Напоминание

Формирование связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники.


Автор: Яковлева Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 52
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование связной речи старших дошкольников с использованием

мнемотехники.

Автор: учитель-логопед МКДОУ № 52 г.Кирова

Яковлева Ольга Владимировна, стаж работы 7 лет.

В

современном

обществе

проблема

формирования

связной

речи

детей

дошкольного возраста является наиболее острой. Новые технологии лишили

большинство

детей

возможности

получать

речевые

образцы

в

процессе

живого общения, что заметно сказывается на качестве речевого развития

детей в целом. Множественные мониторинги показали, что дошкольники в

старшем

возрасте

затрудняются

вести

диалоги,

участвовать

в

беседах

и

дискуссиях

на

определённые

темы.

Возникают

большие

трудности

в

создании

замысла

собственного

речевого

высказывания,

детям

сложно

составить рассказ на основе личного опыта.

Данная проблема интересует

меня уже на протяжении нескольких лет моей работы.

Много педагогов

предлагают

интересные

методики

для

решения

данной

проблемы

(Н.Ф Виноградова, В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова и

другие). Интеграция этих методик позволяет достигать хороших результатов

в области формирования связной речи дошкольников. В своей работе я часто

использую нетрадиционные приёмы на занятиях по формированию связной

речи:

рисование

песком

на

световых

столах,

элементы

изобразительной

деятельности, использование мелких игрушек (из серий Киндер Сюрприз) и

т.п. Но больше всего мне нравится использовать в работе мнемотехнику. Она

является наиболее эффективной в силу того, что в дошкольном возрасте

преобладает

наглядно-образная

память,

запоминание

носит

чаще

всего

непроизвольный

характер:

дети

лучше

запоминают

события,

предметы,

факты, близкие к их жизненному опыту. Данный вид техники эффективен в

области развития связной речи уже с младшего дошкольного возраста, эта

техника позволяет применять и раскрывать творческие способности детей. А

занятия с использованием мнемотехнических приёмов всегда динамичные,

яркие,

привлекающие

внимание

и

активизирующие

все

психические

процессы дошкольника. Работа выстраивается с учётом всех дидактических

принципов:

объективности,

последовательности,

систематичности,

доступности, наглядности, активности обучаемых и т.д., следуя которым, уже

в

старшем

дошкольном

возрасте

дети

становятся

способными

самостоятельно

составлять

мнемотаблицы

не

только

по

определённой

тематике,

но

и

создавая

рассказы

по

собственному

замыслу.

Детям

становятся доступными для пересказа любые по объёму тексты, так как их

содержание они могут легко выразить в схемах.

Я предлагаю вам конспект занятия по формированию связной речи детей

старшего дошкольного возраста. Этот вид занятия рекомендуется проводить с

детьми,

которые

уже

знакомы

с

мнемотехникой.

Так

как

одним

из

компонентов

занятия

является

приём

самостоятельного

создания

детьми

графических схем.

Конспект занятия по формированию связной речи детей старшего

дошкольного возраста «В гости к осени».

Цели: включить воображение, память для создания образов по теме, учить

выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы; активно

использовать знания об осенних явлениях, полученные ранее.

Задачи:

1.

Закрепить произношение звуков Ш, Ж, З.

2.

Закрепить навыки словообразования.

3.

Активизация словаря по лексической теме : «Осень».

4.

Учить пересказывать текст описательного характера с опорой на

графические схемы.

5.

Развивать слуховое внимание и память.

6.

Формирование графо-моторных навыков.

7.

Развитие общей, мелкой и мимической моторики.

Ход занятия:

(На доске вывешены 3 картины с изображением разных осенних периодов).

Педагог предлагает детям отправится в путешествие, в гости к осени, которая

уже заканчивается (звучит отрывок из песни «Чудная пора», Ю.Верижников).

Вспоминает с детьми периоды осени (ранняя, золотая, поздняя), их самые

яркие особенности.

Сначала дети отправляются в раннюю осень, в бабье лето. Тело, греет

солнышко, цветут осенние цветы, везде летают паутинки (звучит

фонограмма «осенний лес»). Появляется паучок на паутинке. Педагог

предлагает прочитать и показать в движении руками зарифмованный текст о

паучке, который ткёт такую паутинку.

Сетку паучок плетет, сжимаем- разжимаем кулачки

Словно ткач проворный.

Нитку липкую по кругу в воздухе пальчиком чертим круги

Намотал задорно.

А потом её пустил, делаем диагональные движения рукой

Что б круги связались.

И в красивой паутинке ладони перед собой, делаем «замочек»

Мухи все остались.

Вывел нитку, натянул потянулись вверх руки

И засел в засаде. рука под козырёк

Только мухи не летят -

Паучку досадно! изображаем мимикой и жестами досаду

Из ранней осени дети попадают в золотую осень (звучит припев песни:

«Листья желтые» Р.Паулса). Педагог предлагает вспомнить, в какие цвета

осень окрашивает листья деревьев и кустарников. Дети превращаются в

осенние листочки, педагог дотрагивается до каждого ребенка кленовым

листочком. Дети называют, в какой листочек они хотели бы превратится

(дубовый, осиновый, берёзовый и т. д.)

Дети выполняют движения под текст, чётко проговаривая за педагогом звук

Ш.

Осень листья золотит

Ветер ими шелестит руки вверху, качаем

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

И с деревьев из разносит

Поиграет, снова бросит руки стряхивающими движениями опускаем

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит кружимся вокруг себя

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

То к земле прижмёт, погладит,

Вдруг на веточку посадит присели - встали

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Соберёт большую кучу руки перед собой

Убежит и сядет в тучу бег на месте

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Педагог предлагает отправится в позднюю осень (аудио запись – шум

дождя). Дети показывают, по просьбе педагога, мимикой, какое выражение

лица у поздней осени (грусть, печаль). Далее педагог читает текст «Осень»

(см. приложение).

Педагог задает вопросы по содержанию текста, предлагая детям изобразить с

помощью маркеров ответы на вопросы. Лучшие варианты крепятся на доске

в последовательности текста (Если дети затрудняются в изображении,

педагог предлагает свой вариант). Далее текст читается ещё раз, дети во

время прослушивания смотрят на графические схемы, прикреплённые на

доске. Выслушиваются 2-3 ребёнка с пересказом текста (остальным детям

такая возможность может быть предоставлена в группе воспитателями в

вечернее время).

В завершении путешествия с детьми проводится игра : «Комарики - Жуки».

Дети выбирают значки, кем они хотят быть. Жуки во время движения

произносят чётко звук - Ж, комарики – звук З. Педагог произносит с

временным интервалом слова «холодно» - «тепло». На слово «холодно» –

дети останавливаются, на слово «тепло» продолжают движение.

В конце занятия дети делятся впечатлениями об осеннем путешествии.

Приложение

Осень.

Холодно, сыро, часто идут дожди. Наступила поздняя осень. Насекомые

забились в щели домов, в кору деревьев, оцепенели. Нечем стало питаться

ласточкам. Пора им собираться в тёплые края. Расселись ласточки на

проводах, как музыкальные ноты, пощебетали, попрощались с родным краем

и полетели на юг. Уже первые заморозки наступили. Животные водоёмов

стали готовится к зиме. Скоро затянет пруды, озёра, реки, болотца льдом, и

нечем будет питаться водоплавающим птицам. Потянулись на юг

журавлиные, лебединые, гусиные, утиные стаи.



В раздел образования