Автор: Майкова Елена Александровна Должность: преподаватель физической культуры, руководитель ФВ Учебное заведение: Ярославский филиал МИИТ Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Филиал-территория здоровья" Раздел: среднее профессиональное
Ярославский филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Московский государственный университет путей сообщения»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора филиала
по учебно-методической работе
____________ М.К. Лебедев
01.09.2015
Программа
спортивно – оздоровительных мероприятий
"Филиал - территория здоровья"»
в рамках реализации областной целевой программы "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту"
Автор – составитель:
Руководитель
физического воспитания
Майкова Е.А.
2015г.
Наркотики ломают жизнь
людей, подрывают
устойчивое
развитие человека и
порождают
преступность…
злоупотребление
наркотиками наносит
ущерб
свободе и развитию
молодежи –
наиболее ценного мирового
достояния.
(Политическая декларация
специальной сессии
Генеральной
Ассамблеи ООН, 8-10 июня
1998г.)
Пояснительная записка
По определению Всемирной Организации Здравоохранения:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. На
сегодняшний день главным парадоксом современной медицины является то,
что она, ставя своей целью, достижение здоровья человека, занимается
главным
образом
болезнью.
Но
до
какой
бы
степени
совершенства
не
доводились
диагностические
и
лечебные
приемы,
остановить
рост
соматических
заболеваний,
таких
как:
ишемическая
и
гипертоническая
3
болезнь
сердца,
инфаркт
миокарда,
диабет
и
другие,
этим
путем
не
возможно.
Необходимо
создание
новой
стратегии
здравоохранения,
способной обеспечить предотвращение самой возможности возникновения
и развития заболевания.
Это профилактическое направление
современной
системы
охраны
здоровья
населения
реализуется
через
формирование здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это
индивидуальная
система
поведения
человека,
обеспечивающая
ему
физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей
среде и активное долголетие. При этом образе жизни создаются наилучшие
условия
для
нормального
течения
физиологических
и
психических
процессов, что снижает вероятность возникновения различных заболеваний
и
увеличивает
продолжительность
жизни
человека.
Для
формирования
здорового
образа
жизни
необходимо
знать
как
положительные,
так
и
отрицательные
факторы,
влияющие
на
здоровье
человека.
К
положительным, как известно, относятся регулярные занятия физическими
упражнениями, рациональное питание, сознательное отношение к своему
здоровью. Негативные
факторы,
ухудшающие
здоровье
так
же
общеизвестны: курение, употребление алкоголя, наркотических средств,
эмоциональная
и
психическая
напряженность.
Следовательно,
здоровый
образ
жизни
–
это
цельная
логически
взаимосвязанная,
продуманная
и
спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не
по
принуждению,
а
с
удовольствием
и
уверенностью,
что
она
даст
положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья. Таким
образом, для сохранения и укрепления своего здоровья, каждый человек
должен
создать
индивидуальную
систему
поведения,
основанную
на
понимании
сущности
и
жизненной
необходимости основных
факторов
формирования
здорового
образа
жизни.
К
таким
факторам
относятся:
4
рациональное
питание; выполнение требований личной и общественной
гигиены; закаливание; отказ
от
вредных
привычек; активные
занятия
физической культурой и спортом.
Сегодня весьма актуальна такая социальная проблема как широкое
распространение
среди
подростков
наркотизма,
алкоголизации
и
употребления табачных изделий. Исследования показывают, что одни лишь
знания о вреде табачного дыма, алкоголя и наркотиков не эффективны в
деле профилактики аддитивного поведения у детей и подростков. Научные
данные свидетельствуют о том, что к 9 годам 10% детей пробуют курить. С
этого
времени
число
курящих
подростков
драматически
растет
под
влиянием
ровесников,
воздействия
общества
и
примера
взрослых.
К
подростковому возрасту число курящих детей достигает 40-60%, постоянно
употребляют
алкогольные
напитки
более
половины
учеников
старших
классов и 75% молодых людей подросткового возраста хотя бы однократно
пробуют
наркотические
вещества.
Поэтому
очень
важно,
начинать
профилактику аддитивного (от англ. Addiction - зависимость) поведения со
школьной
скамьи.
Наиболее эффективным средством отвлечения
подростков от употребления наркотических веществ, несомненно, являются
занятия
физической
культурой
и
спортом.
