Автор: Чаплыгина Нелли Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детсад№22" г.Ливны
Населённый пункт: г. Ливны
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Раздел: дошкольное образование
Чаплыгина Нелли Валерьевна, старший воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детсад №22» г.Ливны
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ
Обновление системы дошкольного образования обусловило необходимость
активизации
взаимодействия
дошкольного
учреждения
с
семьей.
Все
специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе
детского сада. Неслучайно в последние время начала развиваться и внедряться
новая философия взаимодействия семьи и дошкольной организации в основе,
которой лежит идея о том, что за воспитание несут ответственность родители, а
все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить,
дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного
воспитания требует новых отношений между ДОУ и семьей.
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает
достойное
место
в
ряду
приоритетных
направлений
воспитательно-
образовательного
процесса
дошкольных
учреждений.
Современные
исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для
воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как
партнера
и
активного
субъекта
в
образовательную
среду
дошкольного
образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия
педагогов
и
родителей,
имеющих
собственные
стратегические
интересы
в
сфере дошкольного образования ребенка.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются
различные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в
процесс
обучения,
развития
и
познания
собственного
ребенка.
Эта деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения,
которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и
принятию
наиболее
общих,
но
значимых
для
каждого
участника
задач.
Исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций
партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с
учетом
их
индивидуальных
возможностей
и
способностей.
Важнейшим
способом
реализации
сотрудничества
педагогов
и
родителей
является
их
взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные
участники воспитательного процесса.
Использование разнообразных форм в работе с семьями предполагает
воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и
понимаю,
я
делаю
и
запоминаю»,
говорится
в
китайской
поговорке.
Методология
участия
и
взаимодействия
полностью
вовлекает
в
процесс
воспитания.
Цели взаимодействия с семьей различны, это:
- обмен опытом;
- выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога;
- группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
В
работе
по
взаимодействию
с
семьями
воспитанников для
решения
различных задач воспитателем могут быть использованы следующие формы:
Семейные клубы, в которых людей объединяет общая проблема и
совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
Мозговой штурм: группа выдвигает идеи по заданной теме. Все
идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать
нельзя.
Встречи за круглым столом дают возможность в нетрадиционной
обстановке
с
обязательным
участием
специалистов
обсудить
с
родителями
актуальные проблемы воспитания.
Вечера вопросов и ответов
помогают уточнить педагогические
знания родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом,
пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Вечера
вопросов
и
ответов
представляют
собой
концентрированную
педагогическую
информацию
по
самым
разнообразным
вопросам,
которые
зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в
горячее, заинтересованное обсуждение.
Деловые
и
ролевые
игры
с
родителями
дают
возможность
моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, в
семье.
Тренинги
способствуют
укрепление
дет ско- родительских
отношений, и как следствие этого, формирование доверительных отношений
между
педагогами
и
родителями
воспитанников,
активизация
родителей
в
участии в жизни детского сада и воспитании детей.
Еще одной очень интересной и востребованной формой работы являются
«Семейные проекты».
Ведь это так интересно и радостно, когда ты вместе с папой, мамой,
«работаешь» над каким-то «открытием», а потом рассказываешь ребятам своей
группы о том, что у вас получилось.
Для того чтобы организовать работу по взаимодействию с родителями
(законными представителями), необходимо знать правила организации данной
деятельности:
1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.
2.
Необходима
психологическая
готовность
участников.
В
этой
работе
полезны разминки, поощрение за активное участие в работе, предоставление
возможности для самореализации.
3.
Обучающихся
не
должно
быть
много,
только
при
этом
условии
возможна продуктивная работа в малых группах.
4.
Необходима
подготовка
помещения
для
работы.
Оно
должно
быть
подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться
для работы в больших и малых группах.
Существуют обязательные условия организации работы с семьями:
доверительные отношения;
демократический стиль;
сотрудничество;
опора на личный опыт родителей;
многообразие форм и методов представления информации, форм
деятельности, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также
взаимомотивации родителей.
Использование
различных
методов
позволяет
решить
несколько
психолого-педагогических
задач.
Прежде
всего,
они
ставят
родителей
в
активную
позицию.
В
обычной
ситуации
сделать
это
достаточно
сложно:
призывы
воспитателя
или
педагога-психолога
«высказать
свое
мнение»,
«предложить
свои
варианты»,
как
правило,
остаются
безрезультатными.
Многим
родителям
трудно
проявить
себя
в
ситуации
традиционного
родительского
собрания,
где
ведущую
роль
играет
воспитатель.
Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками,
в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
Работа
с
родителями
строится
на
основе
диалога,
в
процессе
данной
работы
педагогу
необходимо
понять
каковы
родительские
ожидания,
представления,
тревоги
и
страхи,
причем,
поскольку
их
диагностическая
направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на
которую
значительно
меньшее
воздействие
оказывает
фактор
социальной
желательности.
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и
кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и
взаимопонимания.
Использование
интерактивных
форм
работы
даёт
определенные результаты:
родители
из
«зрителей»
и
«наблюдателей»
становятся
активными
участниками
встреч
и
помощниками
воспитателя,
в
коллективе создается атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показывает, что
позиция родителей как воспитателей становится более гибкой, они ощущают
себя более компетентными в воспитании.
Список литературы:
1.
Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ
/ Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12.
2.
Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм
взаимодействия/ Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление.
– 2007.
3.
Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада
с родителями. / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11.