Автор: Якименко Анна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад №86 "КОРАБЛИК"
Населённый пункт: Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Сенсорное развитие с 2-3 лет.
Раздел: дошкольное образование
«Сенсорное развитие детей 2-3 лет».
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Требование программы по сенсорному воспитанию 2-3 лет.
Ориентироваться в 6 цветах, показывать их, подбирать по образу;
Ориентироваться в трёх и более контрастных величинах;
Собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
Соотносить конфигурацию объёмной геометрической фигуры с
плоскостным изображением, накладывать на образец ( раскладывают
вкладыши разной величины или формы и аналитические отверстия на доске);
Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок;
Игры на развитие тактильных ощущений
«Определи на ощупь»
Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;
сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Материал непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся
одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая
пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы.
Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки:
карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.
«Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы,
величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые
буквы и цифры и др.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку
предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Узнай фигуру»
Цель: нахождение геометрической фигуры на ошупь по зрительно-
воспринимаемому образцу.
Материал: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и
объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы,
квадраты, треугольники и т.д.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических
фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку
предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую
указал педагог.
«Бусы»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной
координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие
концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого
воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание
собственного произведения.
Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.
Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В
том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в
определенной последовательности
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия
величины:
«Сравни предметы по высоте»;
«Самая длинная, самая короткая» (ленты различные по длине, по
цвету
материала);
«Разноцветные фигуры» (простейший геометрические фигуры
(квадрат, круг, треугольник) различные по количеству, по цвету,
материалу, величине);
« В какую коробку?» (пять видов игрушек разных размеров, пять
разным коробкам в зависимости от размера);
«Дальше – ближе» (картинки с нарисованными предметами :
какие
нарисованы ближе, а какие дальше).
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
Задание: подобрать необходимый цвет предмета;
«Собери гирлянду» (набор разноцветных фигур и карточки с
образцами гирлянд);
«Какого цвета не стало» (разноцветные фигуры и предметы;
«Какого цветом предмет» (картинки различных предметов
(помидор, яблоко, дом, и. т. д.) и разноцветные квадраты из прозрачного
пластика.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия
формы:
«Найди пару» ( картинки с изображением геометрических фигур
и предметов по форме, похожих на эти формы).
«Геометрические фигуры» ( картинки с изображением
предметов, состоящих из геометрических фигур). Задание: назвать
геометрические фигуры из которых состоит предмет.
«Форма» ( картинки с изображением предметов, по форме
похожих на заданную форму). Задание: найти предмет указанной формы.
«Что лишнее ?» ( карточки с изображением трех,, четырех
предметов, 2-3 из которых схожи по какому-либо признаку, а 1 отличается «
лишняя».
Кроме того, в уголке присутствуют постоянные и дополнительные
объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
Для развития восприятия:
Природный материал – горох, орехи, фасоль, греча, крупа,
шишки, камни, песок и. т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для
творческих работ – выкладывание на пластилине, нанизывание и. т.д.
Дидактические игры материалы – различные мозаики, шнуровки,
коврики, различные конструкторы («Фермер», «Лего», деревянный
строитель, металлические и пластмассовые конструкторы), пластилин, тесто,
глина, краски, (гуашь, пальчиковые, витражные, акварельные), коврики,
мячи, центр воды и песка, пальчиковый и кукольный театр, вкладыши,
парные картинки, « умные фигуры» и. т.д
Наши детки :