Напоминание

"Дорогами добра" (по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб")


Автор: Аминева Ирина Рифовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №16 р.п. Приютово
Населённый пункт: Белебеевский район РБ
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Дорогами добра" (по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб")
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок литературы

по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

"Дорогами добра...."

Цели урока:

- знакомство со сказкой К.Г.Паустовского "Теплый хлеб";

- развитие навыков аналитического чтения, монологической и

диалогической речи; обогащение лексикона учащихся;

- воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.

Эпиграф:

Где тепло, там и добро.

Пословица

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель:

- Добрый день , уважаемые гости урока. Здравствуйте, ребята. Я вас

приветствую хлебом по нашему старому обычаю, который ассоциируется с

гостеприимством, уважением и добротой. Сегодня на уроке мы еще не раз

произнесем слова "теплый хлеб" и "доброта", потому что будем изучать

сказку К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

и вместе с героями произведения

пройдемся по дорогам добра.

2. Слово учителя о писателе:

К.Г.Паустовский - мастер лирико-романтической прозы, автор рассказов о

природе, исторических произведений. Он прожил трудную, но интересную

жизнь. Я вам предлагаю

послушать выступления

девочек, которые

получали к этому уроку индивидуальное задание и подготовили рассказ о

жизни и творчестве писателя.

3. Выступления учащихся.

Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве, но в

детстве его семья переехала в Киев, и учился будущий писатель в киевской

классической гимназии, а затем там же поступил в университет. В канун

нового 1900 года мама положила под елку для своего сына Кости книгу

сказок

X. К. Андерсена.

Эта

книга

стала

для

будущего

писателя

по-

настоящему

драгоценным

подарком.

Он

перечитывал

ее

много

раз

и,

наверное, именно тогда полюбил сказки.

«Желание необыкновенного преследовало меня с детства», — говорил

Паустовский . Он

мечтал

о

путешествиях

и

приключениях.

Когда

началась Первая мировая война, Константин Георгиевич

стал служить

санитаром на поездах, перевозивших раненых. Освободившись от службы,

начал странствовать по России — работал на заводе , рыбачил с артелью

на Черном море, был

репортером в московских газетах, потом снова

путешествует по стране и живет в Одессе. В 1928 г. выпустил первый

сборник рассказов " Встречные корабли".

В своих странствиях Паустовский не был путешественником-

созерцателем,

он

своим

словом

активно

вмешивался

в

жизнь.

Задумав

написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского

моря

и

написал

правдивую

повесть

«Кара-Бугаз».

Затем

он

полюбил

Ленинград

и

написал

несколько

повестей

и

рассказов

о

севере,

о

его

колдовских белых ночах.

Есть история о том, как бедный юноша отправился в путешествие,

узнав, что в далекой стране закопан клад. Пройдя трудный путь, он так и

не нашел клада, вернулся к себе на родину — и нашел клад в родной деревне.

Т о ч н о

т а к

ж е

Паустовский

вернулся

в

Москву

и

тут,

недалеко

от

Москвы

и

Рязани,

открыл для себя Мещеру, удивительный край, богатый озерами, болотами и

лесными речками. Край этот он описал в книге «Мещерская сторона».

Писатель так любил природу, что у него обычные явления природы

становились удивительными. Свое стремление к чуду писатель воплотил в

создании

сказок — «Похождения

жука-носорога»,

«Дремучий

медведь»,

«Растрепанный воробей», «Заботливый цветок», «Теплый хлеб».

- Ребята, что особенно вам показалось интересным в биографии

писателя?

4. Учитель:

- Произведения К.Г.Паустовского одинаково известны и детям и взрослым.

Сам Константин Георгиевич говорил о своём творчестве: «Думать, что твои

писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры

невозможно». Благодаря этой вере все его повести, и рассказы, и сказки

направляют душу читателя всегда только в одну сторону – в сторону добра.

Вот и «Тёплый хлеб» – именно такая мудрая и добрая сказка.

«Спешите делать добро» -

именно так однажды сказал великий русский

писатель Антон Павлович Чехов.

- Что такое добро? Что оно означает?

- Если бы вас попросили нарисовать добро, что бы вы изобразили?

(тёплый летний дождь, в капельках “добро”; яркий букет цветов; колоски на

поле, хлеб на столе; дятел, который “лечит” дерево, мальчик, помогающий

старушке, и другие образы).

- Какие цвета помогли бы вам раскрыть тему добра и зла?

( У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные, а зло всегда

бывает страшным, чёрным. )

- Сегодня на уроке мы с вами станем творцами добра. Обратите

внимание на раздаточный материал, который лежит у вас на столах в файлах.

