Напоминание

Игра - путешествие "По птичьим следам"


Автор: Петренко Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1206 (с.п. 11)
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра - путешествие "По птичьим следам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Петренко Валентина Васильевна

воспитатель ГБОУ школа №1206

/с.п.№11/, г. Москва

Игра-путешествие в средней группе.

Тема. Зимующие птицы Подмосковья.

Цель:

1.

Расширить представления детей о жизни зимующих птиц нашей

местности (Москва и Подмосковье).

2.

Познакомить с интересными фактами из жизни отдельных зимующих

птиц.

3.

Расширить словарный запас детей.

4.

Развивать воображение, фантазию, мышление, целостное восприятие

предметов.

5.

Воспитывать доброе и заботливое отношение к пернатым и интерес и

бережное отношение к самой природе.

Оборудование: Фонограммы со звуками зимней природы и голосами птиц;

отрывок из музыки П. И. Чайковского «Времена года. Январь»; игрушки –

сорока и воробей; картины зимней природы в городе, лесу и парке; картины с

изображением птиц – дятел, снегирь, сорока, клесты, воробьи на кормушке,

синицы (большая синица, голубая лазоревка и белая лазоревка или князёк,

московка,

пухляк,

буроголовая

гаичка,

гренадёрка

или

хохлатая

синица,

ополовник или длиннохвостая синица); картина с кладкой яиц снегиря и

птичьими следами; ключ; рассказ Н. Сладкова «Еловая каша»; еда для птиц –

хлебные крошки, пшеничные зёрна и подсолнечные семечки, сало, кусочек

чёрного хлеба, конфета.

Ход занятия.

I. Вступительная часть.

- Дети, вы любите загадки? Умеете их отгадывать? Тогда угадайте:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

- Правильно. Это зима. А хотите отправиться в путешествие в зимний лес?

- Хорошо. Отправляемся. Возьмитесь за руки, закройте глаза:

Поднялись… Опустились…

В зимнем лесу очутились…

(Воспитатель обращает внимание на картины с зимним пейзажем: лес,

парк. Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Январь».)

- Посмотрите, как тихо и красиво в лесу, легко дышится! Воздух чистый,

морозный! Вдохните аромат зимнего леса!

Зимний лес стоит печальный!

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему не слышен свист?

Птичья песня не звучит?

II. Основная часть.

1. Птичьи следы.

(Перед нами появляется картина с птичьими следами.)

- Вот вам и загадка. Дети, как вы думаете? Кто оставил нам эти таинственные

знаки?

(Дети отгадывают, что это птицы оставили следы и сразу звучат голоса

птиц в аудиозаписи.)

- Слышите? Вы верно угадали! Оказывается в лесу и зимой продолжается

жизнь! Идём дальше.

2. Дятел.

(В это время раздаётся звук дятла - аудиозапись.)

- Кто это подаёт нам весточку? А вот и первый лесной житель!

- Кто это? Это большой пёстрый дятел! Существует очень много видов дятлов

(более 220) и все они добывают себе пищу проделывая отверстия в коре

деревьев с

помощью своего острого клюва, а потом просовывают свой

длинный язык в отверстие, чтобы достать насекомых из-под коры.

А знаете ли вы?!

Самый крупный дятел – американский королевский

(его длина 55 см), а самый мелкий – золотолобый дятелок

(8 см в длину).

А ещё в наших лесах встречается чёрный дятел – желна!

3. Снегири.

- Отправляемся дальше. Посмотрите! Я ничего не понимаю! Это не сад, а на

деревьях краснеют яблоки!

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это – …

- Верно снегири!

А знаете ли вы?!

Яйца у снегирей голубые или зеленоватые, с размытыми редкими

пятнышками.

- Давайте устроим отдых.

Раз, два, три, повернись!

В снегиря превратись!

Вот на ветке, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головою вертят,

Улететь хотят.

хлопки руками по бокам

наклоны головы

частые потряхивания руками,

опущенными вниз

бегают по группе, руками

-крылышками машут

Полетели, полетели … И

на место тихо сели. 1,

2, 3 – обернись И в

ребяток превратись!

4. Сорока.

– Пора возвращаться. Дети, у меня пропал ключ от группы! Кто-нибудь видел

его? Куда же он мог подеваться? (Ищу ключ.

В это время раздаётся резкий и громкий стрёкот в аудиозаписи.)

– Кажется я догадалась, где наш ключ. А вы? Нет? Тогда отгадайте загадку:

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива.

Стрекотунья - белобока.

А зовут её …

- Да, конечно, кто же ещё мог похитить наш ключ! Это сорока! Вы знаете,

сорока решила рассказать нам кое-что о себе. А потом отдаст нашу вещь.

Послушаем?

(Игрушка-сорока рассказывает удивительные факты о ней. В конце отдаёт

нам ключ.)

А знаете ли вы?!

Сороки являются единственными в мире птицами, которые узнают себя

в зеркале (попугаи, например, считают отражение другим видом птиц) и

могут узнавать конкретного человека не по запаху или голосу, а по лицу!

