Напоминание

Усиление роли психологического компонента, как необходимое условие повышения эффективности коррекционно-развивающей работы на уроке и во внеурочное время


Автор: Мелихова Елена Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Дубовская школа-интернат"
Населённый пункт: город Дубовка Волгоградской областия
Наименование материала: статья
Тема: Усиление роли психологического компонента, как необходимое условие повышения эффективности коррекционно-развивающей работы на уроке и во внеурочное время
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Усиление роли психологического компонента, как необходимое условие

повышения эффективности коррекционно-развивающей работы на уроке и во

внеурочное время.

Исследованиями российских и зарубежных психологов

д а в н о

у с т а н о вл е н о

н е п о с р ед с т в е н н о е

в л и я н и е

внутришкольной

среды

на

формирование

психического

здоровья учащихся.

Для ребёнка от 7 до 18 лет этой средой является система

образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования

связано более 70% времени его бодрствования, а в условиях

школы-интерната

это

время

составляет

ещё

больший

процент. В то же время в этот период происходит наиболее

интенсивный рост и развитие

ребёнка, формирование его

физического и психического здоровья на всю оставшуюся

жизнь.

Главная

цель,

которую

преследует

коррекционно-

развивающее

образование

-

создание

в

условиях

школы,

такой образовательной среды, которая исключала бы саму

возможность негативного влияния на ребёнка, а учебную

деятельность детей делала деятельностью лечебной.

Одна

из

приоритетных

задач

коррекционно-

развивающего

образования

-

охрана

и

укрепление

физического и нервно психического здоровья ребёнка.

Поэтому

основной задачей коррекционной школы

является

создание

такого

психологического

пространства,

чтобы в нём было хорошо каждому ребёнку.

Виктор Фёдорович Шаталов утверждал, что для того,

чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать

«эффект солёного огурца». Главное - создать рассол, тогда

какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в

рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что

взять за его основу?

Коллектив нашей школы-интерната взял за основу

«такого

рассола»

работу

над

созданием комфортной,

правовой, толерантной среды, при которой обеспечиваются

условия

для

диалога

между

педагогом

и

учениками,

родителями и школой на основе сотрудничества, взаимного

доверия и уважения друг к другу.

Существует три структурные составляющие понятия

«комфортная среда»:

Психологическая комфортность

Интеллектуальная комфортность

Физическая комфортность

Принцип психологической комфортности является ведущим.

Он

предполагает

снятие

по

возможно сти

в с е х

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание

на уроке и во внеурочной деятельности такой атмосферы,

которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя

спокойно, у них нет необходимости защищаться.

Главным критерием

такого

психологического

пространства

является

безопасная

среда,

атмосфера

психологического

комфорта,

которая

является

и

развивающей,

и

психотерапевтиче ской,

и

психокоррекционной.

В

такой

атмосфере

исчезают

барьеры, снимаются психологические защиты и энергия

учащихся расходуется не на тревогу или борьбу, а на

учебную деятельность и творчество.

Никакие успехи не принесут пользы

ребёнку, если они

“замешаны”

на

страхе

перед

взрослыми,

подавлении

его

личности.

Для того, чтобы оценить комфортность учащихся на

уроках и внеклассных занятиях психолог школы-интерната

Татьяна

Ивановна

провела

тест

на

определение

н а п р я ж е н н о с т и ,

т. к .

н а п р я ж е н н о с т ь

я в л я е т с я

противоположным значением комфортности, следовательно,

чем выше напряженность учащихся на уроке, тем ниже их

комфортность.

Тест был проведён среди учащихся 5-9 классов, что

составило

47

воспитанников,

принявших

участие

в

мониторинге.

Анализируя

результаты

мониторинга

обследуемых

учащихся, можно сказать, что:

высокий уровень напряженности составляет 3%

повышенный уровень напряженности составляет 5%

нормальный уровень напряженности составляет 46%

чрезмерно

спокойный

уровень

напряженно сти

составляет 43%.

