Автор: Намзырай Чечен Алдын-Ооловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ "Кызылское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Кызыл
Наименование материала: Разработка урока литературы в 9 классе
Тема: "Пейзаж в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Раздел: среднее образование
Урок русской литературы в 9 классе.
Тема: Пейзаж в романе «Герой нашего времени»
Цели: - выработать навыки чтения описаний природы в художественном
произведении;
-
помочь учащимся проникнуть в психологию главного героя через
описания природы;
-
помочь
им
почувствовать
эстетическое
воздействие
природы
на
человека;
-
раскрыть особенности пейзажных зарисовок в романе, показать, с
какой целью они включены в роман;
-
воспитание чувства прекрасного.
Оборудование:
портрет Лермонтова, иллюстрации к роману, репродукция
картин
(природа Кавказа).
Вся великая река русского романа
растекается из этого прозрачного источника,
зачатого на снежных вершинах Кавказа.
А.Н. Толстой.
Кавказ – эта колыбель поэзии Пушкина –
Сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова
В.Г. Белинский
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев
1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Роман «Герой нашего времени». На протяжении нескольких уроков
главным предметом наших бесед была личность Григория Александровича
Печорина.
Печорин
–
личность
неординарная,
сложная,
во
многом
таинственная, противоречивая. Попытаться разгадать ее – наша задача.
Ведь Лермонтов отметил: «История души человеческой, едва ли не
любопытнее и не полезнее истории целого народа». А Достоевский писал:
«Человек есть тайна».
-
Мы
попытаемся
проникнуть
во
внутренний
мир
Печорина.
Что
позволяет нам узнать его, что характеризует его? (внешность, речь, поступки,
взаимоотношения с людьми…).
-
Ребята,
очень
важное
место
в
художественном
произведении
занимают страницы пейзажных зарисовок – пейзаж, он тоже помогает лучше
понять героев, основную идею произведения.
1
- Сегодня поведем разговор о пейзаже в романе «Герой нашего времени»,
нам
будет
важно
понять
роль
пейзажа
в
произведении,
выразительно
прочитать описания природы, раскрыть особенности пейзажных зарисовок, и
с помощью пейзажа попытаемся проникнуть в психологию героев.
-
Итак, откройте тетради, запишите дату урока, тему урока «Пейзаж в
романе «Герой нашего времени»».
И я хотела бы обратить ваше внимание на прекрасное высказывание
Кавказ – эта колыбель поэзии Пушкина –
Сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова
В.Г. Белинский
Словарная работа: ПЕЙЗАЖ – художественное описание природы.
2. КАВКАЗ В ЖИЗНИ ЛЕРМОНТОВА:
Важное место в романе занимает описание природы Кавказа.
- А чем был Кавказ для Лермонтова? (устные ответы, сообщения).
М.Ю. Лермонтов – признанный мастер пейзажа. Раскройте роман – в нем
любое
описание
природы
можно
рассмотреть
как
самостоятельную,
художественно
совершенную
картину.
Вот
начало
романа:
повесть
начинается
путевыми
записками,
русского
офицера,
«странствующего
по
казенной надобности».
-
Каким увидел Кавказ автор-повествователь, а, может быть, и
Печорин? (мы уже отмечали, что он по духу, по восприятию жизни близок
молодому офицеру-повествователю).
-
Найдите и выразительно прочитайте описание Койшаурской долины
в повести «Бэла». (Чтение отрывка на стр.29)
-
Долина в окружении гор … О каком времени суток говорит автор?
Каковы горы на закате дня? На что похожи вершины гор? («золотая бахрома»
- метафора)
-
Какой увидел Арагву повествователь?
-
Помните, у Лермонтова есть следующие поэтические строки:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Реки Арагвы и Куры
Был монастырь…
(откуда строки?)
