Автор: Божко Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Светлячок" г. Николаевска
Населённый пункт: г. Николаевск, Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Человек как предмет воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г.
Николаевска Волгоградской области
Воспитатель: Божко Надежда Сергеевна
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на межмуниципальном педагогическом чтении
«Человек как предмет воспитания»
К.Д.Ушинский является основоположником русской педагогической науки, в
частности дошкольной педагогики. Его мысли, взгляды и методы, принципы, которые он
обосновал, мне понятны, и я применяю их в своей работе. Особое место К. Д. Ушинский
отводил изучению природы, называл ее одним из «великих наставников человечества»,
прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние
на развитие эстетических чувств.
«По моему убеждению, – писал К. Д. Ушинский, – логика природы есть самая доступная
и самая полезная логика для детей»
«ЕСЛИ ХОТИТЕ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, - ВЕДИТЕ ЕГО В
ПРИРОДУ» К. Д. УШИНСКИЙ
«Каждое название предмета, его действия и его качества есть следствие наблюдений и что
есть в речи логического, то проистекает из наблюдений человека над природой и самим
собою». Если мы хотим, – указывал он, – внести возможно более логических элементов
в язык человека, то не можем сделать этого лучше ни на чем, как на наблюдениях
над предметами и явлениями природы».
Регулярно с детьми провожу сезонные наблюдения за животными, насекомыми,
цветами, птицами. А затем свои впечатления дети передают в продуктивной
деятельности.
К. Д. Ушинский раскрыл роль природного окружения в первоначальном обучении:
наглядность и логичность природы способствуют развитию образного и логического
мышления, формируют такие качества ума, как наблюдательность, любознательность.
Он указывал на необходимость воспитания в детях стремления к познанию природы:
«Нам кажется, что трудно найти какой-нибудь другой предмет преподавания более
естественных наук способный развивать умственные способности, укреплять их силу
в ребенке».
«Наблюдая природу, происходящие в ней явления, дети начинают понимать их причины
и следствия, некоторые закономерности природы, учатся логически мыслить.»
С этой целью с детьми провожу опыты. «почему под снегом теплее» , «Свойства льда»,
«Свойства воэдуза»
К.Д. Ушинский неоднократно говорил о необходимости развивать в детях
наблюдательность и умение просто любоваться природой. Наука должна действовать
не только на ум, но и на душу, чувство.
Решая эту задачу, учу детей любить и беречь природу. Провожу различные проекты,
акции.
Книги Ушинского открывали ребенку большие и маленькие тайны огромного мира, в
котором ребенок только начинал жить и в котором так много незнакомого, непонятного и
таинственного.
Он сочинял рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни; о
животных и птицах, о явления природы. И можно с уверенность сказать, что эти рассказы
и сказки будут читать и любить еще много - много новых поколений.
Систематически знакомлю ребят с рассказами К.Д. Ушинского, такими как: Четыре
желания; Пчелки на разведке; Выросла яблонька; Проказы старухи – Зимы; Летние
лучи» и т. д
Для родителей выпускали газету «Эколошка»