Высокая

степень

напряженности,

как

правило,

наблюдается у тех детей, у которых в сочетании с основным

дефектом

присутствует

нарушение

психического

состояния.

Их

психологическая

адаптация

в

школе-

интернате была связана со значительными трудностями. У

этих

ребят

отмечаются негативные формы поведения,

резкое проявление отрицательных эмоций, многие

из них

плохо

справляются

с

учебной

программой.

Например:

Иванов

Иван,

Петров

Данил,

Касьянов

Данил,

Галкина

Марина, Кулаков Антон.

В 6 классе проводился тест на уровень тревожности

Филипса. Тест определяет 8 факторов тревожности: общая

тревожность ребёнка в школе,

переживание социального

стресса, фрустрация в потребности достижения успеха,

страх

самовыражения,

низкая

физиологическая

сопротивляемость

стрессу

и

проблемы

и

страхи

в

отношениях с педагогами. Исходя из полученных данных,

можно сделать вывод о том, что учащиеся 6 класса имеют

повышенный уровень тревожности в 6 из 8 факторов (все

эти

факторы

не

связаны

со

школой),

средний

уровень

тревожности в ситуации проверки знаний и низкий уровень

тревожности в проблемах с педагогами.

Также в 5 и 7 классах проводился тест на состояние

агрессии учащихся. Получен следующий результат: и в 5, и

в 7 классах уровень агрессивности невысокий, но высокий

уровень

враждебности

по

отношению

к

сверстникам

и

педагогам. Это означает, что в учащихся данных классов

накоплено

много

отрицательных

эмоций,

которые

не

получили ещё выхода.

В 9 классе проводился тест личностной тревожности.

Татьяна

Ивановна

делает

вывод,

что

у

учащихся

повышенный

уровень

тревожности,

связанный

с

межличностными отношениями, т. е. дети не хотят покидать

стены школы и выходить в самостоятельную жизнь, т. к.

боятся общения с незнакомыми людьми, боятся искажённого

представления о себе в глазах окружающих, не надеятся на

помощь родителей.

По результатам проводимых тестов, психолог отбирает

учащихся

для

индивидуальных

и

групповых

занятий

в

комнате психологической разгрузки. Дети занимаются там

песочной терапией и участвуют в релаксационных занятиях,

с использованием музыкальной терапии и аутотренингов.

Проанализировав

результаты

мониторинга

на

напряженность

учебной

среды,

на

уровень

агрессии

и

тревожности наших воспитанников, можно с уверенностью

сказать, что учащиеся нашей школы комфортно чувствуют

себя на уроках и внеклассных

занятиях, следовательно,

комфортность

образовательной

среды

в

данном

случае

достаточно высокая.

Признаком психологической комфортности является и

тот факт, что учащиеся не хотят уезжать из интерната ни

на каникулы, ни на выходные и праздничные дни, особенно

в холодное время года.

Воспитатели интерната придерживаются

в работе

следующих

правил,

которые

благоприятно

влияют

на

улучшение комфортности проживания учащихся:

ищите в каждом ребёнке хорошее;

замечайте и отмечайте малейший успех воспитанника;

ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже;

будьте великодушны, умейте прощать;

не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;

хвалите ученика в присутствии коллектива;

оценивайте поступок, а не личность;

дайте ребёнку ощутить, что сочувствуете ему, верите в

него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность.

Составляющими психологического комфорта на уроке и

на внеклассном занятии являются: эмоциональность и такт

педагога,

стиль

педагогического

общения,

темп,

продолжительность

урока

или

занятия

и

форма

его

проведения, мотивация

и

интерес

учащихся, контакт,

творчество,

активность,

присутствие

психоэмоциональная

релаксация,

наглядно сть,

методы

п о о щ р е н и я ,

завершённость действий.

У каждого нашего педагога свои приёмы создания

комфортной атмосферы урока или внеклассного

занятия:

свой

стиль

общения

с

учениками,

приёмы

выражения

требовательности

и

доброжелательности,

приёмы

включения детей в учебную работу, активизации; приёмы,

обеспечивающие

снятие

напряжения

во

время

урока.