Особенно
важно,
чтобы
эти
занятия носили регулярный характер.
Наилучшим решением данной
проблемы могут стать занятия в спортивных секциях и различных клубах
спортивно-оздоровительной направленности. А для того, чтобы привлечь
учащихся к подобным занятиям, в первую очередь необходимо создать у них
положительную
мотивацию.
Как
известно,
мотивы
занятий
физической
культурой и спортом могут быть связаны с процессом деятельности и с ее
результатом.
В
первом
случае
подросток
удовлетворяет
потребность
в
двигательной
активности,
в
получении
впечатлений
от
соперничества
5
(чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к
получению
следующих
результатов: самосовершенствование (улучшение
телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление
здоровья); самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать
привлекательным
для
противоположного
пола
и
т.д.); удовлетворение
духовных
потребностей
(через
общение
с
товарищами,
чувство
принадлежности
к
коллективу и
т.д.). Наиболее эффективно создание
мотивации к регулярным занятиям спортом происходит в процессе
участия
учащихся
в
соревновательной
деятельности.
Поэтому
проведение
спортивных
соревнований
с
обязательным
награждением
победителей
и
призеров
может
оказать
неоценимую
услугу
в
деле
приобщения учащихся к последующим серьезным занятиям в спортивных
секциях при филиале.
В связи с этим, в нашем филиале с сентября по декабрь 2014 года
проходит Акция
спортивно-массовых
мероприятий
под
названием
«Филиал-территория здоровья» с целью пропаганды активных занятий
физической
культурой
и
спортом,
как
одного
из
важнейших
факторов
формирования ЗОЖ, и эффективнейшего средства отвлечения учащихся от
употребления наркотических средств, к ним относятся так же курение и
у п о т р е б л е н и е
а л к о г о л я .
6
ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации областной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту"
Акция "Филиал - территория здоровья"
1. Общее положение
Разработчики
и
организаторы
Акции
– Ярославский
филиал
МИИТ;
руководитель физического воспитания.
Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной
проблемы
среди
подрастающего
поколения,
повышении
требований
в
организации
качественной
работы
по
профилактике
наркомании
и
формировании здорового образа жизни.
2. Цели и задачи
Цель: Основной целью данного проекта является пропаганда здорового
образа
жизни
среди
учащихся
15-18
лет,
сознательного
отношения
к
своему здоровью.
Задачи:
Пропаганда здорового образа жизни путём вовлечения в спортивную
деятельность;
Информирование
подростков
об
альтернативах
здорового
образа
жизни асоциальному поведению;
7
Создание
условий
для
личного
роста
подростков
и
их
самореализации;
Создание условий для формирования позитивного отношения к себе и
окружающему миру;
Пропаганда жизненных ценностей;
Пропаганда положительных коммуникаций.
3. Участники
реализации программы
3.1 Командой – участницей Акции может стать любая учебная группа
очного отделения ЯФ МИИТ
3.2. Основной категорией участников являются учащиеся возрастной
категории 15 – 18 лет (1-3 курсы), а также кураторы групп,
преподаватели физической культуры, родители
4. Условия и сроки проведения
4.1. Программа «Акция «Филиал – территория здоровья» проводится с
сентября по декабрь.
4. 2. По каждому этапу программы существует отдельное Положение.
4. 3. Спортивные мероприятия проводятся в вечернее время (после
16.30ч.)
5. План реализации проекта
1 этап – Дни здоровья под девизом «Здоровым быть здорово!»
Сроки проведения: сентябрь 2014 года.
Условия участия: В первом этапе принимают участие все студенты
филиала
(1-3 курсов) совместно с кураторами.
8
Содержание этапа: С участниками Дня здоровья будут проводиться игры,
эстафеты, соревнования. Все спортивные достижения участников в
соревновательных конкурсах будут поощрены на подведении итогов
данного этапа.
2 этап – Соревнования «Спортивное многоборье»
Сроки проведения: октябрь 2014 года.
Условия участия: В соревнованиях принимают участие студенты 1-3
курсов, имеющие допуск врача.
Содержание этапа: Соревнования проводятся по следующим видам
программы:
Челночный бег;
Прыжок в длину с места;
Бросок набивного мяча из-за головы из положения, сидя на полу;
Подтягивание на перекладине
По окончании соревнований производится подведение итогов и
награждение победителей.
3 этап – Соревнования «Чудесная скакалка»
Сроки проведения: ноябрь 2014 года.
