Автор: Изотова Елена Константиновна
Должность: учитель класса детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Учебное заведение: КОУ "Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности
Тема: Кружок "Волшебное тесто"
Раздел: среднее профессиональное
Разработчик программы:
Изотова Елена Константиновна,
учитель .
Пояснительная записка
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам,
зачастую
почти
забытым.
Сейчас
всё
более
пристальное
внимание
привлекает к себе искусство лепки из солёного теста.
Заново
открытый
старинный
материал
имеет
широкий
спектр
применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения,
панно, рамки для фотографий и вышивки, и многие другие удивительные
вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а
также простота техники.
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко
рекомендовать его для работы с детьми.
Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг
и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и
аккуратности, а главное - поможет
пробудить фантазию ребёнка, даст
толчок творческому проявлению его индивидуальности.
Актуальной эта программа является ещё и потому, что работа с
солёным тестом это- доступный, экологически чистый и приятный на
ощупь материал, который не пачкает одежду, лёгок в обработке , а ещё это
отличное «лекарство для души» . И несомненно поделки из солёного теста
могут стать прекрасным подарком и украсить интерьер любого дома.
Данная программа рассчитана на один год обучения, и разработана с
учётом
психо-физических
возможностей
детей.
Для
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 1 часу (68 часов).
С самого начала процесса обучения нужно обратить внимание на
соблюдение
правил
техники
безопасности
труда
при
работе
с
инструментами
необходимыми
для
работы
с
тестом
(нож,
скалка,
формочки, кисти и др.)
2
Программа
рассчитана
на
получение
основных
теоретических
и
практических сведений. Дети должны аккуратно и правильно замешивать
тесто, лепить узоры и сами их составлять, уметь оформить изделие.
Работа
с
тестом
очень
кропотливая,
требует
большого
терпения,
поэтому программа составлена так, чтобы дети могли на каждом занятии
увидеть результаты своего труда. Изучив несколько приёмов работы с
тестом, они уже могут изготовить несложные изделия, украшения на свой
вкус. Большое внимание уделяется сохранению здоровья детей. С этой
целью
используется
чередование
видов
деятельности
для
снятия
утомляемости.
Содержание курса
направлено на решение следующих целей и задач:
ЦЕЛЬ:
Создание условий для духовно-нравственного развития личности
ребёнка и раскрытие творческого потенциала посредством приобщения к
тестопластике.
ЗАДАЧИ:
ознакомление с различными видами работ с тестом (изготовление
теста и окрашивание, лепка простых и сложных деталей, создание
фактуры),
с
помощью
которых
можно
изготовить
различные
украшения;
воспитывать
эстетическое
восприятие
окружающего
мира,
трудолюбие и умение доводить начатое до конца;
расширение и совершенствование знаний и навыков в области
лепки;
изготовление
различных
украшений,
сувениров,
элементов
оформления рамок для фотографий и картин);
3
воспитывать уважительное и бережное отношение к традиционной и
народной культуре;
ознакомление с историей возникновения лепки, развитием искусства
в России;
ознакомление с правилами подбора различных цветовых гамм;
правила хранения и восстановления изделий из теста;
воспитывать у детей усидчивость, аккуратность.
Для
достижения
поставленных
целей
и
задач
используются
различные формы и методы работы. Обучение построено по принципу: от
простого к сложному. В основном при проведении занятий применяются
объяснительно-иллюстративный,
наглядный
метод
и
сочетание
фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися. Практические
занятия
различаются
по
степени
сложности
и
распределяются
в
зависимости от индивидуальных особенностей детей. Дети учатся работать
не
только по образцу, но и создавать свой вариант изделий, всячески
развивая фантазию и воображение.
Для
расширения
кругозора
и
развития
эстетического
вкуса
проводятся беседы, выставки.
Для
установления
благоприятного
психологического
климата
в
коллективе работа проводится под музыку, а для стимуляции интереса к
ручному труду и демонстрации достигнутых успехов проводятся выставки
работ.
