Напоминание

"Как помочь ребенку во время адаптации"


Автор: Ратько Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№37 Фрунзенский район
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Презентация
Тема: "Как помочь ребенку во время адаптации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ

ПОДГОТОВИЛА:

РАТЬКО О.С..

Адаптация-это

процесс

приспособления

организма

и

личности

ребенка

к

новой

обстановке

и

новым

условиям.

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО - ТРЕТЬЕГО ГОДА

ЖИЗНИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОЧЕНЬ

АКТУАЛЬНА. ОТ ТОГО, КАК ПРОЙДЕТ ПРИВЫКАНИЕ РЕБЕНКА К

НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ, К НЕЗНАКОМЫМ ВЗРОСЛЫМ И

СВЕРСТНИКАМ, ЗАВИСЯТ ЕГО ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ, ДАЛЬНЕЙШЕЕ БЛАГОПОЛУЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

В ДЕТСКОМ САДУ И В СЕМЬЕ. К СОЖАЛЕНИЮ, ЭТОТ ПРОЦЕСС

ПРОТЕКАЕТ ЗАЧАСТУЮ СЛОЖНО И БОЛЕЗНЕННО.

ХАРАКТЕР АДАПТАЦИИ ЗАВИСИТ ОТ НЕСКОЛЬКИХ

ФАКТОРОВ:

1.

ВОЗРАСТА (ТРУДНЕЕ ВСЕГО ПЕРЕНОСЯТ ИЗМЕНЕНИЯ

УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ОТ 10-11 МЕСЯЦЕВ ДО

ПОЛУТОРА ЛЕТ) ;

2. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА;

3. БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО АНАМНЕЗА

(ПРОТЕКАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ, ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ

РОДАХ; УСЛОВИЯ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ И Т. П.)

ЧТОБЫ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА ПРОИЗОШЛА БЫСТРЕЕ МЫ В СВОЕЙ РАБОТЕ

ДЕЛАЕМ СЛЕДУЮЩЕЕ:

1. СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ.

2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, КОТОРУЮ ЖЕЛАТЕЛЬНО НАЧАТЬ ЕЩЕ ДО

ПОСТУПЛЕНИЯ

РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД.

3. ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДАПТАЦИОННОЙ

ПЕРИОД, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ

КОНТАКТОВ «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ» И «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК» И ОБЯЗАТЕЛЬНО

ВКЛЮЧАЮЩЕЙ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

4. СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ.

Создание

эмоционально

благоприятной

атмосферы в группе

НЕОБХОДИМО СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ УСТАНОВКУ,

ЖЕЛАНИЕ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД.

ДЛЯ ЭТОГО МЫ СОЗДАЕМ АТМОСФЕРУ ТЕПЛА, УЮТА И

БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ. ЕСЛИ РЕБЕНОК С ПЕРВЫХ ДНЕЙ

ПОЧУВСТВУЕТ ЭТО ТЕПЛО, ИСЧЕЗНУТ ЕГО ВОЛНЕНИЯ И СТРАХИ, НАМНОГО

ЛЕГЧЕ ПРОЙДЕТ АДАПТАЦИЯ.

ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБОЙ МАЛЫШ В ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ИСПЫТЫВАЕТ

ДИСКОМФОРТ ОТ РАЗМЕРОВ ГРУППОВОЙ КОМНАТЫ И СПАЛЬНИ - ОНИ

СЛИШКОМ БОЛЬШИЕ, НЕ ТАКИЕ, КАК ДОМА.

ЧТОБЫ РЕБЕНКУ БЫЛО ПРИЯТНО ПРИХОДИТЬ В ДЕТСКИЙ САД МЫ

СТАРАЕМСЯ «ОДОМАШНИТЬ» ГРУППУ.

ДЕЛАЕМ БОЛЕЕ УЮТНЫМ.

Необходимо создать в группе и

спортивный уголок, который

удовлетворял бы потребность

2-х — 3-х - летних детей в

движении.

ПСИХОЛОГИ УСТАНОВИЛИ, ЧТО ИЗО - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ

РЕБЕНКА НЕ ТОЛЬКО И НЕ СТОЛЬКО ХУДОЖЕСТВЕННО -

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВО, СКОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТЬ

ВЫПЛЕСНУТЬ НА БУМАГУ СВОИ ЧУВСТВА. ОСОБОЕ

УДОВОЛЬСТВИЕ ДОСТАВЛЯЕТ ДЕТЯМ РИСОВАНИЕ

ФЛОМАСТЕРАМИ НА

ПРИКРЕПЛЕННОМ К СТЕНЕ ЛИСТЕ БУМАГИ.

УМИРОТВОРЯЮЩЕЕ ДЕЙСТВУЮТ НА ДЕТЕЙ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ, А В

ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ОКАЗЫВАЮТ И РАССЛАБЛЯЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ.

ДЛЯ ИГР В НЕМ ИСПОЛЬЗУЕМ НЕБЬЮЩИЕСЯ ФОРМОЧКИ, СИТА, ВОРОНКИ,

БАНОЧКИ.

ДЕТИ ЛЮБЯТ КУПАТЬ В ВАННОЧКИ ПУПСИКОВ, ПУСКАТЬ КОРАБЛИКИ,

ВЫЛАВЛИВАТЬ САЧКОМ И КРЮЧКОМ ШАРИКИ, КОЛЕЧКИ.

ЛАСКОВОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ,

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЕГО НА

РУКАХ ВЗРОСЛОГО ДАЕТ

ЕМУ ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ,

ПОМОГАЕТ БЫСТРЕЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ВОЗНИКАЕТ НА

ОСНОВЕ

СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ,

СОПРОВОЖДАЕМЫХ УЛЫБКОЙ,

ЛАСКОВОЙ ИНТОНАЦИЕЙ, ПРОЯВЛЕНИЕМ

ЗАБОТЫ К

КАЖДОМУ МАЛЫШУ.

ПЕРВЫЕ ИГРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ФРОНТАЛЬНЫМИ, ЧТОБЫ НИ ОДИН

РЕБЕНОК НЕ ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ОБДЕЛЕННЫМ ВНИМАНИЕМ.

ИНИЦИАТОРОМ ИГР ВСЕГДА ВЫСТУПАЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ. ИГРЫ

ВЫБИРАЮТСЯ С УЧЕТОМ ИГРОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ,

МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ И Т. Д. СГЛАДИТЬ АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

ПОМОГУТ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО

ПРОВОДИТЬ ПО НЕСКОЛЬКО РАЗ В ДЕНЬ.

ИГРА «ИДИ КО МНЕ»

Ход игры.

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к

себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда

ребенок приходит, воспитатель обнимает его: «Ах, какой хороший

ко мне Коля пришел!»

Игра повторяется.

«ПРЯЧЕМ МИШКУ»

Ход игры.

Воспитатель прячет знакомую детям большую игрушку, так,

чтобы она была немного видна. Говоря:«Где мишка?», ищет его вместе с

детьми. Когда малыши найду игрушку, взрослый прячет ее так, чтоб найти

было сложнее. После игры с мишкой, прячется сам воспитатель, громко

произнося «ку-ку». Когда ребенок найдет его, он перебегает

и прячется в другом месте. Потом взрослый предлагает спрятаться кому-

нибудь из детей.

ПЕРЕДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК.

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель

с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я

позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик».

Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает

другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой) .

ГЛАВНОЙ ФИГУРОЙ И ЦЕНТРОМ ВНИМАНИЯ ДЛЯ ДВУХЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ ВЗРОСЛЫЙ, ПОЭТОМУ ОНИ С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ

НАБЛЮДАЮТ ЗА НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. ЕСЛИ МАЛЫШИ НЕ

РАСПОЛОЖЕНЫ В ДАННЫЙ МОМЕНТ К ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ, МОЖНО

ПОЧИТАТЬ ИМ СКАЗКУ ИЛИ ПОИГРАТЬ В СПОКОЙНЫЕ ИГРЫ.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий

родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным

особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители, отдавая

ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его

судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких,

особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому наша задача -

успокоить прежде всего взрослых: приглашаем их осмотреть групповые

помещения, показываем кровать, игрушки, знакомим с режимом дня,

вместе обсуждаем, как облегчить период адаптации. В свою очередь

родители должны внимательно прислушиваться к нашим советам,

принимать к сведению наши консультации, наблюдения и пожелания.

СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ:

Период

легкой адаптации

длится 1–2 недели. У ребенка постепенно

нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и

интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и

сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок

достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма

выражено незначительно, и к концу второй-третьей недели они

восстанавливаются.

Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации

средней тяжести

нарушения в поведении и

общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится

дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30–40 дней, настроение

неустойчиво, в течение месяца значительно снижается активность малыша: он

часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается

от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения могут длиться до

полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности

вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение

стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут

усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления

отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в

форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние

ТЯЖЕЛОЙ

адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти

без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не

выполняют свою роль. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного

периода — неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим

состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ

от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Ребенок плохо

засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и

короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется

окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ПРИВЫКАНИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ?

1.ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА АДАПТАЦИЮ.

Прежде всего характер адаптации связан с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый

малыш обладает лучшими возможностями, он лучше справляется с трудностями. Дети нервно и соматически

ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и плохой сон, испытывают, как правило,

большие трудности в период адаптации.

2.ВОЗРАСТ РЕБЕНКА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА АДАПТАЦИЮ.

Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к маме и возникающими на этой основе

невротическими формами поведения. Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет трудно адаптируются к

яслям, но особенно это заметно в возрасте от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев, т.е. в период, когда совпадают

беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.

3.СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего

имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если

и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно

развита потребность во внимании, ласке, физических контактах.

4.ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К РОВЕСНИКАМ.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с

трудом привыкают к детскому учреждению, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении,

иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним.

5.ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.

Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, если она обладает конфликтным характером и

предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с

окружающими, если в семье часто происходят ссоры, — всё это может явиться причиной невротизации

ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

Успешная адаптация

.

-

Хороший аппетит

-

Спокойный сон

-

Охотное общение с другими детьми

-

Адекватная реакция на любое предложение

воспитателя

-

Нормальное эмоциональное состояние

СРЕДСТВА БЫСТРОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯХ

ДОУ.

-

Сформированные навыки

самообслуживания

- Умение самостоятельно играть

-

Сформированный навык общения с

детьми и взрослыми

- Культурно – гигиенические навыки

ТОЛЬКО СОТРУДНЕЧЕСТВО!!!

- Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого

ребенка. Это не только процесс привыкания к новой

обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и

выработка новых умений и навыков.

-

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями

привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и

всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой

адаптации.

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ!!!!



В раздел образования