Автор: Дымова Анжелика Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ОО Дмитриевская школа"
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Белгородская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность в школе"
Раздел: среднее образование
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
Проект как вид самостоятельной
творческой работы учащихся
Разработанный еще в первой половине XX века метод
проектов
вновь
становиться
актуальным
в
современном
информационном
обществе.
Однако
внедрение
проектной
деятельности в школьную практику временами наталкивается
на определенные трудности.
Часто
проектом
называют
любую
самостоятельную
работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница
с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно
вносят
наши
средства
массовой
информации,
в
которые
проектами
называют
и
спортивные
мероприятия,
и
шоу-
программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что
подчас у учителей не складывается четкого представления о
проекте
как
методе
обучения,
а
учеников
-
о
проекте
как
вполне определенном виде самостоятельной работы.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко
определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем
его
отличие
от
других
видов
самостоятельной
работы
ученика, какова степень участия учителя на различных этапах
выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и
от других его индивидуальных особенностей.
Среди различных видов самостоятельных работ учащихся
ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и
учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают
не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте
как методе обучения, нужно разобраться, что же такое проект и
чем он отличается от других видов работ.
Проект -
работа,
направленная
на решение
конкретной
проблемы, на
достижение
оптимальным
способом заранее
запланированного
результата. Проект
может
включать
элементы докладов, рефератов,
исследований и любых других
видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только
как способов достижения результата проекта.
Проект как метод обучения
Проектный
метод
получил
в
настоящее
время
очень
широкое распространение в обучении. Его можно использовать
в
любой
школьной
дисциплине,
где
решаются
большие
по
объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего
звена.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество
педагога
и
учащегося,
развитие
творческих
способностей,
является
формой
оценки
в
процессе
непрерывного
образования,
дает
возможность
раннего
формирования
профессионально-значимых
умений
учащихся.
Проектная
технология
нацелена
на
развитие
личности
школьников,
их
самостоятельности,
творчества.
Она
позволяет
сочетать
все
режимы
работы:
индивидуальный,
парный,
групповой,
коллективный.
Основной целью проекта
является
формирование
творческого мышления учащихся
Виды проектов в школе
Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета
(учебной
дисциплины),
вполне
укладывается
в
классно-урочную
систему.
Межпредметный
проект –
проект,
предполагающий
использование
знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве
дополнения к урочной деятельности.
Внепредметный проект – проект, выполняется на стыках областей
знаний,
выходит
за
рамки
школьных
предметов.
Используется
в
качестве
дополнения
к
учебной
деятельности,
носит
характер
исследования.
Последовательность
работы над проектом
Стадия
работы над
Содержание работы
Деятельность
Деятельность
проектом
учащихся
учителя
1
2
3
4
Подготовка
Определение темы и
целей проекта, его
исходного положения.
Подбор рабочей
группы
Обсуждают тему
проекта с
учителем и
получают при
необходимости
дополнительную
информацию
Знакомит со
смыслом
проектного
подхода и
мотивирует
учащихся.
Помогает в
определении цели
проекта.
Наблюдает за
работой учеников.
Планирование
а) Определение
источников
необходимой
информации.
б) Определение
способов сбора и
анализа информации.
в) Определение
способа
представления
результатов (формы
проекта)
г) Установление
процедур и критериев
оценки результатов
проекта.
д) Распределение
задач (обязанностей)
между членами
рабочей группы
Формируют
задачи проекта.
Вырабатывают
план действий.
Выбирают и
обосновывают
свои критерии
успеха проектной
деятельности.
Предлагает идеи,
высказывает
предположения.
Наблюдает за
работой учащихся.
Исследование
1.Сбор и уточнение
информации
(основные
инструменты:
интервью, опросы,
наблюдения,
эксперименты и т.п.)
2.Выявление
(«мозговой штурм») и
обсуждение
альтернатив,
Поэтапно
выполняют
задачи проекта
Наблюдает,
советует, косвенно
руководит
деятельностью
учащихся
возникших в ходе
выполнения проекта.
3.Выбор
оптимального
варианта хода
проекта.
4.Поэтапное
выполнение
исследовательских
задач проекта
Выводы
Анализ информации.
Формулирование
выводов
Выполняют
исследование и
работают над
проектом,
анализируя
информацию.
Оформляют
проект
Наблюдает,
советует (по
просьбе учащихся)
Представление
(защита)
проекта и
оценка его
результатов
Подготовка отчета о
ходе выполнения
проекта с
объяснением
полученных
результатов
(возможные формы
отчета: устный отчет,
устный отчет с
демонстрацией
материалов,
письменный отчет).
