Напоминание

Кружок "Волшебное тесто"


Автор: Изотова Елена Константиновна
Должность: учитель класса детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Учебное заведение: КОУ "Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности
Тема: Кружок "Волшебное тесто"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Разработчик программы:

Изотова Елена Константиновна,

учитель .

Пояснительная записка

В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам,

зачастую

почти

забытым.

Сейчас

всё

более

пристальное

внимание

привлекает к себе искусство лепки из солёного теста.

Заново

открытый

старинный

материал

имеет

широкий

спектр

применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения,

панно, рамки для фотографий и вышивки, и многие другие удивительные

вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а

также простота техники.

Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко

рекомендовать его для работы с детьми.

Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг

и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и

аккуратности, а главное - поможет

пробудить фантазию ребёнка, даст

толчок творческому проявлению его индивидуальности.

Актуальной эта программа является ещё и потому, что работа с

солёным тестом это- доступный, экологически чистый и приятный на

ощупь материал, который не пачкает одежду, лёгок в обработке , а ещё это

отличное «лекарство для души» . И несомненно поделки из солёного теста

могут стать прекрасным подарком и украсить интерьер любого дома.

Данная программа рассчитана на один год обучения, и разработана с

учётом

психо-физических

возможностей

детей.

Для

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся 2 раза в

неделю по 1 часу (68 часов).

С самого начала процесса обучения нужно обратить внимание на

соблюдение

правил

техники

безопасности

труда

при

работе

с

инструментами

необходимыми

для

работы

с

тестом

(нож,

скалка,

формочки, кисти и др.)

2

Программа

рассчитана

на

получение

основных

теоретических

и

практических сведений. Дети должны аккуратно и правильно замешивать

тесто, лепить узоры и сами их составлять, уметь оформить изделие.

Работа

с

тестом

очень

кропотливая,

требует

большого

терпения,

поэтому программа составлена так, чтобы дети могли на каждом занятии

увидеть результаты своего труда. Изучив несколько приёмов работы с

тестом, они уже могут изготовить несложные изделия, украшения на свой

вкус. Большое внимание уделяется сохранению здоровья детей. С этой

целью

используется

чередование

видов

деятельности

для

снятия

утомляемости.

Содержание курса

направлено на решение следующих целей и задач:

ЦЕЛЬ:

Создание условий для духовно-нравственного развития личности

ребёнка и раскрытие творческого потенциала посредством приобщения к

тестопластике.

ЗАДАЧИ:

ознакомление с различными видами работ с тестом (изготовление

теста и окрашивание, лепка простых и сложных деталей, создание

фактуры),

с

помощью

которых

можно

изготовить

различные

украшения;

воспитывать

эстетическое

восприятие

окружающего

мира,

трудолюбие и умение доводить начатое до конца;

расширение и совершенствование знаний и навыков в области

лепки;

изготовление

различных

украшений,

сувениров,

элементов

оформления рамок для фотографий и картин);

3

воспитывать уважительное и бережное отношение к традиционной и

народной культуре;

ознакомление с историей возникновения лепки, развитием искусства

в России;

ознакомление с правилами подбора различных цветовых гамм;

правила хранения и восстановления изделий из теста;

воспитывать у детей усидчивость, аккуратность.

Для

достижения

поставленных

целей

и

задач

используются

различные формы и методы работы. Обучение построено по принципу: от

простого к сложному. В основном при проведении занятий применяются

объяснительно-иллюстративный,

наглядный

метод

и

сочетание

фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися. Практические

занятия

различаются

по

степени

сложности

и

распределяются

в

зависимости от индивидуальных особенностей детей. Дети учатся работать

не

только по образцу, но и создавать свой вариант изделий, всячески

развивая фантазию и воображение.

Для

расширения

кругозора

и

развития

эстетического

вкуса

проводятся беседы, выставки.

Для

установления

благоприятного

психологического

климата

в

коллективе работа проводится под музыку, а для стимуляции интереса к

ручному труду и демонстрации достигнутых успехов проводятся выставки

работ.

