Автор: Ратько Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№37 Фрунзенский район
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Презентация
Тема: "Как помочь ребенку во время адаптации"
Раздел: дошкольное образование
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ
ПОДГОТОВИЛА:
РАТЬКО О.С..
Адаптация-это
процесс
приспособления
организма
и
личности
ребенка
к
новой
обстановке
и
новым
условиям.
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО - ТРЕТЬЕГО ГОДА
ЖИЗНИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОЧЕНЬ
АКТУАЛЬНА. ОТ ТОГО, КАК ПРОЙДЕТ ПРИВЫКАНИЕ РЕБЕНКА К
НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ, К НЕЗНАКОМЫМ ВЗРОСЛЫМ И
СВЕРСТНИКАМ, ЗАВИСЯТ ЕГО ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ, ДАЛЬНЕЙШЕЕ БЛАГОПОЛУЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
В ДЕТСКОМ САДУ И В СЕМЬЕ. К СОЖАЛЕНИЮ, ЭТОТ ПРОЦЕСС
ПРОТЕКАЕТ ЗАЧАСТУЮ СЛОЖНО И БОЛЕЗНЕННО.
ХАРАКТЕР АДАПТАЦИИ ЗАВИСИТ ОТ НЕСКОЛЬКИХ
ФАКТОРОВ:
1.
ВОЗРАСТА (ТРУДНЕЕ ВСЕГО ПЕРЕНОСЯТ ИЗМЕНЕНИЯ
УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ОТ 10-11 МЕСЯЦЕВ ДО
ПОЛУТОРА ЛЕТ) ;
2. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА;
3. БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО АНАМНЕЗА
(ПРОТЕКАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ, ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ
РОДАХ; УСЛОВИЯ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ И Т. П.)
ЧТОБЫ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА ПРОИЗОШЛА БЫСТРЕЕ МЫ В СВОЕЙ РАБОТЕ
ДЕЛАЕМ СЛЕДУЮЩЕЕ:
1. СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ.
2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, КОТОРУЮ ЖЕЛАТЕЛЬНО НАЧАТЬ ЕЩЕ ДО
ПОСТУПЛЕНИЯ
РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД.
3. ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДАПТАЦИОННОЙ
ПЕРИОД, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
КОНТАКТОВ «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ» И «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК» И ОБЯЗАТЕЛЬНО
ВКЛЮЧАЮЩЕЙ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
4. СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ.
Создание
эмоционально
благоприятной
атмосферы в группе
НЕОБХОДИМО СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ УСТАНОВКУ,
ЖЕЛАНИЕ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД.
ДЛЯ ЭТОГО МЫ СОЗДАЕМ АТМОСФЕРУ ТЕПЛА, УЮТА И
БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ. ЕСЛИ РЕБЕНОК С ПЕРВЫХ ДНЕЙ
ПОЧУВСТВУЕТ ЭТО ТЕПЛО, ИСЧЕЗНУТ ЕГО ВОЛНЕНИЯ И СТРАХИ, НАМНОГО
ЛЕГЧЕ ПРОЙДЕТ АДАПТАЦИЯ.
ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБОЙ МАЛЫШ В ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ИСПЫТЫВАЕТ
ДИСКОМФОРТ ОТ РАЗМЕРОВ ГРУППОВОЙ КОМНАТЫ И СПАЛЬНИ - ОНИ
СЛИШКОМ БОЛЬШИЕ, НЕ ТАКИЕ, КАК ДОМА.
ЧТОБЫ РЕБЕНКУ БЫЛО ПРИЯТНО ПРИХОДИТЬ В ДЕТСКИЙ САД МЫ
СТАРАЕМСЯ «ОДОМАШНИТЬ» ГРУППУ.
ДЕЛАЕМ БОЛЕЕ УЮТНЫМ.
Необходимо создать в группе и
спортивный уголок, который
удовлетворял бы потребность
2-х — 3-х - летних детей в
движении.
ПСИХОЛОГИ УСТАНОВИЛИ, ЧТО ИЗО - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ
РЕБЕНКА НЕ ТОЛЬКО И НЕ СТОЛЬКО ХУДОЖЕСТВЕННО -
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВО, СКОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТЬ
ВЫПЛЕСНУТЬ НА БУМАГУ СВОИ ЧУВСТВА. ОСОБОЕ
УДОВОЛЬСТВИЕ ДОСТАВЛЯЕТ ДЕТЯМ РИСОВАНИЕ
ФЛОМАСТЕРАМИ НА
ПРИКРЕПЛЕННОМ К СТЕНЕ ЛИСТЕ БУМАГИ.
УМИРОТВОРЯЮЩЕЕ ДЕЙСТВУЮТ НА ДЕТЕЙ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ, А В
ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ОКАЗЫВАЮТ И РАССЛАБЛЯЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.
ДЛЯ ИГР В НЕМ ИСПОЛЬЗУЕМ НЕБЬЮЩИЕСЯ ФОРМОЧКИ, СИТА, ВОРОНКИ,
БАНОЧКИ.
ДЕТИ ЛЮБЯТ КУПАТЬ В ВАННОЧКИ ПУПСИКОВ, ПУСКАТЬ КОРАБЛИКИ,
ВЫЛАВЛИВАТЬ САЧКОМ И КРЮЧКОМ ШАРИКИ, КОЛЕЧКИ.
ЛАСКОВОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ,
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЕГО НА
РУКАХ ВЗРОСЛОГО ДАЕТ
ЕМУ ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ,
ПОМОГАЕТ БЫСТРЕЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ВОЗНИКАЕТ НА
ОСНОВЕ
СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ,
СОПРОВОЖДАЕМЫХ УЛЫБКОЙ,
ЛАСКОВОЙ ИНТОНАЦИЕЙ, ПРОЯВЛЕНИЕМ
ЗАБОТЫ К
КАЖДОМУ МАЛЫШУ.
ПЕРВЫЕ ИГРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ФРОНТАЛЬНЫМИ, ЧТОБЫ НИ ОДИН
РЕБЕНОК НЕ ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ОБДЕЛЕННЫМ ВНИМАНИЕМ.
ИНИЦИАТОРОМ ИГР ВСЕГДА ВЫСТУПАЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ. ИГРЫ
ВЫБИРАЮТСЯ С УЧЕТОМ ИГРОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ,
МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ И Т. Д. СГЛАДИТЬ АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
ПОМОГУТ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО
ПРОВОДИТЬ ПО НЕСКОЛЬКО РАЗ В ДЕНЬ.
ИГРА «ИДИ КО МНЕ»
Ход игры.
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к
себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда
ребенок приходит, воспитатель обнимает его: «Ах, какой хороший
ко мне Коля пришел!»
Игра повторяется.
«ПРЯЧЕМ МИШКУ»
Ход игры.
Воспитатель прячет знакомую детям большую игрушку, так,
чтобы она была немного видна. Говоря:«Где мишка?», ищет его вместе с
детьми. Когда малыши найду игрушку, взрослый прячет ее так, чтоб найти
было сложнее. После игры с мишкой, прячется сам воспитатель, громко
произнося «ку-ку». Когда ребенок найдет его, он перебегает
и прячется в другом месте. Потом взрослый предлагает спрятаться кому-
нибудь из детей.
ПЕРЕДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК.
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель
с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я
позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик».
Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает
другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой) .
ГЛАВНОЙ ФИГУРОЙ И ЦЕНТРОМ ВНИМАНИЯ ДЛЯ ДВУХЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ ВЗРОСЛЫЙ, ПОЭТОМУ ОНИ С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ
НАБЛЮДАЮТ ЗА НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. ЕСЛИ МАЛЫШИ НЕ
РАСПОЛОЖЕНЫ В ДАННЫЙ МОМЕНТ К ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ, МОЖНО
ПОЧИТАТЬ ИМ СКАЗКУ ИЛИ ПОИГРАТЬ В СПОКОЙНЫЕ ИГРЫ.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий
родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители, отдавая
ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его
судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких,
особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому наша задача -
успокоить прежде всего взрослых: приглашаем их осмотреть групповые
помещения, показываем кровать, игрушки, знакомим с режимом дня,
вместе обсуждаем, как облегчить период адаптации. В свою очередь
родители должны внимательно прислушиваться к нашим советам,
принимать к сведению наши консультации, наблюдения и пожелания.
СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ:
Период
легкой адаптации
длится 1–2 недели. У ребенка постепенно
нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и
интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок
достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма
выражено незначительно, и к концу второй-третьей недели они
восстанавливаются.
Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации
средней тяжести
нарушения в поведении и
общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится
дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30–40 дней, настроение
неустойчиво, в течение месяца значительно снижается активность малыша: он
часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается
от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения могут длиться до
полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности
вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение
стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут
усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления
отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в
форме острой респираторной инфекции.
Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние
ТЯЖЕЛОЙ
адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти
без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не
выполняют свою роль. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного
периода — неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим
состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ
от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Ребенок плохо
засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и
короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется
окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.
ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ПРИВЫКАНИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ?
1.ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА АДАПТАЦИЮ.
Прежде всего характер адаптации связан с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый
малыш обладает лучшими возможностями, он лучше справляется с трудностями. Дети нервно и соматически
ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и плохой сон, испытывают, как правило,
большие трудности в период адаптации.
2.ВОЗРАСТ РЕБЕНКА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА АДАПТАЦИЮ.
Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к маме и возникающими на этой основе
невротическими формами поведения. Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет трудно адаптируются к
яслям, но особенно это заметно в возрасте от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев, т.е. в период, когда совпадают
беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.
3.СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего
имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если
и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно
развита потребность во внимании, ласке, физических контактах.
4.ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К РОВЕСНИКАМ.
Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с
трудом привыкают к детскому учреждению, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении,
иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним.
5.ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.
Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, если она обладает конфликтным характером и
предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с
окружающими, если в семье часто происходят ссоры, — всё это может явиться причиной невротизации
ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.
Успешная адаптация
.
-
Хороший аппетит
-
Спокойный сон
-
Охотное общение с другими детьми
-
Адекватная реакция на любое предложение
воспитателя
-
Нормальное эмоциональное состояние
СРЕДСТВА БЫСТРОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯХ
ДОУ.
-
Сформированные навыки
самообслуживания
- Умение самостоятельно играть
-
Сформированный навык общения с
детьми и взрослыми
- Культурно – гигиенические навыки
ТОЛЬКО СОТРУДНЕЧЕСТВО!!!
- Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого
ребенка. Это не только процесс привыкания к новой
обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и
выработка новых умений и навыков.
-
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями
привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и
всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой
адаптации.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!!!!