Напоминание

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ


Автор: Чаплыгина Нелли Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детсад№22" г.Ливны
Населённый пункт: г. Ливны
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чаплыгина Нелли Валерьевна, старший воспитатель

МБДОУ «ЦРР – детсад №22» г.Ливны

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ

ВОСПИТАННИКОВ

Обновление системы дошкольного образования обусловило необходимость

активизации

взаимодействия

дошкольного

учреждения

с

семьей.

Все

специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе

детского сада. Неслучайно в последние время начала развиваться и внедряться

новая философия взаимодействия семьи и дошкольной организации в основе,

которой лежит идея о том, что за воспитание несут ответственность родители, а

все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить,

дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного

воспитания требует новых отношений между ДОУ и семьей.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает

достойное

место

в

ряду

приоритетных

направлений

воспитательно-

образовательного

процесса

дошкольных

учреждений.

Современные

исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для

воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как

партнера

и

активного

субъекта

в

образовательную

среду

дошкольного

образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия

педагогов

и

родителей,

имеющих

собственные

стратегические

интересы

в

сфере дошкольного образования ребенка.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются

различные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в

процесс

обучения,

развития

и

познания

собственного

ребенка.

Эта деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения,

которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и

принятию

наиболее

общих,

но

значимых

для

каждого

участника

задач.

Исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций

партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с

учетом

их

индивидуальных

возможностей

и

способностей.

Важнейшим

способом

реализации

сотрудничества

педагогов

и

родителей

является

их

взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные

участники воспитательного процесса.

Использование разнообразных форм в работе с семьями предполагает

воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и

понимаю,

я

делаю

и

запоминаю»,

говорится

в

китайской

поговорке.

Методология

участия

и

взаимодействия

полностью

вовлекает

в

процесс

воспитания.

Цели взаимодействия с семьей различны, это:

- обмен опытом;

- выработка общего мнения;

- формирование умений, навыков;

- создание условия для диалога;

- группового сплочения;

- изменения психологической атмосферы.

В

работе

по

взаимодействию

с

семьями

воспитанников для

решения

различных задач воспитателем могут быть использованы следующие формы:

Семейные клубы, в которых людей объединяет общая проблема и

совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.

Мозговой штурм: группа выдвигает идеи по заданной теме. Все

идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать

нельзя.

Встречи за круглым столом дают возможность в нетрадиционной

обстановке

с

обязательным

участием

специалистов

обсудить

с

родителями

актуальные проблемы воспитания.

Вечера вопросов и ответов

помогают уточнить педагогические

знания родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом,

пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Вечера

вопросов

и

ответов

представляют

собой

концентрированную

педагогическую

информацию

по

самым

разнообразным

вопросам,

которые

зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в

горячее, заинтересованное обсуждение.

Деловые

и

ролевые

игры

с

родителями

дают

возможность

моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, в

семье.

Тренинги

способствуют

укрепление

дет ско- родительских

отношений, и как следствие этого, формирование доверительных отношений

между

педагогами

и

родителями

воспитанников,

активизация

родителей

в

участии в жизни детского сада и воспитании детей.

Еще одной очень интересной и востребованной формой работы являются

«Семейные проекты».

Ведь это так интересно и радостно, когда ты вместе с папой, мамой,

«работаешь» над каким-то «открытием», а потом рассказываешь ребятам своей

группы о том, что у вас получилось.

Для того чтобы организовать работу по взаимодействию с родителями

(законными представителями), необходимо знать правила организации данной

деятельности:

1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.

2.

Необходима

психологическая

готовность

участников.

В

этой

работе

полезны разминки, поощрение за активное участие в работе, предоставление

возможности для самореализации.

3.

Обучающихся

не

должно

быть

много,

только

при

этом

условии

возможна продуктивная работа в малых группах.

4.

Необходима

подготовка

помещения

для

работы.

Оно

должно

быть

подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться

для работы в больших и малых группах.

Существуют обязательные условия организации работы с семьями:

доверительные отношения;

демократический стиль;

сотрудничество;

опора на личный опыт родителей;

многообразие форм и методов представления информации, форм

деятельности, их мобильность;

включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также

взаимомотивации родителей.

Использование

различных

методов

позволяет

решить

несколько

психолого-педагогических

задач.

Прежде

всего,

они

ставят

родителей

в

активную

позицию.

В

обычной

ситуации

сделать

это

достаточно

сложно:

призывы

воспитателя

или

педагога-психолога

«высказать

свое

мнение»,

«предложить

свои

варианты»,

как

правило,

остаются

безрезультатными.

Многим

родителям

трудно

проявить

себя

в

ситуации

традиционного

родительского

собрания,

где

ведущую

роль

играет

воспитатель.

Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками,

в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Работа

с

родителями

строится

на

основе

диалога,

в

процессе

данной

работы

педагогу

необходимо

понять

каковы

родительские

ожидания,

представления,

тревоги

и

страхи,

причем,

поскольку

их

диагностическая

направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на

которую

значительно

меньшее

воздействие

оказывает

фактор

социальной

желательности.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и

кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и

взаимопонимания.

Использование

интерактивных

форм

работы

даёт

определенные результаты:

родители

из

«зрителей»

и

«наблюдателей»

становятся

активными

участниками

встреч

и

помощниками

воспитателя,

в

коллективе создается атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показывает, что

позиция родителей как воспитателей становится более гибкой, они ощущают

себя более компетентными в воспитании.

Список литературы:

1.

Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ

/ Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12.

2.

Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм

взаимодействия/ Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление.

– 2007.

3.

Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада

с родителями. / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11.



В раздел образования