Напоминание

"Пейзаж в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"


Автор: Намзырай Чечен Алдын-Ооловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ "Кызылское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Кызыл
Наименование материала: Разработка урока литературы в 9 классе
Тема: "Пейзаж в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русской литературы в 9 классе.

Тема: Пейзаж в романе «Герой нашего времени»

Цели: - выработать навыки чтения описаний природы в художественном

произведении;

-

помочь учащимся проникнуть в психологию главного героя через

описания природы;

-

помочь

им

почувствовать

эстетическое

воздействие

природы

на

человека;

-

раскрыть особенности пейзажных зарисовок в романе, показать, с

какой целью они включены в роман;

-

воспитание чувства прекрасного.

Оборудование:

портрет Лермонтова, иллюстрации к роману, репродукция

картин

(природа Кавказа).

Вся великая река русского романа

растекается из этого прозрачного источника,

зачатого на снежных вершинах Кавказа.

А.Н. Толстой.

Кавказ – эта колыбель поэзии Пушкина –

Сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова

В.Г. Белинский

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Роман «Герой нашего времени». На протяжении нескольких уроков

главным предметом наших бесед была личность Григория Александровича

Печорина.

Печорин

личность

неординарная,

сложная,

во

многом

таинственная, противоречивая. Попытаться разгадать ее – наша задача.

Ведь Лермонтов отметил: «История души человеческой, едва ли не

любопытнее и не полезнее истории целого народа». А Достоевский писал:

«Человек есть тайна».

-

Мы

попытаемся

проникнуть

во

внутренний

мир

Печорина.

Что

позволяет нам узнать его, что характеризует его? (внешность, речь, поступки,

взаимоотношения с людьми…).

-

Ребята,

очень

важное

место

в

художественном

произведении

занимают страницы пейзажных зарисовок – пейзаж, он тоже помогает лучше

понять героев, основную идею произведения.

1

- Сегодня поведем разговор о пейзаже в романе «Герой нашего времени»,

нам

будет

важно

понять

роль

пейзажа

в

произведении,

выразительно

прочитать описания природы, раскрыть особенности пейзажных зарисовок, и

с помощью пейзажа попытаемся проникнуть в психологию героев.

-

Итак, откройте тетради, запишите дату урока, тему урока «Пейзаж в

романе «Герой нашего времени»».

И я хотела бы обратить ваше внимание на прекрасное высказывание

Кавказ – эта колыбель поэзии Пушкина –

Сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова

В.Г. Белинский

Словарная работа: ПЕЙЗАЖ – художественное описание природы.

2. КАВКАЗ В ЖИЗНИ ЛЕРМОНТОВА:

Важное место в романе занимает описание природы Кавказа.

- А чем был Кавказ для Лермонтова? (устные ответы, сообщения).

М.Ю. Лермонтов – признанный мастер пейзажа. Раскройте роман – в нем

любое

описание

природы

можно

рассмотреть

как

самостоятельную,

художественно

совершенную

картину.

Вот

начало

романа:

повесть

начинается

путевыми

записками,

русского

офицера,

«странствующего

по

казенной надобности».

-

Каким увидел Кавказ автор-повествователь, а, может быть, и

Печорин? (мы уже отмечали, что он по духу, по восприятию жизни близок

молодому офицеру-повествователю).

-

Найдите и выразительно прочитайте описание Койшаурской долины

в повести «Бэла». (Чтение отрывка на стр.29)

-

Долина в окружении гор … О каком времени суток говорит автор?

Каковы горы на закате дня? На что похожи вершины гор? («золотая бахрома»

- метафора)

-

Какой увидел Арагву повествователь?

-

Помните, у Лермонтова есть следующие поэтические строки:

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Реки Арагвы и Куры

Был монастырь…

(откуда строки?)