Занятия строятся таким образом, чтобы теоретические вопросы по

каждой

теме

предшествовали

практическим

работам.

Перед

практическими

работами

проводится

инструктаж

по

правилам

безопасности труда.

Подтверждением итогов в конце учебного года является выставка

работ учащихся.

4

Содержание программы обучения

Вводное обучение.

Ознакомление детей с планом работы в кружке.

Организация рабочего места.

Инструктаж по ТБ

Инструменты и материалы.

Материалы

для

лепки.

Инструменты

и

приспособления.

Правила

поведения на занятиях, техника безопасности труда.

Беседа «История возникновения лепки из солёного теста».

Как появилась идея и первые изделия.

Разновидности

изделий

из

теста

(украшения,

сувениры,

различные

фигурки).

Виды работ с тестом:

Готовим тесто.

Теоретические

сведения:

состав

теста,

классический

рецепт

теста,

способы

замеса.

Добавки,

полезные

советы

по

приготовлению

теста.

Вымешивание теста. Цветное тесто: полезные советы по окрашиванию.

Хранение теста.

Практика:

замешивание

теста,

количество

воды

необходимое

для

качественного теста. Сравнение разного состава теста. Подбор различных

цветовых гамм.

Техника лепки.

Теоретические

сведения: техника

и

порядок

работы

с

тестом,

инструменты. Зарисовка шаблонов для изделий.

Практика:

определение

количества

нужного

теста

для

изделия,

распределение

окрашенного

теста

для

отдельных

деталей.

Освоение

5

простых приёмов изготовления элементов; освоение сложных приёмов и

лепка элементов. Создание фактуры. Сушка.

Лепка изделий.

Теоретические

сведения: просмотр

образцов

и

иллюстраций,

образец

готового изделия, подбор инструментов, определение количества теста.

Практика: лепка простых и сложных изделий, изготовление шаблонов,

освоение различных способов скрепления деталей.

Комбинирование изделий.

Теоретические сведения:

повторение различных приёмов изготовления

отдельных

деталей,

просмотр

картин

и

сложных

работ

из

теста,

изготовленных

из

плоских

и

объёмных

деталей.

Знакомство

с

композицией.

Сочетание

цветовой

гаммы

в

картине,

подбор

фона,

драпировки и рамки.

Практика:

выбор

иллюстрации

для

картины,

изготовление

шаблонов,

подбор цветов. Лепка деталей, склеивание их в одно целое, составление

композиции. Раскрашивание работы, оформление в рамку.

Хранение и восстановление изделий.

Теоретические

сведения:

условия

хранения

изделий

из

теста,

температура

воздуха,

необходимая

для

хранения.

Уход

за

изделиями.

Причины повреждения и способы их устранения.

Практика: ремонт и восстановление повреждённых изделий.

Заключительное занятие.

Итоговая выставка. Подведение итогов за год. Задания и рекомендации на

период летних каникул.

Обучающиеся должны знать и уметь:

6

Знать:

технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности

соленого теста.

Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.

Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план. Основные приемы лепки.

Способы соединения деталей из различных материалов.

Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.

Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.

Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания»

соленого теста; изготовление рамочек.

Приемы разметки по тесту.

Приемы использования каркаса.

Уметь:

Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.

Работать с опорой на рисунок-план.

Соединять детали из соленого теста различными способами.

Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных

конструкций, картин и т.д.

Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.

Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.

Собирать сборные конструкции из соленого теста.

Изготовлять небольшую картину из соленого теста.

Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.

Работать как под руководством воспитателя, так и самостоятельно, опираясь на

полученные ранее знания и выработанные умения.

Анализировать готовое изделие. Творчески подходить к выполнению работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

7

Тема

Теорети-

ческих

Практи-

ческих

Выстав-

ки

Всего

1

Вводное занятие.

1

-

-

1

2

Организация

рабочего

места.

Инструктаж

по

ТБ.

