Напоминание

Инновационная коррекционно – развивающая программа "Развитие изобразительных способностей детей с РАС и РДА средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства"


Автор: Хромова Ирина Николаевра
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ КВ "Детский сад №9 "Созвездие"
Населённый пункт: г. Дзержинский, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационная коррекционно – развивающая программа "Развитие изобразительных способностей детей с РАС и РДА средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Заместитель заведующего по Приказом заведующего

воспитательно-методической работе МБДОУ КВ «Детский сад №9

А.И. Гельдыева__________________ «Созвездие»

«___»_____________20___г. от______________№________.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад № 9 «Созвездие»

Инновационная коррекционно – развивающая программа

«

Развитие изобразительных способностей детей с РАС и РДА средствами

нетрадиционных техник изобразительного искусства

»

Педагог - психолог:

Хромова И.Н.

2016 - 2017 учебный год

Актуальность

Аутизм

рассматривается

в

качестве

одного

из

наиболее

серьезных

нарушений

развития. В последние годы проблемам, связанным с этим расстройством, уделяется

все большее внимание. Дети с аутизмом испытывают разнообразные проблемы. Одной

из

них

является

трудности

в

общении.

Изобразительная

деятельность

является

хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребёнком, а так же

средством коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития.

Постепенное вовлечение ребенка в изобразительную деятельность, способствует

снижению тревоги и делает ребенка более открытым для контакта. Благодаря этому,

взаимодействие

с

педагогом

-

психологом

аутичного

ребенка

уже

не

пугает.

Изобразительная деятельность позволяет аутичному ребенку (также, впрочем, как и

детям с нормальным развитием) обогащать свой опыт социального взаимодействия.

Самая

ранняя

стадия

развития

изобразительных

навыков детей

с

нормальным

развитием–

стадия

каракулей

или

до

изобразительная

стадия.

Если

ребенку

полуторалетнего возраста предоставить бумагу и цветные мелки, он обязательно что-

нибудь нарисует. Получая в свое распоряжение изобразительные материалы, ребенок

обращается с ними так же,

как и с другими вещами – игрушками, предметами

окружающей среды. Его обращение с изобразительными материалами имеет в целом

игровой и исследовательский характер. Он также создает с помощью изобразительных

материалов каракули,

не обращая внимание на границы листа бумаги, делает с их

помощью

разные

отпечатки

и

линии,

постепенно

начинает

располагать

их

в

пространстве

листа. Через несколько недель или месяцев после первого контакта с

изобразительными

материалами

дети

начинают

понимать,

что

рисование

является

особым занятием. Дети, создавая каракули, называют их «бабочка», «мама», «домик».

Ассоциации между каракулями и тем, что они могут обозначать, поначалу имеют

случайный характер, но они указывают, что ребенок имеет осознанное намерение

нарисовать

что-то

определенное.

Поэтому

рисунок

уже

можно

назвать

изобразительным.

Завершая

стадию

каракулей,

дети

уже

владеют

разными

изобразительными приемами, которыми они варьируют для решения изобразительных

задач.

Развитие изобразительных навыков у аутичных детей происходит иначе, чем у

детей

с

нормальным

развитием. Дети

с

аутизмом

перескакивают

через

до

изобразительную

стадию

или

стадию

каракулей

и

сразу

проходят

стадию

схематизации. Рисунки аутичных детей создаются на основе шаблона. Схематические

образы в рисунках аутичного ребёнка дают ему ощущение безопасности. Рисунки

аутичных детей стереотипные.

До изобразительная стадия это важный период в

жизни ребёнка. Она связана с

началом

развития

тех

психологических

механизмов,

которые

обеспечивают

дальнейшее понимание ребенком изобразительных форм, а также формирование той

символической

системы,

которая

позволяет

выражать

представления,

связанные

с

чувственным

опытом.

На

до

изобразительном

этапе

развития

изобразительных

навыков у ребенка формируется способность облекать свой опыт в изобразительные

формы,

благодаря

чему

рисунок

позволяет

ему

выражать

себя

и

общаться

через

визуальные образы.

Используя

в

ходе

работы

с

аутичными

детьми

нетрадиционных

техник

изобразительного искусства, которые относятся кдо изобразительной стадии, можно

подготовить их к постепенному переходу к изобразительным формам и символическим

образам.

