубовый. А у вас
Д. Лист с березы - березовый
С рябины - рябиновый
С тополя – тополиный
С ивы – ивовый
С осины – осиновый
С клена – кленовый
В. Молодцы! А теперь мы превратимся в осенние листочки.
Физминутка:
Мы листики осенние Ветер снова набежал
На ветках мы сидим И листочки все поднял
Дунул ветер – полетели Закружились, полетели
Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.
И на землю тихо сели.
В. А сейчас давайте присядем на полянку (коврик) и послушаем пение птиц...
Почему же мы не слышим птиц?
Д. Потому что многие птицы улетели в теплые края
В.А как называют таких птиц?
Д. Перелетные
В. Каких перелетных птиц вы знаете?
Д. – Ласточки
- Грачи
- Журавли
- Скворцы
- Гуси
- Утки
- Аисты
В. А почему все эти птицы улетают в теплые края?
Д.- Потому что им становится нечем питаться
В. Я сейчас раздам вам картинки с изображением разных птиц, вы
внимательно посмотрите на картинку и определите, перелетная у вас птица
или зимующая.
А теперь справа от меня встанут дети у которых зимующие птицы, а слева у
которых перелетные.
Дети выходят и встают с двух сторон возле воспитателя. Затем поочередно
называют «свою» птицу и отдают картинку воспитателю.
В.А теперь мы с вами будем грибниками.( На столе лежат картинки с
изображением грибов).Возьмите каждый по грибу.
Дети берут картинки с грибами и рассматривают их.
В. На верхнюю полочку мольберта нужно поставить ядовитые грибы, а на
нижнюю съедобные.
Дети по одному выходят и называя гриб помещают его на нужную полочку.
В. Молодцы ребятки! А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Рассаживайтесь по своим вагонам. (Дети должны вспомнить в каком вагоне
они сидели).
В. Закрываем глазки и считаем от пяти в обратном порядке.
Д. Пять, четыре, три, два, один.
В. Вот мы и вернулись в детский сад. Где же мы с вами побывали?
Д. Мы путешествовали в осенний лес
В. О чем мы говорили в осеннем лесу?
Д. - Мы видели разные деревья и листочки с них
- Мы говорили о перелетных птицах
- Мы говорили об осенней погоде
- Мы отбирали отдельно съедобные и ядовитые грибы
В. А сейчас представьте, что вы листочки, а я ветер. Что будет если я сильно
подую?
Д. Листочки разлетятся в разные стороны
Воспитатель дует и дети разбегаются по группе.