Занятия строятся таким образом, чтобы теоретические вопросы по
каждой
теме
предшествовали
практическим
работам.
Перед
практическими
работами
проводится
инструктаж
по
правилам
безопасности труда.
Подтверждением итогов в конце учебного года является выставка
работ учащихся.
4
Содержание программы обучения
Вводное обучение.
Ознакомление детей с планом работы в кружке.
Организация рабочего места.
Инструктаж по ТБ
Инструменты и материалы.
Материалы
для
лепки.
Инструменты
и
приспособления.
Правила
поведения на занятиях, техника безопасности труда.
Беседа «История возникновения лепки из солёного теста».
Как появилась идея и первые изделия.
Разновидности
изделий
из
теста
(украшения,
сувениры,
различные
фигурки).
Виды работ с тестом:
Готовим тесто.
Теоретические
сведения:
состав
теста,
классический
рецепт
теста,
способы
замеса.
Добавки,
полезные
советы
по
приготовлению
теста.
Вымешивание теста. Цветное тесто: полезные советы по окрашиванию.
Хранение теста.
Практика:
замешивание
теста,
количество
воды
необходимое
для
качественного теста. Сравнение разного состава теста. Подбор различных
цветовых гамм.
Техника лепки.
Теоретические
сведения: техника
и
порядок
работы
с
тестом,
инструменты. Зарисовка шаблонов для изделий.
Практика:
определение
количества
нужного
теста
для
изделия,
распределение
окрашенного
теста
для
отдельных
деталей.
Освоение
5
простых приёмов изготовления элементов; освоение сложных приёмов и
лепка элементов. Создание фактуры. Сушка.
Лепка изделий.
Теоретические
сведения: просмотр
образцов
и
иллюстраций,
образец
готового изделия, подбор инструментов, определение количества теста.
Практика: лепка простых и сложных изделий, изготовление шаблонов,
освоение различных способов скрепления деталей.
Комбинирование изделий.
Теоретические сведения:
повторение различных приёмов изготовления
отдельных
деталей,
просмотр
картин
и
сложных
работ
из
теста,
изготовленных
из
плоских
и
объёмных
деталей.
Знакомство
с
композицией.
Сочетание
цветовой
гаммы
в
картине,
подбор
фона,
драпировки и рамки.
Практика:
выбор
иллюстрации
для
картины,
изготовление
шаблонов,
подбор цветов. Лепка деталей, склеивание их в одно целое, составление
композиции. Раскрашивание работы, оформление в рамку.
Хранение и восстановление изделий.
Теоретические
сведения:
условия
хранения
изделий
из
теста,
температура
воздуха,
необходимая
для
хранения.
Уход
за
изделиями.
Причины повреждения и способы их устранения.
Практика: ремонт и восстановление повреждённых изделий.
Заключительное занятие.
Итоговая выставка. Подведение итогов за год. Задания и рекомендации на
период летних каникул.
Обучающиеся должны знать и уметь:
6
Знать:
технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности
соленого теста.
Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.
Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план. Основные приемы лепки.
Способы соединения деталей из различных материалов.
Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.
Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.
Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания»
соленого теста; изготовление рамочек.
Приемы разметки по тесту.
Приемы использования каркаса.
Уметь:
Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.
Работать с опорой на рисунок-план.
Соединять детали из соленого теста различными способами.
Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных
конструкций, картин и т.д.
Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.
Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.
Собирать сборные конструкции из соленого теста.
Изготовлять небольшую картину из соленого теста.
Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.
Работать как под руководством воспитателя, так и самостоятельно, опираясь на
полученные ранее знания и выработанные умения.
Анализировать готовое изделие. Творчески подходить к выполнению работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7
№
Тема
Теорети-
ческих
Практи-
ческих
Выстав-
ки
Всего
1
Вводное занятие.