Во

м н о гом

э т и

п р и ё м ы

з а в и с я т

от

в о з р а с т н ы х

и

психофизиологических особенностей детей, от специфики

класса.

Наличие или отсутствие психологического комфорта на

уроках

и

внеклассных

занятиях

оказывает

влияние

на

состояние психики школьника, на его желание учиться, а в

итоге – на его успеваемость.

Условно разделим урок и внеклассное занятие на 3 части:

организационный момент,

основная часть

и заключительная часть.

Выделим основные методы и приёмы, которые будут

способствовать созданию психологического комфорта.

Рассмотрим организационную часть урока или занятия.

Проводя мониторинг комфортности, мы обратились к

нашим учащимся с вопросом: «Когда тебе было заниматься

комфортно и когда ты чувствовал себя тревожно, испытывал

дискомфорт?»

Мы получили такие ответы:

1. Я чувствовал себя плохо, когда учитель (воспитатель)

приходил с плохим настроением;

Когда мы ждали его, а он опаздывал;

Когда учитель (воспитатель) не обращал внимания на моё

плохое настроение;

Когда учитель (воспитатель) не обращал внимания на

то,

что у меня что-то болит.

2. И, наоборот,

ощущали себя

спокойно, когда учитель

(воспитатель) приходил весёлым;

Приходил в хорошем настроении;

Когда сразу начинал хвалить нас за дежурство;

Когда говорил нам ласковые слова.

Психологи

дают

такие

рекомендации

к

этому

этапу

урока:

Входите в класс с хорошим бодрым настроением;

Умейте

настроить

себя

и

детей

на

жизнерадостную

параллель;

Общайтесь с детьми в доброжелательной форме;

Не тратьте время на этом этапе на поиски страницы своего

предмета в журнале;

Соблюдайте порядок на своём рабочем месте;

Приходите в кабинет немного раньше звонка;

Убедитесь, что всё готово к уроку;

Стремитесь к организованному началу урока;

Ориентируйтесь на эмоциональное состояние учеников;

Развивайте в себе эмпатию к детям.

Например, чтобы добиться позитивного настроя, можно

использовать в начале урока игру-тренинг «Комплимент».

Посмотри на рядом сидящего одноклассника. Глядя в глаза,

скажи ему несколько добрых слов, за что-то его похвали.

Принимающий

должен

кивнуть

головой

и

сказать:

«Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент

своему соседу.

Или тренинг «Улыбка». Первым знаком обращения должна

быть доброжелательная улыбка. С какими бы мы словами не

подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки.

Между

учащимися

можно

организовать

диалог

по

теме

урока. Эти

игры-тренинги

способствуют формированию

уважения,

чувства

сплочённости

и

принадлежности

к

коллективу класса, группы.

Рассмотрим основную

часть урока

или

внеклассного

занятия.

Для

повышения

эффективности

коррекционно-

развивающей

работы

и

создания

психологического

комфорта на этом этапе способствуют игры и упражнения.

Они являются соединением обучения и психологического

тренинга.

Помогают

развивать

способности

личности

эффективно

взаимодействовать

с

окружающими

людьми,

вырабатывать

жизненно

важные

навыки

и

создавать

благоприятный

психологический

климат

на

уроке

или

занятии. Бывают

ситуации, когда ученик не может прямо

говорить, что он чувствует, например из-за скованности. В

играх

и

упражнениях

учащиеся

могут

выражать

свои

чувства и эмоциональное состояние. Педагогу нужно только

наблюдать.

Познакомимся с некоторыми такими упражнениями:

1. «Печатная машинка»

Можно

использовать

как

закрепление

материала;

альтернативную форму фронтального опроса; использовать

на внеклассных мероприятиях.

У каждого учащего слово от общего определения, дети по

очереди

поднимают

нужное

слово,

чтобы

в

итоге

получилось согласованное предложение.