Инст рументы

и

материалы.

1

-

-

1

3

История

возникновения

лепки из солёного теста.

1

-

-

1

4

Виды работ с тестом:

1.Готовим тесто.

2.Техника лепки.

3.Лепка изделий.

4.Комбинированные

изделия.

5 . Х р а н е н и е

и

восстановление

изделий

из теста.

1

2

2

2

1

3

7

26

16

2

-

-

-

1

-

4

9

28

19

3

5

Заключительное занятие.

Итоговая выставка.

1

1

2

Итого:

11

55

2

68

Календарно-тематическое планирование

8

Сентябрь «Путешествие в мир ремесла по тестопластике»

ТЕМА:

Цель:

Дата провидения

1.Тема: Водные

занятия «Королева Мука в

гости детей позвала»

Познакомить детей с историей

и особенностями

тестопластики, с названиями и

назначением инструментов и

приспособлений. Вызвать

интерес к лепке из соленого

теста.

2.Тема:«В гостях у принцессы

Солечки».

Продолжаем знакомить детей с

особенностями лепки из

соленного теста.

3.Тема:Вкусное печенье.

Познакомить детей с приёмами

лепки: сплющивание в диск и

полусферу.

4.Тема:Шоколадные конфеты.

Совершенствовать технику

лепки округлых форм

круговыми движениями

ладоней. Учить находить

приёмы изменения формы для

передачи формы конфет

(сплющивание, вытягивание,

сдавливание)

5. Тема: Фруктовое мороженое

Формировать навыки

скатывания и раскатывания

соленого теста. Развивать

мелкую моторику рук.

6. Тема: «Выставка готовых

работ»

воспитывать эстетическое

восприятие окружающего мира,

трудолюбие и умение доводить

начатое до конца.

Октябрь «Выпекали мы в печи пироги и калачи»

ТЕМА:

Цель:

Дата провидения

1.Тема:Хлеб душистый,

тёплый, золотистый.

Познакомить детей с основным

способами и приемами лепки

хлебобулочных изделий из

солённого теста: калачей,

хлебов, караваев, батонов и т. д.

2.Тема: « Выпекали мы в печи

пироги и калачи».

Развивать самостоятельность и

активность при выборе

способов оформления изделий

(украшение пирогов косами,

сетками, жгутами, и т. д.) .

3.Тема: « Не красна изба

углами, а красна пирогами».

Формирование умения лепить

открытый яблочный пирог.

9

4. Тема:Лепим посуду для

чаепития.

Учить детей способам и

приемам лепки чайных

приборов (чашка,

блюдце) Развивать

инициативность,

самостоятельность, активность

при выборе детьми способов

украшения посуды, используя

бисер, сухоцветы, роспись.

Ноябрь. «Осень, осень на прощанье в гости просим».

1. Тема:Осень – время собирать

урожай. Витаминки с грядки

(лепка овощей и фруктов)

Продолжать знакомить детей со

свойствами соленного теста.

Закреплять умение передавать в

лепке характерные особенности

овощей и фруктов (форма,

размер, цвет) ; использовать

знакомые приемы и способы

лепки: оттягивание,

сглаживание, прищипывание.

2. Тема:Лучок, чесночок и

перчик (оформление общей

связки)

Закрепить умение лепить

знакомые предметы из соленого

теста, применяя усвоенные

ранее приемы. Познакомить

детей со способом подготовки

изделия из соленого теста к

раскрашиванию –

грунтованием. Развивать

умение оценивать свою работу.

3. Тема: Корзинка с грибами.

Учить детей создавать по

замыслу композицию из грибов

в лукошке. Закрепить приемы

лепки из соленого теста:

раскатывание, сплющивание,

лепка пальцами.

Совершенствовать технику

лепки. Развивать чувство

формы, мелкую моторику.

4. Тема:Осенний листопад

(коллективная композиция)

Продолжать прививать интерес

к тестопластике. Учить детей

вырезать лист по шаблону,

развивать умение составлять

композицию из разноцветных

листочков.