Использование

нетрадиционных

техник

рисования

позволитпреодолеть

ригидность в изображённых схемах и сделать деятельность аутичного ребёнка более

спонтанной. Постепенно вводя новые изобразительные материалы и помогая получить

новый

опыт

давая

возможность

выбора

различного

материала,

благодаря

этому,

появляется возможность увидеть характерные для ребёнка изобразительные схемы в

новом исполнении и стать более восприимчивым к новым изобразительным формам.

Тема. «Развитие изобразительных способностей детей с РАС и РДА средствами

нетрадиционных техник изобразительного искусства»

Цель.Помочь в социальной адаптации детей с РАС и аутизмом через занятия по

ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

Задачи:

- формирование изобразительной деятельности;

- формирование восприятия, сенсорное воспитание детей;

- формирования представлений о предметах и явлениях;

- знакомство с окружающим миром;

- речевое развитие;

- предоставить возможность выбора различных материалов;

- развитие мелкой моторики руки, тактильного восприятия, зрительно – моторной

координации;

- усвоение приёмов и навыков изобразительной деятельности;

- знакомить родителей с особенностями подхода к обучению и воспитанию детей с

РАС или РДА.

Гипотеза. Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства в

процессе

вовлечения

ребёнка

с

РАС

и

РДА

в

изобразительную

деятельность

компенсирует его недостаточные коммуникативные навыки

Длительность.Долгосрочный

Возрастная группа: младший, средний, старший дошкольный возраст

Планируемые результаты:

- проявляет интерес к изобразительной деятельности;

- установление контакта между взрослым и ребёнком;

- использует различные техники и способы создания изображения;

- обогащение представлений об окружающем.

Этапы проекта

Подготовительный этап

Содержание работы

Сроки

Проведение психолога - педагогической диагностики основанной

на

методе

наблюдения. В процессе

наблюдения за ребёнком

в

свободной

игре

и

в

процессе

психолого

педагогических

взаимодействий за основу были взяты разработанные И.И. Мамайчук

дифференцированные оценки таких параметров, как эмоционально –

поведенческие

особенности,

особенности

работоспособности,

особенности познавательной деятельности.

сентябрь, январь

Определение темы инновационного исследования.

сентябрь

Изучение научно – методической литературы по теме исследования.

сентябрь

Разработка и составление плана коррекционно–развивающих занятий

по

ознакомлению

с

нетрадиционными

техниками

изобразительного

искусства на текущий год.

сентябрь

Практический этап

Примерное перспективное планирование

коррекционно–развивающихзанятий по

ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

Младший дошкольный возраст

№ п/п

Тема

Нетрадиционные

техники

Программное содержание

Оборудование

Октябрь

1 -2занятие

Игры с

пластичны

ми

материала

ми

Пластильнография

(рисование

пластилином)

Учить мять и отщипывать

пластилин. Учить на-

давливающим движением и

размазывающим. Развивать

тактильные ощущения.

Предложить кусочек теста,

затем — глину. Обратить

внимание на то, что разные

материалы непохожи на

ощупь, обладают различными

свойствами.

Пластилин

разных

ц ве то в ,

кусочек

т е с т а ,

г л и н ы .

Л и с т

картона

1

/

2

А4.

3

Яблочки на

тарелочке

Пластильнография

(рисование

Учить передавать посредством

пластилинографии

К р у г

и з

тонированной

пластилином)

изображение яблочка. Учить

отщипывать небольшие

кусочки пластилина и

скатывать маленькие шарики

круговыми движениями

пальцев. Научить прикреплять

готовую форму на плоскость

путем равномерного

расплющивания по

поверхности основы.

бумаги.Пластилин

к р а с н о г о

и л и

желтого цвета.

Я б л о к и

д л я

рассматривания

и

угощения детей,

салфетка для рук.

4

Ягодки на

тарелочке

Пластильнография

(рисование

пластилином)

Учить передавать посредством

пластилинографии

изображение яблочка. Учить

отщипывать небольшие

кусочки пластилина и

скатывать маленькие шарики

круговыми движениями

пальцев. Научить прикреплять

готовую форму на плоскость

путем равномерного

расплющивания по

поверхности основы.

