Автор: Стручков Анатолий Тимофеевич
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ ОСОШ имени Х,М. Николаева
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия),С.Оленек, Оленекского улуса
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Техническое творчество учащихся "Эврика"
Раздел: полное образование
МБОУ «Оленёкская СОШ имени Х.М. Николаева»
П Р О Е К Т
«ЭВРИКА»
технического творчество учащихся
МБОУ «Оленёкской СОШ имени Х.М. Николаева»
в МР «Оленёкский эвенкийский национальный район»
Автор проекта учитель физики
МБОУ «Оленёкской СОШ
имени Х.М. Николаева»
Стручков Анатолий Тимофеевич
2016-2017 у.г.
с.Оленек
1.1. Название
организации-
заявителя
МБОУ «Оленекская СОШ им. Х.М. Николаева»
1.2. Название
проекта
П Р О Е К Т «ЭВРИКА»
технического творчество учащихся МБОУ
«Оленёкской СОШ имени Х.М. Николаева»
в МР «Оленёкский эвенкийский национальный
район»
1.3. Контактная
информация
организации-
заявителя
678480, с. Оленек, Оленекский эвенкийский
национальный район, ул Октябрьская, 38
1.4. Руководитель
организации
Васильев Александр Петрович – директор школы
1.5. Руководитель
проекта
Стручков Анатолий Тимофеевич, физики МБОУ
«Оленёкская СОШ им. Х.М. Николаева»
Этапы реализации проекта
I
этап – 2016-2017 учебный год:
Организовать технический кружок в школе (10 учащихся: 5-7 классы, 8-11
классы);
Приобретение
литературы,
деталей
по
моделировании
автомоделей,
авиамоделей,
деталей
для ракетомоделирование, судомоделирование и по
радиотехнике.
Принять
участие
в
республиканских
соревнованиях:
по
вертушке
(комнатные)- 2 работы, по автомоделированию – 2 работы;
Подготовить в районную НПК школьников – 1 работу;
Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ-4, ЕГЭ-4, к поступлению в ССУЗ – 3;
Добиться финансирования от улусного бюджета, к техническому творчеству
учащихся.
II этап – 2017-2018 учебный год:
Составить план технического кружка, провести работу кружка по графику;
Провести игровые соревнования участниками кружка;
Совместно провести работу с ЦДОД, провести совместные соревнования;
Провести занятия по самолетам моделированию по классу «Комнатные
лайнеры»:
Принять участие в республиканских соревнованиях и добиваться призовых
мест;
III этап – 2018-2019 учебный год:
Принять участие в республиканских соревнованиях и добиваться призовых
мест;
Творческий отчет о работе кружка для родителей;
IV этап –2019-2020 учебный год:
Подготовить учащихся для участия в республиканской онлайн олимпиаде по
физике.
Подготовить учащихся для поступления в технические ВУЗы;
V этап – 2020-2021 учебный год
Подготовить учащихся для участия в международной онлайн олимпиаде по
физике.
Подготовить учащихся для поступления в республиканские и центр ВУЗы;
Участие учащихся в республиканские соревнования по моделировании;
Творческий отчет о работе проекта для населения;
Смета расходов по работе проекта:
Наименование деталей
Пример-
ная цена
Кол-
во
Итого
цена
По радиотехнике.
1
Паяльники для пайки разной мощности
400
4
1600
2
Флюсы, оловы разной марки
300
-
300
3
Универсальные тестеры, АВОМ-метры
500
3
1500
4
Радиодетали для радиоуправляемых моделей
4000
-
4000
По моделированию автомоделей
1
Баги-траги
1400
6
8400
2
Генераторы для конструкций
400
5
2000
3
Электромоторы для автодеталей
500
4
2000
4
Радиоуправляемые детали
1000
2
2000
По моделированию авиамоделей
1
Бальзовые материалы, для моделирование
1000
-
1000
2
Резиноматоры
1000
-
1000
3
Радиоуправляемые самолеты
12000
2
24000
4
Радиоуправляемые вертолеты
8000
2
16000
Ракетомоделирование
1
Ракетодвигатели
2000
2
4000
Судомоделирование
1
Судны
600
4
2400
ИТОГО:
70.200
Введение.
В настоящее время система образования работает в новых организационных
и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями
развития образовательной системы Российской Федерации.
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности
выходит
за
рамки
собственно
образовательной
среды
в
сферу
самых
разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных
детско-взрослых
образовательных
сообществ,
дети
и
подростки
получают
широкий
социальный
опыт
конструктивного
взаимодействия
и
продуктивной
деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как
подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой
непрерывного
процесса
саморазвития
и
самосовершенствования
человека
как
субъекта культуры и деятельности.
Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к
жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так определены цели
современного образования в Стандарте: от признания знаний, умений, навыков как
основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки
учащихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.