Условия участия: Соревнования проводятся как лично-командные для всех
учебных групп филиала.
Содержание этапа:
Участники соревнуются в прыжках через короткую
скакалку
(личное
первенство)
и
через
длинную
скакалку
(командное
первенство). По окончании соревнований производится подведение итогов и
награждение победителей.
4 этап – Соревнования по подвижной игре «Перестрелка»
9
Условия
участия: Соревнования
проводятся
среди
команд
всех
специальностей, не имеющих медицинских противопоказаний.
Содержание
этапа: Участники
соревнуются
в
подвижной
игре
«Перестрелка».
По
окончании
соревнований
производится
подведение
итогов
и
награждение победителей.
6. Дополнительные условия
Организаторы
Акции
оставляют
за
собой
право
вносить
изменения
и
дополнения
в
настоящее
«Положение»
относительно
сроков,
условий
и
времени проведения, о чём информирует участников заранее до начала
соревнований.
Приложение №1
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении Дней здоровья под девизом «Здоровым быть здорово!»
в рамках студенческой профилактической программы
«Акция «Филиал – территория здоровья»
10
В программе:
"Осенний кросс" для студентов 1-3 курсов:
Спортивно-развлекательная игра
«Весёлый муравейник» для студентов 2 курсов:
Спортивно-развлекательная игра
«Муравейник» для студентов 3 курсов:
Студенты 4 курсов принимают участие
в судействе соревнований.
Положение
о проведении «Осеннего кросса»
Цели и задачи:
Легкоатлетический кросс проводится с целью популяризации бега среди
учащихся;
11
- пропаганды здорового образа жизни;
- выявления лучших спортсменов для участия в городских и областных
соревнованиях.
Место и время проведения:
Соревнования проводятся на спортивном стадионе с 8 по 11 сентября
2014 года. Начало соревнований в 10 . 00
Руководство соревнованиями:
Общее руководство возлагается на преподавателей физической
культуры. В состав судейской бригады входят студенты 4 курса.
Программа соревнований:
08 09.14 - старт для 1 курса;
09.09.14 - старт для 2 курса;
10.09.14 - старт для 3 курса;
11.09.14 - старт для желающих преподавателей
Начало соревнований в 10 . 00
Участники соревнований:
В соревнованиях принимают участие студенты 1-3 курсов. Учащиеся,
освобожденные от занятий ФК и имеющие группу СМГ (наличие справки),
преодолевают дистанцию в ходьбе.
Определение победителей:
Победители в личном зачёте определяются по лучшему результату,
показанному участниками соревнований. В случае одинаковых результатов
у двух и более участников всем даётся одно место, а следующее место не
присуждается.
12
Победители в командном зачёте определяются по среднему результату
(сумма очков всех участников группы, прошедших дистанцию / кол-во
студентов группы, за исключением СМГ и освобожденных от занятий ФК
(подтверждение – справка)). Если учащийся не преодолел дистанцию, то он
входит в число тех, на кого будет делиться сумма очков. За участие куратора
в составе группы, команде начисляются дополнительные очки.
Награждение:
Участники, занявшие призовые места, награждаются грамотами.
Команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами и
призами.
Заявки:
Именные заявки, заверенные куратором группы и физоргом, подаются в
судейскую бригаду в день соревнований. В заявке указать группу
занимающихся (СМГ и освобождённых от занятий ФК). Команда без заявки,
а так же без подписи куратора, к соревнованиям не допускается.
Положение
13
о проведении игры «Весёлый муравейник»
для студентов 2 курсов
Цель игры:
Вовлечь в занятие большое количество учащихся.
Задачи:
1. Развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, ориентации в
пространстве.
2. Укрепление здоровья и повышение работоспособности.
3. Развлекательное значение.
Место и время проведения:
Соревнования проводятся на спортивном стадионе с 15 по 17 сентября
2014 года . Начало в 16.30
15.09.14. – для студентов Технологического отделения;
16.09.14. – для студентов Электротехнического отделения;
17.09.14. – для студентов Экономического отделения.
Содержание:
Суть игры заключается в том, что ребята должны перебегать от одной
станции к другой и выполнять по своему выбору определённые задания. За
правильное выполнение задания участник получает жетон, который должен
сразу же отнести своему куратору. Судейство осуществляют студенты
4 курса, заранее пройдя инструктаж. Игра начинается и заканчивается по
сигналу.
