Напоминание

"Аспекты патриотического воспитания"


Автор: Красноружская Наталья Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования, преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "СИТТ"
Населённый пункт: Город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: "Аспекты патриотического воспитания"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Аспекты патриотического воспитания

Красноружская Н.Н.,

Игнатенко Н.М.

Воспитание

патриотизма

одна

из

основных

задач

современного

образования.

Интерес

к

гражданскому

образованию

и

патриотическому

воспитанию в обществе обусловлен необходимостью и потребностью:

профилактики

девиантного

поведения

и

правонарушений

несовершеннолетних;

формирования

у

обучающихся

правовой

компетентности,

то

есть

способности

защищать

свои

права,

осознавать

ответственность

за

выполнение обязанностей, выстраивать своё поведение в соответствии

с существующими в обществе нормами права и морали;

сохранения исторической памяти поколений;

воспитание патриотизма как особой направленности, самореализации и

социального поведения граждан;

организации социальной практики детей (участие личности в решении

общественно значимых проблем).

Подростки и молодежь на современном этапе переживают «духовный

кризис»,

обусловленный

деструктивными

явлениями,

происходящими

в

политической,

экономической

и

социальной

сферах.

Однако

трудности

общества

не

должны

стать

причиной

приостановки

патриотического

воспитания.

События, происходящие в нашей стране в последнее время,

говорят

о

том,

что

экономическая

дезинтеграция,

социа льная

дифференциация

общества,

девальвация

духовных

ценностей

оказали

негативное влияние на общественное сознание населения страны. Стала все

более заметной утрата обществом традиционно российского патриотизма,

сознания национального долга.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная

деятельность

по

формированию

у

граждан

высокого

патриотического

сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению

гражданского долга и конституционных обязанностей.

Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности,

патриотизма

обучающихся.

Познавая

идею

Родины,

переживая

чувство

любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за е

ё

будущее и настоящее,

обучающиеся

утверждает

сво

ё

достоинство,

стремится

быть

похожим

на

героев

Родины.

Урок

истории

призван

помочь

пережить

и

осмыслить

вс

ё

положительное,

что

было

в

прошлом.

Усвоение

обучающимися

идеи

любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм

нра вс т ве нно с т и

я вля е т с я

ва жне йшим

э т апом

ф о р м и р о в а н и я

гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда,

когда

идеи

патриотизма

раскрываются

в

ярких,

эмоциональных

образах,

пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным

борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине

должны вызывать не только гордость за е

ё

достижения, но боль, тревогу,

озабоченность тем, что у нас не все ещё делается так, как должно быть.

История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота и

гражданина.

Мощным

воспитательным

воздействием

обладает

материал

тем

о

нашествии монголо-татар, шведов и тевтонцев на Русь и борьба русского

народа с врагами, образы знаменитых полководцев Александра Невского,

Дмитрия Донского. Так, говоря об Александре Невском, как герое Руси,

обязательно используется общероссийский проект «Имя России», фрагменты

фильма «Александр Невский», «Повесть о житии Александра Невского»,

стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище». На уроках посвященных

Великой Отечественной войне использую кинохронику войны, фрагменты из

эпопеи

«Освобождение»,

фильмы

из

цикла

«Великая

война».

Это

не

оставляет ребят равнодушными они переживают, высказывают свое мнение,

рассказывают об истории своей семьи о своих родных которые воевали в

годы войны. И многое для них становиться открытием и они на многое

смотрят другими глазами.

Ведется

и

внеклассная

работа

по

патриотическому

воспитанию.

Это мероприятия в рамках недели предметов гуманитарного цикла, устные

журналы «Дни Воинской славы» посвященные «Параду 1941 года», Блокаде

Ленинграда,

Сталинградской

битве

и

др.,

литературно

-

исторические

композиции, посвященные

выводу

советских

войск

из

Афганистана,

Дню

Победы и др.

Результатом

проведения

таких

мероприятий

становится

осознание

обучающимися чувства гордости за принадлежность к великому народу, к его

свершениям, почитание национальных святынь и символов, увековечение

памяти

воинов,

погибших

при

защите

Отечества.

Патриотическое

воспитание, формирование у молодого поколения чувства принадлежности и

сопричастности

Российскому

государству

и

обществу,

желания

достойно

жить, плодотворно трудиться в сотрудничестве со своими согражданами,

самореализовываться

в

своей

стране

является

одним

из

основных

приоритетов развития государства и общества, основной задачей воспитания

молодежи в современных социокультурных условиях.

Результат патриотического воспитания в образовательном учреждении

возможен

лишь

при

условии,

что

все

действия

осуществляются

в

определенной

системе,

где

каждый

этап

деятельности

выполняет

свою

определенную воспитательную задачу, являясь необходимым звеном всего

воспитательного процесса.

Патриотическое

воспитание

обучающихся

должно

стать

той

объединяющей

силой,

которая

сможет

вырастить

поколение

настоящих

патриотов,

любящих

свою

Родину

не

на

словах,

а

на

деле.

Патриотизм

призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение,

которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные

богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в

области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее

время.

Подводя

итог,

хочется

сказать,

что

гражданско-патриотическое

воспитание

занимало,

и

будет

занимать

центральное

место

в

моей

воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы,

у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление

будущих граждан, патриотов России.

Список литературы

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Настольная книга по патриотическому

воспитанию. – М.: Глобус, 2007.

2. Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации на 2010- 2015 годы». – М., 2011.

3. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского

образования

и

воспитания

в

общеобразовательных

учреждения

//

Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.



В раздел образования