Напоминание

самостоятельная работа с  учебником


Автор: Цыкункова Анна Ивановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "Безымянская СШ", г.о.г. Михайловка
Населённый пункт: х. Безымянка
Наименование материала: Самостоятельная работа с учебником как один из основных видов деятельности на уроках физики. (из опыта работы)
Тема: самостоятельная работа с  учебником
Раздел: полное образование





Назад




Самостоятельная

работа

с

учебником

как

один

из

основных

видов

деятельности

на

уроках

физики

.

(

из

опыта

работы

)

Умение

обучающихся

самостоятельно

приобретать

и

углублять

знания

одна

из

важнейших

задач

,

формируемых

всеми

учебными

предметами

,

в

том

числе

и

курсом

физики

.

Одним

из

основных

средств

повышения

уровня

знаний

является

самостоятельная

работа

с

учебником

.

В

программе

курса

физики

предусмотрено

самостоятельное

изучение

несложного

материала

.

Более

сложный

делится

на

части

,

некоторые

из

них

предлагается

освоить

самостоятельно

.

Работа

с

учебником

направлена

на

усвоение

прежде

всего

основных

физических

понятий

,

законов

,

теоретических

вопросов

.

Выделение

в

тексте

главного

,

определение

важнейших

фактов

,

практическое

применение

,

анализ

содержания

,

синтез

результатов

главные

элементы

учебного

материала

.

На

первой

ступени

обучения

физике

много

внимания

при

работе

с

учебником

уделяется

составлению

простого

и

сложного

планов

параграфа

.

На

второй

ступени

этого

не

достаточно

.

Основным

должен

стать

анализ

,

понимание

логических

связей

текста

.

Работа

может

быть

построена

таким

образом

:

ТЕОРИЯ

СЛЕДСТВИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ

ПРИМЕНЕНИЕ

(

ЭКСПЕРИМЕНТ

)

В

процессе

самостоятельной

работы

с

учебником

важно

научить

обучающихся

выделять

и

описывать

структурные

элементы

учебного

материала

.

Обобщению

,

систематизации

знаний

способствуют

составление

сравнительных

таблиц

при

работе

с

текстом

.

Одной

из

задач

учителя

остаётся

научить

их

сопоставлять

изучаемые

явления

и

законы

с

физическими

закономерностями

,

изученными

ранее

.

Для

получения

более

глубоких

и

устойчивых

знаний

рассматривать

задания

по

графической

интерпритации

приводимых

формул

и

соотношений

.

Включать

задания

,

которые

оказывают

помощь

в

формировании

практических

навыков

.

Учебники

последнего

поколения

позволяют

разнообразить

методы

работы

,

развивать

полезные

практические

навыки

.

Вопросы

,

задачи

,

практические

задания

,

таблицы

,

рисунки

эффективно

используются

в

процессе

обучения

.

Самостоятельное

составление

плана

даёт

положительные

результаты

:

используя

его

,

можно

представить

логичное

,

последовательное

изложение

материала

,

выделяя

главное

,

делая

упор

на

основные

понятия

,

законы

,

формулировки

.

Использование

таблиц

даёт

возможность

прочно

усвоить

изучаемый

материал

.

Можно

предложить

задачи

на

определение

скоростей

различных

тел

:

выяснить

,

можно

ли

сравнивать

между

собой

скорости

,

выраженные

в

разных

единицах

измерения

.

Учащиеся

могут

по

материалам

таблиц

сами

составить

задачи

,

практическое

задание

.

Самостоятельную

работу

можно

разнообразить

.

Например

,

работа

с

рисунками

,

чертежами

,

фотографиями

.

Задача

учителя

заключается

в

том

,

чтобы

помочь

выработать

умение

читать

рисунок

,

извлекать

из

него

информацию

,

проводить

анализ

и

разбор

его

содержания

.

Рисунок

является

источником

физических

знаний

.

Такая

форма

деятельности

развивает

мышление

,

даёт

понимание

и

усвоение

учебного

материала

,

особенно

в

начале

изучения

курса

физики

,

когда

ученики

только

начинают

приобретать

навыки

самостоятельной

работы

.

Простое

заучивание

формулировок

без

ясного

понимания

,

без

наглядности

приводит

к

формальным

и

неустойчивым

знаниям

.

Например

,

при

изучении

темы

«

Молекулярное

строение

твёрдых

тел

,

жидкостей

и

газов

»,

ученики

самостоятельно

могут

составить

вопросы

о

строении

,

расположении

молекул

,

расстоянии

между

ними

и

ответить

на

них

.

Вспомогательные

вопросы

учителя

направляют

внимание

учеников

на

то

,

что

существенно

для

уяснения

физического

смысла

текста

,

как

понимать

рисунок

,

как

извлечь

из

него

важные

,

существенные

сведения

.

Это

имеет

большое

значение

для

овладения

новыми

знаниями

.

Такая

форма

работы

улучшает

понимание

,

способствует

сознательному

усвоению

материала

.

Эффективна

такая

форма

работы

с

учебником

:

самостоятельно

составить

вопросы

к

рисунку

,

графику

,

что

позволяет

обучающимся

глубже

усваивать

материал

.



В раздел образования