-

С чем сравнивается река? (с серебристой нитью, с чешуей змеи)

-

Итак, перед нами – прекрасная картина – природы. Как вы думаете,

каково назначение данного пейзажа, с какой целью вводит его писатель в

тему романа?

-

2

ВЫВОД:

писатель

выражает

восхищение,

любование

природой

Кавказа. Он вводит читателя в повествование, знакомит с местностью, на

фоне которого будут происходить дальнейшие события.

Лермонтов счастливо сочетал в себе талант художника слова и живописца.

Известны многие его живописные полотна, их около 13, около 50 акварелей,

многочисленны

карандашные

наброски

в

альбомах,

рукописях

(показ

репродукций).

-

Какие события происходят на лоне этой природы? Что рассказывает

Максим Максимыч молодому офицеру? (пересказ сжатый)

-

Максим Максимыч прерывает свое повествование словами: «Да, они

были

счастливы…».

Счастью

Печорина

и

Бэлы

соответствует

картина

ослепительного утра

-

Найдите и зачитайте описание природы (с.49)

-

Какой увидел автор смену ночи и дня?

Пейзаж построен на контрасте: звезды похожи на чудные узоры, они

как будто водят хоровод, горизонт – темно-лиловый.

В мире царит гармония. Ночь сменяется прекрасным, тихим утром. Тихо на

земле

и

на

небе.

Мне

кажется,

в

такие

моменты

человек

ощущает

непосредственную близость к небу, к звездам, к богу, недаром упоминается

утренняя молитва. Да и дорога….

-

По какой дороге движутся повозки героев? (она, казалось, уходит в

небо)

-

Кажется,

что

все

в

мире

прекрасно

в

природе,

во

взаимоотношениях людей (любовь возвысила героев, может, поэтому так

прекрасен пейзаж). Природа прекрасна, и общение с ней очищает, возвышает

человека.

-

Найдите описания облаков. Каковы они? С чем сравнивает их автор?

(отдыхают на вершине горы).

-

Вспомните стихотворение Лермонтова «Утес»:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Но внезапно налетела грозовая туча, град, снег, свист ветра – все говорит о

приближающейся трагической развязке.

3

-

Чем

ближе

человек

к

природе,

тем

дальше

он

от

условностей

«света». Что об этом говорит автор? («Удаляясь от условий общества и

приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное

отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно,

будет когда-нибудь опять»)

-

В человеке сохраняется детство. Что это значит? Что понимается

под этим словом? (чистота, непосредственность, естественность…)

Такова и Бэла.

ВЫВОД: чем человек ближе к природе, тем он естественнее («в сердцах

простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат).

4. Беседа по повести «Тамань»

Действие в повести «Тамань» происходит под мистическим светом

луны. Луна озаряет море, приморский городок.

-

Что происходит в Тамани с Печориным? (сжатый пересказ)

-

Найдите описание моря, зачитайте (с. 68,69,71)

-

Каким видит море герой? Что оно для него? (стихия беспокойная,

тайна, загадка…)

- Кто из героев родственнен по духу этой стихии? (Янко…)

-

Дайте характеристику этого человека.

-

Каким представляете человека, плывущего в бурю? Что в характере

Янко

подчеркивается?

Какие

стихи

Лермонтова

приходят

на

ум,

когда

читаешь строки, посвященные морю? («Белеет парус одинокий…»).

Море

ведущий

образ

лирики

Лермонтова,

символ

его

поэзии,

поэзии

мятежной…

-

Как вы думаете, чему, какой мысли служит описание моря в данной

повести.

ВЫВОД: Пейзаж (описание моря, луны) подчеркивает родственность души

Янко и моря, характеризует героев (смелость, отвага, бунт, дух).

5. Беседа по повести «Княжна Мэри».

Печорин прибывает в Пятигорск, на Минеральные воды. В повести

показана жизнь дворянского, так называемого «водяного общества» на фоне

кавказской природы. Здесь происходят важные для Печорина встречи – с

Грушницким, Вернером, княжной Мэри и Верой.

