Автор: Валгонен Ольга Васильевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №25 Петроградского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комплексно-тематический план образовательной деятельности в ДОО комбинированного вида
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«К
ОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнил:
методист ГБДОУ детский сад №25
Валгонен О.В.
Модель образовательного процесса. При конструировании образовательного процесса ГБДОУ д/с № 25 Петроградского района
г.
Санкт-Петербурга использованы
положительные
стороны комплексно-тематической
и
предметно
-
средовой
модели
построения
образовательного
процесса: позиция сотрудничества взрослого и ребёнка, стимулирование самостоятельности обучающихся, разнообразие детской
активности, свободный выбор предметного материала.
Комплексно-тематическая модель: в основу организации образовательных содержаний ставится лексическая, которая выступает как сообщаемое
знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» её обучающимся)
вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая её к партнёрской. Набор тем определяет логопед, что придаёт систематичность
всему образовательному и коррекционному процессу.
Предметно-средовая
модель:
содержание
образования
проецируется
непосредственно
на
предметную
среду.
Взрослый
–
организатор
предметных сред, подбирает дидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребёнка.
Организационной основой
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является календарь тематических недель (событий, проектов, игровых
обучающих ситуаций и т.п.). Определены темообразующие факторы:
- реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес обучающихся (яркие природные явления и общественные события,
праздники.);
- воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает обучающимся;
-
события,
специально
«смоделированные»
воспитателем
(исходя
из
развивающих
задач):
внесение
в
группу
предметов,
ранее
неизвестных
обучающимся, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность.
- события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» обучающихся и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам. Э ти
факторы используются воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
Комплексно-тематический план на год ГБДОУ детский сад №25
месяц
Неделя
период
Название
темы,
праздника.
события
Возрастная
группа
Содержание работы , педагогические задачи
Итоговое
мероприятие
сентябрь
1-2
(1-9)
«День
знаний»
Проведение адаптационных мероприятий. Наблюдение за детьми (для диагностики результативности педагогического
процесса). Мониторинг развития детей педагогом.
«Здравствуй
детский
сад»
Младшая
группа
Познакомить
с
детским
садом
как
с
ближайшим
социальным
окружением.
Создание
эмоционально
положительного
настроения
в
детском
коллективе.
Знакомство
детей
с
правилами поведения в детском саду. Формирование доброжелательных взаимоотношений со
сверстниками, желание возвращаться в детский сад.
Экскурсия
по
детскому
саду
«День
знаний»
Старшая
группа
Уточнение знаний правил поведения в детском саду. Расширение представлений о детском
саде, профессиях работников детского сада. Развитие познавательного интереса, интереса к
школе, книгам, желание стать первоклассником.
Оформление
альбома
«Наша
группа»
Подготовитель
ная группа
Расширение
представлений
о
школе,
школьных
принадлежностей,
профессии
учителя.
Формирование дружеских взаимоотношений между детьми Ознакомление с адресом детского
сада. Закрепление навыков ориентировки в помещении.
3
12-16
«День
красоты» 9
сентября
Наблюдение
за
детьми
(для
диагностики
результативности
педагогического
процесса).
Мониторинг
развития
детей
педагогом. Заполнение листов оценки. Формирование представлений о красоте (видеть, ценить и созидать красоту в
окружающем мире в разнообразных ее проявлениях.
«В
мире
прекрасного
Младшая
группа
Формирование
первичных
представлений
о
смене
времен
года,
умения
наблюдать
за
явлениями природы. Обогащать представления о взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и
доброты человека. Наблюдение осенней природы, чтение художественных
Выставка
букетов,
поделок
из
природного
материала
произведений о осени. Игры с пиктограммами эмоций.
Старшая
группа
Формирование представлений о красоте (видеть, ценить и созидать красоту в окружающем
мире
в
разнообразных
ее
проявлениях).
Обогащать
представления
детей
о
взаимосвязи
красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека.
Проведение
бесед
о
нравственных
качествах,
красоте
человеческих
взаимоотношений
и
общения (правила этикета). Педагогические ситуации, решение ситуаций морального выбора
Наблюдение за красотой осенней природы, рассматривание пейзажных картин, портретов,
красивых предметов окружающего мира, произведений народного, декоративно-прикладного
искусства
Подготовитель
ная группа
«Конкурс
красоты»
4
1-23
«Каравай»
Младшая
группа
Формирование первичных представлений о значимости хлеба в жизни человека, о труде
взрослых (хлебороб, пекарь, кондитер)
Театрализац
ия
«Колобок»
«Хлеб.
Т р у д
взрослых
на полях»
Старшая
группа
Дальнейшее
расширение
и
углубление
представлений
о
профессиях
хлеборобов,
комбайнеров,
мельника,
пекаря,
тракториста,
трудовых
действиях
представителей
этих
профессий.
Расширение
интереса
к
трудовой
деятельности
взрослых.
Расширение
представлений о труде на полях
Изготовление
х/б изделий
из папье-
маше
Подготовитель
ная группа
Углубление и систематизация знаний и представлений о хлебе, о профессиях хлеборобов.
Закрепление и расширение представлений о содержании труда взрослых, о роли механизации
труда, об инструментах и орудиях труда, о трудовых действиях
5
26-30
День
дошкольного
работника
»
Формирование представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных
работников, детскому саду как ближайшему социуму. Ситуативные разговоры и беседы по теме.
«Краски
осени
Младшая
группа
Обогащение и расширение представлений об изменениях в природе (пасмурно, идет мелкий
дождь, опадают листья и т.д.) расширение представлений о взаимосвязи между явлениями
живой и неживой природы. Формирование интереса к явлениям природы и умения наблюдать
за
ними.