Формируется

чувство

принадлежности

к

коллективу,

сплочённость, развивает способность работать в группе.

2. «Нарисуй настроение»

С помощью программы «paint» (если на компьютере) или

одного карандаша нарисовать своё настроение. Как вариант

настроение одноклассника, друга, учителя, воспитателя.

Это

упражнение

развивает

умение

рефлексировать

своё

эмоциональное состояние.

3. «Ассоциации»

Дети

подбирают

ассоциативный

ряд

к

какому-либо

определению, другая команда должна догадаться, о чём или

о ком идёт речь. (Например: засуха, песок, верблюд, жара,

ветер, солнце). Или один учащийся подбирает, остальные-

догадываются.

Формирует

адекватное

о смысленное

п о н и ма н и е

изучаемого,

учит

воспринимать

партнёра,

развивает

активное внимание, групповую сплочённость.

4. «Поменяйтесь местами»

Педагог

говорит: «Поменяйтесь местами те, кто ...»

и

называет,

какой

-либо

признак.

Например:

кто

знает

название второго месяца весны; кто одет в красное; кто

любит петь и т.д. Как вариант, раздать карточки со словами и

дать задание, например, «Поменяйтесь местами те, у кого на

карточке

написаны

имена

существительные»,

«…

двузначное число», «…..у кого на карточках автор рассказа

«Синие листья», «…дата начала ВОв»

Позволяет получить информацию друг о друге, формирует

сплочённость, активное внимание.

5. «Давайте похлопаем»

Дети располагаются по кругу. Учитель задаёт различные

вопросы.

Например,

«Кто-нибудь

спасал

кошку

или

собаку?», «Кто хотя бы раз зашивал себе дырку». Можно

использовать как одну из форм оценивания и поощрения,

например, «Сегодня Ваня получил пятерку за контрольную

работу», «Кто на уроке ответил на большинство вопросов

учителя», «Маша была самой внимательной на уроке».

Дети встают, а остальные ученики им аплодируют.

Помогает узнать друг друга, почувствовать себя увереннее и

комфортнее в классе.

6. «Окно»

Учитель каждой даёт группе,

какой то материал по теме

урока. Затем детям предлагается разделиться по парам и

встать напротив друг друга.

Даётся задание: «Представьте, что вас с партнёром разделяет

окно с толстым стеклом. Таким, что кричать бесполезно, вас

не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то

важное.

Попробуйте

передать

через

стекло

то,

что

вам

нужно

и

получить

ответ»

После

передачи

сообщений

партнёры

обмениваются

информацией

о

том,

что

сообщалось и что было понято.

Развивает наблюдательность, внимательность и способность

понимать друг друга без речи.

7. «Сообщение»

Ученикам

предлагается

встать

в

круг.

Задача

по

кругу

передать сообщение, как можно быстрее и без искажения

(тему урока, новый термин и т.д.). Педагог спрашивает у

последнего.

Формирует чувство принадлежности к группе, развивается

внимательность, умение слушать.

8. «Парный рисунок»

Участники разбиваются по парам и с помощью рисунков,

знаков,

символов

«разговаривают»

друг

с

другом

на

заданную учителем тему. После обсуждается, получился ли

разговор, поняли ли партнёры друг друга.

Формирует навыки взаимопонимания и взаимодействия.

К

э тому

э т апу

урока

пс ихологи

дают

т а к и е

рекомендации:

Для создания психологического комфорта на данном этапе

урока или внеклассного занятия важным является умение

педагога правильно выразить своё отношение к ситуации и к

ученику. Очень важным при общении с учащимися является

то, какие вербальные средства общения использует педагог.

От этого будет зависеть эмоциональное состояние ребёнка,

его

особенности

мотивации,

продуктивность

учебной

деятельности.

Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты» и

« я» сообщение.

«Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как

вызывает

у

учащегося

чувство

обиды

и

горечи,

создает

впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь

грязь в тетради; ты ничего не умеешь; прекрати это делать,

ты срываешь мне урок…).