Образ добра мы постараемся представить в виде цветка, который нам нужно

будет склеить, подписать его лепестки. Пороки зла мы заключим в таблицу,

которую условно назовем темницей.

5.Изучение материала.

Учитель:

- Ребята, произведение вы уже прочитали дома. К какому жанру оно

относится? А какая это сказка? ( Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с

самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая

история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки

называется место, где происходят события, — деревня Бережки — и

указывается на время действия

В

концовке

автор

хочет

подчеркнуть,

что

фантастические

события

смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока.

Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и

от этого сорока сердится).

— Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими?

( Фантастическое

в

сказке:

конь

вызывает

мороз

и

метель;

рассказ

Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла

наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни»; болтливая

сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и

попросила его прогнать мороз).

— Перечислите главных героев и персонажей сказки «Теплый хлеб".

(Бабка

Фильки,

ветер,

мороз,

мыши,

сорока,

лисицы,

ребята

и

старики, женщины, мальчик Николай.)

Словарная работа:

Вороной конь — конь черного цвета.

Скорый на работу — быстро выполняющий свою работу.

В воздухе висел дым — была большая влажность воздуха, и казалось, что в

воздухе висит дым.

Теплый серый день — зимой, когда нет мороза, небо затягивают серые

низкие облака.

Злорадный окрик — резкий крик, в котором чувствуется радость от

неудачи другого.

Колючий мороз — в сильный мороз щиплет щеки.

Неминучая смерть — смерть, которую нельзя миновать, которая

обязательно придет.

Лютый мороз — очень сильный мороз.

Нашкодил — нахулиганил, набезобразничал.

Учитель:

- Я вам предлагаю пройти вместе по пути к добру, по пути преодоления зла

отдельным человеком, героем сказки, Филькой.

- Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор?

(Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было:

"Да ну тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях

или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: "Да

ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька

отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!")

- Выберите

те

слова

и

словосочетания,

которые

наиболее

ярко

изображают его. Занесите их в нашу таблицу-темницу.

- А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а

Филькой? И почему он живёт с бабкой? А где его родители? Почему они

только вдвоём?

(Дети

должны

понять,

что

мальчик-сирота,

воспитывается

бабушкой,

у

которой еле хватает сил его прокормить).

-Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки?

- Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках.

Найдите это описание по тексту.

(чтение учениками): («Времена года. Зима. Январь.» Чайковский. )

«Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас

таял.

Мокрые

вороны

садились

на

печные

трубы,

чтобы

обсохнуть,

толкались,

каркали

друг

на

друга.

Около

мельничного

лотка

вода

не

замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».

- Какие чувства у вас вызывает такое описание природы? (Радость, веселье,

какой-то задор, доброта, умиротворение).

- Предлагаю приклеить первый лепесток к нашему цветку добра.

- Вернемся к главному герою. Предлагаю прочитать центральный эпизод

сказки: ( по ролям)

«…В один из таких…»

-А что же сделал Филька? Что произошло?

(Подвести детей к выводу: произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого

коня, который жил-то милосердием добрых людей!)

- Как вы можете оценить его поступок? Предлагаю вам заполнить таблицу

новыми характеристиками.

- «…И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те

удивительные

дела…»

Автор

называет

окрик

«злорадным».

Обратите

внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем?(В этом

слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу

-Итак,

Филька

совершил

злой

поступок.

Как

изменилось

настроение

природы!

-

Давайте

прочтем

отрывок

из

сказки.

(

Художественное

чтение

отрывка на фоне музыки ВИВАЛЬДИ «ЗИМА»).

«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул

хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл,

засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька

бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело

кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались

скворечни,

хлопали

оторванные

ставни.

И

всё

выше

взвивались

столбы

снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь,

перегоняя друг друга.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к

себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд,

звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне.

Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу,

слышал,

как

мороз,

озоруя,

стискивал

толстые

брёвна

в

стенах,

и

они

трещали и лопались».

-Почему же все вокруг изменилось? (Виной всему Филька. Он грубо

поступил

с

конем,

которого

все

в

деревни

считали

своей

обязанностью

покормить. Из-за него в деревне поднялся ветер, ударил мороз.)

-Какие

средства

художественной

выразительности

использует

К.Г.Паустовский, чтобы раскрыть весь ужас произошедшего?

Олицетворения:

Эпитеты:

Метафоры:

-

Заполним

таблицу

словами

и

словосочетаниями,

которые

характеризуют зло в природе.