Анализ выполнения
проекта, достигнутых
результатов (успехов и
неудач) и причин
этого
Представляют
проект,
участвуют в его
коллективном
самоанализе и
оценке.
Слушает, задает
целесообразные
вопросы в роли
рядового
участника. При
необходимости
направляет
процесс анализа.
Оценивает усилия
учащихся, качество
отчета,
креативность,
качество
использования
источников,
потенциал
продолжения
проекта
Оценивание проекта
(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)
Этапы
Критерии
оценки
Само
оценка
Учитель
Коллеги
по
команде
Защита
Представление
(15 баллов)
Ответы на
вопросы (15
баллов)
Процесс
проектирования
Интеллектуальная
активность (10
баллов)
Творчество (10
баллов)
Практическая
деятельность (10
баллов)
Умение работать
в команде (10
баллов)
Итог
Достигнутый
результат (15
баллов)
Оформление (15
баллов)
85 – 100 баллов – «отлично»;
70 – 85 баллов – «хорошо»;
50 – 70 баллов – «удовлетворительно»;
менее 50 баллов - «неудовлетворительно».
Рейтинговая оценка проекта
Оценка
этапов
Критерии оценки
Баллы
Оценка
работы
Актуальность и новизна предлагаемых решений,
сложность темы
5, 10, 20
Объём разработок и количество предлагаемых
решений
5, 10, 20
Практическая ценность
5, 10
Уровень самостоятельности участников
10, 20
Качество оформления записки, плакатов и др.
5, 10, 15
Оценка рецензентом проекта
5, 10
Оценка
защиты
Качество доклада
5, 10, 20
Проявление глубины и широты представлений
по излагаемой теме
5, 10, 20
Проявление глубины и широты представлений
по данному предмету
5, 10, 20
Ответы на вопросы учителя
5, 10
Ответы на вопросы учащихся
5, 10
180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».
Рейтинговая оценка проекта (повышенный уровень)
Этапы
Критерии оценки
Уровень
(0,5,10, 20)
Актуальность темы и предлагаемых решений,
практическая направленность
Оформление
и выполнение
проекта
Объём и полнота разработок,
самостоятельность, законченность,
подготовленность к защите
Уровень творчества, оригинальность раскрытия
темы, подходов, предлагаемых решений
Аргументированность предлагаемых решений,
подходов, выводов
Качество записки: оформление, соответствие
стандартным требованиям, рубрицирование и
структура текста, качество эскизов, схем,
рисунков
Защита
Качество доклада: композиция, полнота
представления работы, подходов, результатов;
аргументированность и убеждённость
Объём и глубина знаний по теме (предмету),
эрудиция, наличие межпредметных
(междисциплинарных) связей
Представление проекта: культура речи, манера,
использование наглядных средств, чувство
времени, Импровизационное начало, удержание
внимания аудитории
Ответы на вопросы: полнота,
аргументированность, убеждённость,
дружелюбие, стремление использовать ответы
для успешного раскрытия темы и сильных
сторон работы
Деловые и волевые качества докладчика: умение
принять ответственное решение, готовность к
дискуссии, способность работать с перегрузкой,
доброжелательность, контактность
200 – 155 баллов – «отлично»;
154 – 100 баллов – «хорошо»;
менее 100 баллов - «удовлетворительно».
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
обозначение проблемы;
обозначение цели;
продуманность пути решения;
обозначение конечного результата;
реальность проекта;
образовательный эффект;
регламент;
культура речи;
свободное владение материалом;
культура оформления работы;
наглядность;
умение вести дискуссию.
ВИДЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ
информационно
–
реферативные,
написанные
на
основе
нескольких
источников с целью освещения какой – либо проблемы;
проблемно
–
реферативные,
написанные
на
основе
нескольких
источников
с
целью
сопоставления
имеющихся
в
них
данных
и
формулировки собственного взгляда на проблему;
реферативно
–
экспериментальные,
в
основе
которых
лежит
эксперимент, методика и результаты которого уже известны;
описательные,
нацеленные
на
наблюдение
и
качественное
описание
какого – либо явления.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО РЕФЕРАТА
обозначение проблемы;
выдвинутая гипотеза;
подбор методов;
сбор и анализ материалов;
обозначение собственной позиции;
образовательный эффект;
регламент;
культура речи;
свободное владение материалом;
культура оформления работы;
наглядность;
умение вести дискуссию.