Станции:
№1 Прыжки через скакалку
№2 Вращение обруча
14
№3 Успей поймать
№4 Попади в следы
№5 Метание мяча в цель
№6 Мотальщики
№7 Сбей кеглю
№8 Прыжки через скамейку
№9 Поднимание туловища
№10 Челночный бег
№11 Приседания
№12 Отжимания
№13 Ходьба с кубиком на голове
№14 Забей гол
№15 Прыжки из обруча в обруч
№16 Удержи палку
№ 17 Футболист
Правила:
1 . Начинать выполнять задание можно только по сигналу.
2. Каждый жетон относить куратору группы и только после этого
продолжать игру.
3. За каждое задание можно получить только один жетон.
4 . Жетон даётся только за правильно выполненное задание.
5 . Игра заканчивается строго по сигналу.
Участники соревнований:
В соревнованиях принимают участие учащиеся 2 курсов.
Форма протокола:
По ходу игры кураторы ведут протоколы, в которые заносится количество
жетонов, приносимых игроками.
№
Горшков Артём
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
I
35
1
4.
Иванова Елизавета
IIIIIIIIIIIIIIII
16
5
5.
Кокорин Евгений
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
21
4
Такая форма протокола поможет выявить победителя.
Подведение итогов:
После окончания игры подсчитывается количество жетонов, набранных
каждым участником и командой в целом. Выигрывает участник и команда,
набравшие большее количество жетонов. Если в команде участвует разное
количество игроков, то в зачёт берутся одинаковое число лучших
результатов из каждой группы.
Награждение:
Участники, занявшие призовые места, награждаются грамотами.
Команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами и
призами.
16
Положение
о проведении игры «Муравейник»
среди студентов 3 курсов
Цель игры:
Вовлечь в занятие большое количество учащихся.
Задачи:
1. Развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, ориентации в
пространстве.
2. Укрепление здоровья и повышение работоспособности.
3. Развлекательное значение.
Место и время проведения:
Соревнования проводятся на школьном стадионе с 23 по 25 сентября
2014 года. Начало в 16.00
17
23.09.14. – для студентов Технологического отделения;
24.09.14. – для студентов Электротехнического отделения;
25.09.14. – для студентов Экономического отделения.
Содержание:
Суть игры заключается в том, что ребята должны перебегать от одной
станции к другой и выполнять по своему выбору определённые задания. За
правильное выполнение задания участник получает жетон, который должен
сразу же отнести своему куратору группы. Судейство осуществляют
студенты
4 курса, заранее пройдя инструктаж. Игра начинается и заканчивается по
сигналу.
Станции:
№1 Прыжки через скакалку
№2 Вращение обруча
№3 Успей поймать
№4 Попади в следы
№5 Метание мяча в цель
№6 Мотальщики
№7 Сбей кеглю
№8 Прыжки через скамейку
№9 Поднимание туловища
№10 Челночный бег
№11 Приседания
№12 Отжимания
№13 Ходьба с кубиком на голове
№14 Забей гол
№15 Прыжки из обруча в обруч
№16 Удержи палку
№ 17 Футболист
Правила:
18
1 . Начинать выполнять задание можно только по сигналу.
2. Каждый жетон относить куратору и только после этого продолжать игру.
3. За каждое задание можно получить только один жетон.
4 . Жетон даётся только за правильно выполненное задание.
5 . Игра заканчивается строго по сигналу.
Участники соревнований:
В соревнованиях принимают участие студенты 3 курсов.
Форма протокола:
По ходу игры кураторы ведут протоколы, в которые заносится количество
жетонов, приносимых игроками.
№ п/п
Кокорин Евгений
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
21
4
Такая форма протокола поможет выявить победителя.
Подведение итогов:
После окончания игры подсчитывается количество жетонов, набранных
каждым участником и командой в целом. Выигрывает участник и команда,
набравшие большее количество жетонов. Если в команде участвует разное
количество игроков, то в зачёт берутся одинаковое число лучших
результатов из каждой группы.
Награждение:
19
Участники, занявшие призовые места, награждаются грамотами.
Команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами и
призами.
Приложение №2
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении соревнований по «Спортивному многоборью»
в рамках студенческой профилактической программы
«Акция «Филиал – территория здоровья»
20
1. Цель и задачи
Целью соревнований является: привлечение подростков к регулярным
занятиям
физической
культурой
и
спортом;
повышение
эффективности
работы в филиале по физическому воспитанию и оздоровлению учащихся.