«Я» - сообщение является более эффективным способом

влияния на ребёнка с целью изменения его поведения. В то

же время оно сохраняет благоприятные отношения между

учеником

и

учителем

(Мне

хотелось

бы,

чтобы

мы

договорились;

я

была

бы

рада,

если

у

тебя

всё

получилось)».

Давайте потренируемся переформулировать ты - сообщение

в я - сообщение.

Ты - сообщение: Ты сегодня опять забыл тетрадь?

(Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь)

Тебе не надоело весь урок болтать?

надеюсь,

ты

понимаешь,

что

разговорами

мешаешь

остальным ученикам)

Ты опять обзываешься?

(Мне кажется, ты плохо себя ведёшь).

Переходим к рассмотрению заключительной части урока

или занятия

Особо важное значение имеет конец урока или занятия.

Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса.

Существует три варианта оценивания:

Самооценка – ученик сам оценивает свою работу, своё

настроение.

• Взаимооценка – ученика оценивает другой ученик

Корректирующая оценка и договор на

окончательную

оценку – ученика оценивает педагог.

На

этом

этапе

особую

роль

играет

как

оценка

учителя

работы

и

настроя

учащихся,

так

и

самооценка

своей

деятельности самих учащихся.

Оценивая работу учеников,

важно помнить слова А. С.

Макаренко:

«Неумеренное

поощрение

или

наказание

приносят вред. Одобрение и поощрение будут по-разному

восприняты разными учащимися. Психологически важно не

захвалить

хорошо

успевающего

ученика

с

высокой

самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся

класса».

Говоря о самооценке настроения и работы на уроке

самих учеников, можно использовать такие приёмы, как:

«Выбери»

(Предлагается

выбрать

из

двух

цветов

(тёмного и светлого) цвет своего настроения или как вариант

настроения одноклассника, например, соседа по парте). Этот

п р и ё м

р а з в и ва е т

ум е н и е

р е фл е кс и р о ват ь

с в о ё

эмоциональное состояние.

Можно использовать цветограмму настроения (таблица

Блюма)

показать

цвет

своего

настроения

на

таблице-

цветограмме.

Можно строить график настроения на разных этапах

урока (на осях графика указать настроение и этапы урока), а

в

конце

урока

проанализировать

полученный

график

с

учащимися.

Можно использовать температурный

градусник, при

п ом о щ и

кото р о го

о ц е н и т ь

н а с т р о е н и е

и

с в о ю

работоспособность на разных этапах урока.

(0

градусов

-

равнодушие,

стрелочка

вверх-понравилось,

вниз - чувствовал себя неуютно).

«Продолжи фразу»

Я чувствую себя…;

Сегодня на уроке мне особенно понравилось…;

Мне на уроке не удалось…;

Дома про урок я расскажу…

Обязательно нужно добавлять вопрос «Почему?»

Под

картинками

на

доске,

выражающими

разное

настроение, оставить какой-то знак,

свою подпись или

смайлик.

Можно

поставить

оценку

своего

психологического

состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти или 5-ти

бальной

шкале.

А

потом

вместе

с

учащимися

можно

построить график настроения всего класса.

Можно оценить своё настроение или свою работу на

уроке музыкой.

Предлагается две мелодии: мажорная и минорная.

Ставя отметки за урок, следует помнить, что

отрицательная

отметка

(«2»)

стимулирует

учебную

деятельность

ученика

только

в

том

случае,

если

у

него

сформирована

значимость

успеха

в

учении

и

если

он

обладает сильной нервной системой. Учащихся со слабой

нервной системой, таких как у нас, отрицательная отметка

не

стимулирует,

а

наоборот

дезорганизует,

создаёт

психологический дискомфорт, неуверенность в себе и как

следствие нежелание учиться.

На каждом этапе

урока или внеклассного занятия

необходимо создавать для учащихся ситуацию успеха; уметь

слушать и слышать учеников, предусматривать такие виды

работы, которые снимают усталость и напряжение:

Физкультминутки

с

использованием

различного

вида

движений

Музыкальные паузы

Динамические паузы

Точечный массаж

Гимнастика для глаз

Массаж ушных раковин

Мимические игры

Пальчиковые игры и т. д.

