Автор: Тарасова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 216 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Авторская кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре".
Раздел: дошкольное образование
Работа из личного педагогического опыта по теме: «Авторская
кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к
народной культуре».
Кульпина Эльвира Анатольевна –
Воспитатель, НДОУ « Детский
Сад № 216 ОАО РЖД»
Г. Иркутск
Тарасова Светлана Викторовна –
Воспитатель, НДОУ «Детский
Сад № 216 ОАО РЖД»
г. Иркутск
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.»
(В. Сухомлинский)
Одним из направлений работы нашего дошкольного учреждения
является поликультурное воспитание в развитие ребёнка. Оно
включает знакомство с традициями, обрядами и жизненными
укладами в семьях в разные эпохи.
Народная культура – понятие собирательное, которое включает в
себя культурные пласты разных эпох от глубокой древности до
настоящего времени. Одной же из составляющих особенности
воспитания является использование игрушек, среди которых
главное место занимает кукла.
Игра в куклы всячески поощряется взрослыми.
Ведь кукла
является неотделимой частью нашей жизни. Кто-то играет в куклы в
детстве, вырастая, забывает о любимой игрушке, для других кукла
превращается в хобби – на такое увлечение уходит немало времени
и денег, а кто-то сам придумывает куклы, создавая уникальные
объекты искусства. В любом случае, каждый хоть раз в своей жизни
сталкивался с куклой.
Кукла самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она
обязательный верный спутник детских игр, но одновременно и
самая доступное произведение искусства. Куклы имитируют
взрослый мир, тем самым подготавливают ребёнка к взрослым
отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна
исполнить разные роли и часто становиться другом и партнером
ребёнка.
В современное время на прилавках магазинах можно увидеть
много красивых игрушек, которые сделаны фабричным способом, а
значить, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что
дети должны видеть не только выпущенных большими тиражами
кукол, но и куклы, изготовленные руками мастера, который вложил
в них свою душу, свое мастерство, свои мечты и желания. Каждая
авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ. Тем
самым ,она способствует единению семьи, приобщая к народной
культуре через совместное творчество, воспитывая бережное
отношение к куклам, созданными руками человека.
Мысль о создании авторских кукол появилась не случайно.
Оказалось, что многие педагоги нашего коллектива имеют личные
коллекции кукол. Этим же увлечены и семьи наших воспитанников,
что привело к разработке проекта «Вместе с куклой я расту» ( срок
реализации 3 года). Реализовывая проект «Тайна моего имени»-
авторские куклы получили имена (Дуня и Макар). Используя кукол
в работе разработали дидактические игры:
«Музыкальное имя» - прохлопывание, пропевание своего
имени
«Окно в будущее» - имя детей детское – взрослое
«Дружные имена» - имена мальчишек и девчонок ( Женя,
Саша)
«Ласковое имя» - погружение во внутренний мир эмоции,
воспитание нежности – как вас ласково называет мама
(родители)
«Цветочные имена»
«Цветные платочки» - завернуться ими как будто мама
обняла и ласково шепчет имя
«Танец своего имени» - упражнять в импровизации (по
видео картинкам природы бабочки, солнышко, вода и т.д.)
Дидактические упражнения:
Работа по альбому «Тайна моего имени»
1.
«Любимая страничка»
2.
«Найди своё имя»
3.
«Расскажи о себе»
4.
«Сколько мальчиков»
5.
«Сколько девочек»
В центре этой модели представлен ребёнок, как « Я»
Учебно-воспитательный процесс в детском саду организован
с использованием музейных педагогических технологий,
реализуем специальные музейно-образовательные проекты .Тем
самым прогнозируем положительные результаты в развитии
общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками,
как условие успешной социализации, что немаловажно для
ребёнка и внутрисемейного сплочения.
Приложения:
Авторская дидактическая игра
Мастер класс для педагогов
Мастер класс для родителей и детей
Приключения Дуняши и Макара
Такие разные куклы
Тайна моего имени
Вместе с куклой я расту
Литература:
1.Бородина Н. Проблема нравственного воспитания дошкольников
в трудах В.А. Сухомлинского. Дошкольное воспитание №2 – 1986 г.
2.Народное творчество. Научно-популярный журнал, №3 – 2007 г.
3.Мастерская Сибирячка «Цветные сны с куклой Куваткой» Детский
журнал «Сибирячок» №4 – 2014 г.
4. «Куклы лечат души» статья из газеты «Байкальский целитель»
№2 – 2014 г.
5. «Оберег своими руками» статья из газеты « Байкальский
целитель» №12 – 2012 г.