Автор: Тарасова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 216 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: Практико-значимый проект "Книжкины именины".
Раздел: дошкольное образование
Практико-значимый проект «Книжкины именины».
Проект разработали воспитатели Детский сад № 216 ОАО РЖД»
Тарасова С. В, Кульпина Э.А.
Проект творческий, краткосрочный ,рассчитан на детей старшего
дошкольного возраста. Проект имеет несколько этапов.
Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к
стремлению получать знания с помощью книги.
На первых занятиях (вводный этап-получение новых знаний) дети знакомятся
с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими
над книгой.
Второй этап - практический, когда, дети, получив всю необходимую
информацию, начинают работать как взрослые, над созданием книг. На
данном этапе использован деятельностный подход в обучении –
самостоятельное добывание знаний детьми в процессе труда. Данный этап
имеет место быть как во время непосредственной образовательной
деятельности, так и в свободное от занятий время. Во время проведения
практической части дети создавали книги, работали писателями, рисовали
иллюстрации, подшивали переплёты, оформляли титульные листы, делали
закладки. Кроме того, в группе работала бригада скорой книжкиной помощи,
которая лечила старые «заболевшие» книги: разглаживала мятые страницы,
подклеивала листы, переплёты, стирала и латала.
Завершающим этапом проекта стала экскурсия в библиотеку, где дети,
многие в первые, увидели огромную страну книг. Результатом проекта стало
не только повышение интереса детей к книге, но и получение читательского
листа в детской библиотеке.
Книга незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребёнок, беря в
руки книгу, непроизвольно её открывает. Загадочный и неизведанный мир
предстаёт перед ними: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы,
удивительная природа-всё так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в
её тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с её героями в путешествие
за знаниями.
Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят
иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями,
рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый,
часто не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребёнку о
самом главном: об истории создания книги, о нелёгком пути, который был
пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка
родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю
создания книги и правила общения с ней.
В современном обществе на смену книгам всё чаще и чаще приходят
компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся
невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и
магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного
пульта, чем достать и прочитать своему ребёнку книгу. А только при живом
общении происходит становление и развитие ребёнка. Следствием
недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения,
нарушение мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и
т.д. Всё это негативно отражается на общем состоянии ребёнка и на
формировании его как личности.
Таким образом, актуальность нашего проекта, обусловлена недостаточной
востребованностью книг подрастающим поколением, как основного
источника знаний для развития и воспитания.
Цель проекта: вызвать у детей желание больше общаться с книгами, отдавать
им предпочтение на ряду с современными ТСО.
Задачи: сформировать у детей понимание того, что книга - основной
источник знаний; учить правилам общения с книгой; воспитывать любовь к
книге, вызывать положительные эмоции при чтении книги, интерес.
Гипотеза: мы считаем, что более глубокое и подробное знакомство с книгой,
особенностями её создания, её хранилищем-библиотекой будет
способствовать более частому обращению детей к книгам, к бережному
отношению к ним, к желанию изучать книги, рассматривать иллюстрации, а в
дальнейшем и к желанию больше читать книги самостоятельно.
Для реализации поставленных задач были проведены следующие беседы:
По ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги»;
По развитию речи «Книжка заболела»;
По конструированию «Книжки-малышки»;
По изобразительной деятельности «Закладки»;
Экскурсия в библиотеку.
На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети узнали об истории
появления книги. Был пополнен речевой запас детей новыми словами.
На занятии по развитию речи «Книжка заболела», дети научились бережно
относиться к книгам, не рвать, не бросать, брать только чистыми руками.
Кроме того, дети научились «лечить» книжки, с которыми плохо обращались.
В занятии был использован проблемный метод обучения, поисковый –
исследовательский и деятельностный метод, когда дети на всех этапах
занятия самостоятельно добывали знания о книге и о том, как её лечить.
На занятии по конструированию дети узнали об этапах создания книги, о
людях, которые трудятся над созданием книги, попробовали самостоятельно
сделать «книжки-малышки».
Для книг потребовался плотная бумага (обложка) и тетрадные листочки
(страницы книг), рисовали яркие обложки и интересные рассказы в виде
сюжетных картинок. На занятии по изобразительной деятельности ребята
изготовили красивые закладки для своих книжек.
На занятиях дети вели себя активно, внимательно слушали и выполняли
задания, отвечали на вопросы. Особенно им понравилось делать книжечки,
закладки, а так же лечить заболевшие книги.
В рамках проекта была проведена экскурсия в детскую библиотеку, где дети
впе6рвые познакомились с книжкиным домом, с огромным многообразием
книг и журналов.Дети с восхищением слушали библиотекаря, с
неподдельным интересом рассматривали стеллажи и полки с книгами.
Особенно привлекли внимание ребят детские журналы с яркими
иллюстрациями. Не остался в стороне и самый интересный стеллаж с
энциклопедиями, который охранял мудрый индеец.
Результатом экскурсии в библиотеку стало не только обогащение знаний
детей о книгах, но и повторное посещение библиотеки вместе с родителями.
Активное участие в проекте приняли родители, которые участвовали в
оформлении книжного уголка, пополнили его новыми, иллюстрированными,
интересными книгами. Родители под руководством своих детей погрузились
в сказочный мир книги, посетив детскую библиотеку. В ходе проекта было
замечено, что дети чаще брать в руки книги, рассматривать иллюстрации
познавательных книг, часто обращаются к взрослым с просьбой почитать им.
Было изменено отношение детей к книгам. Они стали аккуратно и бережно к
ним относится. После экскурсии в библиотеку, многие ребята и их родители
стали её частыми гостями.