Напоминание

Ребята, давайте жить дружно!


Автор: Кавиева Вера Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБУ "ЦППМСП" г.Перми
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка урока безопасности
Тема: Ребята, давайте жить дружно!
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр психолого-медико-социального сопровождения» г Перми.

Социальный педагог: Кавиева Вера Викторовна.

Подростковая агрессия в последнее время стала одной из важнейших общественных

проблем. Статистика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, неукоснительно

растет.

Перед

обществом

встают

вопросы:

что

же

делать?

как

предотвратить

такие

преступления?

Что

вызывает

агрессивное

поведение

подростков?

Одним

из

путей

решения

данной

проблемы

являются

классные

часы.

Ведь

кто,

как

не

классный

руководитель, может разобрать конкретную ситуацию, обсудить возможные варианты

поведения,

оказать

необходимую

помощь,

поддержку!

Для

достижения

наибольшего

результата такую работу необходимо сделать системной и привлечь школьного психолога.

Такие занятия могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности

растущего

человека,

приводящей

к

правонарушениям

и

п ре с туп ле н и я м.

Урок безопасности «Ребята, давайте жить дружно!»

Категория учащихся: 5-6 классы.

Цель: Профилактика общественно опасных деяний, связанных с детской агрессией.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о добрых взаимоотношениях в классе, как важно не

позволять обижать себя и других, и уважать друг друга. Выясним, что такое агрессия, чем

она опасна, как различить игру и агрессивные действия, постараемся выяснить причины

агрессивного поведения, попытаемся разрешить ряд конфликтных ситуаций и выработать

правила,

соблюдение

которых

приведет

к

созданию

дружного

и

бесконфликтного

коллектива.

На доске написана цитата русского писателя Льва Николаевича Толстого: «То, что

начато во гневе, кончается в стыде.»

У. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Ответы детей

У. Приведите примеры таких ситуаций.

Дети приводят примеры

Можно разобрать все ситуации, случившиеся на неделе в классе.

У. Агрессивное поведение спровоцировал мимолетный гнев, неумение контролировать

свои чувства и правильно проанализировать ситуацию. Давайте попробуем дать

определение гневу. Что это такое?

Ответы детей.

У.Агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком

умышленно наносится вред (физический или психический) другому. Различают прямую и

косвенную агрессию. К прямой агрессии относят словесную, когда насмешничают,

обзывают, сквернословят. Материальная – когда вымогают деньги или другие вещи,

воруют, портят личное имущество. Физическая – когда дерутся, толкаются, дергают за

волосы. К косвенной агрессии относят частичное игнорирование – непринятие в игры,

разговоры, спектакли; полное игнорирование – бойкот.

Учитель на доске показывает схему видов агрессии.

У. В любом из видов проявления агрессивного поведения всегда выделяются две

стороны: агрессор и жертва.

Вспомните ситуации, происходившие с вами, в которых вы выступали в роли жертвы. В

чем причина этого? Что, по-вашему, мнению нужно делать, чтобы не становиться

объектом агрессивного поведения?

Ученики рассказывают о случаях, происшедших с ними, о том, как они пытались

выйти из данной ситуации, и о том, становились ли они еще раз жертвами агрессии в

подобных ситуациях.

У. Часто безобидные шутки, игры перерастают в агрессию. Почему? Как отличить игру

от агрессивного поведения? Попробуем установить особенности игры.

Ученики высказываются, учитель записывает условия игры на доске.

Д. В игре принимают участие все желающие.

– Все участники соблюдают правила игры.

– Никому не обидно, всем весело.

У. Действительно, если соблюдать эти нехитрые правила, то игра никогда не вызовет

агрессивного поведения.

Как вы думаете, из-за чего возникает агрессивное поведение?

Дети отвечают.

У. Часто агрессивное поведение возникает из-за несоответствия интересов двух сторон, то

есть конфликта.

Сегодня мы будем учиться разрешать конфликтные ситуации.

Существует несколько способов выхода из конфликтных ситуаций, каждая из которых

предполагает разную степень внимания к интересам партнера и к своим собственным.

Учитель вешает на доску таблички со способами разрешения конфликтов.

У. На табличках представлены различные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Давайте рассмотрим все предложенные варианты.

1. Соревнование (конкуренция) предполагает сосредоточение внимания только на своих

интересах, полное игнорирование интересов партнера. Человек отстаивает свои интересы

до конца, иногда в ущерб другому человеку. Однако даже после полученного результата

чувство вины или сожаления остается долгое время. Эта стратегия может сделать вас

непопулярным.

2. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам,

так и к интересам партнера. Вы откладываете разрешение назревающего конфликта.

Далеко не каждый человек может сдержаться от мгновенной импульсивной реакции. Кто

умеет это делать, достоин уважения. Таким образом вы откладываете разрешение

назревающего конфликта, выигрываете время, надеетесь, что ситуация разрешится сама

собой. Однако проблема может так, и остаться нерешенной.

3. Компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Вы идете на взаимные уступки, когда другие стратегии неэффективны, и получаете только

половину того, на что рассчитывали.

4. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека,

при этом собственные интересы отходят на второй план. Ваши интересы остаются без

внимания, вы уступаете, но при этом сохраняете хорошие отношения с противоположной

стороной.

5. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон,

найти взаимоприемлемый вариант, который устраивал бы обоих. Этот стиль требует много

времени и сил, однако успех не гарантируется.