Наличию

психологического

комфорта

ребёнка

способствует

также

дифференцирование

работы

с

учащимися различного уровня развития.

Выбор способа дифференциации определяется характером

заданий,

уровнем

сформированности

у

детей

навыков

и

умений, целями упражнения и т.д. В зависимости от этого

разрабатываются дифференцированные задания для разных

групп или отдельных учащихся. Способы дифференциации

учебных заданий

могут

быть: по уровню творчества, по

у р о в н ю

т р у д н о с т и ,

п о

о б ъ ё м у,

п о

с т е п е н и

самостоятельности

учащихся,

по

степени

и

характеру

помощи педагога и т. п.

Здоровый

психологический

климат

на

уроке

и

внеклассном

занятии

это

оптимистическое

мажорное

н а с т р о е н и е ,

п р и с у т с т в и е

р а д о с т и

о б щ е н и я ,

взаимопонимания и доверия между педагогом и учеником.

Нездоровый психологический климат – это скука,

отсутствие

мотивации

и

интереса

у

детей,

нервозность,

боязнь

педагога.

Всё

это

влечёт

грубое

нарушение

дисциплины учащихся и их побеги с уроков.

Хочется привести слова поэта Бориса Слуцкого

«Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит и жучит».

Психологическая комфортность пребывания наших

воспитанников

в

школе-интернате

часто

зависит

от

конфликтов и конфликтных ситуаций, возникающих между

учащимися.

Обычно

это

бывают

беспредметные

конфликты,

которые

выражаются

в

выбросе

накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности,

т. е. являются самоцелью. Новые требования к аттестации

педагогов

предполагают

умение

педагога

конструктивно

решать конфликтные ситуации. Нужно отметить, что наши

педагоги умеют разрешить конфликт, не допуская агрессии

у воспитанников, не нарушая их отношений.

Немаловажное значение для психологического комфорта

учащихся

имеют

санитарно-гигиенические

условия

проведения урока или внеклассного мероприятия, такие как:

свежий воздух, хорошее освещение, подходящие по росту

парты,

комфортный

тепловой

режим

и

уровень

шума,

чистота помещения.

Школьники с нарушением интеллекта отдыхают и

расслабляются, двигаясь. Ежедневные

занятия утренней

зарядкой, прогулки на свежем воздухе, спортивные часы,

физминутки

и

динамические

паузы,

подвижные

игры

проводятся

с

целью

обеспечения

активного

отдыха

школьников, реализации здоровьеохранительного режима

работы интерната. Они способствуют психической разрядке

учащихся,

противодействуют

развитию

чрезмерного

утомления

и

тем

самым

повышают

умственную

работоспособность учащихся. На перемене наши дети также

активны,

и

необходимо

их

двигательную

активность

преобразовывать в

игровую деятельность. А играть детей

тоже надо учить.

Наиболее утомительными

для наших учащихся

являются уроки чтения, истории,

географии, математики,

русского языка.

Снятию

статической

нагрузки

и

профилактике

переутомления

способствуют

динамические

уроки,

к

которым относятся физкультура, пение, ритмика, ЛФК.

Положительная психологическая компонента, комфорт

обучающихся,

воспитанников

достигается

ежедневным

кропотливым трудом педагога, требует огромного терпения

и большой подготовки к каждому уроку и внеклассному

занятию.

Большое

значение

имеют

и

старания

всего

коллектива школы- интерната. Именно в наших с вами руках

находится возможность создать в школе-интернате такую

атмосферу

благоприятного

психологического

климата,

в

которой дети будут чувствовать себя даже не "как дома", а

намного лучше, чем дома и радовать нас своими успехами и

достижениями.