Формирование
умений
всматриваться,
любоваться,
радоваться
красоте
осенней
природы
Изготовление
альбомов из
рисунков
детей.
Старшая
группа
Расширение представлений детей об осени (изменения в природе, одежде людей, праздниках).
Формирование
обобщённых
представлений
о
приспособляемости
растений
и
животных
к
изменениям в природе, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
Углубление представлений о жизни животных осенью.
Подготовитель
ная группа
Обогащение представлений детей об осени, последовательности осенних месяцев, влияние
изменений на жизнь растений, животных, человека. Расширение знаний правил безопасного
экологически грамотного поведения в природе. Обогащение представлений об отображении
осени в произведениях искусства.
Октябрь
месяц
Неделя
период
Название темы,
события
праздника
Возрастная
группа
Содержание работы , педагогические задачи
Итоговое
мероприятие
октябрь
1
3-7
«День
пожилого
человека»
1 октября
Формирование уважительного отношения к пожилым людям, стремления помогать старшим членам семьи. Беседы по теме
праздника. Формирование представлений о том, какие изменения происходят с человеком по мере взросления.
Привлечение внимания к трудовым действиям взрослых. Формирование представлений о значимости труда взрослых.
«Овощи»
Младшая
группа
Формирование представлений об овощах (различие по внешнему виду, вкусу). Расширение
представлений детей о пользе овощей и фруктов для человека. Формирование первичных
представлений о труде людей по сбору урожая.
Тематическая
выставка:
поделки из
овощей.
«Огород.
Овощи»
Старшая
группа
Уточнение знаний о разнообразии овощей, отличительных признаках. Обучение группировке
по признакам их соотнесенности, формирование видовых и родовых понятий. Расширение
представлений об использовании овощей и из значимости для здоровья человека.
«Овощи.
труд
взрослых.
на
полях,
огородах»
Подготовит
ельная
группа
Расширение, углубление и систематизация представлений о труде взрослых в огородах и на
полях осенью. Уточнение понятий о трудовых действиях овощеводов, о технике, которая
используется для сбора урожая. Воспитание уважения к труду взрослых.
2
10-
14
«Фрукты»
Младшая
группа
Формирование представлений о фруктах и их отличие от овощей. Обогащение чувственного
опыта. Ознакомление с разными способами обследования объектов и предметов. Расширение
представлений детей о значимости фруктов в здоровье человека.
«Фруктовый
коллаж»
«Сад.
Фрукты»
Старшая
группа
Закрепление и расширение обобщенных представлений о фруктах, сборе урожая, заготовке
фруктов на зиму. Расширение представлений о здоровом образе жизни. Совершенствовать
умение различать овощи и фрукты посредством всех органов чувств (дидактические игры)
«Фрукты.
Труд
взрослых в
садах»
Подготовит
ельная
группа
Совершенствовать
умение
различать
овощи
и
фрукты
посредством
всех
органов
чувств,
учитывать
при
сравнении
признаки,
воспринимаемые
всеми
органами
чувств,
выделять
свойства
и
качества,
существенные
детали
и
на
этой
основе
сравнивать.
Расширение
представлений о труде взрослых в садах, о трудовых действиях садоводов. Формирование
установки на здоровый образ жизни.
3
17-21
3
17-21
«Продукты
питания»
Младшая
группа
Совершенствование
представлений
о
богатстве
и
многообразии
продуктов
питания.
Расширение представлений о знакомых продуктах. Формирование здорового образа жизни:
потребление здоровой и полезной еды.
Экскурсия
на
пищеблок.
«Лес. Грибы
и лесные
ягоды»
Старшая
группа
Формирование и расширение представлений о осеннем лесе, многообразии его даров. обучение
различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Обучение группировке по признакам и
соотнесенности, развитие понимания обобщающего значения слов. Уточнение и расширение
знаний о ядовитых растениях. Обучение соблюдению безопасного поведения с съедобными и
несъедобными грибами. Формирование экологических знаний о взаимосвязи леса.
Выставка
поделок
из
природного
материала
Подготовит
ельная
группа
Расширение
представлений
о
многообразии
растений
осеннего
леса,
уточнение
знаний
о
грибах и лесных ягодах. Расширение представлений о способах безопасного взаимодействия с
растениями.
4
24-
28
«Туалетные
принадлежно
сти»
Младшая
группа
Формирование
представлений
о
многообразии
туалетных
пр ина д л е ж но с те й.
Совершенствование чувственного опыта, ознакомление с предметами разными способами.
Формирование навыков самообслуживания. Формирование привычки здорового образа жизни:
умываться,
чистить
зубы,
пользоваться
платком,
полоскать
рот.
Воспитание
потребности
соблюдать чистоту.
Опыт
«Мыльные
пузыри»
«Осень.
Признаки
осени.
Деревья»
Старшая
группа
Углубление представлений об осени как времени года, о существенных признаках сезона.
Формирование представлений о многолетних и однолетних растениях. Закреплять умения
различать
деревья
по
листьям,
плодам,
семенам,
характерным
особенностям
стволов.
Формирование первичных экологических знаний.
Выставка
детских
р а б о т
и з
оригами
«Осень.
Осенние
месяцы.
Деревья
осенью»
Подготови-
тельная
группа
Систематизация знаний об осени, осенних явлениях природы. Формирование представлений о
периодах осени. Расширение представлений о многообразии деревьев. Закреплять умение
узнавать
деревья
по
листьям,
плодам,
характерным
особенностям
ветвей
с
стволов.
Ознакомление с растениями, занесенными в Красную книгу. Привлечение к уборке участка
группы и участка младшей группы от листьев. Формирование умения работать в команде.
