Напоминание

Новое – хорошо забытое старое. Русская лапта


Автор: Алтынникова Людмила Михайловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №2"
Населённый пункт: город Десногорск Смоленской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Новое – хорошо забытое старое. Русская лапта
Раздел: полное образование





Назад




Новое – хорошо забытое старое. Русская лапта

Алтынникова Л.М., учитель физической культуры МБОУ «Средняя школа №2» МО

«город Десногорск» Смоленской области

Больше тысячи лет живет эта игра в народе. Упоминания о лапте есть в древнерусских

летописях. Без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и

девчонок.

Я, как учитель физической культуры, при изучении какой-либо спортивной игры

сталкиваюсь с рядом проблем. Во-первых, в классах занимаются по 25 детей. Но, скажем, в

волейбол играют (в обеих командах) 12 человек, в баскетбол – 10. Ясно, что участвовать в

играх сразу всем классом невозможно. Поэтому, чтобы организовать двухстороннюю игру, я

вынуждена

делить

класс

на

3-4

команды,

а

при

таком

варианте

снижается

моторная

плотность урока. Во-вторых, мальчики и девочки учатся вместе. Стало быть, на уроках

физической, культуры приходится разделять учащихся в классе еще и по половому признаку.

В-третьих, занятия по волейболу, баскетболу, футболу требуют определенных климатических

условий. В холодную погоду эти игры проходят в залах. Где уж тут говорить о закаливании.

Тем

более

для

проведения

названных

игр

требуется

определенный

инвентарь.

Причем

эффективность обучения находится в прямой зависимости от его качества и количества.

Обзавестись же таким инвентарем совсем не просто.

Эти проблемы подтолкнули меня на поиски всепогодной игры, которая не потребует

дорогого инвентаря, особых условий, позволит проводить ее одновременно всем классом.

Палочкой-выручалочкой,

явилась

русская

лапта.

Она

позволила

мне

вывести

урок

физической культуры под открытое небо. Да и в зале лапта не теряет своей прелести. Скажу

больше, своеобразный отскок мяча от стен зала делает ее еще более эмоциональной.

Около 20 лет я использую в практике эту игру. Играем и на уроках, и после них, и

даже на переменах.

Мой опыт позволяет утверждать следующее. В лапту можно играть без строгого

соблюдения возрастных границ. Первенство школы, например, я провожу в двух группах: в

одной

участвуют

ребята

IV-VI

классов,

в

другой

-

VII-IX.

Игра

позволяет

проводить

состязания смешанными командами, в состав которых входят и девочки, и мальчики. Причем

интересно, что во многих случаях девочки проявляют себя лучше мальчиков. Лапта служит

отличным

средством

воспитания

таких

физических

качеств,

как

быстрота,

ловкость,

выносливость,

способствует

совершенствованию

навыков

бега,

метания,

ловли

мяча.

Помогает успешно осваивать многие разделы школьной программы по физической культуре.

Играем мы по правилам, изложенным в [1]. Лапту проводим на площадке размером в

среднем 30x30 м. Можно играть и на площадке побольше или поменьше. Разметка площадки

представлена на рис. 1. Инвентарь - бита и теннисный мяч. Бита -деревянная, круглая или

плоская. Но годится любая подходящая палка. Ребята играют и дощечкой, и черенком от

лопаты.

Рисунок 1 – Разметка площадки

В кратком изложении суть игры состоит в следующем. Выбирают двух капитанов,

каждый

из

которых

формирует

себе

команду

(количество

участвующих

практически

неограниченно). Капитаны по жребию определяют, какой команде начинать игру в городе и

какой

-

в

поле.

Первая

называется

играющей

командой,

вторая

-

служащей.

Капитан

играющей

команды

назначает

из

своих

ребят

игрока,

накидывающего

мяч,

который

располагается в поле в 3-5 м от бьющего. Удары по мячу игроки выполняют по очереди.

Бьющий

берет

биту

и

становится

на

линию

города

напротив

накидывающего.