Декабрь «Ох, ты зимушка- зима».

ТЕМА:

Цель:

Дата провидения

1. Тема: « Снеговик»

Развивать художественно-

творческие способности,

эмоциональную отзывчивость

на красоту родной природы,

10

умения переносить знакомые

способы и приемы работы с

соленым тестом в новую

творческую ситуацию.

Закреплять знакомые приемы

лепки из соленого теста.

2. Тема:«Праздник в дом к нам

спешит».Ёлочные украшения.

Развивать эстетическое

восприятие, художественный

вкус, стремление к творчеству.

Учить детей лепить украшения

для новогодней ёлки способом

моделирования.

3.Тема: «Снегурочка»

Учить детей лепить Снегурочку

рациональным способом – из

конуса. Показать возможности

передачи движения путем

изменения положения рук.

Развивать чувство формы,

пропорций.

4. Тема:Дед Мороз.

Продолжать учить детей лепить

конструктивным способом,

передавать форму туловища и

головы.

Январь «наши любимые сказочные герои».

ТЕМА:

Цель:

Дата провидения

1. Тема: Лепка по мотивам

сказки «Три медведя».

Учить детей лепить по мотивам

литературного произведения и

разыгрывать сказочный сюжет.

Совершенствовать умение

свободно варьировать разные

приемы лепки для создания

выразительного образа.

Развивать чувство формы,

пропорций, мелкую моторику.

2. Тема: «Сказочная птица».

Развивать способность

задумывать содержание своей

работы, определять способы

выполнения замысла.

Показать возможность

использования разных

материалов для украшения

образа. Развивать творческое

воображение.

3. . Тема: Панно «Репка».

Продолжать учить детей

раскатывать пласты теста

скалкой, вырезать стекой репку

по шаблону, выравнивая края

палочкой либо стекой.

11

Февраль «Делу время – потехе час ».

ТЕМА:

Цель:

Дата провидения

1.Тема: «Праздник круглый

год. То грустно, то смешно…»

Учить детей лепить из

соленного теста рожицы с

разной мимикой (грустно,

весело, удивление) .

Продолжать учить находить

приемы изменения формы

(сплющивание, вытягивание,

сдавливание, развивать

воображение, фантазию.

2.Тема: «Валентинки».

Продолжать учить детей

раскатывать тесто скалкой,

прикладывать и обводить

шаблон, вырезать изображение

по шаблону из целого куска

теста.

3. Тема: «Рамка для

фотографии (подарок папе)».

Упражнять в сочетании

различных видов оформления,

развитие фантазии и

воображения.

4. Тема: Сделаем игру своими

руками (коллективная работа) .

Предложить детям сделать

развивающее лото своими

руками. Вызвать интерес к

лепке из соленого теста.

Упражнять в умении

раскатывать соленое тесто

разными приемами (круговыми,

прямыми и т. д.) .

Март «Мы фантазеры».

ТЕМА:

Цель:

Дата провидения

1.Тема: «Праздник мам. Букет

в вазочке» (подарок мамам и

бабушкам) .

Учить лепить цветы из

соленого теста (ромашки).

Продолжить знакомить детей со

способами присоединения

деталей к основе. Пробудить в

детях желание отразить в

поделке чувство нежности и

любви к маме.

2. Тема: « Бусы и браслеты»

подарок девочкам)

Закрепить умение применять

знакомые приемы лепки

(раскатывание валиков,

скатывание шариков,

нанизывание их на палочку,

соединение деталей).

Побуждать к самостоятельному

поиску способов декорирования

украшений.

12

3. Тема: «Маленькие штучки

для настоящей принцессы».

Предложить детям изготовить

из соленого теста атрибуты для

игры «Салон красоты».

Продолжать учить детей лепить

разными способами:

раскатывание колбаски-

браслет, кольцо, шарика- бусы,

перстни, пользоваться скалкой.

4. Тема: «Роспись готовых

фигурок».

