Уголок психологии в развивающем пространстве ДОУ как фактор сохранения здоровья ребенка.
Автор: Аникина Мария Григорьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБУ "Лицей №6" Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Уголок психологии в развивающем пространстве ДОУ как фактор сохранения здоровья ребенка. Раздел: дошкольное образование
Уголок психологии в развивающем пространстве ДОУ как фактор сохранения
здоровья ребенка.
В настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста в нашей стране
вызывает
серьезную
озабоченность
общества.
И
не
всегда
причиной
становиться
ослабленный организм и низкая сопротивляемость иммунитета. Наряду с этими причинами
можно отметить психические аспекты. Такие как адаптационные и ситуативные стрессы,
низкая самооценка, не умение ребенка взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и т. д.
Дошкольный возраст – самый «ранимый». Дети, поступая в сад, попадают в стрессовую
ситуацию. Сначала - это адаптационный период и всем известно, что это очень тяжелое
время, когда ребенок заболевает не от того, что у него слабая иммунная система, а от
затяжного стресса. Далее ребенок привыкает к новому пространству и распорядку, который
вносит в его жизнь посещение детского сада. Но малейшее изменение в сложившийся ритм
жизни – новый воспитатель, изменение требований и просто затяжные выходные снова
разрушают
устоявшийся
мир
ребенка.
И
как
итог
приводит
к
новой
дестабилизации,
психосоматическим расстройствам. И это только то, что находиться на самой поверхности. А
отношения в детском коллективе, которые, подчас, могут стать серьёзной проблемой, не
желанием посещать ребенком детский сад. Не продуманные действия родителей, которые
приводят ребенка к слишком завышенной самооценке, либо же, наоборот, к неуверенности в
своих силах и способностях. Слишком много факторов именно психического аспекта, а так
же интимно личностных отношений, которые накладывают свой отпечаток на внутренние и
внешние проявления и отношения ребенка с окружающим миром. Все эти, и не только,
причины
приводят
к
повышению
внутреннего
напряжения,
выливаются
в
различные
заболевания, которые, в свою очередь, имеют завидное постоянство и свойство перетекать в
хроническое, сложно излечивается.
Охрана
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
детей,
а
так
же
их
эмоциональное благополучие – это самая первая задача, которую ставит перед дошкольным
учреждением ФГОС. Для его профилактики, а так же для выявления и коррекции детской
дестабилизации существует различные методы и средства. Наиболее часто таким контролем
занимается
в
саду
педагог-психолог.
На
этого
человека,
в
первую
очередь,
возложена
ответственность за психологическое здоровье детей в детском саду. Психологическая работа
заключается не только в непосредственной коррекционной и развивающей. Но и в работе
психопросветительской, которая не маловажна и дает очень действенный инструмент –
знания,
как
поступать
в
различных
ситуациях,
приводящих
к
психофизическим
расстройствам
детей.
К
сожалению,
педагог-психолог
не
всегда
может
обеспечить
сиюминутную
поддержку
взрослым
и
детям.
И
мы
сталкиваемся
с
необходимостью
–
обучить
взрослых
и,
в
последствии,
детей
эмоциональной
саморегуляции
(научить
успокаиваться, выходить из конфликта, комфортно взаимодействовать с другими детьми,
взрослыми
и
т.
д.).
А
так
же
с
необходимостью
предоставить
место
для
релаксации,
уединения ребенка, когда ему это необходимо для сохранения его психической целостности и
сохранения его психофизического здоровья.
Первый человек, которого видит и с которым взаимодействует ребенок в детском саду –
воспитатель. Именно от педагога зависит то, настолько комфортно будет он чувствовать себя,
как будут протекать его дни. На воспитателе лежит ежесекундная ответственность за жизнь и
здоровье ребенка, за его развитие, воспитание, обучение. Это очень тяжелое и вместе с тем
очень ответственное дело. Оно требует очень много знаний, чуткости, терпения. В данном
деле не случайно на первое место ставятся именно знания: о свойства, возможностях,
особенностях детей в разные периоды развития. Именно опираясь на них можно грамотно
простроить взаимодействие с ребенком. Научить его всему и воспитать из него личность. У
каждого
воспитателя
существует
определенный
багаж
этих
знаний,
умений,
навыков
которыми он пользуется в своей профессиональной деятельности. Но невозможно знать всё и
помнить
все
приемы
и
методы
работы,
учитывать
все
«подводные
камни»
которые
встречаются
на
пути.
