Напоминание

"Авторская кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре".


Автор: Тарасова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 216 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Авторская кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа из личного педагогического опыта по теме: «Авторская

кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к

народной культуре».

Кульпина Эльвира Анатольевна –

Воспитатель, НДОУ « Детский

Сад № 216 ОАО РЖД»

Г. Иркутск

Тарасова Светлана Викторовна –

Воспитатель, НДОУ «Детский

Сад № 216 ОАО РЖД»

г. Иркутск

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.»

(В. Сухомлинский)

Одним из направлений работы нашего дошкольного учреждения

является поликультурное воспитание в развитие ребёнка. Оно

включает знакомство с традициями, обрядами и жизненными

укладами в семьях в разные эпохи.

Народная культура – понятие собирательное, которое включает в

себя культурные пласты разных эпох от глубокой древности до

настоящего времени. Одной же из составляющих особенности

воспитания является использование игрушек, среди которых

главное место занимает кукла.

Игра в куклы всячески поощряется взрослыми.

Ведь кукла

является неотделимой частью нашей жизни. Кто-то играет в куклы в

детстве, вырастая, забывает о любимой игрушке, для других кукла

превращается в хобби – на такое увлечение уходит немало времени

и денег, а кто-то сам придумывает куклы, создавая уникальные

объекты искусства. В любом случае, каждый хоть раз в своей жизни

сталкивался с куклой.

Кукла самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она

обязательный верный спутник детских игр, но одновременно и

самая доступное произведение искусства. Куклы имитируют

взрослый мир, тем самым подготавливают ребёнка к взрослым

отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна

исполнить разные роли и часто становиться другом и партнером

ребёнка.

В современное время на прилавках магазинах можно увидеть

много красивых игрушек, которые сделаны фабричным способом, а

значить, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что

дети должны видеть не только выпущенных большими тиражами

кукол, но и куклы, изготовленные руками мастера, который вложил

в них свою душу, свое мастерство, свои мечты и желания. Каждая

авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ. Тем

самым ,она способствует единению семьи, приобщая к народной

культуре через совместное творчество, воспитывая бережное

отношение к куклам, созданными руками человека.

Мысль о создании авторских кукол появилась не случайно.

Оказалось, что многие педагоги нашего коллектива имеют личные

коллекции кукол. Этим же увлечены и семьи наших воспитанников,

что привело к разработке проекта «Вместе с куклой я расту» ( срок

реализации 3 года). Реализовывая проект «Тайна моего имени»-

авторские куклы получили имена (Дуня и Макар). Используя кукол

в работе разработали дидактические игры:

«Музыкальное имя» - прохлопывание, пропевание своего

имени

«Окно в будущее» - имя детей детское – взрослое

«Дружные имена» - имена мальчишек и девчонок ( Женя,

Саша)

«Ласковое имя» - погружение во внутренний мир эмоции,

воспитание нежности – как вас ласково называет мама

(родители)

«Цветочные имена»

«Цветные платочки» - завернуться ими как будто мама

обняла и ласково шепчет имя

«Танец своего имени» - упражнять в импровизации (по

видео картинкам природы бабочки, солнышко, вода и т.д.)

Дидактические упражнения:

Работа по альбому «Тайна моего имени»

1.

«Любимая страничка»

2.

«Найди своё имя»

3.

«Расскажи о себе»

4.

«Сколько мальчиков»

5.

«Сколько девочек»

В центре этой модели представлен ребёнок, как « Я»

Учебно-воспитательный процесс в детском саду организован

с использованием музейных педагогических технологий,

реализуем специальные музейно-образовательные проекты .Тем

самым прогнозируем положительные результаты в развитии

общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками,

как условие успешной социализации, что немаловажно для

ребёнка и внутрисемейного сплочения.

Приложения:

Авторская дидактическая игра

Мастер класс для педагогов

Мастер класс для родителей и детей

Приключения Дуняши и Макара

Такие разные куклы

Тайна моего имени

Вместе с куклой я расту

Литература:

1.Бородина Н. Проблема нравственного воспитания дошкольников

в трудах В.А. Сухомлинского. Дошкольное воспитание №2 – 1986 г.

2.Народное творчество. Научно-популярный журнал, №3 – 2007 г.

3.Мастерская Сибирячка «Цветные сны с куклой Куваткой» Детский

журнал «Сибирячок» №4 – 2014 г.

4. «Куклы лечат души» статья из газеты «Байкальский целитель»

№2 – 2014 г.

5. «Оберег своими руками» статья из газеты « Байкальский

целитель» №12 – 2012 г.



В раздел образования