В соответствии с Концепцией дополнительного образования, утвержденной 4
сентября 2014 года, рассматриваю построение образовательного процесса с учетом
построения
образовательных,
индивидуальных
маршрутов
для
выпускников
объединений,
продолжающих
заниматься
любимым
делом,
а
также
для
талантливых и одаренных учащихся объединений.
Дополнительное
образование
принципиально
расширяет
возможности
человека, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять
для
себя
цели
и
стратегии
индивидуального
развития,
капитализировать
(превращать в ресурс) собственные наличные качества и обстоятельства, а также
проектировать
и
формировать
будущие,
возможные
качества.
Дополнительное
образование
направленно
на
обеспечение
персонального
жизнетворчества
обучающихся в контексте их социокультурного образования, как «здесь и сейчас»,
так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации
личных жизненных планов.
Дополнительное
образование
ориентировано
на
удовлетворение
индивидуально-групповых
потребностей,
которые
объективно
не
могут
быть
учтены при организации общего образования.
В дополнительном образовании образование рассматривается не просто как
«подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа
жизни
–
непрерывный
процесс
саморазвития,
самосовершенствования,
увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов.
Отличительными особенностями обучения детей в объединениях научно-
технической направленности является то, что в при разработке таких программ
сделан акцент на:
- комплексный подход к содержанию в области технического творчества;
- повышение мотивации к занятиям посредством включение детей в креативную
деятельность;
-
формирование
у
учащихся
специальных
знаний
в
области
технического
конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием
современного
материально-технического
оснащения
объединений
научно-
технической направленности;
- пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у
детей
конструкторских
задатков
и
способностей,
творческих
технических
решений.
Особенностью программы является организация образовательного процесса
на
основе
компетентностно
-
деятельностного
подхода:
осуществляется
индивидуальная проектно-исследовательская и творческая работа и формируются
специальные компетенции учащихся.
Дети и подростки, занимаясь в студии технического творчества и студии
дизайна и проектирования, будут иметь возможность проходить обучения: по
моделированию
автомоделей,
судомоделей,
самолетов,
ве ртол е то в .
Дополнительные общеобразовательные программы работы данных объединений
направлены на то, чтобы учащиеся проходили творческий путь от «идеи» до ее
«реализации». Они имеют возможность облачить свою творческую интуицию в
идею, эффективно организовать сборочный узел, выяснить, почему с первого раза
никогда ничего не работает и сколько времени уйдет на тестирование и доработку
проекта; затем все модернизировать и улучшить. И как итог – получить знания
основ
механики
и
конструирования,
автоматического
управления ,
программирования и многих востребованных на рынке труда компетенций.
Проект
направлен
на
внедрение
и
распространение
лучших
практик
по
профориентации
талантливых
детей
на
инженерно-конструкторские
специальности,
привития
интереса
к
технике,
программированию,
высоким
технологиям в таких областях как проектирование, робототехника.
Особенностями нашего проекта являются:
Новизна (база для проведения поселковых соревнований по робототехнике);
Общественная значимость (повышение статуса учреждения);
Комфортная материально-техническая и психолого-педагогическая среда для
участников;
Совместное планирование и организация деятельности педагогов, учащихся и
их
родителей
(и
(или)
их
законных
представителей)
как
равноправных
партнеров в достижении целей обучения, воспитания и развития;
Доступность для всех учащихся (бесплатное дополнительное образование);
Реализация качественных услуг.
Цели и задачи проекта.
Цели:
совершенствование условий для
обучения детей и подростков основам
технического
творчества
через
формирование
приемов
технического
моделирования и конструирования;
способствование
предпрофильной
и
предпрофессиональной
подготовке
детей.
Задачи:
повысить уровень квалификации педагогов;
создать
информационное
и
программно-методическое
сопровождение
педагогической деятельности;
обеспечить
деятельность
учреждения
по
развитию
технического
творчества на основе социального партнерства;
повысить уровень социальной успешности учащихся;
формировать
у
учащихся
представление
об
инженерно-технической
деятельности;
обобщить
и
распространить
опыт
внедрения
и
использования LEGO-
конструирования,
робототехники,
компьютерного
дизайна
в
образовательном процессе;
осуществить финансирование мероприятий, связанных с реализацией
проекта;
обеспечить необходимые условия для бесперебойной работы и
сохранности оборудования.
Оценка результативности проекта.
Сегодня
в
системе
дополнительного
образования
широко
используется
Концепция
развития
талантливых
и
одаренных
детей.
Развитие
объединений
научно-технической
направленности
с
2008
года
в
РФ
строится
на
основе
федеральной
программы
«Робототехника:
инженерно-технические
кадры
инновационной
России».
Данная
программа
нацелена
на
вовлечение
детей
и
молодежи от 8 до 30 лет в техническое творчество, воспитание инженерной
культуры,
выявление
и
продвижение
перспективных
инженерно-технических
кадров.