2. Руководство соревнованиями
Общее
руководство
подготовкой
и
проведением
соревнований
осуществляет руководитель физической культуры.
3. Сроки и место проведения
Соревнования проводятся в октябре 2014 года , согласно расписания для
каждой учебной группы в спортивном зале филиала. Начало соревнований:
в 16.30 часов.
4. Участники соревнований
В соревнованиях принимают участие студенты 1-3 курсов,
имеющие
допуск врача. Состав команды 10 человек (5 юношей и 5 девушек).
5. Программа соревнований
Соревнования проводятся по следующим видам программы:
Челночный бег 4*9м (девушки и юноши);
Прыжок в длину с места, 3 попытки (девушки и юноши);
Бросок набивного мяча (1кг) из-за головы из положения сидя на полу
(девушки и юноши);
Подтягивание из виса на высокой перекладине (юноши), из виса лёжа
на низкой перекладине (девушки).
6. Определение победителей соревнований
Личное первенство в соревнованиях определяется раздельно среди
21
юношей и девушек в каждой группе и специальности, по таблице очков в
многоборье. Командное первенство определяется по сумме мест личного
первенства, по восьми лучшим результатам (4-м у юношей и 4-м у девушек).
7. Награждение
Цель и задачи : соревнования проводятся с целью повышения мотивации
учащихся
к
занятиям
скакалкой,
привлечения
к
регулярным
занятиям
физической культурой и спортом, улучшения здоровья учащихся.
Участники :
к
соревнованиям
допускаются
учащиеся,
отнесенные
по
состоянию здоровья к основной медицинской группе.
Форма одежды: спортивная.
1. Порядок проведения соревнований.
Соревнования проводятся как лично-командные для всех учебных групп
филиала.
Виды программы обозначены в протоколе соревнований и могут
меняться к зависимости от подготовки учащихся.
1.1. Личные соревнования (короткая скакалка)
Каждый участник представляет обязательную программу, прыжки в которой
выполняются на 8 или 10 счетов, а затем произвольную программу, на
которую выделяется 30 секунд.
Время
на
произвольную
программу
отсчитывается
общее,
для
всех
выступающих в данный момент.
Прыжки в обязательной программе выполняются по команде судьи.
26
При неудачной попытке одного из участников в выполнении обязательного
прыжка, участник продолжает соревнования, выполняя остальные прыжки
по команде преподавателя.
Участник
должен
внимательно
следить
за
командой
судьи
и
вовремя
начинать очередной прыжок.
Одновременно
выполняют
задание
2–3
участника
(в
зависимости
от
размеров спортивного зала и количества судей).
Прыжки
в
произвольной
программе
выполняются
на
любое
удобное
участнику количество счетов, но по общему времени не более 30 секунд.
После выполнения всего вида программы участник занимает место среди
болельщиков.
Судья заполняет протокол соревнований и выставляет оценку участнику по
каждому виду соревнований, затем суммирует полученные баллы.
В
итоговом
протоколе
победитель
выводится
отдельно
для
юношей
и
девушек.
1.2. Командные соревнования (длинная скакалка)
Согласно
проведенной
жеребьёвке
определяется
учебная
группа ,
начинающая соревнования первой.
Вращение большой скакалки производит судья и любой из болельщиков.
Прыжки
выполняются
от
простого,
к
сложному,
и
количество
запрыгивающих увеличивается постепенно.
Вид
прыжков
и
выполнение
регулируется
судьей
соревнований
и
выполняется по его команде.
2. Судейство соревнований
27
В
качестве
судей
привлекаются
независимые
от
группы
кураторы,
преподаватели или родители.
Судьи
одновременно
оценивают
нескольких
участников
соревнований
и
заносят результат в протокол сразу после выполнения очередного вида.
Судьи имеют право совещаться при подведении итогов по каждому виду
прыжков, так и при подведении общего итога соревнований.
Личные и командные соревнования оцениваются по 10 (десяти) бальной
системе, за каждый вид (упражнение).
2.2 Критерии оценки.
Оценивается
качество
выполнения
каждого
з а д а н и я ,
точность
выполнения команд судьи.
В произвольной программе также оценивается разнообразие видов прыжка.