1
-
-
1
2
Организация
рабочего
места.
Инструктаж
по
ТБ.
Инст рументы
и
материалы.
1
-
-
1
3
История
возникновения
лепки из солёного теста.
1
-
-
1
4
Виды работ с тестом:
1.Готовим тесто.
2.Техника лепки.
3.Лепка изделий.
4.Комбинированные
изделия.
5 . Х р а н е н и е
и
восстановление
изделий
из теста.
1
2
2
2
1
3
7
26
16
2
-
-
-
1
-
4
9
28
19
3
5
Заключительное занятие.
Итоговая выставка.
1
1
2
Итого:
11
55
2
68
Календарно-тематическое планирование
8
Сентябрь «Путешествие в мир ремесла по тестопластике»
ТЕМА:
Цель:
Дата провидения
1.Тема: Водные
занятия «Королева Мука в
гости детей позвала»
Познакомить детей с историей
и особенностями
тестопластики, с названиями и
назначением инструментов и
приспособлений. Вызвать
интерес к лепке из соленого
теста.
2.Тема:«В гостях у принцессы
Солечки».
Продолжаем знакомить детей с
особенностями лепки из
соленного теста.
3.Тема:Вкусное печенье.
Познакомить детей с приёмами
лепки: сплющивание в диск и
полусферу.
4.Тема:Шоколадные конфеты.
Совершенствовать технику
лепки округлых форм
круговыми движениями
ладоней. Учить находить
приёмы изменения формы для
передачи формы конфет
(сплющивание, вытягивание,
сдавливание)
5. Тема: Фруктовое мороженое
Формировать навыки
скатывания и раскатывания
соленого теста. Развивать
мелкую моторику рук.
6. Тема: «Выставка готовых
работ»
воспитывать эстетическое
восприятие окружающего мира,
трудолюбие и умение доводить
начатое до конца.
Октябрь «Выпекали мы в печи пироги и калачи»
ТЕМА:
Цель:
Дата провидения
1.Тема:Хлеб душистый,
тёплый, золотистый.
Познакомить детей с основным
способами и приемами лепки
хлебобулочных изделий из
солённого теста: калачей,
хлебов, караваев, батонов и т. д.
2.Тема: « Выпекали мы в печи
пироги и калачи».
Развивать самостоятельность и
активность при выборе
способов оформления изделий
(украшение пирогов косами,
сетками, жгутами, и т. д.) .
3.Тема: « Не красна изба
углами, а красна пирогами».
Формирование умения лепить
открытый яблочный пирог.
9
4. Тема:Лепим посуду для
чаепития.
Учить детей способам и
приемам лепки чайных
приборов (чашка,
блюдце) Развивать
инициативность,
самостоятельность, активность
при выборе детьми способов
украшения посуды, используя
бисер, сухоцветы, роспись.
Ноябрь. «Осень, осень на прощанье в гости просим».
1. Тема:Осень – время собирать
урожай. Витаминки с грядки
(лепка овощей и фруктов)
Продолжать знакомить детей со
свойствами соленного теста.
Закреплять умение передавать в
лепке характерные особенности
овощей и фруктов (форма,
размер, цвет) ; использовать
знакомые приемы и способы
лепки: оттягивание,
сглаживание, прищипывание.
2. Тема:Лучок, чесночок и
перчик (оформление общей
связки)
Закрепить умение лепить
знакомые предметы из соленого
теста, применяя усвоенные
ранее приемы. Познакомить
детей со способом подготовки
изделия из соленого теста к
раскрашиванию –
грунтованием. Развивать
умение оценивать свою работу.
3. Тема: Корзинка с грибами.
Учить детей создавать по
замыслу композицию из грибов
в лукошке. Закрепить приемы
лепки из соленого теста:
раскатывание, сплющивание,
лепка пальцами.
Совершенствовать технику
лепки. Развивать чувство
формы, мелкую моторику.