Тот

подбрасывает мяч снизу по направлению к бьющему игроку, бьющий сильным ударом

отбивает мяч в поле и, если он полетел высоко и далеко или падает на место, где нет игроков

соперника, бежит на кон. Команда в поле, подобрав мяч, старается запятнать перебегающего

игрока. Если ей это удается, она старается перебежать в город, так как считается теперь

командой играющей. Но у команды, игрок которой был осален, есть возможность вернуть,

себе право находиться в городе. Для этого ей надо запятнать кого-либо из убегающих с поля

игроков до того, как они пересекут линию города. Часто такое запятнание и перезапятнание

затягивается: не успеет отыгравшаяся команда убежать с поля, как ее пятнают соперники, им

же, в свою очередь, тоже не удается благополучно уйти в город, так как и их останавливают

ловким броском мяча.

Бьющий игрок бежит на кон в том случае, если полагает, что удар получился удачным

и он сумеет благополучно добежать до кона. После этого он или сразу возвращается в город

(и таким образом приносит своей команде очко), или остается на кону и, чтобы сделать

перебежку, ждет удачного удара по мячу товарища по команде.

Бьющий

игрок,

выполнивший

удар

неудачно,

или

промахнувшийся,

отходит

в

сторону. Теперь попытку прорваться на кон он совершит после удачного удара кого-то из

товарищей. Иногда таких ожидающих удобного момента игроков собирается в городе много.

Они могут попытаться перебежать на кон все сразу.

Игрок

команды,

находящейся

в

городе,

побывавший

на

кону

и

вернувшийся

неосаленным

на

исходную

позицию,

приносит

своей

команде

(как

уже

сказано)

очко.

Перезапятнания не учитываются. Цель играющей команды - набрать как можно больше

очков.

Цель служащей (находящейся в поле) команды, состоит в том, чтобы поменяться

местами с играющей (располагающейся в городе) командой. Такая смена ролей происходит в

следующих случаях:

а) служащая команда поймала «свечу», т. е. после удара битой мяч оказался в руках у

кого-то из ее игроков до того, как он коснулся земли;

6) служащая команда запятнала перебегающего поле игрока, а команда этого игрока не

сумела отыграться;

в) в команде, находящейся в городе, не осталось игроков, имеющих право на удар

битой

по

мячу

(последним

игроком,

располагающим

таким

правом,

является

набрасывающий. Ему дается три попытки до первого удара. Набрасывает он мяч себе сам), и

нет игроков, находящихся за линией кона;

г) игрок команды, находящейся в городе (кроме набрасывающего), «ожегся» мячом, т.

е. коснулся мяча или взял его в руки (даже если он отскочил от биты), и эта команда не

смогла отыграться до того, как служащая команда забежала в город;

д) во время удара по мячу кто-то из играющих оказался сзади бьющего (нарушено

важное условие обеспечения безопасности);

е) играющая команда проиграла розыгрыш «варить кашу». Этот розыгрыш проводится

в двух случаях: 1) по решению судьи в спорных ситуациях, 2) если в играющей команде нет

игроков, имеющих право на удар, но на кону есть участники, ожидающие благоприятного

момента, чтобы перебежать в город. Чтобы «сварить кашу», один из игроков служащей

команды встает на середине линии города, по сигналу судьи отчеканивает мячом о землю три

раза и потом пытается запятнать игрока, прорывающегося из кона в город. Сигнал судьи

служит и командой к началу движения игрока из кона в город;

з) игрок команды, находящейся в городе, выбежал за боковую линию. Перебегать на

кон и обратно в город разрешается до тех пор, пока мяч после удачного удара находится в

игре. Перебежки заканчиваются после того; как мяч возвращен набрасывающему;

ж) после удара по мячу бьющий игрок побежал с битой на кон или бросил ее в поле.

Каждый игрок проводит удар по мячу один раз. В случае промаха право снова быть бьющим

он получает только после того, как побывает на кону и вернется обратно. При неудачном

ударе игрок может бежать на кон лишь после хорошо выполненного удара товарищем по

команде. Удачным считается удар битой, после которого мяч не срезался в город, полетел в

сторону кона и не пересек, не коснувшись поля, боковую линию или линию кона.