Комплекс нейролингвистических упражнений «Гимнастика

мозга»

снимает

учебный

стресс,

психологическое

напряжение, оживляет механизмы природной интеграции

функций левого и правого полушарий мозга, поддерживают

работу

базовых

навыков

учения

(видения,

слышания,

запоминания), обеспечивая тем самым лёгкий переход к

сложным,

произвольно

формируемым

учебным

навыкам

чтения, письма, слушания, запоминания.

Гимнастика мозга представляет собой простые движения и

упражнения, они помогают обучающимся любого возраста

раскрывать

те

возможности,

которые

заложены

в

нашем

теле. Несколько минут занятий дают высокую умственную

энергию.

Ежедневно выполняли учащиеся начальной школы. У детей

улучшились

память,

внимание,

речь,

пространственные

представления,

мелкая

и

крупная

моторика,

снизилась

утомляемость,

повысилась

способность

к

произвольному

контролю.

Мозг

человека

представляет

собой

«содружество»

функционально

ассиметричных

полушарий

левого

и

правого, каждое из которых – не зеркальное отображение

другого,

а

необходимое

дополнение.

Когда

полушария

функционируют

правильно

и

между

ними

сохраняется

баланс,

то

взаимодействие

между

ними

выражается

в

идеальном

партнерстве,

результатом

которого

является

эффективная

творческая

работа

мозга.

Это

становится

возможным, когда работают и правое, и левое полушария,

когда логическое мышление сочетается с интуицией. Как же

обеспечить

эффективное

взаимодействие

полушарий

и

развить

их

способности?

При

помощи

комплекса

специальных

«кинезиологических

упражнений»,

которые

были

разработаны

и

апробированы

американским

доктором философии Полом Деннисон, основателем учения

«образовательная кинезиология» (от греческого «кинесис»

движение,

«логос»

-

наука).

Пол

и

его

жена

Гейл

Деннисоны

обнаружили

огромные

в о з мож н о с т и

естественных

физических

движений,

которые

могут

быть

использованы

для

успешного

развития

и

обучения,

как

ребенка,

так

и

взрослого.

Их

открытия

легли

в

основу

программы

под

названием

«Гимнастика

мозга».

Эта

программа

представляет

собой

комплекс

упражнений,

которые

способствуют

развитию

межполушарной

специализации и межполушарного взаимодействия.

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста

в исполнении.

Приведу несколько упражнений из комплекса:

1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В

конце упражнения разотрите уши руками.

2. Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук,

соединяя

в

кольцо

с

большим

пальцем

последовательно

указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и

в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно,

затем сразу двумя руками.

3. Кулак-ребо-ладонь.

Ребёнку

показывают

три

положения

руки

на

плоскости

стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на

плоскости,

ладонь,

сжатая

в

кулак,

ладонь

ребром

на

плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола.

Ребёнок

выполняет

пробу

вместе

с

педагогом,

затем

по

памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы.

Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой,

затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или

при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку

помогать

себе

командами

(«кулак

ребро

ладонь»),

произносимыми вслух или про себя.

4. Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в

сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой

п р я м ой

л а дон ь ю

в

гор и зон та л ь н ом

п ол оже н и и

прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно

смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

Добивайтесь высокой скорости смены положений.

5. Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос,

хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью

до наоборот».

6. Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в

замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который

укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко.

Прикасаться

к

пальцу

нельзя.

Последовательно

в

упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки

по

карандашу

или

фломастеру.

Начните

рисовать

одновременно обеими руками зеркально – симметричные

рисунки,

буквы.

При

выполнении

этого

упражнения

почувствуете,

как

расслабляются

глаза

и

руки.

Когда

деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно

увеличится эффективность работы всего мозга.

И в заключение маленький совет:

Большинство

из

нас

выполняют

рутинные

ежедневные

физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и

предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться,

доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой.

Исследования

показывают,

что

выполнение

обычного

действия «необычной» рукой активизирует новые участки

мозга

и

помогает

развивать

новые

контакты

между

клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это

не только полезно, но и весело!



В раздел образования