К р у г

и з

тонированной

бумаги.Пластилин

красного цвета

салфетка для рук.

М у л я ж и

и л и

натуральные

ягодки.

Ноябрь

1

Моя любимая

чашка

Рисование ватными

палочками

Учить

украшать

простые

по

форме

предметы.

Нано ся

рисунок

по

возможности

на

всю

поверхность

бумаги,

украшать в техники печатания.

Воспитывать аккуратность

Вырезанные

из

бу м а г и

ч а ш к и

разной

формы

и

размера,

разноцветная

гуашь в мисочках,

ватные

палочка,

салфетки,

предметная

картинка чашечка.

2

Тарелочка

Рисование ватными

палочками

Учить

украшать

простые

по

форме

предметы.

Нано ся

рисунок

по

возможности

на

всю

поверхность

бумаги,

украшать в техники печатания.

Воспитывать аккуратность

Вырезанные из

бумаги круг,

разноцветная

гуашь в мисочках,

ватные палочка,

салфетки,

предметная

картинка

тарелочка.

3

Клубочки

Пластильнография

(рисование

пластилином)

Продолжать развивать интерес

к новым способам лепки.

Упражнять

в

раскатывании

пластилина

между

ладонями

п р я м ы м и

д в и ж е н и я м и ,

раскатывать

пальцами

обеих

рук на поверхности стола для

п р и д а н и я

п р е д м е т у

Плотный

белый

картон, размер 1/2

А4.Пластилин

я р к и х

ц в е т о в .

С а л ф е т к а

д л я

ру к . Д о с ка

д л я

лепки.Клубок

с

нитками, игрушка

– котёнок.

необходимой длины.

У ч и т ь

д е т е й

п р и е м у

с в о р а ч и в а н и я

д л и н н о й

колбаски по спирали.

Развивать

мелкую

моторику

рук.

4

Самолёт

летит

Пластильнография

(рисование

пластилином)

Закрепить

умение

д е т е й

делить брусок пластилина на

глаз

на

две

равные

части,

раскатывать

его

прямыми

движениями ладоней.

Учить

детей

составлять

на

плоскости предмет, состоящий

и з

н е с ко л ь к и х

ч а с т е й ,

добиваться

точной

передачи

ф о р м ы

п р е д м е т а ,

е г о

строения, частей.

До п олн я т ь

и з о б р а ж е н и е

новыми

деталями

деталями

(окошками-иллюминаторами),

используя

знакомые

приемы

р а б о т ы :

р а с к а т ы в а н и е ,

сплющивание.

Плотный

белый

картон,

ка рто н

синего

(голубого)

цвета

размер

1

/

2

А4.

Пластилин серого

и желтого цветов.

салфетка для рук.

Доска для лепки.

Стека.

Самолет-игрушка.

Декабрь

1

Витамины

Пластильнография

(рисование

пластилином)

Учить передавать посредством

пластилинографии

изображение витаминки.

Учить отщипывать небольшие

кусочки пластилина и

скатывать маленькие шарики

круговыми движениями

пальцев. Научить прикреплять

готовую форму на плоскость

путем равномерного

расплющивания по

поверхности основы.

Лист

бумаги

с

контурным

изображением

баночки

Пластилин

разного цвета

салфетка для рук.

Иллюстрация с

изображением

витаминов.

2

Ёлочка

пушистая,

нарядная

Тычок жёсткой

полусухой кистью,

рисование

пальчиками

Упражнять в технике тычка

жёсткой полусухой кистью,

учить использовать такое

средство выразительности, как

фактура. Закрепить умение

украшать рисунок, используя

рисование пальчиками.

Воспитывать аккуратность

Маленькая ёлочка

в ы ре з а н н а я

и з

плотной

бумаги,

зелёная

г уа ш ь ,

жёсткая

к и с т ь ,

гуашь

красного

или

оранжевого

цвета

в

мисочке,

влажные

салфетки.

3

Конфетки на

тарелочке

Пластильнография

(рисование

пластилином)

Учить передавать посредством

пластилинографии

изображение конфетки. Учить

Вырезанный из

цветного картона

отщипывать небольшие

кусочки пластилина и

скатывать маленькие шарики

круговыми движениями

пальцев. Научить прикреплять

готовую форму на плоскость

путем равномерного

расплющивания по

поверхности основы.