Ноябрь
месяц
Неделя
период
Название темы
праздника,
события
Возрастная
группа
Содержание работы , педагогические задачи
Итоговое
мероприятие
ноябрь
1
31-3
День
народного
единства»
4ноября
Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках. Вызвать интерес к истории своей
страны, воспитание чувства гордости за свою страну, любви к ней. Знакомство с историей России, гербом, флагом,
мелодией гимна. Воспитание чувства гордости за родной город. В подготовительной: Углубление представлений о России.
Формирование представлений о нашей стране как о многонациональном государстве. Расширение представлений о
государственных праздниках. расширение представлений о Москве – столице России, ее достопримечательностях
«Осень»
Младшая
группа
Совершенствование представлений о богатстве и многообразии мира природы. Расширение
представлений
о признаках осени. Воспитание бережного отношения к природе, желания
оказывать посильную помощь птицам в холодное время года (кормушки).
Интегрирован
ное занятие.
«Осень.
Перелетные
птицы,
водоплаваю
щие птицы»
Старшая,
подготовит
ельная
группы
Углубление представлений о жизни птиц осенью Подготовка птиц к отлету. Расширение,
уточнение знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью. Расширение
представлений о подготовке их к зиме. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
2
7-11
«Одежда»
Младшая
группа
Формирование представлений о видах одежды, о зависимости одежды и смены времен года.
Формирование здорового образа жизни, умение одеваться по погоде. Формирование гендерных
представлений,
знаний
о
мужской
и
женской
одежде.
Формирование
навыков
самообслуживания:
умения
одеваться
и
раздеваться
в
определенной
последовательности,
аккуратно складывать одежду.
Коллективная
аппликация
платье
для
куклы»
Старшая
группа
Расширение представлений детей об одежде, материале из которого они сшиты, деталях и
частях из которых она состоит. Формировать умения самостоятельно характеризовать свойства
и
качества
одежды.
Совершенствовать
навыки
классификации
предметов.
Обучение
группировке по признакам соотнесенности, понимания обобщающего значения слов
С/Р игра
«Ателье»
Подготов
ительная
группа
Расширение и обобщение представлений об осенней одежде, о материалах из которых она
сделана,
о
процессе
производства
одежды.
Расширение
представлений
о
процессе
производства одежды. Приобщение к истокам народной культуры посредством ознакомления с
народными костюмами.
3
14-18
«Обувь»
Младшая
группа
Формирование представлений и многообразии мира обуви. Расширение знаний о видах обуви,
материала из которого они сделаны, сезонности. Привлечение внимания к труду взрослых.
Формирование
гендерных
представлений,
знаний
о
поведении
присущих
мальчикам
и
девочкам. Формирование навыков самообслуживания
Д/И
«Подбери
пару»
«Обувь.
Головные
уборы»
Старшая
группа
Уточнение
и
расширение
представлений
о
многообразии
обуви
и
головных
уборов.
Расширение представлений о назначении, деталях и частях из которых они состоят, материала
из которых они сделаны. Формирование умений самостоятельно характеризовать свойства и
качества
предметов.
Расширение
представлений
о
труде
взрослых
и
его
значимости.
Расширение представлений о здоровом образе жизни, факторах разрушающих здоровье.
Викторина
«Что не
так?»
Подготови
тельная
группа
Расширение, уточнение и активизация на основе систематизации и обобщения знаний о обуви
и
головных
уборах.
Совершенствование
умения
выделять
в
процессе
восприятия
существенные детали и на этой основе сравнивать. Расширение представлений о процессе
производства обуви, головных уборов.
4
21-25
Всемирный
день
приветствий»
21.11
Обогащение
представлений
о
нормах
поведения,
о
необходимости
вежливых
взаимоотношений.
Формирование
устойчивых форм поведения в быту и социуме. Формировать ценностные представления о семье, семейных традициях,
обязанностях, родственных связей. Воспитание уважительного отношения к окружающим.
«Моя семья»
Младшая
группа
Расширение представлений о ближайшем окружении (моя семья, члены семьи, родственные
данные). Формирование представлений о семейных функциях, ролях, традициях. Воспитание
любви и заботы к членам своей семьи. Формирование первичных гендерных представлений,
знаний о ролевых функциях в семье.
Фотоальбомы
«Моя семья»
Старшая
группа
Формирование
представлений
о
родословной
своей
семьи.
Привлечение
к
подготовке
семейных праздников. Обобщение знаний о членах семьи, их профессиях, возрасте и дате
рождения всех членов
Изготовление
«Семейного
древа».
Подготов
ительная
семьи. Воспитание желания поздравлять родственников с праздником, принимать участие в
подготовке домашних праздников
5
28-2.12
День матери
29.11
Воспитание
чувства
любви
и
уважения
к
матери,
желание
помогать
ей,
заботится
о
ней.
Развитие
первичных гендерных представлений, знаний о роли матери в семье.
Конкурс
рисунков
«Моя мама»
«Домашние
птицы»
«Домашние
птицы»
Младшая
группа
Совершенствование
представлений
о
богатстве
и
многообразии
домашних
птиц.
Формирование первичных представлений о домашних птицах Формирование умений различать
и
узнавать
домашних
птиц
по
различным
признакам.
Знакомить
с
характерными
особенностями
домашних
птиц,
способом
ухода.
Формирование
бережного
отношения
к
природе.
Игра
«Птичий
двор»
Старшая
группа
Расширение у детей элементарных экологических представлений о домашних
птицах их повадках, зависимости от человека, Уточнение названий и внешних
признаках
домашних
птиц,
названии
их
детёнышей.
Расширение
представлений об уходе за домашними птицами; какие продукты питания и
вещи мы получаем от домашних птиц. Формирование представлений детей об
охране животных человеком и государством.
Интегриро-
ванное
занятие
5
28.11-
02.12
«Домашние
птицы»
Подготови
тельная
группа
Расширение, уточнение знаний о зиме на основе систематизации о зиме. Систематизация
представлений о зиме, зимних явлениях природы (мороз, метель, вьюга, буран, поземка).
Расширение представлений о поведении и повадках зимующих птиц (вороны, воробья, синицы,
свиристели) формирование представлений о некоторых экологических проблемах
Декабрь
месяц
Неделя
период
Название темы
п р а з д н и к а ,
события
Возрастная
группа
Содержание работы , педагогические задачи
Итоговое
мероприятие
декабрь
1
5-9
«Междунаро
дный
д е нь
инвалидов»
03.12
Формирование представлений об инвалидах как людях, которым необходимо особое внимание окружающих, о способах и
формах оказания помощи инвалидам, формирование основ безопасного поведения: источники опасности и угрозы для
человека, о последствиях опасных ситуаций. Знакомство с опознавательными знаками на транспортных средствах, о
необходимости
их
использования
в
целях
безопасности
как
инвалидов,
так
и
окружающих
людей.
Воспитание
уважительного отношения к людям- инвалидам.
Домашние
животные
Младшая
группа
Развитие представлений о многообразии домашних животных. Формирование представлений о
домашних животных и их детенышах. Формирование интереса к изучению животного мира,
воспитание любви и бережного отношения к природе.
Интегрирован
ное занятие
Домашние
животные их
детеныши.
Содержание
домашних
животных.
Старшая
группа
Дальнейшее расширение и углубление представлений о домашних животных и их образе
жизни зимой, установление связи между особенностями внешнего вида, поведением животных
и
условиями
зимнего
сезона.
Ознакомление
с
трудом
взрослых
по
уходу
за
домашними
животными.
Подготови
тельная
группа
Систематизация
представлений
об
образе
жизни
домашних
животных
и
их
детенышах.
Содержание домашних животных. Расширение и углубление представлений о подготовке их к
зиме; о труде людей по уходу за домашними животными и о технике на фермах.
2
2-12
«Дикие
животные»
Дикие
животные
Младшая
группа
Развитие представлений о многообразии диких животных. Формирование представлений о
диких животных и их детенышах, их внешнем виде, образе жизни Формирование интереса к
изучению животного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Выставка
коллажей
Старшая
группа
Развитие экологической культуры, уточнение и углубление экологических знаний. Расширение
представлений о жизни диких животных и их образе жизни зимой, установление связи между
особенностями внешнего вида, поведением и условиями зимнего сезона.
Подготов
ительная
группа
Уточнение и систематизация представлений о жизни диких животных и их детенышах зимой.
Ознакомление с животными, занесенными в Красную книгу. Расширение представлений о
способах безопасного взаимодействия с животными.
3
23-27
«Зима»
Младшая
группа
Формирование
интереса
к
объектам
и
явлениям
природы
и
умения
наблюдать
за
ними.
Обогащение представлений о природных явлениях зимой. Закрепление представлений о смене
времен года. Сформировать первичные представления о растениях и животных в зимний
период. Обогащение и расширение представлений об изменениях в природе, о взаимосвязи
между явлениями живой и неживой природы. Формирование интереса к явлениям природы и
умения наблюдать за ними. Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться
красоте осенней природы.
Экскурсия с
родителями
в зимний
парк.
Изготовление
новогодних
игрушек.
Старшая
группа
Расширение представлений детей о зиме (изменения в природе, одежде людей, праздниках).
Формирование
обобщённых
представлений
о
приспособляемости
растений
и
животных
к
изменениям в природе, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
Углубление представлений о жизни животных зимой .
Подготов
ительная
группам
Обогащение
представлений
детей
о
зиме,
последовательности
зимних
месяцев,
влияние
изменений на жизнь растений, животных, человека. Расширение знаний правил безопасного
экологически грамотного поведения в природе. Обогащение представлений об отображении
зимы в произведениях искусства. Отгадывание и сочинение загадок
4
25-30
«Новый год»
Новогодний
праздник
Младшая
группа
Уточнение и расширение представлений о новогоднем празднике, его обычаях, атрибутах, о
том, как встречают Новый год представители разных народов. Воспитание желания принимать
участие
в
подготовке
праздника.
Привлечение
к
совместной
с
родителями
подготовке
домашних праздников, изготовлению новогодних игрушек, поздравительных приглашений.
Формирование, расширение и углубление представлений о правилах безопасного поведения на
празднике. Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние
сюрпризы и подарки. Развитие интереса к театрализованной деятельности и желание в ней
участвовать. Формирование эстетического вкуса,
Новогодний
праздник
Изготовление
поздравитель
ной газеты,
открыток,
приглашений,
Старшая
группа
Подготов
ительная
группа
Январь
месяц
Неделя
период
Название темы
праздника
события
Возрастная
группа
Содержание работы , педагогические задачи
Итоговое
мероприятие
Январь
1
Зимние каникулы
2
9-13
«Рождество».
Всемирный
день спасибо
11.01
Формирование умения благодарить как составляющей нравственного развития человека и этикета поведения. Расширение
представлений
о
основных
правилах
этикета.
Продолжение
работы
по
воспитанию
уважительного
отношения
к
окружающим. Приобщение к активному участию в жизни группы и дет. сада.
«Зимние виды
спорта,
зимние
забавы»
Младшая
группа
Расширение представлений о зимних видах спорта, национальных зимних забавах.
Формирование навыков поведения на улице. Формирование здорового образа жизни.
Формирование
умения доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.
Знакомство детей с традициями празднования Нового года в России. Расширение
представлений о зиме. Воспитание бережного отношения к природе, умения замечать красоту
зимней природы.
Физкультур-
ный досуг
Зимние
забавы.
Старшая
группа
Подготов
ительная
3
16-20
«Птицы»
Младшая
группа
Расширение
представлений
о
богатстве
и
многообразии
мира
птиц.
Формирование
представлений о птицах, их повадках. Воспитание бережного отношения к природе, желания
оказывать
посильную
помощь
в
холодное
время
года. Формирование
элементарных
представлений о способах взаимодействия с птицами
Изготовление
кормушек для
птиц
Зимующи
е
птицы.
Старшая
группа
Расширение и уточнение знаний о зиме, зимующих птицах
Установление связи между особенностями внешнего вида, поведением и условиями зимнего
сезона. Развитие экологической культуры, уточнение и углубление экологических знаний.
Подготов
ительная
группа
Расширение, уточнение знаний о зиме на основе систематизации о зиме. Систематизация
представлений о зиме, зимних явлениях природы (мороз, метель, вьюга, буран, поземка).
Расширение
представлений
о
поведении
и
повадках
зимующих
птиц
(вороны,
воробья,
синицы, свиристели) формирование представлений о некоторых экологических проблемах
4
23-27
«День
снятия
блокады»
27.01
Расширение представлений о тяжелых днях блокады родного города. Знакомить с понятиями ВОВ, блокада
(младшая). Воспитание уважительного отношения к ветеранам войны.
«Зоопарк»
»
Младшая
группа
Формирование первичных представлений о мире животных. Формирование интереса к животным и
умения наблюдать за ними. Расширение представлений о характерных признаках разных видов
животных, их повадках, образе жизни. Совершенствование представлений о способах взаимодействия
с животным.
Конкурс
детского
творчества
« К о г о
я
у в и д е л
в
зоопарке»
Старшая
группа
Совершенствование
представлений
о
богатстве
и
многообразии
мира
животных.
Совершенствование
умения
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
особенностями внешнего вида и местом обитания.
23-27
Животные
севера и юга
Подготовит
ельная
группа
Формирование
представлений
о
животных
разных
стран,
их
характерных
особенностях,
сходстве и различие. Расширение представлений о способах приспособления к условиям
жизни
5
30-03.
«Комнатные
растения»
«
Младшая
группа
Формирование первичных представлений о растениях группы и ухода за ними.
Совершенствовать умения различать растения по характерным признакам
О п ы т
« д л я
чего
н уж н а
вода»
Старшая
группа
Углубление
представлений
о
растениях.
Закрепление
умений
различать
растения
по
характерным признакам. Расширение представлений о растениях уголка природы и ухода за
ними.
Посадка
р а с т е н и й
в
группе
Подготовит
ельная
группа
Систематизация
знаний
о
комнатных
растениях,
уходе
за
ними,
способах
размножения.
Воспитание
любви
и
бережного
отношения
к
растениям.
Формирование
экологического
мышления
Февраль
месяц
Неделя
период
Название
темы
праздника
Возрастная
группа
Содержание работы , педагогические задачи
Итоговое
мероприятие
Февраль
«Аквариум
ные рыбки
Младшая
группа
Знакомить и расширять представления о различных видах аквариумных рыб, о пользе, которую они
приносят людям.
Выставка
детских работ
«Водный
мир»
Старшая
группа
Уточнение
представлений
об
аквариумных
рыбах,
формирование
представлений
о
пресноводных рыбах и их образе жизни.
Подготовит
ельная гр
Расширение представлений о животном мире морей и океанов Углубление представлений о
пресноводных и аквариумных рыбах
Экскурсия
в
океанариум
2
13-17
2
13-17
«Всемирны
й день
доброты»
17февраля
Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле. Проведение ситуативных разговоров, педагогических
ситуаций
и
бесед
по
теме
праздника.
Расширение
представлений
доброте,
как
характерной
черте
русского
народа.
Ознакомление с первичными моральными нормами и правилами поведения. Организация посильной помощи взрослым.
Совершенствование
навыка
активного
доброжелательного
отношения
к
окружающим.
Совершенствование
умений
оценивать свои поступки и поступки окружающих
«Все работы
хороши»
Младшая
группа
Формирование
первичных
представлений
о
профессиях
продавца,
врача.
Формирование
положительного отношения к труду взрослых.
Сюжетно-
ролевая
игра
«Магазин»
«на приеме у
врача»
«Профессии
Старшая
группа
Углубление
представлений
о
разных
профессиях,
о
трудовых
действиях
представителей
различных
профессий,
формирование
интереса
к
трудовой
деятельности
взрослых,
воспитание уважения к людям труда
Подготовит
ельная
Расширение
представлений
об
общественном
значении
труда
взрослых.
Воспитание
бережного отношения к тому, что создано трудом других людей.
3
20-24
«День
Российской
Армии»
«Наша
Армия»
Младшая
группа
Воспитание уважения к защитникам Отечества.. Знакомство детей с военными профессиями
(моряк, летчик, танкист). Формирование первичных гендерных представлений (воспитывать
в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).
Музыкальный
праздник
Старшая
группа
Знакомство детей с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска),
боевой
техникой.
Расширение
гендерных
представлений:
формировать
в
мальчиках
стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках
уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.
Подготовит
ельная
Формирование представлений о профессиях военных (летчик, моряк, пограничник, танкист),
о почетной обязанности защищать Родину. Воспитание уважения к защитникам Родины.
4
27-03
«Праздник
кукол»
3марта
Весна»
Младшая
группа
Расширение
представлений
о
разнообразие
кукол.
Знакомство
с
разными
видами
кукол.
Формирование представлений о весенних изменениях в природе.
Просмотр
кукольных
мультфильмов.
Старшая
группа
Расширение представлений о разнообразных видах кукол.
Продолжать расширять представления
о народных традициях. Формировать представления о признаках весны
Подготовит
ельная
группа
Расширение и обобщение представлений о весне, ее признаках.
Обобщение представлений о
типичных весенних явлениях в живой и неживой природе, о жизни растений и животных и
птиц весной. Уточнение и углубление экологических знаний.
Март
месяц
Неделя
период
Название
темы,собы
тия
праздника
Возрастная
группа
Содержание работы , педагогические задачи
Итоговое
мероприятие
март
1
6-10
«Междунар.
женский
день»
Воспитание чувства любви и уважения к женщинам, желание помогать им, заботится о них. Формирование представлений о
государственном празднике 8 Марта
.
«Весна.
Мамин
праздник»
Младшая
группа
Формирование
первичных
ценностных
представлений
о
семье,
семейных
традициях.
Воспитание чувства любви и уважения к маме, бабушке, желания помогать им, заботиться о
них.
Музыкальный
утренник
Изготовление
поздравитель-
ных открыток
Старшая
группа
Совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями
природы. Существенных признаках сезона, состоянии погоды весной, явлениях весенней
природы. Дальнейшая систематизация знаний о временах года. Обобщение представлений о
прелестных птицах, диких домашних животных и их образе жизни весной, установление
взаимосвязи между особенностями внешнего вида, поведением и условиями весеннего сезона
Подготовит
ельная
группа
Формирование
ценностных
представлений
о
семье,
семейных
традициях.
Расширение
представлений
о
женском
труде.
Воспитание
бережного
и
чуткого
отношения
к
самым
близким людям (маме, бабушке), потребности радовать близких добрыми делами
.
2
13-17
«Посуда»
Младшая
группа
1.
Расширение общих представлений о предметах быта
2.
Формирование представлений о видах посуды и о способах ее использования
Опыт «Варим
суп»
Старшая
группа
Формирование представлений о различных видах посуды, материале из которого она сделана,
для чего предназначена.
Игра
«Сервируем
стол для
гостей»
Подготовит
ельная
группа
Расширение,
уточнение
представлений
о
видах
посуды.
Формирование
представлений
о
изготовлении различных видов посуды. Расширение и обобщение представлений о народно-
прикладном ремесле.
3
20-24
«День
земли»
Защита земли от экологических катастроф и опасностей, связанных с хозяйственной деятельностью современных людей.
Задача человечества – всеми возможными способами беречь природу и нашу планету. расширение представлений о
значении воды и почвы в жизни всего живого, последствиях нарушений правил охраны воды и земли.
«Мебель»
Младшая
группа
Формирование первичных представлений о видах мебели, ее частях, назначении и функциях.
Привлечение внимания к трудовым действиям взрослых . воспитание бережного отношения к
своей планете, формирование первичных экологических представлений
Конструирова
ние мебели из
кубиков
Старшая
группа
Формирование
представлений
о
различных
видах
мебели,
материале,
из
которого
она
изготовлена
Конструирова
ние мебели из
различных
материалов.
Подготовит
ельная
группа
Систематизация представлений о видах и назначении мебели. Расширение и углублений
представлений о процессе изготовления мебели. Знакомство с некоторыми видами старинной
мебели.
4
27-31
«Междуна
родный
день
театра»
«Дом»
Приобщение к театральному искусству и формирование положительного отношения к нему.
Знакомить с различными видами
театра.
Младшая
группа
Формирование
Совершенствование представлений о предметах ближайшего окружения (мебель,
посуда). Расширение представлений о понятии мой дом, мой город.
Знакомство с разными видами архитектуры зданий
Театрализация.
Посещение с
родителями
театра
Старшая
группа
Расширение
представлений
о
понятии
дом.
Углубление
представлений
об
элементах
архитектуры.
Подготовит
ельная
группа
Совершенствование
умения
ориентировки
в
пространстве.
Расширение
представлений
о
частях
и
назначении
предметов
окружения,
деталях
и
частях
из
которых
они
состоят,
материале из которого сделаны.
Апрель
месяц
Неделя
период
Название темы
праздника,
Возрастная
группа
Содержание работы , педагогические задачи
Итоговое
мероприятие
Апрель
1
3-7
3-7
«День птиц»
«День смеха
«День книги
1.
Воспитание бережного отношения к птицам.
Расширять представления о традиционных российских праздниках.
Воспитание желания и потребности читать книги, бережного отношения к книге.
«Транспорт»
Младшая
группа
Расширение знаний
о знакомом транспорте, который можно увидеть в городе. Развитие
умений
различать
транспортные
средства
на
картинках,
называть
их
(машина,
самолет,
кораблик).
Учить
выделять
существенные
признаки,
строение
и
назначение
частей,
дифференцировать и группировать виды транспорта
С/Р игра
«На нашей
улице
большое
движение»
Старшая
группа
Расширение
представлений
о
транспорте,
видах
транспорта.
Формирование
привычки
соблюдать правила дорожного движения. Ознакомление с работой специального транспорта,
работой службы МЧС.
Подготовит
ельная
группа
Расширение представлений о специальном транспорте, службе МЧС Закрепить знания о
понятии «транспорт». Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный,
водный. Закрепить знания правил дорожного движения, правила поведения в транспорте.
С/Р игра
«На поезде»
2
10-14
«День
космонавтики
Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за
успехи страны и отдельных людей.
«Космос»
Младшая
группа
Формирование начальных представлений о Космосе (элементарные представления о Земле; о
материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе. Показать зависимость смены частей суток
и
времен
года
от
вращения
Земли
вокруг
своей
оси
и
вокруг
Солнца)
Развитие
познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира
Выставка-
конкур
«Незнайка
на
луне»
Старшая
группа
Формирование
представлений
о
космосе,
об
освоении
космоса
людьми1Уточнение
представлений детей о Космосе, планетах Солнечной системы (элементарные представления
о
Земле;
о
материках,
морях
и
океанах,
о
полюсах
и
экваторе)
Развитие
интереса
к
деятельности человека по освоению Космоса (представление о профессии космонавта, его
личностных качествах).
Подготовит
ельная
группа
Формирование
представлений
о
Земле
–
планете,
нашем
общем
доме.
Уточнение
представлений детей о Космосе, планетах Солнечной системы (элементарные представления
о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе, периодичности смены дня и
ночи, чередовании времён года их цикличностью и зависимостью от положения планет на
звёздном
небе).
Развитие
интереса
к
деятельности
человека
по
освоению
Космоса
(представление о профессии космонавта, его личностных качествах, её социальном значении:
использование спутников для хозяйственной деятельности человека).
3
17-21
«Человек»
Младшая
группа
Развитие представления о себе как о человеке: я – мальчик (девочка), хожу в детский сад, в
группе
мои
друзья.
Формирование
интереса
к
изучению
себя,
своих
физических
возможностей
(осанка,
стопа,
рост,
движение,
картина
здоровья).
Формирование
представлений детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида,
об отдельных ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках
людей, о семье и родственных отношениях.
Развитие интереса к сверстнику, желания
взаимодействовать с ним
Д/И
На
развитие
эмоций.
Музыкально-
развлекательн
ый досуг
Старшая
группа
Развитие представления о себе как о человеке: я – мальчик (девочка), хожу в детский сад, в
группе
мои
друзья.
Формирование
интереса
к
изучению
себя,
своих
физических
возможностей
(осанка,
стопа,
рост,
движение,
картина
здоровья).
Формирование
представлений детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида,
об отдельных ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках
людей, о семье и родственных отношениях.
Подготовит
ельная
группа
Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих
достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроля и ответственность за свои
действия и поступки; Формирование представление о себе как человеке – представителе
живого на Земле.
4
24-28
«Весна.
Первоцветы
Младшая
группа
Развитие первичных знаний о весне. Формирование представлений о первых весенних цветах.
.Продолжать расширять представления о традиционных российских праздниках
Изготовление
коллажа
«Первоцветы»
Старшая
группа
Формирование
представлений
о
многолетних
и
однолетних
растениях.
Углубление
представлений о первых весенних цветах. Формирование экологической культуры.
Подготовит
ельная
группа
Расширение и углубление представлений о первых цветах весны. Знакомство с некоторыми
видами растений занесенных в красную книгу.
Май
месяц
Неделя
период
Название темы
праздника,
события .
Возрастная
группа
Содержание работы , педагогические задачи
Итоговое
мероприятие
Май
1
3-5
«Праздник
весны и
туда»
Младшая
группа
Формирование первичных ценностных представлений о труде. Воспитание положительного
отношения
к
выполнению
трудовых
обязанностей.
Создание
весеннего
настроения.
Воспитание эмоционального отношения к празднику, уважения к людям знакомых профессий.
Формирование
положительного
отношения
к
труду
взрослых.
Расширение
представлений о трудовых действиях, результатах труда
Выставка
детских работ
«Праздничны
й город»
Старшая
группа
Подготовит
ельная гр.
2
8-12
Д е н ь
Победы
Воспитание уважения к памяти павших бойцов, подвигу российского народа-победителя в Великой отечественной войне,
формирование представлений об атрибутах праздника
«Сказка»
Младшая
группа
Расширение представлений о народных сказках, устном народном творчестве. Обогащение
личного опыта детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми
для правильного понимания содержания литературного текста... Использование фольклора
при организации всех видов детской деятельности. Обогащение читательского опыта за счет
разных малых форм фольклора, простых народных и авторских сказок о животных, детях,
игрушках повседневной бытовой деятельности
Инсценировка
любимых
потешек и
сказок
День
Победы
Старшая
группа
Уточнение и расширение представлений детей о Великой Отечественной войне.
Формирование у детей представления о подвиге народа, который встал на защиту своей
Родины
в
годы
Великой
Отечественной
войны.
Воспитание
уважения
к
защитникам
Отечества
Выставка
детско-
родительских
работ.
У ч а с т и е
в
а к ц и я х
к о
Дню победы
Подготовит
ельная
группа
Закрепление знаний детей о Великой Отечественной Войне, об армии – защитнице нашей
страны, о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины. Развитие интереса и
уважения к героическим событиям прошлого, боевой славе русских людей. Воспитание
нравственных
чувств
(любви,
ответственности,
гордости)
к
людям
старшего
поколения,
уважения к защитникам Отечества.
3
15-19
Игрушки
Младшая
группа
Формирование
представлений
о
богатстве
и
многообразии
мира
игрушек.
Расширение
представлений о ближайшем окружении, ознакомление с предметами ближайшего окружения.
Побуждение к активной игровой деятельности.. формирование умения убирать за собой
игрушки и игры.
Выставка
«Моя
любимая
игрушка»
Старшая
группа
Продолжение
знакомства
детей
с
народными
традициями
и
обычаями,
народным
декоративно-прикладным
искусством.
Расширение
представлений
о
народных
игрушках.
Знакомство
с
декоративно
–
прикладным
искусством
(хохлома,
городецкая
роспись).
Изготовление
игрушек
для
малышей
3
15-19
Рассказывание детям о искусстве, традициях и быте разных народов, населяющих родной
край (особенности строений, предметы быта, национальная одежда и т.д.).
« С к о р о
в
школу.
Школьные
принадлежн
ости»
Подготовит
ельная
группа
Развитие познавательного интереса, интереса к школе, книгам. Закрепление знаний детей о
школе,
о
школьных
принадлежностях,
профессии
учителя
(кто
и
чему
учит
в
школе,
предметы, изучаемые в школе).
