Автор: Иванищева Светлана Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 79
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективно-тематический план по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста (по лексическим темам)
Раздел: среднее профессиональное
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО
РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ)
Выполнила С.В. Иванищева
учитель-дефектолог
МДОУ детский сад
комбинированного вида № 79
г. Комсомольск-на-Амуре
Хабаровский край
Месяц
Тема
Развитие мелкой моторики
комплекс
пальчиковой
гимнастики, развитие
координации речи с
движениями
массаж рук
упражнения с
предметами
графические навыки
Сентябр
ь
1-2 недели: входящая диагностика, работа с документацией.
Заполнение индивидуальных коррекционных карт развития детей.
Овощи
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Туки-
туки…» (Датешидзе, с.
38 № 5)
Массаж ладоней:
прокатывание мяча су-
джок между ладонями
Захват щепотью
(шишки, косточки,
фасоль, горох)
Проведение
горизонтальных линий
(рисование грядок)
Фрукты
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Яблочко с
кулачок» (Датешидзе,
с. 38 № 6)
Прокатывание яблока
между ладонями
Тканевая мозаика
«Яблочко на яблоню,
под яблоню»
Проведение замкнутой
линии (рисование
яблок)
Октябрь
Лес.
Деревья
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Деревья и
ветерок» (Датешидзе,
с. 45 № 34)
Прокатывание
брусочков, веточек
между ладонями
Нанизывание
прищепок
определенного цвета
на ветку дерева
(«осенние
листочки»)
Выкладывание дерева
(елка) из палочек по
контуру
Ягоды
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Хома-
хомячок» (Датешидзе,
с. 40 № 15)
Массаж кистей рук,
пальцев (резиновые
колечки)
Выкладывание ягод
на нарисованную
веточку.
Пересыпание ягод
ложкой из одной
миски в другую
Проведение замкнутой
кривой линии в
замкнутом
пространстве (ягоды на
кусте, ветке)
Грибы
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Грибы»
(Нищева, с. 262)
Массаж кистей рук: су-
джок
Раскладывание
грибов по корзинкам
(по величине)
Выкладывание гриба по
контуру из шнура
Осень
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Дождик
лей» (Датешидзе, с. 37
№ 3)
Игра «Дождик» (удары
пальчиками одной руки
по ладони другой)
Мягкая тканевая
мозаика
(размещение:
солнце, тучи, литья и
т.д.)
Проведение
вертикальных линий
(«Дождик»), замкнутой
кривой линии (туча,
лужа)
Ноябрь
Одежда
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Мы
одежду бережём»
(Ершова, с. 39 № 7)
Массаж: сжимание
(сдавливание)
маленьких гладких
мячей
Шнуровка
(продевание шнура в
отверстие - «Шьем
платье»)
Проведение кривой
линии (рисование
ниточек карандашами)
Обувь
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Большие
ножки» (Датешидзе, с.
38 № 7)
Массаж: сжимание
колючих мячей
Шнуровки
(продевание шнурка
в дырочку)
Проведение кривой
линии (рисование
шнурочков маркерами)
Осень
(поздняя)
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Осень»
(Ершова, с. 22)
Массаж грецкими
орехами
Раскладывание
бумажных листочков
по тарелочкам (по
величине, цвету)
Проведение
вертикальных линий
(«Первый снежок»)
Перелётные
птицы
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Птичка
крылышки сложила»
(Датешидзе, с. 41 №
20)
Массаж грецкими
орехами со словами
(Датешидзе, с.41 № 19)
Игра с пластилином
и горохом:
выкладывание
дорожки из гороха
по пластилиновой
основе («Дорожка»)
Проведение замкнутой
кривой линии в
замкнутом
пространстве
(зернышки на
тарелочке)
Декабрь
Зима
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Зима
пришла» (Смирнова, с.
Массаж с
использованием
детского эспандера
Разрывание белой
бумаги на маленькие
кусочки («Снежные
Проведение
горизонтальных линий
(«Снег идет»)
27)
(«Лепим снежок»)
хлопья»).
Зимующие
птицы
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Стайка»
(Датешидзе, с. 21 №
42)
Массаж кончиков
пальцев рук («Пальчики
здороваются»)
Выкладывание
мозаики («Дорожка
для птичек»)
Проведение замкнутой
кривой линии в
замкнутом
пространстве
(зернышки на
тарелочке)
Зимние
развлечения
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Снежок»
(Нищева, с. 57)
Массаж кончиков
пальцев рук («Пальчики
здороваются»)
Игры со шнуром:
короткая замкнутая
кривая – снежок.
