Напоминание

" РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ "


Автор: Бородина Галина Тимофеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №45 "
Населённый пункт: города Братска Иркутской оласти
Наименование материала: статья
Тема: " РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ "
Раздел: полное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ

ИСТОРИИ

Развитие творческой одаренности учащихся является одной из задач

современного образования: во всех сферах жизни происходят интенсивные

преобразования,

объем

информации

изживает

себя,

следовательно,

полученные

знания

устаревают

раньше,

нежели

человек

начинает

их

использовать. В сложившихся обстоятельствах необходимо быть готовым к

постоянным изменениям, при этом сохраняя собственную неповторимость.

В наиболее общем виде творческая одаренность – «это характеристика

не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее развитие

по

инициативе

субъекта

деятельности»

[1,

с.

9].

При

проектировании

образовательной деятельности творчески одаренных учащихся необходимо

учитывать следующие факторы. Предъявляя учебную задачу, педагог должен

исключить однозначное решение.

Также не следует уделять много времени наставлениям, нужно, чтобы

ребенок осваивал навыки самостоятельного решения учебных проблем; узкие

вопросы в силу однозначного ответа на них не могут быть эффективными в

развитии творческой одаренности, поэтому целесообразно задавать иные.

Например: «возможны ли другие пути решения?», «что случится, если…»,

«что ты под этим подразумеваешь?», «если высказанное тобой мнение верно,

то как описанное положение повлияет на данную ситуацию?».

Следует

как

можно

меньше

давать

оценку

ответу

школьника,

тем

самым стимулируя его к самостоятельному оцениванию себя и ровесников:

отсюда «у творчески одаренных учащихся повышается ответственность за

свои

решения

и

развивается

определенная

независимость

от

оценки

окружающих людей» [4, с. 279].

В

проанализированной

нами

психолого-педагогической

литературе

отмечается,

что

наиболее

оптимальным

путем

развития

творческой

одаренности

школьников

в

рамках

классно-урочной

системы

обучения

является

организация

научно-исследовательской

деятельности.

Ее

целью

является создание развивающей среды для стимулирования потенциала таких

детей, расширение научного кругозора, формирование качеств, необходимых

для занятия научно-исследовательской деятельностью.

Строго говоря, те исследования, которые проводятся в школе, не могут

называть собственно научными: главная цель науки – производство новых

знаний,

цель

же

исследовательской

деятельности

на

этапе

школьного

образования

развитие

личности,

а

не

получение

объективно

нового

результата.

В

процессе

обучения

данного

вида

деятельности

ребенок

приобретает функциональный

навык

исследования

как

универсального

способа освоения действительности. Следовательно, наиболее приемлемый

для описываемой деятельности термин – «учебно-научное» исследование.

Ознакомившись

с

содержанием

публикаций

в

специализированных

изданиях, можно увидеть, что развитие творческой одаренности школьников

через

научно-исследовательскую

деятельность

на

уроках

истории

предложено осуществлять как в процессе классно-урочной, так и внеурочной

работы. Так, учителя истории А.В. Курбатов и В.А. Рачкова [3], описывая

собственный педагогический опыт, говорят о применении индивидуально-

дифференцированного

подхода.

Например,

одаренные

школьники

5

9

классов на уроках получают задания проблемного характера. По своей сути,

комментируют педагоги, это мини-исследования.

Пример задания для учащихся 5 класса могут быть такими: «В музей

привезли глиняную табличку, найденную при раскопках. Судя по надписи,

это письмо фараону Тутмосу от вавилонского царя Хаммурапи. Могут ли

ученые признать такую находку подлинной либо сделают вывод о том, что их

пытаются

разыграть?

Аргументируй

ответ».

Другой

пример:

«Последние

научные

данные

свидетельствуют:

уже

сейчас

возможна

телепортация

информации на небольшие расстояния. Представь, что через 5 – 10 лет

телепортироваться

смогут

и

люди.

Итак,

ты

телепортировался

в

период

первобытности.

Опиши

глазами

очевидца

самый

обычный

день

древних

людей» [3, с. 102].

В качестве домашней работы творчески одаренные учащиеся могут

получать задания, предполагающие поиск ответов на вопросы, выходящие за

рамки изучаемой темы; составление кроссвордов по учебному разделу либо

головоломок

для

одноклассников;

написание

рефератов.

Их

выполнение

позволяет

сформировать

умения

школьников

самостоятельно

работать

с

дополнительной

литературой,

пользоваться

периодикой.

Творчески

одаренные учащиеся старших классов привлекаются к участию в круглых

столах,

мини-конференциях,

исторических

чтениях,

проведению

экскурсионных исследований, написанию статей различного типа.

Учитель

истории

О.Г.

Гребенщикова

[2]

осуществляет

развитие

творческой одаренности школьников с помощью образных заданий – группы

предложений

описательного

характера,

содержание

которых

стимулирует

учащихся

воссоздать

определенный

фрагмент

исторического

прошлого

в

образах. Пример задания для 6 класса: «На монгольском языке его имя звучит

Тэмужин.

