Напоминание

Педагогическое проектирование как фактор роста профессионализма молодого учителя


Автор: Худобина Надежда Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Зырянская СОШ"
Населённый пункт: с. Зырянское Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое проектирование как фактор роста профессионализма молодого учителя
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Статья

«Педагогическое проектирование как фактор роста профессионализма

начинающего учителя»

11 класс

Подготовила

учитель истории

Худобина Надежда Викторовна

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит

признание

личности

ученика

основным

субъектом

образования.

Такая

постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, у которых

особенно

проявляется

потребность

в

исследовательской

и

поисковой

активности, так как она позволяет погрузиться обучающимся в творческий

процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к

открытиям, к достижениям, к активному умственному труду и самопознанию.

Федеральные

стандарты

второго

поколения делают

акцент

н а

деятельностный подход в образовательном процессе, то есть способности

быть

творцом,

активным

созидателем

своей

жизни,

уметь

ставить

цель,

искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору. Важно

направить

одарённого

ребёнка

не

на

получение

определённого

объёма

знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить

самостоятельно, на основе полученного материала.

Организация

исследовательской

деятельности

обучающихся

может

являться одним из эффективных средств формирования не только учебной

мотивации, но и развития одаренности. Главным смыслом исследования в

сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его

основной

целью является развитие личности, а не получение объективно

нового

результата,

как

в

«большой»

науке.

Целью

исследовательской

деятельности

является

приобретение

обучающимися

функционального

навыка

исследования,

развитии

способности

к

исследовательскому

типу

мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе на

основе

приобретения

субъективно

новых

знаний,

т.

е.

самостоятельно

получаемых

знаний,

являющихся

новыми

и

личностно

значимыми

для

конкретного учащегося.

Действительно,

исследовательская

деятельность

связана

с

решением

творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных

этапов,

характерных

для

исследования

в

научной

сфере:

постановку

проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, выдвижение

гипотезы, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор

собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая

цепочка

является

неотъемлемой

принадлежностью

исследовательской

деятельности, нормой ее проведения.

Системообразующим

принципом

в

организации

исследовательской

деятельности является принцип самодеятельности обучающихся, поскольку

именно самостоятельная деятельность при исследовании является высшим

показателем становления мировоззренческой позиции ребенка. Прежде всего,

это

выбор

темы

исследования.

При

этом

проблема

должна

быть

не

надуманной,

а

реальной,

интерес

должен

быть

не

искусственным,

а

настоящим,

только

в

этом

случае

ребенок

включится

в

исследование.

Осмысливание проблемы, цели, задачи происходит только в том случае, когда

формулируются

они

самостоятельно.

В

этом

случае

учащийся

может

раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами

исследования, самостоятельно, своими словами сформулировать и объяснить

главные теоретические идеи, применить теорию для объяснения частных

явлений.

Процесс

осмысления

знаний

связан

с

проведением

сложных

мыслительных

операций,

таких,

как

синтез,

абстрагирование,

сравнение,

обобщение. Данные методы применяются при проведении исследования и

способствуют выявлению одаренности ученика и ее развитию.

В

исследовательской

деятельности

учащихся

важную

роль

играет

педагогическая поддержка, когда учитель направляет, консультирует ученика,

помогает

ему

при

возникающих

затруднениях,

поддерживает

его,

т.е.

возникает

сотрудничество

ученика

и

учителя,

что

составляет

основу

инновационного характера современного образования.

Организация исследовательской деятельности учащихся складывается

из

нескольких

этапов.

Первым

этапом

исследовательской

деятельности

является подготовительный этап, когда учитель совместно с учениками в

индивидуальном

порядке

рассматривает

возможные

темы

исследования,

выискивает

актуальные

проблемы,

мотивирует

ученика

заняться

исследованием. На втором организационном этапе проектируются варианты

работы

над

исследованием,

выстраивается

план

работы,

формулируются

проблема, гипотеза, цель, задачи, методы исследования. На следующем этапе

реализации исследования идет процесс поиска информации, ее обработка,

анализ, проведение социологических опросов и анкетирования, подбираются

доказательства

гипотезы

или

ее

опровержения,

делаются

выводы

в

соответствии

с

заявленными

целями

и

задачами.

Затем

начинается

этап

оформления исследования, что можно сделать в виде текстового документа и

слайдовой презентации, при этом

важное место занимают компьютерные

технологии.

В

данную

презентацию

вставляются

все

смысловые,

теоретические

и

технические

наработки

учащихся.

Причем

необходима

культура

составления

компьютерных

презентаций,

основанная

на

определенном

сочетании

цветовой

гаммы,

количества

строк

текста,

насыщенности фото и видеовставок, анимации. На заключительном этапе

подведения итогов исследования проходит обсуждение того, что дала данная

работа

ученикам,

где

были

допущены

ошибки,

в

чем

проявлялись

затруднения, на каких школьных, районных и иных уровней мероприятиях

(конкурсах, конференциях) данная работа может быть представлена.

Главным

результатом

исследовательской

деятельности

является

интеллектуальный

продукт,

устанавливающий

ту

или

иную

истину

в

результате процедуры исследования и представленный в определенном виде.

Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования

практической

значимости,

применимости

результатов

исследования,

характеристику

социального

эффекта

исследования.

Такая

деятельность

кроме

исследовательской

преследует

и

иные

цели,

прежде

всего

с о ц и а л и за ц и и ,

н а р а б от к и

с о ц и а л ь н о й

п р а кт и к и

с р е д с т в а м и

исследовательской

деятельности,

следовательно,

формирование

компетентностей социально-гуманитарного образования.

Тематика

исторического

и

обществоведческого

исследования

ограничивается несколькими моментами, и, прежде всего, невозможностью

проведения экспериментальной деятельности, также возникают сложности

глубины исследования из-за ограниченности информации и ресурсов, требует

дополнительного

времени,

хотя

может

проводиться

и

в

рамках

урочных

проектов. К тому же весьма ограниченный круг учащихся в силу своих

психологических, возрастных,

интеллектуальных способностей проявляет

интерес

к

историческому

или

социальному

исследованию.

В

основном

учащиеся заинтересовываются темами по краеведению, такими социально

значимыми проблемами, как проблемы семьи, молодежи, прав человека и

ребенка.

При оценке успешности обучающегося в

исследовании необходимо

понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное

признание.

Положительной

оценки

достоин

любой

уровень

достигнутых

результатов.

Важны

самостоятельность

в

выполнении

различных

этапов

работы, практическое использование предметных и общешкольных знаний,

умений

и

навыков,

количество

новой

информации,

полученной

при

выполнении

исследования,

уровень

сложности

и

степень

владения

использованными

методиками,

оригинальность

идеи,

способа

решения

проблемы,

творческий

подход

в

подготовке

презентации,

социальное

и

прикладное значение полученных результатов.

Таким образом, исследовательская деятельность в рамках социально-

гуманитарного

образования

является

важным

структурным

элементом

в

формировании не только необходимых компетентностей, но и в развитии

творческого потенциала личности учащегося.



В раздел образования