И
здесь
на
помощь
воспитателям
приходят
те
самые
«узкие
специалисты», они вместе с воспитателем ищут и находят направление развития каждого
ребенка, а так же помогают выявить и скорректировать возникающие проблемы. Эта помощь
ценна и необходима и при правильном союзе всех участников педагогического процесса
позволяет реализовать задачи, поставленные перед дошкольным учреждением родителями и
обществом.
Групповая пространственная среда ДОУ насыщенна самой разнообразной атрибутикой,
которая направлена на воспитание и развитие детей. Но, к сожалению, иногда в этой среде
нет
необходимого
инструментария
и
соответствующего
места
для
создания
психофизического
комфорта,
и
развития
тех
самых
важных
навыков
психологической
саморегуляции которая необходима для сохранения здоровья детей. Вот здесь и выходит на
первый план то самая психопросвящение, которым должен заниматься в саду педагог-
психолог и обеспечить воспитателей знаниями, как и что нужно сделать, для того, чтобы
создать соответствующее оборудование, игры, условия и т. д.
В нашем саду по
результатам работы с воспитателями было выявлено, что многие
воспитатели знают о необходимости подобных мер профилактики заболеваний. Успешно
используют отдельные элементы в своей работе, Творческой группой, в составе которой были
педагог-психолог и воспитатели, было решено привести данные знания и опыт в систему и
внедрить в работу инновации. Создание развивающей среды группы для формирования
психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции было нашей целью и
планом по реализации формирования здоровья. Мы решали следующие задачи:
Создать зону психологического комфорта.
Наполнить её играми и атрибутикой для повышения самооценки, коммуникативных
навыков и эмоциональной сферы.
Обучить детей владеть собой в различных ситуациях
Обучить общению, решению конфликтов, повышению уверенности в себе.
Прежде чем оформлять психологический уголок и насыщать его инструментарием нами
изучались различные факторы, влияющие на состояние психики ребенка. Было выявлено, что
душевное
состояние
зависит
от
нас
самих
и
находится
буквально
на
кончиках
наших
пальцев: лишая себя прикосновений, недодавая коже ощущений, мы отказываем себе в
удовольствии лишний раз порадоваться, почувствовать себя увереннее, избавиться от тревоги
и прессинга проблем. Тактильное восприятие играет огромную роль в жизни человека, этот
феномен исследовали такие ученые как: Крейдлин 1997, Рубинштейн 2001, Ананьев 1959,
Ломов 1982. Вследствие этих знаний в работе с детьми было взято много игр влияющих на
тактильное развитие, что помогало в развитии саморегуляции у детей стрессовых состояний
(когда ребенок брал мягкую игрушку и прижимал её успокаиваясь, или же катал резиновый
шипованый
мяч
который
так
же
благотворно
влияет
на
эмоциональное
состояние).
Пристальное
внимание
было
уделено
цветовому
воздействию. Многочисленные
исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), позволяют
сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями,
которые они вызывают у человека. Пригодились и эти знания когда встал вопрос о дизайне и
цветовых решениях при создании различных атрибутов для игр и упражнений. И конечно
было
пристально
изучен
феномен
«Релакса́
ция», (от
лат.
relaxatio
—
ослабление,
расслабление)
—
снижение
тонуса
скелетной
мускулатуры.
Считается,
что
релаксация
способствует
снятию
психического
напряжения,
из-за
чего
она
широко
применяется
в
психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных.
Техника
как
таковая
была
разработана
американским
учёным
и
врачом
Эдмундом
Джекобсоном
в
1920-х
годах.