круг. Пластилин

разного цвета

салфетка для рук.

Конфетки.

4

Конфетки

Рисование

пальчиками

Закрепить умение рисовать

пальчиками. Учить наносить

отпечатки по всей

поверхности листа.

Дорисовывать фломастером

изображение.

Вырезанный из

цветного картона

круг,

разноцветная

гуашь в мисочках,

салфетки

влажные,

фломастеры

Январь

Диагностика

Февраль

1

Маленькой

ёлочке

холодно

зимой

Рисование

пальчиками

Закрепить умение рисовать

пальчиками. Учить наносить

отпечатки по всей поверхности

листа (снежинки, снежные

комочки).

Лист бумаги с

наклеенной

ёлочкой,

разноцветная

гуашь в мисочках,

салфетки

влажные

2

Весёлый

снеговик

Тычок жёсткой

полусухой

кистью

Упражнять в технике тычка

жёсткой полусухой кистью,

учить использовать такое

средство выразительности, как

фактура.

Вырезанный

из

бумаги

снеговик

(два круга разной

величины)

серого

и л и

г о л у б о г о

ц в е т а ,

б е л а я

гуашь,

жёсткая

кисть,

красный

и

чёрный

маркеры,

л и с т

б у м а г и

тонированный

тёмным цветом

3

Мы рисуем

что хотим

Разные

Совершенствовать умения и

навыки в свободном

экспериментировании с

материалами, необходимыми для

работы в нетрадиционных

изобразительных техниках

Все имеющиеся в

наличии.

4

Мои

рукавички

Рисование

ватными

палочками

Упражнять в техники печатания.

Закрепить умение украшать

предмет не сложной формы,

нанося рисунок по возможности

Вырезанные из

бумаги рукавички

разных размеров,

ватные палочки,

на всю поверхность.

гуашь в мисочках,

выставка

рукавичек,

влажные

салфетки.

Март

1

Бусы для

мамы

Пластильнография

(рисование

пластилином)

Закрепить

умение

д е т е й

лепить предмет, состоящий из

н е с к о л ь к и х

ч а с т е й ,

р а с п о л а г а т ь

э л е м е н т ы

(бусинки) близко друг к другу,

в

определенном

порядке,

чередуя их по цвету.

Совершенствовать

умение

скатывать

из

пластилина

к о л б а с к у

п р я м ы м и

движениями,

делить

ее

на

мелкие

равные

части

при

помощи стеки.

Формировать

знание

детей

о

круглой

форме

предметов,

закрепить

умение

лепить

шарики

малого

р а з м е р а ,

скатывая

их

кругообразным

движением пальцев руки.

Формировать знание о цвете,

развивать чувство ритма.

Плотный картон с

контуром

нитки

для

бус,

размер

1/2 А4.

Пластилин

ж е л т о г о

и

красного

цветов.

Стека.

Салфетка для рук;

доска для лепки.

Разные бусы.

2

Бусы для

куклы

Рисование

пальчиками

Использование

различных

вариантов исполнения одного

рисунка.

Л и с т

б е л о й

бумаги с контуром

нитки

для

бус,

размер

1/2

А4.

Краски

жёлтого.

Зелёного,

Салфетка для рук;

красного цвета.

Разные бусы.

3

Мы рисуем

что хотим

Разные

Совершенствовать умения и

навыки в свободном

экспериментировании с

материалами, необходимыми

для работы в нетрадиционных

изобразительных техниках

Все имеющиеся в

наличии.

4

Солнышко

Рисование

пальчиками

Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной техникой

рисование пальчиками.

Показать приёмы получения

точек и коротких линий.

Лист бумаги

голубого цвета 1/2

А4, жёлтая гуашь

в мисочке,

влажные

салфетки.

Апрель

1

Мой

любимый

дождик

Рисование

пальчиками

Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной техникой

рисование пальчиками.

Показать приёмы получения

точек и коротких линий.

Учить рисовать дождик из

тучек

Два листа бумаги

А4 светло –

серого цвета с

наклеенными

тучками разной

величины, синяя

гуашь в мисочках,

салфетки

влажные, зонтик.