Он

был

провозглашен

соплеменниками

великим

ханом.

Его

завоевательная деятельность распростиралась на государства Средней Азии,

Восточный Туркестан, Северный Китай» [2, с. 43].

Пример задания для 9 класса: «В 1828 году этот человек был причастен

к

подписанию

мирного

договора

в

деревне

Туркманчай.

По

условиям

документа

Персия

отказывалась

от

притязаний

на

Восточную

Армению,

Грузию, Азербайджан в пользу России. Вам этот человек более известен как

литератор». Пример задания для 10 класса: «Мы ежедневно слышим, видим и

читаем рекламу. В переводе с латинского языка слово означает «кричать»,

«привлекать внимание». Составьте рекламу, которая вызовет интерес для

посещения стран, где сохранились исторические памятники Средневековья и

Нового времени» [2, с. 43].

Учитель

О.М.

Штерц

[5]

описывает

систему

обучения

одаренных

школьников

через

формирование

навыка

работы

с

историческими

документами

государственными

законами,

летописными

источниками,

воспоминаниями

очевидцев.

Например,

в

процессе

осмысления

государственных

законов

ученик

должен

подобрать

дополнительную

литературу, которая бы помогла ему ответить на следующие вопросы: 1) Кто

является

автором

закона?

2)

В

каком

году

появился

закон?

3)

Каковы

причины,

способствующие

появлению

закона?

4)

Чьи

интересы

он

защищает?

Дополнительная литература при работе с летописными источниками

должна помочь ученику ответить на такие вопросы: 1) О каких событиях

идет речь в документе? 2) Каковы предпосылки его появления? 3) Как автор

излагает суть событий. В том случае, когда школьник анализирует мемуары и

письма, то он работает над следующими вопросами: 1) Кто является автором

данного текста? 2) Автор судит о событии с чьих-то сов или сам является

участником (очевидцем)? 3) О каких событиях идет речь? [5, с. 192].

В качестве примера работы с источниками О.М. Штерц предлагает

описание заданий для творчески одаренных учащихся 8 класса, которые

изучают

русско-турецкую

войну

1877

1878

гг.

Прочитав

фрагмент

документа

«О

первом

штурме

Плевны»

из

письма

Александра II,

адресованного княгине Е.М. Долгоруковой, они должны осветить следующие

вопросы:

1)

Первый

штурм

Плевны

закончился

неудачно.

Каковы

ее

причины?

2)

Насколько

справедливым

является

упрек,

посланный

Александром II

в

адрес

Н.П.

Криденера?

3)

В

состоянии

ли

был

Н.П.

Криденер исполнить приказ?

После

ознакомления

с

содержанием

записки

капитана

А.Н.

Куропаткина

«Третий

штурм

Плевны»

творчески

одаренные

учащиеся

должны ответить на следующую группу вопросов: 1) В чем заключалось

стратегическое

значение

Плевны?

2)

Охарактеризуйте

избрание

тактики

штурма Плевны: насколько она была верной? 3) Каковы причины неудачи

штурма Плевны 30 августа 1877 года?

После

прочтения

фрагмента

текста

«История

русской

армии»,

написанного

публицистом

и

военным

историком

А.А.

Керсновским,

школьники

должны

проработать

ответы

на

такие

вопросы:

1)

Что

подразумевал генерал-фельдмаршал Х.К. Мольтке, произнося свои слова? 2)

Разделяете ли вы его точку зрения? 3) Объясните смысл сравнения Чертова

моста и Шипки.

В

завершении

О.М.

Штерц

уточняет,

что

в

процессе

анализа

исторических

источников

школьники

«делают

выводы

в

соответствие

с

целями и задачами исследования, результаты которого оформляют либо в

исследовательский проект, либо в доклад» [5, с. 193]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)

Богоявленсая

Д.Б.

Одаренность

и

проблемы

ее

идентификации

//

Психологическая наука и образование. – 2000. – № 4. – с. 5-13.

2)

Гребенщикова

О.Г.

Развитие

творческой

одаренности

учащихся

на

уроках истории через творческую активность // Создание интегрированного

образовательного пространства для развития детской одаренности: детский

сад – школа – университет: Материалы Всероссийской научно-практической

конференции:

В

3-х

частях.

Часть

II

/

Под

ред.

И.Н.

Тоболкиной,

Т.Б.

Черепановой. – Томск: Томский ЦНТИ, 2010. – с. 41-44.

3)

Курбатов А.В., Рачкова В.А. Работа с одаренными детьми на уроках

истории

и

обществознания

и

во

внеурочное

время

//

Психолого-

педагогические аспекты одаренности: проблемы, перспективы, развитие. –

Старый Оскол. 2014. – с. 101-104.

4)

Фролов

С.С.

Проблемы

определения

и

развития

творческой

одаренности // Вестник АГПУ. – 2004. – № 3. – с. 277-283.

5)

Штерц О.М., Штерц Н.Т. Научно-исследовательская деятельность на

уроках истории в работе с одаренными детьми // Современные проблемы

науки и образования. – 2014. – № 2. – с. 191-193.



В раздел образования