У. Как вы думаете, какой из пяти способов чаще всего используется в реальной жизни?

Почему?

Задание №1. Придумайте и разыграйте выход из конфликтной ситуации.

Класс делится на 5 групп. Каждая группа берет разные стили выхода из конфликтных

ситуаций. Если группа затрудняется в выборе ситуации, то учитель может предложить

следующую ситуацию: «Как разделить апельсин, если вас двое, а он один?»

Ситуации инсценируются.

Задание №2. Упражнение «Как я разрешаю конфликт».

Каждой паре учеников выдается карточка с описанием конфликтной ситуации

(Приложение №1) и карточки с примерами способов действия в конфликтной ситуации

(Приложение№2). Необходимо соотнести друг с другом выданные примеры карточек, и

указать

какой

способ

разрешения

конфликтов

демонстрирует

выбранный

учениками

способ действия.

Вниманию учащихся предлагается мультипликационный фильм «Крошка Енот».

У. В какой конфликтной ситуации оказался Крошка Енот? Как вы думаете, кем он был –

агрессором или жертвой? Докажите. Какой выход нашел Крошка Енот из этой ситуации?

У. Воспользуемся примером Крошки Енота. Для того чтобы улучшить отношения в

классном коллективе, необходимо правильно построить взаимоотношения между всеми

членами коллектива, необходимо научиться уважать себя и других, разрешать

конфликтные ситуации. Первым шагом для создания такой благоприятной атмосферы в

классе послужит совместное создание и выполнение правил нашего класса.

Задание №3. Составить общие правила класса.

Каждая из 5 групп будет работать над составлением правил. Чтобы учащимся было

легче, предлагается начертить вспомогательную таблицу. В первом столбике запишите,

что можно делать в классе, а во втором – что категорически запрещено. На основании

представленных предложений ученики составляют общие правила класса.

Правила класса учитель записывает на доске.

1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.

2. Не поддерживаем агрессора, когда предлагают кого-то обидеть.

3. Не отвечаем агрессией на агрессию, ведь зло порождает новое зло.

4. Каждый ставит себя на место жертвы.

5. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения –

не значит ябедничать.

6. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь

каждому ученику, когда его обижают.

7. Игра должна быть честной: все соблюдают правила.

8. Мы никого не исключаем из игры и из общих дел.

9. Мы называем друг друга по имени.

10. Мы уважаем друг друга.

У. Правила нашего класса мы приняли, а как же сделать так, чтобы каждый из нас их

соблюдал?

Учащиеся высказывают свои мнения. Учитель и сами учащиеся строго следят за

выполнением данных правил, при необходимости вносят поправки и дополняют их. Все

случаи проявления агрессивного поведения обсуждаются, конфликты разрешаются,

предупреждаются более тяжелые последствия.

Приложение №1

Примеры карточек с ситуациями

1. Ты зовешь друга гулять, а он хочет в это время смотреть фильм по телевизору.

2. Твой знакомый просит взаймы компакт-диск и обещает вернуть его на следующий день,

но ты знаешь по опыту, что он этот диск не вернет.

3. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные

игры.

4. Друг, который учится в твоем классе, позвонил по телефону и попросил помочь ему

сделать математику. Ты очень занят в этот вечер, потому что готовишься к завтрашнему

диктанту по русскому языку.

5. Родители хотят подарить тебе на день рождения новые лыжи, чтобы ты больше

проводил времени на свежем воздухе. У тебя есть одни лыжи, тебе этого достаточно, и ты

бы хотел получить в подарок музыкальный центр.

6. У тебя плохое настроение, ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и

зовут тебя гулять.

7. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя

списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница

заметила, что у тебя и у твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она

вызвала тебя и сказала, что если ты еще раз дашь списать домашнее задание, у тебя будут

неприятности.

8. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно

ложишься спать. Они запретили тебе заниматься на компьютере и даже стали забирать,

уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

9. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна

тишина. Но ты не можешь без музыки.

10. Твой старший брат находится в командировке за границей. Он служит на корабле и

поэтому может звонить тебе только тогда, когда сходит на берег. Сегодня утром ты

получил сообщение от его сотрудника, что твой брат собирается позвонить тебе, потому

что у него есть важные новости. Он будет звонить как раз в то время, когда у тебя урок

русского языка, а учительница запрещает носить мобильные телефоны в школу.

11. Твоя родственница уезжает в отпуск на 10 дней. Она очень переживает за свои цветы,

которые некому поливать, и просит тебя поставить ее цветы в твою комнату на время

отъезда. Ты не против поливать цветы, но к тебе постоянно приходят друзья, и ты

боишься, что они могут сломать цветы, так как горшки будут занимать ровно половину

комнаты.

12. Мальчики из твоего класса постоянно обзывают и бьют тебя. Они коверкают твою

фамилию и придумывают обидные прозвища, пинают твой портфель и прячут твои вещи.

Приложение №2

Примеры карточек со способами действий

1. Уступаю ровно половину.

2. Жду, пока проблема решится сама.

3. Прошу, чтобы в ситуации разобрались родители.

4. Пытаемся найти вариант, устраивающий обоих.

5. Настаиваю на своем.

6. Иду на компромисс.

7. Отбираю силой.

8. Откладываю решение на другое время.

Приложение №3

Литература

Использованы материалы интернет- ресурсов.



В раздел образования