2

Эксперименти

рование с

акварельными

красками

Рисование

акварельными

красками на

мокром листе

Учить смешивать краски,

рисовать акварельными

красками на мокром листе

Клеёнка, мокрый

лист бумаги,

краски акварель,

кисточки.

3

Дождик

Рисование по

сырому фону

Совершенствовать умение

рисовать акварельными

красками на мокром листе

Клеёнка, мокрый

лист бумаги,

краски акварель,

кисточки.

4

Цветики -

цветочки

Рисование по

сырому фону

Совершенствовать умение

рисовать акварельными

красками на мокром листе

Клеёнка, мокрый

лист бумаги,

краски акварель,

кисточки.

Май

27

Воздушные

шары

Пластильнография

(рисование

пластилином)

Закрепить умение

раскатывать комочки

пластилина кругообразными

движениями. Научить

преобразовывать

шарообразную форму в

овальную прямыми

движениями ладоней.

Научить прикреплять

готовую форму на плоскость

путем равномерного

расплющивания по

поверхности основы.

Развивать эстетическое и

образное восприятие.

Картон с

нарисованными

контурами

разноцветных

ниточек для

шариков, размер

1/2 А4. Пластилин

красного, синего,

зеленого

цветов.Воздушный

шар красного

цвета.

Воздушные

шары

Рисование

пальчиками

Совершенствовать умение

рисовать пальчиками.

Белый лист бумаги

размером А4,

разноцветная гуашь

в мисочках,

салфетки влажные.

Воздушные шары

разной формы.

Старший дошкольный возраст

№ п/п

Тема

Нетрадиционны

е техники

Программное содержание

Оборудование

Октябрь

1

Игры с

пластичными

материалами

Пластильнография

(рисование

пластилином)

Закреплять умение мять и

отщипывать пластилин.

Научите ребенка на-

давливающим движением и

размазывающим. Развивать

тактильные ощущения.

Предложить кусочек теста,

затем — глину. Обратить

внимание на то, что разные

материалы непохожи на

ощупь, обладают различными

свойствами.

Пластилин

разных цветов,

кусочек теста,

глины. Лист

картона

1

/

2

А4.

2-3

неделя

Огород

Пластильнография

(рисование

пластилином)

Учить на куске плотного

картона выкладывать

пластилиновые грядки,

«сажать овощи», используя

крупы. Горох станет «репкой».

Красная фасоль -

«картошкой». Разноцветная

мозаика превратится в

«красные помидорчики» и

«зеленые огурчики».

Некоторые овощи (например,

«морковку») можно вылепить.

Совершенствовать умение

скатывать из пластилина

колбаску прямыми

движениями.

Плотный белый

лист картона

А4,крупы,

мозаика, муляжи

овощей.

Пластилин

разных цветов.

4

Яблоня

Использование

наклеек

Учить, карандашом рисовать

дерево — ствол и крону

методом совместного

рисования, приклеивать

красные, зеленые или желтые

яблоки. При этом для

разнообразия можно

приклеить несколько яблок

под деревом — они «уже

созрели»

Лист бумаги

размером А4.

Простой

карандаш,

наклейки,

цветные восковые

мелки или

карандаши

(предоставляется

выбор ребёнку).

Ноябрь

1-4

занятия

Дорога.

Использование

наклеек

Учить рисовать методом

совместного рисования дорогу, по

которой поедут разнообразные

автомобили, большие и маленькие,

мотоцикл, велосипед, троллейбус

(перечень машин зависит от на-

бора наклеек). При этом

обсуждаем, как едут машины

Лист белой

бумаги

размеромА4,

простой

карандаш,

цветные

карандаши,

восковые мелки,

(медленно или быстро), как они

сигналят: «би-би!» и т.д.

Учить придумывать сюжет

рисунка « Как Андрюша

переходил дорогу», придумывать

дальнейшее развитие сюжета.

наклейки.

Декабрь

1

Больница

Пластилинография

Учить методом совместного

рисования рисовать кабинет

врача, используя технику

пластилинографию

изображать таблетки. Учить

придумывать сюжет рисунка,

придумывать дальнейшее

развитие сюжета

Лист

белой

бумаги

размеромА4,

простой

карандаш,

ц в е т н ы е

карандаши,

восковые

м е л к и ,

п л а с т и л и н

разного цвета, влажные

салфетки.