В
командном
виде
также
оценивается синхронность
прыжков,
слаженность
работы
группы,
взаимоотношения
и
взаимопомощь
в
команде.
При равенстве очков участникам или командам дается право выполнить
дополнительные прыжки не входящие в программу.
По
окончании
соревнований
производится
подведение
итогов
и
награждение победителей.
28
Приложение №4
Положение
о проведении соревнования по подвижной игре
«Перестрелка».
1.
Цель: формирование физической культуры личности учащегося
посредством освоения основ содержания физической деятельности с
общеразвивающей направленностью.
2.
Задачи:
Развитие ловкости, находчивости и тактического мышления, их
вариативного использования в игровой деятельности;
Развитие физических качеств;
Укрепление и сохранение здоровья;
Формирование жизненно важных двигательных умений, навыков;
29
Воспитание культуры общения со сверстниками, умение управлять
своими эмоциями;
Формировать и развивать соревновательный характер личности.
3. Порядок проведения соревнований:
Соревнования проводятся в ноябре в спортивном зале филиала (согласно
расписания)
4. Руководство соревнованиями
Непосредственное проведение соревнований возлагается на преподавателей
физической культуры
5. Участники соревнований
К участию в игре допускаются команды 1-3 курсов: команда девушек – 10
человек и команда юношей – 10 человек (из каждой группы),
не имеющие медицинских противопоказаний.
6. Содержание подвижной игры «Перестрелка»
Игроки команд располагаются на площадке, разделенной средней линией.
По
сигналу
судьи
команды
начинают
мячом
пятнать
игроков,
расположенных
на
противоположной
стороне
площадки.
Задача
каждой
команды, получив мяч, метким броском выбить игрока другой команды, не
заходя за среднюю линию. Противник уворачивается от мяча и пытается
его
поймать
с
лета,
чтобы
осалить
игрока
противоположной
команды.
Запятнанный
игрок
выходит
из
игры.
Выигрывает
команда,
сумевшая
быстрее выбить игроков противоположной команды. Один период игры
длится 10 минут, игра продолжается до двух выигранных периодов. Если по
окончании
10
минут
команды
будут
выбиты
не
в
полном
составе,
то
выигрывает команда с большим количеством игроков.
Правила: нельзя бросать мяч в голову игрока; игрок, не сумевший поймать
брошенный в него мяч, считается запятнанным; нельзя заступать за
среднюю линию.
7. Награждение
Победители и призеры соревнований награждаются грамотами.
30
Источники информации для учащихся
1.
Белогуров С.Б. «Наркотики и наркомании (Книга для всех). Сургут,
Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1998 г.
2.
Мороз О.П. «Группа риска». «Просвещение» Москва, 1990 г.
31
3.
В.А.Ерёмин «Улица – подросток – воспитатель» Москва
«Просвещение», 1991 г.
4.
М. Безруких, Т.Филиппова. «Разговор о правильном питании».
Москва, 1999 г.
5.
Г.Юдин. «Главное чудо света». Москва: Монолог, 1994 г.
Источники информации для педагогов и родителей
1.
Н.Аникеева «Воспитание игрой». Москва, 1987 г.
2.
Н. Коростелев «От А до Я детям о здоровье». Москва: Медициан,
1987 г.
3.
Е. Иваницкая, Т. Щербакова «Алкоголь, курение, наркотики: как
выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые
пруды», 2008 г.
4.
С. Белогуров «Популярно о наркотиках и наркоманиях». Санкт-
Петербург, 2000 г.
5.
Н.В.Вострокнутов «Антинаркотическая профилактическая работа с
несовершеннолетними групп социального риска». Московский
городской фонд поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004 г.
6.
Б.М.Левин, М.Б.Левин «Наркомания и наркоманы». Москва,
Просвещение, 1991 г.
7.
Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие».
«Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными
веществами». Москва, 2005 г.
8.
Серия «Воспитательная работа». «Азбука здоровья: профилактика
вредных привычек». Москва «Глобус».
9.
Министерство образования и науки Российской федерации. «Основы
профилактики ПАВ».
10.Е.Ю.Ляпина «Профилактика социально опасного поведения
школьников». Система работы образовательных учреждений.
Волгоград.
11.Министерство образования и науки Российской Федерации.
«Зарубежный опыт профилактики злоупотребления психоактивными
веществами среди несовершеннолетних». Москва, 2004 г.
32
33