И
эти
знания
помогли
разработать
ряд
упражнений
для
расслабления детей, что так же помогало при снижении мышечных зажимов у детей. Все эти
и
другие
знания
особенностей
психологии,
а
так
же
других
не
маловажных
аспектов
размещения
и
соответствия
материалов
помогли
для
создания
среды.
В
группах
были
созданы
«Психологические
уголки».
При
формировании
уголков
учитывались
основные
принципы создания среды дошкольного учреждения:
Гибкость;
Самостоятельность
Управляемость
Активность
Творчество;
Индивидуальный подход.
Для помощи детям, которым по каким либо причинам было необходимо отдохнуть в
уединении или просто побыть в относительном одиночестве мы использовали идею «уголка
уединения».
Это
место,
где
ребёнок
может
посидеть,
подумать,
помечтать,
вспомнить
приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то
приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, по
сотрудничеству со взрослым или сверстником. Такие уголки, созданные в каждой группе,
позволили не только помочь детям в расслаблении и уединении, но так же выявили таких
детей, которым необходима помощь. Как правило, такие дети имеют меланхоличный тип
темперамента или же ситуативную потребность в одиночестве.
Материалы для «Психологических уголков» было решено разделить на следующие
категории:
Зона для психологической разгрузки. Уголки для уединения (шатер, палатка и т.д.),
мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки.
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Боксерская
груша, кукла «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени.
Игры для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам
саморегуляции:
аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации);
цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка),
свечи,
фонтаны,
игры с песком,
водой,
крупами,
пуговицами,
«Мешочки настроений»,
«Коробочки добрых дел».
Игры
для
обучения
детей
бесконфликтному
общению
с
помощью
эмоционально
развивающих игр:
«Азбука настроений»,
«Коврик дружбы»,
настольные,
дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»,
шкатулка с меленькими человечками,
«Подушка примирения»,
«Коробочка примирения»,
«Доска настроений».
Игры для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей:
подиум,
медали,
«сонные игрушки»
Игры для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в
команде:
«Твистер»,
«Гусеница»,
«Веселый коврик»
В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть
коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за
свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при
одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят
итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево
добра»
—
своеобразную
доску
почета.
Это
помогает
повысить
уровень
самооценки
у
неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка,
доброта, отзывчивость.
В результате внедрения в групповое пространство ДОУ «Психологических уголков»
повысилась
комфортность
нахождения
детей
в
групповом
пространстве.
Снизилась
тревожность связанная со взаимодействием в детском коллективе. Коммуникативные навыки
детей пополнились большим количеством шаблонов приемлемых и адекватных выходов из
стрессовых и конфликтных ситуаций. Эмоциональный фон стабильно положительный. Всё
это
позволило
нам
придти
к
выводу
об
оптимальности
затраченных
ресурсов
и
необходимости поддерживать использование данного уголка и атрибутов входящих в него как
можно большему количеству участников педагогического взаимодействия.
Список литературы:
1.
Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека //Познавательные
процессы: ощущения, восприятие. М., 1982.
2.
Баранов А.Н.,
Добровольский
Д.О.
Постулаты
когнитивной семантики //
Известия АН. Серия литературы и языка. 1997.
3.
Башкова И.В. Семантика восприятия. Обзор. Библиография. Красноярск, 1994.
4.
Гринберг Дж. С. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002.
5.
Иванов
Л.М.,
Урванцев
Л.П.
Экспериментальное
исследование
цветовых
ассоциаций. М., 1978.
6.
Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения. М.: МИРОС,
1997.
7.
Леонтьев А.Н.
Ощущения
и
восприятие
как
образы
предметного
мира
//
Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М, 1982.
8.
Ломов Б.Ф. Кожная чувствительность и осязание // Познавательные процессы:
ощущение, восприятие. М., 1982.
9.
ЛюблинскаяА.А. "Детская
психология"
Учебное
пособие
для
студентов
педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.
10.
Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.
11.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии 2-е изд. (1946г.) - СПб.: 2002.
12.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
13.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006.
– 256 с.