-
С чем сравнивается река? (с серебристой нитью, с чешуей змеи)
-
Итак, перед нами – прекрасная картина – природы. Как вы думаете,
каково назначение данного пейзажа, с какой целью вводит его писатель в
тему романа?
-
2
ВЫВОД:
писатель
выражает
восхищение,
любование
природой
Кавказа. Он вводит читателя в повествование, знакомит с местностью, на
фоне которого будут происходить дальнейшие события.
Лермонтов счастливо сочетал в себе талант художника слова и живописца.
Известны многие его живописные полотна, их около 13, около 50 акварелей,
многочисленны
карандашные
наброски
в
альбомах,
рукописях
(показ
репродукций).
-
Какие события происходят на лоне этой природы? Что рассказывает
Максим Максимыч молодому офицеру? (пересказ сжатый)
-
Максим Максимыч прерывает свое повествование словами: «Да, они
были
счастливы…».
Счастью
Печорина
и
Бэлы
соответствует
картина
ослепительного утра
-
Найдите и зачитайте описание природы (с.49)
-
Какой увидел автор смену ночи и дня?
Пейзаж построен на контрасте: звезды похожи на чудные узоры, они
как будто водят хоровод, горизонт – темно-лиловый.
В мире царит гармония. Ночь сменяется прекрасным, тихим утром. Тихо на
земле
и
на
небе.
Мне
кажется,
в
такие
моменты
человек
ощущает
непосредственную близость к небу, к звездам, к богу, недаром упоминается
утренняя молитва. Да и дорога….
-
По какой дороге движутся повозки героев? (она, казалось, уходит в
небо)
-
Кажется,
что
все
в
мире
прекрасно
–
в
природе,
во
взаимоотношениях людей (любовь возвысила героев, может, поэтому так
прекрасен пейзаж). Природа прекрасна, и общение с ней очищает, возвышает
человека.
-
Найдите описания облаков. Каковы они? С чем сравнивает их автор?
(отдыхают на вершине горы).
-
Вспомните стихотворение Лермонтова «Утес»:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Но внезапно налетела грозовая туча, град, снег, свист ветра – все говорит о
приближающейся трагической развязке.
3
-
Чем
ближе
человек
к
природе,
тем
дальше
он
от
условностей
«света». Что об этом говорит автор? («Удаляясь от условий общества и
приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное
отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно,
будет когда-нибудь опять»)
-
В человеке сохраняется детство. Что это значит? Что понимается
под этим словом? (чистота, непосредственность, естественность…)
Такова и Бэла.
ВЫВОД: чем человек ближе к природе, тем он естественнее («в сердцах
простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат).
4. Беседа по повести «Тамань»
Действие в повести «Тамань» происходит под мистическим светом
луны. Луна озаряет море, приморский городок.
-
Что происходит в Тамани с Печориным? (сжатый пересказ)
-
Найдите описание моря, зачитайте (с. 68,69,71)
-
Каким видит море герой? Что оно для него? (стихия беспокойная,
тайна, загадка…)
- Кто из героев родственнен по духу этой стихии? (Янко…)
-
Дайте характеристику этого человека.
-
Каким представляете человека, плывущего в бурю? Что в характере
Янко
подчеркивается?
Какие
стихи
Лермонтова
приходят
на
ум,
когда
читаешь строки, посвященные морю? («Белеет парус одинокий…»).
Море
–
ведущий
образ
лирики
Лермонтова,
символ
его
поэзии,
поэзии
мятежной…
-
Как вы думаете, чему, какой мысли служит описание моря в данной
повести.
ВЫВОД: Пейзаж (описание моря, луны) подчеркивает родственность души
Янко и моря, характеризует героев (смелость, отвага, бунт, дух).
5. Беседа по повести «Княжна Мэри».
Печорин прибывает в Пятигорск, на Минеральные воды. В повести
показана жизнь дворянского, так называемого «водяного общества» на фоне
кавказской природы. Здесь происходят важные для Печорина встречи – с
Грушницким, Вернером, княжной Мэри и Верой.
