Автор: Аминева Ирина Рифовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №16 р.п. Приютово
Населённый пункт: Белебеевский район РБ
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Дорогами добра" (по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб")
Раздел: среднее образование
Открытый урок литературы
по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
"Дорогами добра...."
Цели урока:
- знакомство со сказкой К.Г.Паустовского "Теплый хлеб";
- развитие навыков аналитического чтения, монологической и
диалогической речи; обогащение лексикона учащихся;
- воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.
Эпиграф:
Где тепло, там и добро.
Пословица
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель:
- Добрый день , уважаемые гости урока. Здравствуйте, ребята. Я вас
приветствую хлебом по нашему старому обычаю, который ассоциируется с
гостеприимством, уважением и добротой. Сегодня на уроке мы еще не раз
произнесем слова "теплый хлеб" и "доброта", потому что будем изучать
сказку К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
и вместе с героями произведения
пройдемся по дорогам добра.
2. Слово учителя о писателе:
К.Г.Паустовский - мастер лирико-романтической прозы, автор рассказов о
природе, исторических произведений. Он прожил трудную, но интересную
жизнь. Я вам предлагаю
послушать выступления
девочек, которые
получали к этому уроку индивидуальное задание и подготовили рассказ о
жизни и творчестве писателя.
3. Выступления учащихся.
Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве, но в
детстве его семья переехала в Киев, и учился будущий писатель в киевской
классической гимназии, а затем там же поступил в университет. В канун
нового 1900 года мама положила под елку для своего сына Кости книгу
сказок
X. К. Андерсена.
Эта
книга
стала
для
будущего
писателя
по-
настоящему
драгоценным
подарком.
Он
перечитывал
ее
много
раз
и,
наверное, именно тогда полюбил сказки.
«Желание необыкновенного преследовало меня с детства», — говорил
Паустовский . Он
мечтал
о
путешествиях
и
приключениях.
Когда
началась Первая мировая война, Константин Георгиевич
стал служить
санитаром на поездах, перевозивших раненых. Освободившись от службы,
начал странствовать по России — работал на заводе , рыбачил с артелью
на Черном море, был
репортером в московских газетах, потом снова
путешествует по стране и живет в Одессе. В 1928 г. выпустил первый
сборник рассказов " Встречные корабли".
В своих странствиях Паустовский не был путешественником-
созерцателем,
он
своим
словом
активно
вмешивался
в
жизнь.
Задумав
написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского
моря
и
написал
правдивую
повесть
«Кара-Бугаз».
Затем
он
полюбил
Ленинград
и
написал
несколько
повестей
и
рассказов
о
севере,
о
его
колдовских белых ночах.
Есть история о том, как бедный юноша отправился в путешествие,
узнав, что в далекой стране закопан клад. Пройдя трудный путь, он так и
не нашел клада, вернулся к себе на родину — и нашел клад в родной деревне.
Т о ч н о
т а к
ж е
Паустовский
вернулся
в
Москву
и
тут,
недалеко
от
Москвы
и
Рязани,
открыл для себя Мещеру, удивительный край, богатый озерами, болотами и
лесными речками. Край этот он описал в книге «Мещерская сторона».
Писатель так любил природу, что у него обычные явления природы
становились удивительными. Свое стремление к чуду писатель воплотил в
создании
сказок — «Похождения
жука-носорога»,
«Дремучий
медведь»,
«Растрепанный воробей», «Заботливый цветок», «Теплый хлеб».
- Ребята, что особенно вам показалось интересным в биографии
писателя?
4. Учитель:
- Произведения К.Г.Паустовского одинаково известны и детям и взрослым.
Сам Константин Георгиевич говорил о своём творчестве: «Думать, что твои
писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры
невозможно». Благодаря этой вере все его повести, и рассказы, и сказки
направляют душу читателя всегда только в одну сторону – в сторону добра.
Вот и «Тёплый хлеб» – именно такая мудрая и добрая сказка.
«Спешите делать добро» -
именно так однажды сказал великий русский
писатель Антон Павлович Чехов.
- Что такое добро? Что оно означает?
- Если бы вас попросили нарисовать добро, что бы вы изобразили?
(тёплый летний дождь, в капельках “добро”; яркий букет цветов; колоски на
поле, хлеб на столе; дятел, который “лечит” дерево, мальчик, помогающий
старушке, и другие образы).
- Какие цвета помогли бы вам раскрыть тему добра и зла?
( У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные, а зло всегда
бывает страшным, чёрным. )
- Сегодня на уроке мы с вами станем творцами добра. Обратите
внимание на раздаточный материал, который лежит у вас на столах в файлах.