Какова продолжительность игры? В первенстве нашей школы одна встреча длится 40

мин. Ну а ребята играют во дворе, пока не устанут или пока не стемнеет.

Поговорим о методике овладения игрой в лапту. Известно, что обучение в маленьких

группах проходит более продуктивно, чем в больших. Поэтому я делаю так: 1) разбиваем

игру на отдельные игровые фрагменты; 2) разделяем класс на группы по 3-4 человека в

каждой; 3) делим площадку на ячейки и каналы; 4) предлагаем каждой группе изучать

фрагменты игры в отдельной ячейке.

Площадка делится линией на две половины. Каждая из них разделяется на более

мелкие

части

-

ячейки.

Разграничиваются

они

с

помощью

специальной

разметки

или

флажков. Количество таких ячеек зависит от размеров площадки и числа занимающихся.

На первом этапе обучения ребята овладевают отдельными фрагментами игры. После

освоения

одного

фрагмента

изучают

другой.

И

так

далее,

пока

не

будут

освоены

все

запланированные

игровые

элементы.

После

этого

следует

второй

этап

обучения

совершенствование изученных игровых фрагментов. В каждой ячейке - какого-то одного.

Например, в одной ячейке отрабатывают прием и передачу мяча, в другой - прорыв игрока и

т. д. Группы меняются местами по кругу. Учитель ходит по ячейкам и исправляет ошибки.

Задача

третьего

этапа

-

повышение

интереса

к

занятиям

путем

введения

в

них

состязательного элемента. Для этого ближайшие две ячейки объединяются, например, играют

по упрощенным правилам. Заключительный этап обучения - игра по полным правилам всем

разделенным на две команды классом.

Предлагаемая система обучения позволяет внести в него элемент состязания. А это

очень нравится детям. Удобна система и тем, что в зависимости от задач обучения она

позволяет изменять размеры и формы площадки. Можно ее поделить на 3-4 канала (рис. 2).

Такая разметка разрешает применять упражнения, активно ориентированные на развитие

физических качеств. Например, скоростных. Скажем, каждая группа делает спринтерский

рывок по одному каналу и затем, при возвращении - по соседнему.

Рисунок 2 – Деление игровой площадки на каналы

Показ игрового фрагмента удобнее всего проводить в середине площадки с участием

одной группы. Если какая-то группа успешно справляется с заданием, можно предложить ей

перейти к изучению более сложного игрового фрагмента. Такая форма доверия вызывает в

других группах желание работать более активно.

Каждый игрок должен изучить все технические приемы. Поэтому не следует сразу

устанавливать ребятам их игровые амплуа. Конечно, индивидуальные физические данные

имеют решающее значение при подборе игрового места. Но это не значит, что не надо

осваивать все технические приемы. Ученик должен твердо знать: чтобы принести больше

пользы своей команде, он обязан овладеть полным арсеналом техники игры.

При переходе к игре в полном объеме очень важно заострить внимание ребят на

соблюдении требований безопасности. Особенно в зоне отбивания мяча битой. На первых

порах допустимо строго наказывать тех, кто нарушает правила игры в этой зоне. Вплоть до

удаления их с поля. Так будет лучше, чем потом иметь дело с врачом.

Главный

принцип,

который

я

использую

при

обучении

детей

игре,

-

поэтапное

освоение элементов игры и ее правил с добавлением новой «порции» действий и информации

после выполнения предыдущего задания.

Посмотрим, что представляют собой предлагаемые ребятам для изучения игровые

фрагменты.

Фрагмент 1. Попросите ребят посмотреть на свои ладони и убедиться, что они светлее

остальных частей. руки. Пусть ладони будут «мишенями», кисть - «винтовкой», пальцы -

«пушкой", мяч - «пулей». Теперь дайте команду «стрелять в мишень», т. е. предложите

ребятам

передавать

мяч

друг

другу.