-
Что становится предвестником встречи с Верой? (сжатый пересказ).
-
Печорин встал поздно, идет к колодцу, там уже никого нет, он идет к
гроту. Ему грустно. Найдите описание природы и зачитайте (с.95). Воздух
был напоен электричеством.
4
-
Что
происходит
в
природе?
(надвигается
гроза).
Предгрозовая
ситуация предваряет встречу Печорина и Веры.
ВЫВОД: Пейзаж настраивает читателя на тревожный лад, что-то
должно произойти…
Для
понимания
характера
Печорина
очень
важны
взаимоотношения
с
Грушницким.
Каковы
они?
Чем
вызвано
обоюдное
неприятие?
(соперничество….)
-
Что
стало
причиной
дуэли
Печорина
и
Грушницкого?
(сжатый
пересказ).
-
Каким было утро дуэли? (описание утра на с.140).
-
Что позволяет художнику нарисовать такую прекрасную картину?
(эпитеты…)
-
Найдите в тексте эпитеты.
-
Какие ощущения, чувства переполняют Печорина? Почему?
Пейзаж передает, оттеняет душевное состояние героя.
ВЫВОД: Пейзаж подчеркивает контраст, несоответствие переживаний героя
и окружающей обстановки.
На дуэли погибает Грушницкий. Печорин возвращается, на душе тяжело.
-
Как об этом говорит автор? (с. 149).
ВЫВОД: Пейзаж отражает внутреннее состояние героев.
6. Беседа по повести «Фаталист»
И еще одна повесть – повесть «Фаталист».
-
Передайте вкратце содержание повести? (сжатый пересказ)
-
Печорин возвращается домой пустыми переулками станицы. Над
ним раскинулось звездное небо (с. 170).
-
Какие мысли приходят на ум Печорину, когда он смотрит на звезды?
-
Каким чувствует себя человек в этом огромном пространстве, как к
нему относятся звезды, природа? (он одинок, природа равнодушна к нему).
ВЫВОД: Пейзаж явился толчком для философских рассуждений.
Никто не может решить окончательно, сказать однозначно, существует
ли предопределение. Если оно существует, человек должен действовать.
У Лермонтова есть прекрасное стихотворение – одно из лучших в
мировой поэзии – «Выхожу один я на дорогу…» (чтение стихотворения)
7. Заключительное слово учителя
5
3 устойчивых образа, ключевых символа отражены в романе: это
-
Как бы вы охарактеризовали их? Какими представляет их автор?
-
«Есть
два
чуда:
звездное
небо
над
нами
и
нравственный
закон
внутри нас каждого» (Кант).
На мой взгляд, данными эпитетами можно охарактеризовать и главного
героя романа – Г.А. Печорина и самого автора (ведь многие сравнивали
Печорина и Лермонтова, ставили знак равенства между ними).
Небольшие пейзажные зарисовки позволяют судить, что в природе
Лермонтов видел подлинную красоту и совершенство, мечтал о жизни
вольной, свободной, как море, возвышенной и чистой, как звезды, гордой, как
горы.
Когда Лермонтов был убит, началась сильнейшая гроза. Казалось, сама
природа рыдала над павшим поэтом.
8. Выводы и обобщения:
- Какова роль пейзажа в романе «Герой нашего времени»? (Ответы
учащихся).
Я надеюсь, что, читая произведения художественной литературы, вы не
будете пропускать страницы с описанием природы, а попытаетесь увидеть
прекрасный мир глазами героев.
Домашнее задание- на выбор:
1.
Выучить наизусть отрывок из романа – пейзажную зарисовку;
2.
Перевести на тувинский язык один из отрывков;
6
3.
Сравнительный анализ стихотворения «Кавказ» Лермонтова и эпизода
романа «Герой нашего времени» с описанием кавказских гор.
7