Образ добра мы постараемся представить в виде цветка, который нам нужно
будет склеить, подписать его лепестки. Пороки зла мы заключим в таблицу,
которую условно назовем темницей.
5.Изучение материала.
Учитель:
- Ребята, произведение вы уже прочитали дома. К какому жанру оно
относится? А какая это сказка? ( Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с
самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая
история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки
называется место, где происходят события, — деревня Бережки — и
указывается на время действия
В
концовке
автор
хочет
подчеркнуть,
что
фантастические
события
смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока.
Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и
от этого сорока сердится).
— Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими?
( Фантастическое
в
сказке:
конь
вызывает
мороз
и
метель;
рассказ
Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла
наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни»; болтливая
сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и
попросила его прогнать мороз).
— Перечислите главных героев и персонажей сказки «Теплый хлеб".
(Бабка
Фильки,
ветер,
мороз,
мыши,
сорока,
лисицы,
ребята
и
старики, женщины, мальчик Николай.)
Словарная работа:
Вороной конь — конь черного цвета.
Скорый на работу — быстро выполняющий свою работу.
В воздухе висел дым — была большая влажность воздуха, и казалось, что в
воздухе висит дым.
Теплый серый день — зимой, когда нет мороза, небо затягивают серые
низкие облака.
Злорадный окрик — резкий крик, в котором чувствуется радость от
неудачи другого.
Колючий мороз — в сильный мороз щиплет щеки.
Неминучая смерть — смерть, которую нельзя миновать, которая
обязательно придет.
Лютый мороз — очень сильный мороз.
Нашкодил — нахулиганил, набезобразничал.
Учитель:
- Я вам предлагаю пройти вместе по пути к добру, по пути преодоления зла
отдельным человеком, героем сказки, Филькой.
- Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор?
(Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было:
"Да ну тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях
или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: "Да
ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька
отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!")
- Выберите
те
слова
и
словосочетания,
которые
наиболее
ярко
изображают его. Занесите их в нашу таблицу-темницу.
- А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а
Филькой? И почему он живёт с бабкой? А где его родители? Почему они
только вдвоём?
(Дети
должны
понять,
что
мальчик-сирота,
воспитывается
бабушкой,
у
которой еле хватает сил его прокормить).
-Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки?
- Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках.
Найдите это описание по тексту.
(чтение учениками): («Времена года. Зима. Январь.» Чайковский. )
«Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас
таял.
Мокрые
вороны
садились
на
печные
трубы,
чтобы
обсохнуть,
толкались,
каркали
друг
на
друга.
Около
мельничного
лотка
вода
не
замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».
- Какие чувства у вас вызывает такое описание природы? (Радость, веселье,
какой-то задор, доброта, умиротворение).
- Предлагаю приклеить первый лепесток к нашему цветку добра.
- Вернемся к главному герою. Предлагаю прочитать центральный эпизод
сказки: ( по ролям)
«…В один из таких…»
-А что же сделал Филька? Что произошло?
(Подвести детей к выводу: произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого
коня, который жил-то милосердием добрых людей!)
- Как вы можете оценить его поступок? Предлагаю вам заполнить таблицу
новыми характеристиками.
- «…И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те
удивительные
дела…»
Автор
называет
окрик
«злорадным».
Обратите
внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем?(В этом
слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу
-Итак,
Филька
совершил
злой
поступок.
Как
изменилось
настроение
природы!
-
Давайте
прочтем
отрывок
из
сказки.
(
Художественное
чтение
отрывка на фоне музыки ВИВАЛЬДИ «ЗИМА»).
«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул
хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл,
засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька
бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело
кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались
скворечни,
хлопали
оторванные
ставни.
И
всё
выше
взвивались
столбы
снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь,
перегоняя друг друга.
Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к
себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд,
звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне.
Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу,
слышал,
как
мороз,
озоруя,
стискивал
толстые
брёвна
в
стенах,
и
они
трещали и лопались».
-Почему же все вокруг изменилось? (Виной всему Филька. Он грубо
поступил
с
конем,
которого
все
в
деревни
считали
своей
обязанностью
покормить. Из-за него в деревне поднялся ветер, ударил мороз.)
-Какие
средства
художественной
выразительности
использует
К.Г.Паустовский, чтобы раскрыть весь ужас произошедшего?
Олицетворения:
Эпитеты:
Метафоры:
-
Заполним
таблицу
словами
и
словосочетаниями,
которые
характеризуют зло в природе.