При

приеме

мяча

следует

посылать

руки

вперед,

навстречу мячу, и потом,слегка сгибая их, гасить скорость его полета.

Этот игровой момент можно изучать в группе из 5 человек, расположив их, как

показано на рис. 3а.

Фрагмент 2. Пас и индивидуальный прорыв (рис. 3б). Задача игрока А прорваться за

спину игроков Б и не быть осаленным. Задача игроков Б, перепасовывая мяч друг другу,

постараться осалить игрока А. После первого паса игроку Б разрешается двигаться в любом

направлении. Следует обратить внимание ребят на то, что пас должен быть точным и

своевременным, и что необходимо следить за финтами игрока А. Смена игроков - по кругу.

Фрагмент 3. Игрок А отдает пас игроку Б, и пытается прорваться на кон прямо или

изменяя направление движения. Поймав мяч, игрок Б, отдает его своим партнерам, стоящим

перед бегущим игроком А, для того, чтобы они попытались его осалить. Выигрывает тот, кто

сделал большее количество успешных прорывов. Смена игроков - по кругу (рис. 3в).

а)

б)

в)

г)

д)

Рисунок 3 – Игровые комбинации в русской лапте: а) «звезда» - прием и передача

мяча;

б)

индивидуальный

прорыв;

в)

действие

игроков

при

прорыве

и

организация

осаливания игроками защиты; г) прием мяча после его отбивания битой; д) тренировочный

удар битой с подставным

Фрагмент 4. Игрок 1, выкрикивая номер стоящего перед ним игрока, отдает ему мяч

по воздуху, «свечей» (т. е. бросает мяч вертикально вверх), по земле или с отскока. Игрок,

чей номер назван, старается как можно быстрее поймать мяч и затем повторяет упражнение,

выкрикивая номер следующего игрока (рис. 3г). Надо обращать внимание на то, чтобы игрок,

которому сделана передача, не стоял неподвижно, ожидая, когда мяч прилетит к нему, а

выходил к месту его предполагаемого приземления или отскока.

Фрагмент 5. Удар битой по мячу с последующим прорывом. При обучении этому

фрагменту

лучше

всего

пользоваться

специальнойподставкой

для

мяча.

Если

нет

возможности изготовить подставку, мяч набрасывает себе сам бьющий. Данный игровой

фрагментзаключается в следующем. Бьющий игрок производит удар лаптой по мячу, а его

партнеры пытаются прорваться на кон по флангам. Игроки в поле стараются ликвидировать

прорыв осаливанием перебегающих. При любом исходе игрового момента участвующие в

нем группы ребят меняются ролями. Выигрывает команда, которая в свои попытки сделала

больше прорывов нa кон (рис. 3д). Для проведения данного игрового фрагмента две соседние

ячейки объединяют в одну, иначе не хватит места.

Несколько

слов

об

основных

тактических

действиях

в

pуccкoй

лапте.

Задача

играющей команды состоит в том, чтобы набрать максимальное количество очков. Для этого

необходимо, чтобы как можно больше игроков побывало на кону и вернулось в город. Успех

зависит от того, насколько удачно выполнен удар и правильно выбран путь перебегания.

Применяют такой прием. Ребята специально промахиваются битой по мячу и таким способом

собирают в

углах города игроков, готовых к перебежке (так называемое

«накапливают

тараканов»). Затем сильным ударом направляют мяч в дальний от места скопления этих

игроков угол поля. Пока команда в поле подбирает мяч, следует общий прорыв на кон или

обратно в город. Если соперники, пытаясь ликвидировать прорыв, переводят мяч пасом в

сторону перебегающих, следует другой прорыв по противоположной стороне поля.

Понятно, что лучше всего перебегать поле по его краям. Если игрок видит, что мяч

летит в его сторону, ему следует резко изменить бег в направлении, откуда брошен мяч, так

как снова он там появится наверняка не скоро. Если игрок чувствует, что сейчас в него произ-

ведут бросок, ему надо присесть, подпрыгнуть или просто сразу остановиться. Во время

перебежки важно следить за обстановкой на поле.