Прежде, чем отложить яйца сорока может построить десяток гнёзд, а

потом выбрать лучшее! А излишки пищи эти птицы зарывают в землю,

причём потом без проблем находят эти тайники (белки, например,

обычно не могут найти свои запасы).

6.

Воробей.

а) Встреча с воробьём.

- Отправляемся дальше. А это что за переполох?! Кто шумит? Не иначе

дерутся! Отгадайте скорее загадку, нужно узнать в чём дело!

Он растрёпанный, драчливый,

Непоседливый, крикливый.

На асфальте, под окошком,

Хлеба собирает крошки.

Искупается в снегу.

Отгадайте поскорей,

Эта птичка …

(Открывается картина с воробьями на кормушке.)

А знаете ли вы?!

– Очень интересно, что слово «воробей» произошло от двух слов «вора –

бей». Ведь эта птичка склонна воровать и довольно хитрая. Из-за

коротких ножек воробьи передвигаются по земле прыжками. А ещё,

воробушки не могут голодать больше двух суток, так как он тратит за

день очень много энергии.

- Можем мы им в этом помочь? Как? Что любят воробьи? Вот перед вами еда

для птичек. Выберите и положите в кормушку только то, что любит воробей!

б) Д.и.

«Покорми воробья».

в) Подвижная игра «Воробей.

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробей – пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей

Идут по кругу – голуби.

В центре скачет воробей.

Голуби встали лицом в круг и идут

приставными шагами.

Воробей пытается «вылететь» из

круга, голуби не пускают.

6. Клёст.

– Что-то похолодало.

(Аудиозапись разыгравшейся метели и писк.)

– Что это? Слышите? Вокруг метель, ветер, а я слышу какой-то писк!

Отгадаете загадку – узнаете кто нам встретился:

Кто зимой средь хвойных веток

Под метель выводит деток?

Необычный клюв – крестом,

Птичку ту зовут …

- Да! Это – клёст!

А знаете ли вы?!

Клёст самая закалённая птица в нашей местности! Никаких морозов не

боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и

сильных морозов. И поэтому гнездо они делают очень тёплое и прочное. А

как вы думаете, чем кормят клесты своих деток? Вы что кушаете по

утрам? Кашу! Вот и птенчики тоже едят кашу! Но только особую!

Птичью! Еловую кашу!

б) - Послушайте рассказ Николая Сладкова «Еловая каша».

7. Синицы.

- Идём дальше. Замёрзли? Думаю, что скоро будем нам счастье! Погреемся в

тепле, в группе. Кто догадался - почему я так говорю? Что такого я увидела?

Тогда снова загадка:

Как в лесу похолодает,

Птички в город прилетают.

Грудкой жёлтой всем знакомы,

Ищут сало на балконах.

Часто в окна к нам стучат,

И пронзительно свистят!

Всем известны эти птицы,

Называются …

- Верно, синицы! Как их много! Да какие они разные! Давайте познакомимся!

(Картины с разными синицами: синица большая и московка, буроголовая и

болотная гаичка, длиннохвостая и хохлатая, гренадёрка, голубая и белая

лазоревка.)

А почему я сказала – будет нам счастье?

А знаете ли вы?!

Синицы совсем не отказывают себе в еде. Они питаются постоянно и

чувство голода им не известно. А детёнышей своих они кормят каждую

минутку! 60 раз в час! Но для синички большую опасность представляет

чёрный хлеб! Да-да! А ещё есть поверье, согласно которому, если вы

увидите синичку возле кормушки – счастье не за горами.

– Про синичек народ сложил много пословиц и поговорок. Какие пословицы

об этой птице вы знаете?

(Дети дома с родителями искали пословицы о синицах.):

~ Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

~ Невелика синица, голосок востёр.

~ Мала синичка, да коготок остёр.

~ Хвалилась синица хвостом море зажечь.

~ Синичка – воробью сестричка.

~ Не велика птичка – синичка, и та свой праздник помнит.

~ Не велика синичка, да тоже птичка.

~ Немного синица ест, пьёт, да весело живёт.

~ За морем и синица – птица.

-

Синички привели нас прямо в детский сад. Ведь они зимой живут возле

людей. Итак:

Подышали… Покрутились…

В детском саде очутились.

III. Подведение итога.

- Понравилось вам путешествие? Что запомнилось больше всего? С

какими птицами вы хотели бы познакомиться в следующий раз?

Используемая литература:

1.

Атлас. Птицы Москвы и Подмосковья / Atlas: Birds Moscow City and

the Moscow Region, Pensoft, 2006.

2.

Птицы. Наглядный справочник, АСТ Астрель, 2013.

3.

Волцит О. В., Калякин М. В. Птицы Москвы и Подмосковья - 2005.

–М.: КМК, 2008.

4.

Иванов Ю. Неповторимое путешествие в мир загадок.



В раздел образования