-

Что становится предвестником встречи с Верой? (сжатый пересказ).

-

Печорин встал поздно, идет к колодцу, там уже никого нет, он идет к

гроту. Ему грустно. Найдите описание природы и зачитайте (с.95). Воздух

был напоен электричеством.

4

-

Что

происходит

в

природе?

(надвигается

гроза).

Предгрозовая

ситуация предваряет встречу Печорина и Веры.

ВЫВОД: Пейзаж настраивает читателя на тревожный лад, что-то

должно произойти…

Для

понимания

характера

Печорина

очень

важны

взаимоотношения

с

Грушницким.

Каковы

они?

Чем

вызвано

обоюдное

неприятие?

(соперничество….)

-

Что

стало

причиной

дуэли

Печорина

и

Грушницкого?

(сжатый

пересказ).

-

Каким было утро дуэли? (описание утра на с.140).

-

Что позволяет художнику нарисовать такую прекрасную картину?

(эпитеты…)

-

Найдите в тексте эпитеты.

-

Какие ощущения, чувства переполняют Печорина? Почему?

Пейзаж передает, оттеняет душевное состояние героя.

ВЫВОД: Пейзаж подчеркивает контраст, несоответствие переживаний героя

и окружающей обстановки.

На дуэли погибает Грушницкий. Печорин возвращается, на душе тяжело.

-

Как об этом говорит автор? (с. 149).

ВЫВОД: Пейзаж отражает внутреннее состояние героев.

6. Беседа по повести «Фаталист»

И еще одна повесть – повесть «Фаталист».

-

Передайте вкратце содержание повести? (сжатый пересказ)

-

Печорин возвращается домой пустыми переулками станицы. Над

ним раскинулось звездное небо (с. 170).

-

Какие мысли приходят на ум Печорину, когда он смотрит на звезды?

-

Каким чувствует себя человек в этом огромном пространстве, как к

нему относятся звезды, природа? (он одинок, природа равнодушна к нему).

ВЫВОД: Пейзаж явился толчком для философских рассуждений.

Никто не может решить окончательно, сказать однозначно, существует

ли предопределение. Если оно существует, человек должен действовать.

У Лермонтова есть прекрасное стихотворение – одно из лучших в

мировой поэзии – «Выхожу один я на дорогу…» (чтение стихотворения)

7. Заключительное слово учителя

5

3 устойчивых образа, ключевых символа отражены в романе: это

-

Как бы вы охарактеризовали их? Какими представляет их автор?

-

«Есть

два

чуда:

звездное

небо

над

нами

и

нравственный

закон

внутри нас каждого» (Кант).

На мой взгляд, данными эпитетами можно охарактеризовать и главного

героя романа – Г.А. Печорина и самого автора (ведь многие сравнивали

Печорина и Лермонтова, ставили знак равенства между ними).

Небольшие пейзажные зарисовки позволяют судить, что в природе

Лермонтов видел подлинную красоту и совершенство, мечтал о жизни

вольной, свободной, как море, возвышенной и чистой, как звезды, гордой, как

горы.

Когда Лермонтов был убит, началась сильнейшая гроза. Казалось, сама

природа рыдала над павшим поэтом.

8. Выводы и обобщения:

- Какова роль пейзажа в романе «Герой нашего времени»? (Ответы

учащихся).

Я надеюсь, что, читая произведения художественной литературы, вы не

будете пропускать страницы с описанием природы, а попытаетесь увидеть

прекрасный мир глазами героев.

Домашнее задание- на выбор:

1.

Выучить наизусть отрывок из романа – пейзажную зарисовку;

2.

Перевести на тувинский язык один из отрывков;

6

3.

Сравнительный анализ стихотворения «Кавказ» Лермонтова и эпизода

романа «Герой нашего времени» с описанием кавказских гор.

7



В раздел образования