Развивать воображение,

творчество. Совершенствовать

технику росписи фигурок из

соленого теста. Закреплять

умение рисовать гуашью,

смешивать краски.

Апрель: «Волшебница весна».

ТЕМА:

Цель:

Дата провидения

1.Тема: Праздник круглый год.

Лепка и роспись пасхальных

яиц.

Создать радостную,

предпраздничную атмосферу на

занятии. Познакомить детей с

народными пасхальными

традициями. Закреплять

навыки росписи изделий из

соленого теста.

2. «Насекомые». (улитка

Совершенствовать технику

раскатывания небольших

комков соленого теста

продольными движениями

ладоней для получения

цилиндра. Поддерживать

интерес к поиску способов

дополнения (ротик, глазки,

усики) и декорированию образа

(оформление раковины)

3. Тема: «Бабочка и пчелка».

Продолжить учить детей лепить

насекомых, передавая

характерные особенности

строения и окраски. Закреплять

умение применять в работе

знакомые способы лепки.

4. Тема: «Жучок – паучок».

Совершенствование умений

пользоваться известными

приемами лепки: раскатывание

шара, сплющивание, умение

пользоваться стекой.

Май. «Красавица весна»

ТЕМА:

Цель:

Дата провидения

1. Тема: В гостях у Феи цветов.

«Ромашки и маки».

Совершенствовать умение

расплющивать исходную

13

форму: шар, и видоизменять ее:

прищипывать, оттягивать,

вдавливать, делать насечки.

2. Тема: «Васильки и

одуванчики».

Предложить детям

самостоятельно выбрать

материал и инструменты для

художественного оформления

своих изделий. Воспитывать

художественный интерес к

природе, отображению

представлений и впечатлений

от общения с ней в

тестопластике.

3. Тема: Макет «Весенние

цветы».

Продолжать учить детей

отбирать наиболее

выразительные работы для

составления композиций.

4. Тема: Подготовка и

проведение выставки .

Учить детей организовывать

выставку и презентовать свои

работы, выступать в роли

активных участников.

Воспитывать дружелюбие,

желание помочь друг другу.

Этап

Цель

Методы, приёмы

1. Орг.момент.Приветствие

Создать атмосферу доверия и

принятия.

Коллективные

у п р ажн ен и я,

направленные

на

р а з в и т и е

произвольности.

14

2. Основной этап.

Настроить на

продуктивную групповую

деятельность. Активизация

детей и снятие чрезмерного

эмоционального возбуждения,

развитие и коррекция мелкой

моторики.

Изобразительные упражнения и

изотехники направленные на

установление эмоционального

контакта между всеми

участниками.

3. Практическая часть.

Развитие психических

процессов, формирование

навыков работы с солёным

тестом.

Игры, исследования, творческие

дела и т.д.

4. Заключительный этап.

Рефлексия.

Оценка занятия, обсуждение,

подведение итогов,

закрепление нового опыта и

положительных эмоций от

занятия, повышение

самооценки, собственной

значимости, уверенности в

себе.

Анализ каждой работы.

Выставка работ. Обсуждение

какие были трудности, а что

было легко. Какие чувство и

настроение испытывал во время

работы и в конце занятия.

15

Литература.

1.

Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО

«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

2.

Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл»,

2001.

3.

Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

4.

Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.

5.

Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.:

Педагогическое общество России, 2000.

6.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.

7.

Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.

8.

Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада.

М.: Просвещение, 1986.

9.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду:

Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984

16

Как приготовить соленое тесто

Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта

- пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная

пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и

развести водой до консистенции мягкого пластилина.

В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость

заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает

пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ).

Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:

- Соль - 200 г;

- Мука - 500 г;

- Вода - примерно 250 мл (количество воды зависит от вида муки, необходимости

добавки клея или масла);

- Клей - 2ст.ложки.

Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться

эластичным.

Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

17

Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные

красители. Конечный этап - изделия покрывается безцветным быстро сохнущим

глянцевым лаком.

18



В раздел образования