2

Я слепил

снеговика

Скатывание бумаги

Учить из салфеток разного

размера, скатывать шарики,

окунать в блюдце с клеем и

приклеивать на бумагу

Плотная бумага серого,

голубого цвета, мягкие

белые салфетки,

цветные салфетки для

глаз и пуговиц,

вырезанные из бумаги

нос морковкой и

шапочка, кисть, клей

ПВА в юлюдце.

Изображение

снеговиков разными

техниками.

Январь

Диагностика

Февраль

1-4

занятия

Магазин

Использование

наклеек,

рисование

пальчиком,

пластилинографи

ю.

Учить рисовать методом

совместного рисования

многочисленные полки,

холодильник, за прилавком стоит

продавец. Затем при помощи

наклеек полки магазина

наполняются фруктами, овощами, в

холодильнике появляются колбаса,

сыр и яйца. Учить придумывать

сюжет рисунка, придумывать

дальнейшее развитие сюжета

Лист белой

бумаги

размеромА4,

простой

карандаш,

цветные

карандаши,

восковые мелки,

пластилин

разного цвета,

влажные

салфетки,

разноцветная

гуашь на палитре.

Март

1

Укрась

вазу для

Печать (печатками

по трафарету)

Формировать умение составлять

простые узоры, используя технику

Предметы

круглой и

цветов

печатания

овальной формы

(например

поднос, блюдце),

трафареты,

поролоновые

тампоны, мисочки

с гуашью .

2-4

занятия

Кухня

Использование

наклеек,

рисование

пальчиком,

пластилинографи

ю

Учить изображать на листе бумаги

методом совместного рисования

кухонную мебель, ребенка и его

семью, сидящих за столом. Затем

ребенок «накрывает на стол»,

приклеивая наклейки с изображе-

нием посуды, «предлагает

угощения», наклеивая изображения

продуктов. Учить придумывать

сюжет рисунка, придумывать

дальнейшее развитие сюжета

Л и с т

б е л о й

бумаги

размеромА4,

простой

карандаш,

цветные

карандаши,

восковые

мелки,

пластилин

разного

ц в е т а ,

влажные

салфетки,

разноцветная

гуашь на палитре.

Апрель

1-4

занятия

Зоопарк

Использование

наклеек

Учить приклеивать

соответствующие картинки — и на

листе бумаги появляются

различные дикие звери. Уточнить

названия животных, обсудить их

повадки, внешний вид, нарисовать

методом совместного рисования

клетки, нарисовать таблички и

напечатать названия животных.

Лист белой

бумаги

размеромА4,

простой

карандаш,

цветные

карандаши,

восковые мелки,

наклейки.

Заключительный этап

Май

Младший дошкольный возраст

-

выставка рисунков детей.

Старший дошкольный возраст - изготовление книжек из рисунков «Как мы ходили

в магазин», «Как мы катались на машине»и т.д.

Проведение

психолога

-

педагогической

диагностики

основанной

на

методе

наблюдения

Взаимодействие с родителями

Участие родителей в проведении занятий в качестве наблюдателя и слушателя,

оказание

помощи

найти

нужную

вещь

(игрушку

или

пластилин),

если

педагог

психолог

не

понимает,

что

ребёнок

делает

или

говорит

выступить

в

качестве

переводчика.

Объяснение

цели

занятия.

Обсуждение

итогов

занятия.

Обсуждение

нового,

появившегося в поведении ребёнка.

Беседы с родителями о повседневной жизни ребенка, какие ребёнок любит

мультфильмы, сказки, сладости, его предпочтения в еде…

Литература

От

рождения

до

школы.

Примерная

основная

общеобразовательная

программа

дошкольного образования / под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-

М., 2011.

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М., 2006

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование

с

детьми

дошкольного

возраста.

Нетрадиционные

техники

рисования,

сценарии

занятий, планирование. – М., 2006—

Мамайчук И. И.Помощь психолога детям с аутизмом. СПб., 2007

Немилова

Е.А.

Рисуем

пальчиками.

Первые

уроки

рисования.

Для

самых

маленьких. – М., 2012

Янушко Е. Игры с аутичным ребёнком. – М., 2004



В раздел образования