Учащиеся
заполняют
таблицу
«Зло»(метель,
мороз,
слеза
от
обиды,
пронзительный ветер)
Учитель: На
этой
печальной
ноте прервём
чтение
сказки
и
проведём
небольшую разминку.
Физминутка:
«Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У
всех оно разное. Нарисуйте его мысленно глазами , используйте только яркие
краски. Он, как солнышко, нам светит. А теперь поднимите руки вверх и
потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые
заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и
прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки
мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках?
А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза.
Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится.
Побеждайте зло добром.»
Учитель:
- Представим, что мы не знаем финала сказки. Что побеждает в конце
любой сказки? Конечно, добро всегда побеждает зло.
- Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию? (Панкрат,
бабка.) Перескажите, в чем заключается их помощь.
(Ученик пересказывает легенду)
- Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? Истории
чем-то похожи? (чтобы задумался над тем, что совершил).
- От чего умер герой этой притчи? (Он умер от охлаждения сердца).
Вы абсолютно правы! Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот
хлеб, который он бросил раненому бойцу.
- Какое же решение принимает Филька? (Он решает изобрести способ
«всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во
вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти).
- Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех
обижал, всем грубо отвечал? ( Потому что только в единении, только все
вместе люди могут победить зло.)
-
Что
происходит
в
природе,
когда
Филька
покаялся?
(Ученик
читает
отрывок).
«В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро
поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук
ломов.
Трещали
костры.
Ребята
и
старики
работали
с
самого
рассвета,
скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня
небо затянулось низкими облаками, и задул по седым ивам ровный и тёплый
ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и
весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло
весной, навозом.
Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш
падали и со
звоном разбивались сосульки».
- Как меняется природа после переосмысления поступка? Добавьте к образу
добра чувства-лепестки, которые у вас вызывают новые изменения.( Тепло.
Ласка, любовь, добро)
- Что стало результатом общего дела, общего труда? (Теплый хлеб, который
помог примириться Фильке с конем). Почему автор называет сказку 2Теплый
хлеб"?
-
Чему
посвящены
последние
строки
рассказа?
(покаянию
Фильки.
Примирению с конем).
(Ученик читает заключительные эпизоды)
Вывод: Это очень трогательный момент : момент обретения друга. И никто
никогда, хочется верить, не назовет Фильку «Да ну тебя».
Мельница
заработала,
вместе
с
горячей
мукой
в
дома
вошло
тепло,
зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого
хлеба. Произошло чудо – зло отступило перед добром.
(Эпиграф!!!)
- Ребята, а теперь мы выбросим наши таблицы-темницы в черный ящик и
никогда не будем использовать в жизни те качества, которые вписали в нее. А
цветы добра подарим друг другу. Прикрепим на доске.
-
Обратите
внимание
на выставку
"Добрых
дел",
здесь
вы
увидите
замечательные рисунки, оригинальные поделки, сделанные с любовью. Они
говорят о том, что у вас не только золотые руки, но и золотое сердце. Ведь
только человек с добрым сердцем способен сотворить прекрасное.
( Музыкальный подарок.)
- В заключении я хотела бы вам рассказать одну известную восточную
притчу. Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один
мудрец, слава о котором прошла по всему городу. В том же городе жил злой
человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос,
чтобы мудрец не смог на него ответить.
Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и
подумал: "Спрошу - ка я: о мудрейший, какая у меня бабочка - живая или
мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит; а
если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет.
Так
завистник
и
сделал:
поймал
бабочку,
посадил
ее
между
ладоней,
отправился к мудрецу и спросил его: "Какая бабочка -живая или мертвая?"
Но мудрец ответил: "Все в твоих руках...."
- Действительно, все в наших руках. Добро, сотворенное вашими руками,
принесет чудо и вернется к вам обратно. ( На доске)!!!
Учитель читает стихотворение, а ученики добавляют хором слова
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь.... (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим ... (извините, пожалуйста)
И в России и в Италии
На прощанье говорят ... (до свидания)!
Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте
нелегкий,
долгий
путь,
на
котором человека ожидают взлеты и падения,
спуски
и
подъемы.
Поэтому
человек
должен
чаще
останавливаться
и
размышлять
о
своих
совершенных
поступках и
о
сказанных
словах. У
каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте, главное - его
найти...
Оценки за урок.
7. Домашнее
задание. Предлагаю вам несколько вариантов домашнего
задания. Выберите понравившееся. Возможно, кто-то выполнит оба задания:
1. Напишите письмо Фильке от своего лица.
2. Нарисуйте иллюстрацию к сказке и подпишите ее подходящей по смыслу
пословицей