Набрасывать мяч надо так, чтобы он четко падал на лапту. Поэтому лучше бросать его

снизу-вверх, в навес. Стоят при набрасывании или напротив бьющего, или немного сбоку от

него (в зависимости от сыгранности игроков).

Способов удара битой по мячу существует много, но к основным относят следующие

три: 1) бьющий стоит боком к набрасывающему и движение битой выполняет от плеча. Удар

получается

сильный

и

направленный.

Но

он

сложный

в

исполнении;

2)

удар

битой

выполняют снизу

вверх. Удар получается сильный, но после него мяч может полететь

«свечой»; 3) биту держат перед собой, удар выполняют движением, каким рыбак забрасывает

удочку. Этот удар применяют редко, в основном, когда требуется послать мяч в сторону и как

можно ближе к линии города или, когда надо отбить мяч с «подрезкой», так, чтобы он,

коснувшись поля, отскочил в город. Поднять мяч после такого удара очень непросто.

Об

игре

команды

в

поле.

Как

правило,

неопытные

игроки

стараются

осалить

прорывающегося сами. Для этого они бегут за ним через все поле, бросают мяч вдогонку и,

как правило, промахиваются. Мяч улетает неизвестно куда и, пока его возвращают, соперник

успевает совершить несколько перебежек, зарабатывает большое количество очков. Опытная

команда поступает следующим образом: 1) самых ловких в ловле мяча и в пасе игроков

расставляют по углам площадки. Их задача - перепасовывая мяч друг другу, отрезать пере-

бегающих от линий кона или города. Так появляется возможность вместо того, чтобы бросать

мяч

в

спину

бегущего,

встречать

его

мячом

перед

линией;

2)

игрока,

хорошо

ориентирующегося в ситуациях, возникающих на поле, ставят в центр. Он выполняет роль

диспетчера. Все остальные игроки как можно быстрее отдают ему подобранный мяч, а

диспетчер, в зависимости от ситуации, решает, куда его направить.

Если принято решение запятнать игрока, делать это надо быстро, резко, целясь чуть

вперед бегущего, чтобы он как бы влетел в брошенный мяч.

Тактические действия игроков можно представить в виде схемы, изображенной на рис.

4.

Рисунок 4 – Схематичное изображение тактических действий игроков

Несколько слов о соревнованиях. Я провожу первенство школы в два этапа - осенью и

весной, ибо рассматриваем лапту как вспомогательный вид легкой атлетики. Состязания

провожу (как уже говорилось) в двух возрастных группах. В одной соревнуются ребята из IV-

VI классов, в другой - из VII-IX. Состязания первого этапа - осенью - проходят по круговой

системе (рис. 5).

Рисунок 5 – Школьные соревнования по русской лапте

На них выявляем 5-6 лучших команд, которые весной - на втором этапе - продолжают

состязания уже по системе олимпийской. Игра длится 40 мин., одна из команд имеет право

взять так называемую «чистую минуту». Это значит, что последняя минута игры проходит по

правилам «чистого времени». Секундомер включают после успешного удара, а выключают,

когда

после

завершения

игрового

эпизода

мяч

возвращен

набрасывающему.

Введение

«чистой минуты», как показывает опыт, привносит в игру еще больше азарта. Как правило,

игру обслуживают три судьи: главный арбитр (учитель физической культуры), судья на

линии кона и судья на линии города. Количество игроков в команде - 10. Финальные игры

проводим как всеобщий школьный день здоровья. Это все, что я хотела сейчас рассказать об

этой увлекательной, но, к сожалению, несправедливо забытой игре. Попробуйте, поиграйте.

Вы увидите, что это за прелесть - русская лапта.

Список литературы

1. Лепешкин В.А. Подвижные игры для детей: Пособие для учителя физкультуры. – М:

«Школьная Пресса», 2004 – 64 с.



В раздел образования