Учащиеся

заполняют

таблицу

«Зло»(метель,

мороз,

слеза

от

обиды,

пронзительный ветер)

Учитель: На

этой

печальной

ноте прервём

чтение

сказки

и

проведём

небольшую разминку.

Физминутка:

«Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У

всех оно разное. Нарисуйте его мысленно глазами , используйте только яркие

краски. Он, как солнышко, нам светит. А теперь поднимите руки вверх и

потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые

заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и

прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки

мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках?

А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза.

Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится.

Побеждайте зло добром.»

Учитель:

- Представим, что мы не знаем финала сказки. Что побеждает в конце

любой сказки? Конечно, добро всегда побеждает зло.

- Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию? (Панкрат,

бабка.) Перескажите, в чем заключается их помощь.

(Ученик пересказывает легенду)

- Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? Истории

чем-то похожи? (чтобы задумался над тем, что совершил).

- От чего умер герой этой притчи? (Он умер от охлаждения сердца).

Вы абсолютно правы! Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот

хлеб, который он бросил раненому бойцу.

- Какое же решение принимает Филька? (Он решает изобрести способ

«всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во

вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти).

- Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех

обижал, всем грубо отвечал? ( Потому что только в единении, только все

вместе люди могут победить зло.)

-

Что

происходит

в

природе,

когда

Филька

покаялся?

(Ученик

читает

отрывок).

«В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро

поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук

ломов.

Трещали

костры.

Ребята

и

старики

работали

с

самого

рассвета,

скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня

небо затянулось низкими облаками, и задул по седым ивам ровный и тёплый

ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и

весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло

весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш

падали и со

звоном разбивались сосульки».

- Как меняется природа после переосмысления поступка? Добавьте к образу

добра чувства-лепестки, которые у вас вызывают новые изменения.( Тепло.

Ласка, любовь, добро)

- Что стало результатом общего дела, общего труда? (Теплый хлеб, который

помог примириться Фильке с конем). Почему автор называет сказку 2Теплый

хлеб"?

-

Чему

посвящены

последние

строки

рассказа?

(покаянию

Фильки.

Примирению с конем).

(Ученик читает заключительные эпизоды)

Вывод: Это очень трогательный момент : момент обретения друга. И никто

никогда, хочется верить, не назовет Фильку «Да ну тебя».

Мельница

заработала,

вместе

с

горячей

мукой

в

дома

вошло

тепло,

зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого

хлеба. Произошло чудо – зло отступило перед добром.

(Эпиграф!!!)

- Ребята, а теперь мы выбросим наши таблицы-темницы в черный ящик и

никогда не будем использовать в жизни те качества, которые вписали в нее. А

цветы добра подарим друг другу. Прикрепим на доске.

-

Обратите

внимание

на выставку

"Добрых

дел",

здесь

вы

увидите

замечательные рисунки, оригинальные поделки, сделанные с любовью. Они

говорят о том, что у вас не только золотые руки, но и золотое сердце. Ведь

только человек с добрым сердцем способен сотворить прекрасное.

( Музыкальный подарок.)

- В заключении я хотела бы вам рассказать одну известную восточную

притчу. Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один

мудрец, слава о котором прошла по всему городу. В том же городе жил злой

человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос,

чтобы мудрец не смог на него ответить.

Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и

подумал: "Спрошу - ка я: о мудрейший, какая у меня бабочка - живая или

мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит; а

если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет.

Так

завистник

и

сделал:

поймал

бабочку,

посадил

ее

между

ладоней,

отправился к мудрецу и спросил его: "Какая бабочка -живая или мертвая?"

Но мудрец ответил: "Все в твоих руках...."

- Действительно, все в наших руках. Добро, сотворенное вашими руками,

принесет чудо и вернется к вам обратно. ( На доске)!!!

Учитель читает стихотворение, а ученики добавляют хором слова

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь.... (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим ... (извините, пожалуйста)

И в России и в Италии

На прощанье говорят ... (до свидания)!

Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте

нелегкий,

долгий

путь,

на

котором человека ожидают взлеты и падения,

спуски

и

подъемы.

Поэтому

человек

должен

чаще

останавливаться

и

размышлять

о

своих

совершенных

поступках и

о

сказанных

словах. У

каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте, главное - его

найти...

Оценки за урок.

7. Домашнее

задание. Предлагаю вам несколько вариантов домашнего

задания. Выберите понравившееся. Возможно, кто-то выполнит оба задания:

1. Напишите письмо Фильке от своего лица.

2. Нарисуйте иллюстрацию к сказке и подпишите ее подходящей по смыслу

пословицей



В раздел образования