4. Тема:Осенний листопад
(коллективная композиция)
Продолжать прививать интерес
к тестопластике. Учить детей
вырезать лист по шаблону,
развивать умение составлять
композицию из разноцветных
листочков.
Декабрь «Ох, ты зимушка- зима».
ТЕМА:
Цель:
Дата провидения
1. Тема: « Снеговик»
Развивать художественно-
творческие способности,
эмоциональную отзывчивость
на красоту родной природы,
10
умения переносить знакомые
способы и приемы работы с
соленым тестом в новую
творческую ситуацию.
Закреплять знакомые приемы
лепки из соленого теста.
2. Тема:«Праздник в дом к нам
спешит».Ёлочные украшения.
Развивать эстетическое
восприятие, художественный
вкус, стремление к творчеству.
Учить детей лепить украшения
для новогодней ёлки способом
моделирования.
3.Тема: «Снегурочка»
Учить детей лепить Снегурочку
рациональным способом – из
конуса. Показать возможности
передачи движения путем
изменения положения рук.
Развивать чувство формы,
пропорций.
4. Тема:Дед Мороз.
Продолжать учить детей лепить
конструктивным способом,
передавать форму туловища и
головы.
Январь «наши любимые сказочные герои».
ТЕМА:
Цель:
Дата провидения
1. Тема: Лепка по мотивам
сказки «Три медведя».
Учить детей лепить по мотивам
литературного произведения и
разыгрывать сказочный сюжет.
Совершенствовать умение
свободно варьировать разные
приемы лепки для создания
выразительного образа.
Развивать чувство формы,
пропорций, мелкую моторику.
2. Тема: «Сказочная птица».
Развивать способность
задумывать содержание своей
работы, определять способы
выполнения замысла.
Показать возможность
использования разных
материалов для украшения
образа. Развивать творческое
воображение.
3. . Тема: Панно «Репка».
Продолжать учить детей
раскатывать пласты теста
скалкой, вырезать стекой репку
по шаблону, выравнивая края
палочкой либо стекой.
11
Февраль «Делу время – потехе час ».
ТЕМА:
Цель:
Дата провидения
1.Тема: «Праздник круглый
год. То грустно, то смешно…»
Учить детей лепить из
соленного теста рожицы с
разной мимикой (грустно,
весело, удивление) .
Продолжать учить находить
приемы изменения формы
(сплющивание, вытягивание,
сдавливание, развивать
воображение, фантазию.
2.Тема: «Валентинки».
Продолжать учить детей
раскатывать тесто скалкой,
прикладывать и обводить
шаблон, вырезать изображение
по шаблону из целого куска
теста.
3. Тема: «Рамка для
фотографии (подарок папе)».
Упражнять в сочетании
различных видов оформления,
развитие фантазии и
воображения.
4. Тема: Сделаем игру своими
руками (коллективная работа) .
Предложить детям сделать
развивающее лото своими
руками. Вызвать интерес к
лепке из соленого теста.
Упражнять в умении
раскатывать соленое тесто
разными приемами (круговыми,
прямыми и т. д.) .
Март «Мы фантазеры».
ТЕМА:
Цель:
Дата провидения
1.Тема: «Праздник мам. Букет
в вазочке» (подарок мамам и
бабушкам) .
Учить лепить цветы из
соленого теста (ромашки).
Продолжить знакомить детей со
способами присоединения
деталей к основе. Пробудить в
детях желание отразить в
поделке чувство нежности и
любви к маме.
2. Тема: « Бусы и браслеты» (в
подарок девочкам)
Закрепить умение применять
знакомые приемы лепки
(раскатывание валиков,
скатывание шариков,
нанизывание их на палочку,
соединение деталей).
Побуждать к самостоятельному
поиску способов декорирования
украшений.
12
3. Тема: «Маленькие штучки
для настоящей принцессы».
Предложить детям изготовить
из соленого теста атрибуты для
игры «Салон красоты».
