Автор: Кунилова Наталия Игорьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ гимназия №14
Населённый пункт: город Орехово - Зуево, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Раздел: среднее профессиональное
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Кунилова Н.И.
Социальный педагог, МОУ гимназия №14, г.о. Орехово-Зуево
Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть
нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья
наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в
отношении инвалидов – результат развития мирового сообщества. Она прошла путь от идеи ухода за
инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании.
Использование
дистанционных
форм
при
организации
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от
места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и
адаптации в обществе. Обучаясь в информационной компьютерной среде, ребенок одновременно получает
профессиональные навыки, которые в дальнейшем обеспечат ему работу и достойное существование.
Каждый ученик обучается по индивидуальному учебному плану, в который в зависимости от
степени его психического или физического развития и пожеланий родителей, включены часы федерального,
школьного компонента и часы индивидуальных консультаций. Обучение по индивидуальному учебному
плану,
наряду
с
применением
современных
образовательных
технологий,
обеспечивает
гибкость
образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
образовательных программ.
В настоящее время использование дистанционных технологий позволяет не только обеспечить
ребенка-инвалида качественным образованием, но и дать ему общение со сверстниками (окно в мир), столь
необходимое для социализации, реабилитации и адаптации. Так как дистанционное обучение невозможно
без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребенок-инвалид уже
фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и
независимую жизнь.
Особенности ДО требуют разработки понятия и основных принципов технологии дистанционного
обучения. Технология дистанционного обучения (ТДО), может быть определена, как система методов,
специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного содержания образования.
Проблема сроков обучения. В каждом ребенке от рождения заложен огромный потенциал, в том
числе способность познавать мир, учиться и огромный интерес к этому процессу. За 2-3 первых года жизни
он
без
труда
усваивает
объем
знаний
и
умений,
существенно
превышающий
школьную
программу.
Способности к обучению у детей-инвалидов в ряде случаев деградируют гораздо быстрее, чем у здоровых –
следовательно, процесс будет успешным только в том случае, если обучение начать в самые ранние сроки и в
него будут включены родители.
Посредством
ТДО
реализуется
содержание
обучения,
осуществляется
целенаправленная
совокупность педагогических процедур, в свою очередь, регулирующих операционный состав деятельности
обучаемых, ее структуру и развитие. Другими словами, в процессе проектирования технологии обучения
реализуется
система
учебной
деятельности
преподавателей
и
обучаемых.
Технология
дистанционного
обучения должна быть ориентирована на дидактическое применение научного знания, научную организацию
учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей – разработчиков курсов и тьюторов и
направлена на достижение высоких результатов в обучении, воспитании и развитии личности обучаемого.
Она предполагает управление процессом обучения, что включает в себя два взаимосвязанных процесса:
организацию
деятельности
обучаемого
и
контроль
этой
деятельности.
При
этом
каждому
элементу
технологии обучения соответствует свое целесообразное место в целостном педагогическом процессе, что
предопределяет возможность его воспроизведения.
Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность:
- чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида
(визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
- хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность
ее редактирования, обработки, распечатки;
- интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и
оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса;
- доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных,
многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией;
- организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных
аудио- и видеоконференций.
Принципами обучения (дидактическими принципами) принято называть положения, выражающие
зависимость между целями подготовки и закономерностями, направляющими практику обучения:
- соответствие дидактического процесса закономерностям учения;
- ведущая роль теоретических знаний;
- единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
- стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;
- соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;
- сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;
- сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;
- системность и последовательность в обучении;
- доступность;
- прочность овладения содержанием обучения.
Совокупность известных принципов, можно разбить на три группы:
- общие, включающие в себя принципы гуманизации обучения, научности, системности;
- принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, (соответствия целей и содержания обучения
государственным образовательным стандартам; генерализация; историзма; целостности и комплектности);
-
принципы,
охватывающие
дидактический
процесс
и
адекватную
ему
педагогическую
систему
с
ее
элементами;
Указанные общие принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения (СДО), но
требуют дополнения и детализации, исходя из специфики ДО. Рассмотрим теперь специфические принципы
ДО.
Принцип интерактивности отражает закономерность не только контактов ученик-преподаватель,
опосредованных средствами информационных технологий.
Принцип
стартовых
знаний
определяет
необходимость
начального
уровня
подготовки
потенциальных
потребителей
образовательных
услуг
СДО,
а
также
соответствующего
аппаратно-
технического обеспечения. Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений,
навыков.
Принцип индивидуализации. Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО
проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только
составить
индивидуальный
план
учебы,
но
и
провести,
если
надо,
доподготовку
потребителя
образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих
успешно
проходить
обучение
в
СДО.
Текущий
контроль
позволяет
корректировать
образовательную
траекторию.
Принцип идентификации. Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к.
при
ДО
предоставляется
больше
возможности
для
фальсификации
обучения,
чем
при
очной
форме.
Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности.
Принцип
регламентности
обучения.
Целесообразно
вводить
график
самостоятельной
работы.
Должен быть жесткий контроль и планирование.
Принцип
педагогической
целесообразности
применения
средств
новых
информационных
технологий. Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки
каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Принцип обеспечения открытости и гибкости
обучения.
Принцип
открытости
выражается
в
«мягкости»
ограничений
по
возрасту,
начальному
образовательному
цензу,
вступительных
контрольных
мероприятий
для
возможности
обучения
в
образовательном учреждении в виде собеседований.
В целом, основная идея дистанционного обучения – это учитывать возможности и интересы каждого
обучающегося
ребенка
с
особыми
потребностями,
т.е.
оказать
помощь
в
выработке
индивидуальной
образовательной
траектории,
ориентированной
на
эффективное
сочетание
различных
форм
обучения,
включая
дистанционное.
Помимо
этого,
не
менее
важной
целью
является
обеспечить
его
культурное
развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности.