Автор: Захарова Ирина Сергеевна Должность: воспитатель детского сада Учебное заведение: МДОБУ ЦРР детский сад №24 Населённый пункт: город Арсеньев, Приморский край Наименование материала: статья Тема: Современные проблемы детской игры и игрушки Раздел: дошкольное образование
С е р г е е в н а , воспитатель
Муниципального
дошкольного
образовательного
бюджетного
учреждения
«Центр
развития
ребенка – детский сад №24 «Улыбка», Арсеньевского городского округа,
Приморского края. E-mail: mdou-24@mail
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ИГРЫ И ИГРУШКИ
Дошкольное
детство
–
возрастной
этап,
в
решающей
степени
определяющий
дальнейшее
развитие
человека.
Это
период
рождения
личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление
его индивидуальности. Важнейшим условием развития детей дошкольного
возраста является освоение игровой деятельности. Игра – самоценная форма
активности
ребенка-дошкольника.
Замена
игры
другими
видами
деятельности
обедняет
личность
ребенка,
препятствует
развитию
воображения, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со
взрослыми. Исследователи детской игры подчеркивают ограниченность и
однообразие
сюжетов,
преобладание
семейной
тематики
и
отсутствие
профессиональных
сюжетов.
Современные
дети
более
коммуникабельны,
информированы. Но дети прошлых лет более фантазийны, их воображение
было
развито
сильнее.
Современные
игры
и
игрушки
не
позволяют
воображению ярко развиваться. За их воображение все уже сделано. Дети не
умеют
играть.
У
них
нарушены
предпосылки
перехода
от
предметной
деятельности к игровой. В основном дети застревают на этапе сюжетно-
отобразительной игры. Дети и хотели бы научиться играть, но не могут:
сегодня практически разрушена детская субкультура, которая передавалась
бы от одного поколения детей к другому. Ведь сейчас дети не знают многих
традиционных игр, во дворах игровой опыт не передается, а в семье чаще
всего 1 ребенок, с которым родителям некогда поиграть (гораздо важнее для
них писать, считать, читать, учить иностранный язык). Так кто же тогда
может научить детей тому, что основными моментами игровой деятельности
являются воображение ситуация, игровая роль и игровые правила? Нынешнее
поколение детей нужно срочно спасать. От кого? От нас, взрослых, вернее от
тех, кто забыл, что когда-то был ребенком и наглухо захлопнул дверь в
собственное детство, от тех, кто знает ответы на все вопросы и поэтому
всегда знает как лучше. Родители много времени уделяют интеллектуальному
развитию ребенка, но при этом забывают о чувствах, переживаниях и о том,
что без игры нет полноценного развития ребенка.
Самоценность детских игр разрушена, на смену ей пришли игровые
занятия, развивающие и обучающие игры. У детей практически нет времени
на игру, а ведь именно игра – движущая сила психического и личностного
развития
ребенка
и,
именно
поэтому
спад
игровой
деятельности
–
это
катастрофа.
А
ведь
когда-то,
в
далеком
прошлом,
именно
взрослые
придумали для детей игры и обучили их этому искусству. Впоследствии
правила и сюжеты игр передавались от старших к младшим, от поколения к
поколению,
появились
новые
игры.
Это
было
собственностью
детей,
взрослые мало в этом участвовали. Теперь взрослые ставят задачу – вернуть
детям игру. Вопрос в том, займет ли детская игра свое место в развитии
ребенка или она станет очередным развивающим, игровым занятием. Чьим
потребностям
будет
отвечать
такая
игра?
Она
должна
отвечать
не
исторически
переменчивым
социальным
мотивам,
а
конкретной
задаче
психологического
развития
ребенка
на
данном
возрастном
этапе.
Современный ребенок живет в мире, наиболее ярком и разнообразном, чем
его сверстники 30-40, даже 20 лет назад. Несомненно, у детей идет смена
красок,
форм,
мелькание
картинок,
предметов,
лиц.
Психика
ребенка
не
справляется,
деформируется
восприятие
цвета
и
звука,
запаха
и
прикосновения, деформируется и представление о добре и зле. Нарушена
стабильность
и
устойчивость
оснований
мира,
дающая
психологическую
уверенность ребенку в том, что мир прочен, надежен, а главное, безопасен –
возникает недоверие к миру. Одной из существенных причин ухода сюжетной
игры
из
жизни
детей
стало
развитие
игрушки,
которая
приближена
к
реальным объектам окружающего мира и отнявшая у детей право на создание
мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни. То,
что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется
компьютером. Игрушка-аналог предлагает такую реалистичность событий,
которая не под силу никакому детскому воображению. А нужна ли такая
реалистичность для полноценной игры?
Традиционная игрушка всегда допускала возможность ее вариативного
использования. Игра в «магазин» или в «больницу» могла длиться днями, так
как были всего лишь весы, корзинки, хлебобулочные изделия из опилок с
клеем, да ящик с красным крестом. Был простор для детской фантазии: что
еще и как, какие подручные средства можно было бы еще использовать для
игры? Что принесет завтра из дома Катя, а что даст бабушка Маше, какие еще
коробочки и баночки появятся завтра в их игре? Сейчас укомплектованные
наборы для всех этих игр остаются невостребованными. Воображение детей
проигрывает
перед
правдоподобием
игрушек.
Реалистичность
игровой
ситуации
лишает
игру
всякого
смысла,
а
уж
тем
более
продолжение
и
разыгрывание сюжета. Современные игрушки возвращают игру ребенка на
уровень предметных действий с самими игрушками, не позволяя развернуть
полноценную сюжетную игру, смыслом которой была бы игровая ситуация, а
не действия со сложной игрушкой. Современный ребенок находится в плену
у
технически
сложных
игрушек,
которые
занимают,
несомненно,
его
внимание,
но
обесценивают
создание
воображаемой
ситуации.
Реалистичность игрушки ведет к тому, что она перестает быть средством
игры, она вытесняет ребенка, так как имитирует его жизнь, парализует его
активность. Соответственно, современные игрушки не отвечают важнейшим
потребностям познавательного развития детей – воображать, представлять,
фантазировать. Невозможность удовлетворить эту потребность в игре ведет к
ее
завершению.
Можно
предположить,
что
промышленное
изготовление
игрушки внесло свой вклад в кризис детской игры. Новая коммуникационная
среда современного общества создала свою систему ценностей. Наши дети,
так же, как и мы, включены в эту среду. Круг общения людей стал более
избирательным. В этот круг общения детей уже редко входят соседские дети,
дети со двора. Игра в том виде, в котором она существует сегодня, не может
заменить своего прежнего ведущего положения среди других видов детской
деятельности. Есть разница и в том, кто является инициатором игры: ребенок
или
взрослый.
Навязываемая
взрослыми
игра
превращается
в
игровое
занятие
и
не
отвечает
потребностям
детей
в
фантазировании,
познании,
общении, развлечении. Плюс ко всему, неоправданное количество игрушек
вокруг,
которое
не
добавляет
гармонии,
а
лишь
усугубляет
количество
раздражителей сенсорной системы ребенка. Серийная игрушка организует
конкретные игры за право обладания вещью, успехом, превосходством. Она
отчуждает ребенка от других детей, людей, снижает творческий потенциал
игры.
Изменения,
происходящие
в
обществе,
влияют
не
только
на
технологическое оснащение игрушки, но и на степень идентификации с ней,
на само психологическое пространство, в котором ребенок взаимодействует с
игрушкой. Поэтому внимательно и осторожно нужно относиться к тому,
какие игрушки попадают в руки современных детей, какой психологический,
культурный смысл они несут детской психике.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? /
Благовестник, 1999.
2. Андреева А.Д. Детская игра как проблема современного образования.
Ж.
3. Мид М. Культура и мир детства. М. 1988.
4. Смирнова
Е.О.,
Абдулаева
Е.А.,
Рябкова
И.А.,
Шеина
Е.Г.
Современная
игрушка:
психолого-педагогические
проблемы
//
Ребенок
в
современном обществе. Сборник научных статей. М. 2007.
5. Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология / Новый
век. – 2000 № 6.