Автор: Цыкункова Анна Ивановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "Безымянская СШ", г.о.г. Михайловка
Населённый пункт: х. Безымянка
Наименование материала: Самостоятельная работа с учебником как один из основных видов деятельности на уроках физики. (из опыта работы)
Тема: самостоятельная работа с учебником
Раздел: полное образование
Самостоятельная
работа
с
учебником
как
один
из
основных
видов
деятельности
на
уроках
физики
.
(
из
опыта
работы
)
Умение
обучающихся
самостоятельно
приобретать
и
углублять
знания
–
одна
из
важнейших
задач
,
формируемых
всеми
учебными
предметами
,
в
том
числе
и
курсом
физики
.
Одним
из
основных
средств
повышения
уровня
знаний
является
самостоятельная
работа
с
учебником
.
В
программе
курса
физики
предусмотрено
самостоятельное
изучение
несложного
материала
.
Более
сложный
–
делится
на
части
,
некоторые
из
них
предлагается
освоить
самостоятельно
.
Работа
с
учебником
направлена
на
усвоение
прежде
всего
основных
физических
понятий
,
законов
,
теоретических
вопросов
.
Выделение
в
тексте
главного
,
определение
важнейших
фактов
,
практическое
применение
,
анализ
содержания
,
синтез
результатов
–
главные
элементы
учебного
материала
.
На
первой
ступени
обучения
физике
много
внимания
при
работе
с
учебником
уделяется
составлению
простого
и
сложного
планов
параграфа
.
На
второй
ступени
этого
не
достаточно
.
Основным
должен
стать
анализ
,
понимание
логических
связей
текста
.
Работа
может
быть
построена
таким
образом
:
ТЕОРИЯ
–
СЛЕДСТВИЕ
–
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПРИМЕНЕНИЕ
(
ЭКСПЕРИМЕНТ
)
В
процессе
самостоятельной
работы
с
учебником
важно
научить
обучающихся
выделять
и
описывать
структурные
элементы
учебного
материала
.
Обобщению
,
систематизации
знаний
способствуют
составление
сравнительных
таблиц
при
работе
с
текстом
.
Одной
из
задач
учителя
остаётся
научить
их
сопоставлять
изучаемые
явления
и
законы
с
физическими
закономерностями
,
изученными
ранее
.
Для
получения
более
глубоких
и
устойчивых
знаний
рассматривать
задания
по
графической
интерпритации
приводимых
формул
и
соотношений
.
Включать
задания
,
которые
оказывают
помощь
в
формировании
практических
навыков
.
Учебники
последнего
поколения
позволяют
разнообразить
методы
работы
,
развивать
полезные
практические
навыки
.
Вопросы
,
задачи
,
практические
задания
,
таблицы
,
рисунки
эффективно
используются
в
процессе
обучения
.
Самостоятельное
составление
плана
даёт
положительные
результаты
:
используя
его
,
можно
представить
логичное
,
последовательное
изложение
материала
,
выделяя
главное
,
делая
упор
на
основные
понятия
,
законы
,
формулировки
.
Использование
таблиц
даёт
возможность
прочно
усвоить
изучаемый
материал
.
Можно
предложить
задачи
на
определение
скоростей
различных
тел
:
выяснить
,
можно
ли
сравнивать
между
собой
скорости
,
выраженные
в
разных
единицах
измерения
.
Учащиеся
могут
по
материалам
таблиц
сами
составить
задачи
,
практическое
задание
.
Самостоятельную
работу
можно
разнообразить
.
Например
,
работа
с
рисунками
,
чертежами
,
фотографиями
.
Задача
учителя
заключается
в
том
,
чтобы
помочь
выработать
умение
читать
рисунок
,
извлекать
из
него
информацию
,
проводить
анализ
и
разбор
его
содержания
.
Рисунок
является
источником
физических
знаний
.
Такая
форма
деятельности
развивает
мышление
,
даёт
понимание
и
усвоение
учебного
материала
,
особенно
в
начале
изучения
курса
физики
,
когда
ученики
только
начинают
приобретать
навыки
самостоятельной
работы
.
Простое
заучивание
формулировок
без
ясного
понимания
,
без
наглядности
приводит
к
формальным
и
неустойчивым
знаниям
.
Например
,
при
изучении
темы
«
Молекулярное
строение
твёрдых
тел
,
жидкостей
и
газов
»,
ученики
самостоятельно
могут
составить
вопросы
о
строении
,
расположении
молекул
,
расстоянии
между
ними
и
ответить
на
них
.
Вспомогательные
вопросы
учителя
направляют
внимание
учеников
на
то
,
что
существенно
для
уяснения
физического
смысла
текста
,
как
понимать
рисунок
,
как
извлечь
из
него
важные
,
существенные
сведения
.
Это
имеет
большое
значение
для
овладения
новыми
знаниями
.
Такая
форма
работы
улучшает
понимание
,
способствует
сознательному
усвоению
материала
.
Эффективна
такая
форма
работы
с
учебником
:
самостоятельно
составить
вопросы
к
рисунку
,
графику
,
что
позволяет
обучающимся
глубже
усваивать
материал
.