Движущий
механизм
Программы
–
система
инженерно-технических
соревнований.
Исходя
из
вышеизложенных
перспектив
развития
инновационного
технического
творчества,
оценка
результативности
проекта
заключается
в
поддержки талантливых детей в области технического творчества, в реализации
плана действий по развитию кружков и объединений технической направленности
на
территории
Олёнекского
района,
а
также
в
выполнении
соглашений
о
совместной
деятельности
по
развитию
инновационного
детского
технического
творчества на 2016-2017 г.г. с образовательными учреждениями поселка на основе
реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Проект направлен на достижение учащимися личностных, метапредметных
и
предметных
результатов
освоения
программы
дополнительного
образования
технической направленности
.
Общие результаты технологического образования состоят в:
• сформированности целостного представления о техносфере, которое основано
на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах
деятельности;
• приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и
самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
•
формировании
ценностных
ориентаций
в
сфере
созидательного
труда
и
материального производства;
• готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории
последующего профессионального образования.
Обучение
по
программам
научно-технической
направленности
призвано
обеспечить:
• становление у учащихся целостного представления о современном мире и
роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы
окружающей
действительности
—
природной,
социальной,
культурной,
технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
•
развитие
личности
учащихся,
их
интеллектуальное
и
нравственное
совершенствование,
формирование
у
них
толерантных
отношений
и
экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
•
формирование
системы
социальных
ценностей:
понимание
ценности
технологического образования, значимости прикладного знания для каждого
человека,
общественной
потребности
в
развитии
науки,
техники
и
технологий,
отношения
к
технологии
как
возможной
области
будущей
практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности,
опыта
познания
и
самообразования;
навыков,
составляющих
основу
ключевых
компетентностей
и
имеющих
универсальное
значение
для
различных
видов
деятельности.
Это
навыки
выявления
противоречий
и
решения
проблем,
поиска,
анализа
и
обработки
информации,
коммуникативных
навыков,
базовых
трудовых
навыков
ручного
и
умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного
обращения с веществами в повседневной жизни.
Оценка результативности проекта для учащихся объединений научно-технической
направленности
выстраивается
на
основе
показателей
социального
развития
личности учащегося и показателей развития компетентности учащегося.
Показатели развития компетентности:
Учащиеся по окончанию проекта компетентны в:
получение необходимой информации об объекте деятельности, используя
рисунки,
схемы,
эскизы,
чертежи
(на
бумажных
и
электронных
носителях);
создание
проектов,
в
том
числе
с
использованием
мультимедийных
технологий;
понимание области применения и назначения инструментов, различных
машин, технических устройств;
обоснование высказанного суждения.
применение
правил
безопасного
поведения
и
гигиены
при
работе
с
компьютером.
представление одной и той же информации различными способами.
осуществление
поиска,
преобразования,
хранения
и
передачи
информации, используя указатели, каталоги, справочники, интернет.
Показатели социального развития личности.
Всесторонняя
социализация
ребенка
через
трудовую
подготовку,
получение различных трудовых навыков;
Формирование
целостной
личности
через
поддержку
инициативы,
саморазвития, самостоятельности, самообеспечения учащегося;
Социализация и саморазвитие учащихся формируется путем участия детей в
соревнованиях различного уровня, что дает разносторонний опыт общения,
реализацию
своих
возможностей
в
деятельности,
признание
окружающих,
осознание собственных изменений в результате обучения. Изучаемая сфера
деятельности
рассматривается
как
вариант
будущего
выбора
профессии,
профессионального самоопределения планирования своей будущей жизни.
П
редполагаемые результаты.
Реализация
целей
и
задач
данного
проекта
позволит
повысить
интерес
учащихся
объединений
технической
направленности
к
выбору
профессий,
актуальных для нашего промышленного региона.
Предполагается
приобщение
детей
и
подростков
к
дополнительным
общеобразовательным программам технической направленности с инновационной
составляющей.
Инновационные
технологии,
применяемые
в
объединениях
студии
технического
творчества
и
студии
дизайна
и
проектирования
позволят
детям
почувствовать
радость
труда
в
учении,
пробудить
в
их
сердцах
чувство
собственного
достоинства,
раскрыть
свои
творческие
и
коммуникативные
способности,
расширить
свой
кругозор,
дадут
большую
степень
усвоения
материала и помогут включиться в активную деятельность.
Созданные условия помогут становлению гармоничной, высоконравственной,
социально адаптированной, мобильной личности учащихся.
В 2016-17 уч.гг. Подготовить к сдаче ГИА, учащихся в количестве: 6 учащихся.
Подготовить к сдаче ЕГЭ, учащихся в количестве: 5 учащихся.
Участвовать республиканских соревнованиях по 6 видам:
-лайнеры комнатные;
-резиномоторные самолеты;
-вертолеты;
-кордовые автомодели;
-баги-траги;
-участие учащихся в НПК;