Продолжать учить детей лепить
разными способами:
раскатывание колбаски-
браслет, кольцо, шарика- бусы,
перстни, пользоваться скалкой.
4. Тема: «Роспись готовых
фигурок».
Развивать воображение,
творчество. Совершенствовать
технику росписи фигурок из
соленого теста. Закреплять
умение рисовать гуашью,
смешивать краски.
Апрель: «Волшебница весна».
ТЕМА:
Цель:
Дата провидения
1.Тема: Праздник круглый год.
Лепка и роспись пасхальных
яиц.
Создать радостную,
предпраздничную атмосферу на
занятии. Познакомить детей с
народными пасхальными
традициями. Закреплять
навыки росписи изделий из
соленого теста.
2. «Насекомые». (улитка
Совершенствовать технику
раскатывания небольших
комков соленого теста
продольными движениями
ладоней для получения
цилиндра. Поддерживать
интерес к поиску способов
дополнения (ротик, глазки,
усики) и декорированию образа
(оформление раковины)
3. Тема: «Бабочка и пчелка».
Продолжить учить детей лепить
насекомых, передавая
характерные особенности
строения и окраски. Закреплять
умение применять в работе
знакомые способы лепки.
4. Тема: «Жучок – паучок».
Совершенствование умений
пользоваться известными
приемами лепки: раскатывание
шара, сплющивание, умение
пользоваться стекой.
Май. «Красавица весна»
ТЕМА:
Цель:
Дата провидения
1. Тема: В гостях у Феи цветов.
«Ромашки и маки».
Совершенствовать умение
расплющивать исходную
13
форму: шар, и видоизменять ее:
прищипывать, оттягивать,
вдавливать, делать насечки.
2. Тема: «Васильки и
одуванчики».
Предложить детям
самостоятельно выбрать
материал и инструменты для
художественного оформления
своих изделий. Воспитывать
художественный интерес к
природе, отображению
представлений и впечатлений
от общения с ней в
тестопластике.
3. Тема: Макет «Весенние
цветы».
Продолжать учить детей
отбирать наиболее
выразительные работы для
составления композиций.
4. Тема: Подготовка и
проведение выставки .
Учить детей организовывать
выставку и презентовать свои
работы, выступать в роли
активных участников.
Воспитывать дружелюбие,
желание помочь друг другу.
Этап
Цель
Методы, приёмы
1. Орг.момент.Приветствие
Создать атмосферу доверия и
принятия.
Коллективные
у п р ажн ен и я,
направленные
на
р а з в и т и е
произвольности.
14
2. Основной этап.
Настроить на
продуктивную групповую
деятельность. Активизация
детей и снятие чрезмерного
эмоционального возбуждения,
развитие и коррекция мелкой
моторики.
Изобразительные упражнения и
изотехники направленные на
установление эмоционального
контакта между всеми
участниками.
3. Практическая часть.
Развитие психических
процессов, формирование
навыков работы с солёным
тестом.
Игры, исследования, творческие
дела и т.д.
4. Заключительный этап.
Рефлексия.
Оценка занятия, обсуждение,
подведение итогов,
закрепление нового опыта и
положительных эмоций от
занятия, повышение
самооценки, собственной
значимости, уверенности в
себе.
Анализ каждой работы.
Выставка работ. Обсуждение
какие были трудности, а что
было легко. Какие чувство и
настроение испытывал во время
работы и в конце занятия.
15
Литература.
1.
Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО
«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
2.
Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл»,
2001.
3.
Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
4.
Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.
5.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.:
Педагогическое общество России, 2000.
6.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
7.
Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.
8.
Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада.
М.: Просвещение, 1986.
9.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду:
Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984
16
Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта
- пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная
пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и
развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость
заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает
пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл (количество воды зависит от вида муки, необходимости
добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться
эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.
17
Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные
красители. Конечный этап - изделия покрывается безцветным быстро сохнущим
глянцевым лаком.
18