Автор: Удалова Алла Валерьевна Должность: воспитатель первой квалификационной категории Учебное заведение: МБОУ НОВОТАЛИЦКАЯ СШ, д.г. "МАЛЫШ" Населённый пункт: ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИВАНОВСКИЙ РАЙОН Наименование материала: проект в первой младшей группе Тема: "ОГОРОД" Раздел: дошкольное образование
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Время реализации проекта : февраль – март 2015 года, май – сентябрь 2015
года.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют
представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их
роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности
недостаточно развит.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние
ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать –
значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных
особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая
может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект
ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно -
исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов,
формирование умений их реализовывать, приобретение и применение
детьми новых знаний в жизни.
Задачи проекта:
Для работы с детьми
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
- наблюдения за ростом овощей;
- беседы о значении овощей в жизни человека;
- чтение стихотворений, потешек, разгадывание загадок об овощах.
2 .Формировать коммуникативные навыки.
3. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Для работы с родителями
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-
родитель-ребенок.
2. Выполнять совместные задания по проекту.
3. Оформить в группе «Чудо-огород» (посадка лука).
Для педагога
1. Овладеть методом проектирования как технологией и как деятельностью
по самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с
родителями и детьми.
3. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
4. Оказывать родителям помощь в подготовке и проведении проекта.
Принципы реализации проекта:
• Принцип развития – ориентация на развитие личности.
• Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условий для
полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
• Принцип диалогического общения – открытость, искренность,
взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
• Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных
особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей
семейных отношений.
• Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и
воспитательной направленности.
Формы реализации проекта
:
Формы работы с детьми :
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с
рассматриванием картинок, чтение художественной литературы,
отгадывание загадок, продуктивная деятельность, тематические прогулки,
рассматривание фотоальбомов «Овощи».
Формы работы с родителями
Индивидуальные беседы, консультации, рекомендации, наглядные
информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
-Изучение проблемы;
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого
результата.
-Составление плана работы над проектом;
- Определение времени в режиме для группы для реализации проекта;
-Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной
литературы для детей: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах,
иллюстративного и дидактического материала по данной теме,
оборудования для проведения экспериментальной работы;
II этап (реализация проекта) - внедренческий
с родителями:
-Оформление родительского уголка, размещение консультаций,
рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту, устные
консультации.
- Привлечение детей на собственных приусадебных хозяйствах к труду,
закрепляя материал, который дети узнали на занятиях.
с детьми:
Февраль – март 2015 года
Дети наблюдали за посадкой лука разными способами (в землю и в
воду, семенами), за ростом и развитием корневой системы, помогали за ним
ухаживать, поливать. Устанавливали связи: растения — земля, растения —
вода, растения — человек. Результаты экспериментов фиксировали в
фотоархиве. В процессе исследований дети познакомились с художественной
литературой об овощах: поговорки, стихи, загадки. Рассматривали
иллюстрации, картины, альбомы. Проводились беседы, игры,
непосредственно образовательная деятельность, творческая деятельность.
Май – сентябрь 2015 года
Демонстрация детям способов посадки и высадки растений ( лук,
морковь, свекла, огурцы, помидоры,) на огород, находящийся на территории
прогулочной площадки. Сбор урожая.
III этап – заключительный - подведение итогов
По реализации проекта «Чудо огород» получены следующие результаты :
1. Родители приняли активное участие в проекте.
2. В группе, в период с февраля по март 2015 года, был создан огород на
окне.
3. Дети стали более уважительно относиться к труду.
4. Знания, полученные в группе, дети применяли на огороде на улице в
период с мая по сентябрь 2015 года.
В итоге на огороде было выращено:
450гр моркови, 400гр лука, 550гр свеклы, 480гр помидор, огурцов 3шт.
Приложение
Картотека игр
.
Пальчиковая игра «Овощи»
У девочки Ариночки
Овощи в корзиночке.
(Сложить ладони «корзиночкой»)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
(Сгибать пальчики, начиная с большого)
Вот Арина — молодец.
(Показать большой палец)
Словарная работа «Один-много»
Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем
передает его ребенку и просит назвать множественное число.
Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.
Один огурец — много … огурцов.
Один помидор — много … помидоров.
Один перец — много... перцев.
Одна картошка — много … картошки.
Одна капуста — много … капусты.
Упражнение «Поварята»
- А теперь вы будете поварятами, возьмете ножи и нарежете фрукты на
кусочки. Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки
(скрепленные липучкой).
- На сколько частей вы разрезали свой овощ? Посчитаем: один, два. Вы
разрезали на две половинки.
Дидактическая игра «Что съел зайка?»
- Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется морковка). Что съел
зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста и огурец. Какого
цвета капуста? Зеленого. А огурец какого цвета? Зеленый.
Дидактическая игра «Продолжи фразу»
Лимон кислый, а яблоко…… (сладкое);
Лимон овальный, а яблоко….. (круглое);
Лимон желтый, а яблоко………(красное).
Мини-энциклопедии «Лук от семи недуг» (народная
медицина).
Папка – передвижка для родителей.
Стихи и загадки об овощах.
Загадки
Заставит плакать всех вокруг ,
Хоть он и не драчун, а… (Лук)
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют… ( Огурцы)
Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор,
Это-красный…( Помидор)
Рыженькая как лисица
Но, сидит она в темнице,
Хвост над грядкой держит ловко
Называется …(Морковка)
Если хочешь винегрет -
В огород за ней сходи,
У неё красивый цвет
И снаружи, и внутри! (Свекла)
Стихи
Морковка
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку – ням-ням-ням!
Лук
Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает
Свекла
Без свеклы борща не сваришь,
Винегрет не приготовишь.
Этот овощ нам товарищ
И салатом быть готовый.
Помидор
Помидор созрел на грядке,
Стал он красным! Все в порядке!
Поднимайтесь-ка, друзья,
Ждет работа всех с утра.
Помидоры собирать,
На засолку, и в салат!
Огурец
Между листьев, хитрецы,
Притаились огурцы.
Обнаружим мы их сами,
И покажем нашей маме.