Формирование
дружеских
взаимоотношений
между
детьми
(привычки
сообща
играть,
трудиться,
заниматься
самостоятельно
выбранным
делом,
договариваться,
распределять
обязанности, помогать друг другу
).
Праздник «До
свиданья
детский сад»
4
22-26
27.05 День города
Воспитание гордости за свой город. Знакомство с достопримечательностями города, его историей.
«Праздничный
город»
Младшая
группа
Знакомство с родным городом. Формирование начальных представлений о родном крае, его
культуре, истории.
Фотоконкурс»
Символы
Санкт-
Петербурга»
Музыкальный
досуг «Наш
славный
город на Неве
Город Герой
Старшая
группа
Углубление знаний о родном городе, его истории достопримечательностях. Воспитание любви
к родному городу и гордости за него.
Подготовит
ельная
группа
Углубление,
расширение,
систематизация
представлений
о
родном
городе,
его
достопримечательностях, воспитание чувства гордости за родной город. Закрепление знаний
правил дорожного движения Воспитание чувства гордости за родной город.
май
Май
Май
5
29-02
«Международный день библиотек» 28 мая. Воспитание интереса к деятельности библиотек. Уважение к труду взрослого
«Международный день защиты детей».
Азбука
безопасности
Младшая
группа
Расширение представлений о правилах поведения в детском саду (не толкаться, не бегать по
ступенькам,
играть
рядом,
не
мешая
друг
другу,
уходить
из
детского
сада
только
с
родителями,
не
брать
угощения
у
незнакомцев,
сообщать
воспитателю
о
появлении
незнакомца). Уточнение знаний правил поведения в детском саду (спокойно спускаться и
подниматься по лестнице, держаться за перила, открывать и закрывать дверь, держась за
дверную ручку. Формирование дальнейших представлений о правилах дорожного движения,
видах транспорта(«Скорая помощь», «Пожарная»), о проезжей части дороги, тротуаре.
Музыкально-
спортивный
досуг
«Азбука
безопасности»
Экскурсия
в
библиотеку.
Старшая
группа
Расширение
представлений
о
правилах
дорожного
движения.
Закрепление
привычки
соблюдать правила уличного движения Закрепление и расширение знаний детей о правилах
поведения (в случае пожара звонить 01, вызов милиции - 02, «Скорой помощи» - 03).
.Закрепление правил поведения на улице и в общественном транс-порте (знакомство с метро и
правилами поведения в нём).
Подготовит
ельная
группа
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
закрепление
представлений
о
основах
безопасности
собственной
жизнедеятельности.
Формировать начальные представления о здоровом образе жизни (особенностях организма
человека, о рациональном питании и физической нагрузке).
Июнь
месяц
Неделя
период
Название
темы,
праздника
Возрастная
группа
Содержание работы , педагогические задачи
Итоговое
мероприятие
июнь
1
6-10
Пушкинс
кий день
День друзей
Приобщение, формирование интереса и положительного отношения к поэзии. Проведение конкурса чтецов. Формирование
первичных
ценностных
представлений
о
дружеских
взаимоотношениях
между
людьми,
умения
устанавливать
положительные взаимоотношения со сверстниками (Музыкальный досуг)
«Лето.
Насекомые
Младшая
группа
.Продолжать расширять представления о сезонных изменениях в природе.
Формирование интереса к явлениям природы и умения наблюдать за ними.
Выставка
коллажей
«Бабочки»
Старшая
группа
Обобщение представлений о лете, его признаках, жизни животных, насекомых и растений
летом. Расширение знаний об особенностях внешнего вида и образе жизни насекомых
Подготов
ительная
Расширение представлений о различных видах насекомых, особенностях внешнего вида и
образе жизни. Формирование умений безопасного поведения.
2
13-17
День России
Формирование первичных и ценностных представлений о «малой» и «большой» Родине, чувства гордости за
Россию и россиян
«Лето.
Цветы»
Младшая
группа
Формирование первичных представлений о растениях луга. Воспитание бережного отношения
к природе.
Выставка
коллективных
работ «Цветы
на лугу»
Старшая
Расширение представлений о растениях луга, леса, об охране природы.
Подготов
ительная
Углубление и систематизация знаний и представлений о типичных летних явлениях в живой и
неживой природе.
3
20-24
ОБЖ
«Безопас-
ность на
природе»
Младшая
группа
Формирование первичных представлений о нормах и правилах безопасного поведения на
природе.
Музыкально-
физкультурный
досуг
«Летние
игры»
Старшая
группа
Углубление
представлений
о
безопасной
жизнедеятельности
на
природе.
Расширение
представлений о полезных и ядовитых растениях, о правилах поведения в лесу и на воде.
Совершенствование умений соблюдать правила безопасности
Подготови
тельная
Развитие
экологического
сознания
и
воспитания
экологического
поведения.
Совершенствование целостного отношения к ЗОЖ
4
27-31
27-31
«Маленькие
исследова-
тели
экологии»
Младшая
группа
Формирование у детей системы обследовательских действий адекватно предмету и обстановке.
Развитие любознательности детей. Воспитание в детях чуткого отношения к природе.
Экологические
опыты
Старшая
группа
Расширение представлений об окружающем мире. Формирование
умений устанавливать
закономерности.
Развитие
образного
мышления,
воображения.
Развитие
экологической
культуры и углубление экологических знаний.
Подготов
Формирование и развитие общения познавательно-исследовательского характера и средств
ительная
группа
общения. Развитие образного мышления, воображения, умения устанавливать закономерности.
Расширение представлений об окружающем мире. Совершенствование экологических знаний.
Литература
1.
Н.В. Федина «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
Успех». Москва. Издательство «Просвещение», 2015 год.
2.
Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в
группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015г.
3.
Н.В. Нищева «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей
направленности
для
детей
с
тяжелыми
нарушениями
речи
(ОНР0».
Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.