Длинная кривая –
снежный ком
Проведение замкнутой
кривой линии
(снеговик), волнистой
линии (дорожка для
лыжника)
Новый год
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Елочка»
(Нищева, с. 64)
Массаж кончиков
пальцев рук («Пальчики
здороваются» сразу
обеих рук)
Выкладывание ряда
из мозаики,
нанизывание шаров
на шнур («Бусы на
елку»)
Формирование навыка
раскрашивания
ограниченного линией
пространства
(«Раскрась шарик»)
Январь
1-3 недели: промежуточная диагностика, работа с документацией.
Заполнение индивидуальных коррекционных карт развития детей.
Я в мире -
человек
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Пальчик с
пальчик…»
(Датешидзе, с. 37 № 1)
Массаж кончиков
пальцев рук («Пальчики
здороваются» сразу
обеих рук, легкое
надавливание)
Выкладывание
ручек, ножек из
палочек
нарисованному
человечку
Проведение прямых
вертикальных линий
(«Почини расческу»)
Февраль
Домашние
птицы
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Есть у
курочки цыпленок…»
(Ершова, с. 87)
Массаж кончиков
пальцев рук
(«Покормим птичек» -
пальцы щепотью)
Опускание гороха в
бутылочку
(«Соберем горошек
для петушка,
курочки»)
Проведение прямых
вертикальных линий
(«Забор для петушка»)
Домашние
животные
Комплекс пальчиковой
гимнастики
«Повстречались два
котёнка» (Датешидзе,
с. 39 № 12)
Действия с водой,
губкой: собирание воды,
выжимание губки
(«Водичка для
собачки»)
Выкладывание из
палочек заборчика,
домика для
животных
Проведение прямых
вертикальных линий
(«Травка для коровки»)
Дикие
животные
леса
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Мальчик-
с-пальчик» (Нищева, с.
73)
Массаж ладошек при
перекладывании из руки
в руку толстой веревки
(перехватывание)
Выкладывание
овалов с
изображением
следов зверей на
дорожках («Следы
на дорожке»)
Проведение прямых
горизонтальных
(«Дорожка для
зайчика»),
вертикальных линий
(«Нарисуй ежику
иголочки»)
Транспорт
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Заливаю
в бак бензин»
(Датешидзе, с. 43 №
26)
Массаж ладошек при
перекладывании из руки
в руку толстой веревки
со словами (Датешидзе,
с. 43 № 26)
Пристегивание
«колёс» к
изображению
машины,
выкладывание рельс
и шпал из шнуров и
палочек
Формирование навыка
рисования и
раскрашивания
ограниченного линией
пространства
(«Нарисуй и раскрась
колёса»), рисование
произвольной кривой
(«Дым из трубы
паровоза»)
Март
Женский
праздник –
праздник
мам
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Милой
мамочке моей буду
помогать» (Ершова, с.
119)
Массаж кончиков
пальцев рук (легкое
сдавливание)
Нанизывание
крупных бус на
шнурок - «Бусы для
мамы»
Раскрашивание
ограниченного линией
пространства («Бусы
для мамы»)
Семья
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Этот
Массаж кончиков
пальцев рук с
Выкладывание
мозаики («Дорожка
Формирование навыка
рисования и
пальчик – бабушка…»
(Датешидзе, с. 37 № 2)
использование
прищепок (лёгкое
сдавливание)
к дому, где меня
ждёт мама. …»)
раскрашивания
ограниченного линией
пространства («Пряник
для мамочки»)
Посуда
(чайная,
столовая)
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Ну-ка,
ну-ли…» (Датешидзе,
с. 38 № 8)
Массаж кистей рук
мячом су-джок
Выкладывание из
шнуров дорожек (по
величине (длине))
Формирование навыка
рисования и
раскрашивания
ограниченного линией
пространства
(«Тарелочки большие и
маленькие»)
Мебель
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Много
мебели в квартире»
(Нищева, с. 52)
Массаж пальцев рук с
помощью мяча су-джок
Выкладывание
мебели из палочек
по контуру
Рисование округлых
линий, закрашивание
ограниченного линией
пространства («Укрась
салфетку для стола»)
Апрель
Весна.
Весенние
изменения
в природе
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Кап-кап-
кап» (Нищева, с. 86)
Массаж со словами
(Датешидзе с.44 № 31)
Раскладывание
орехов по
тарелочкам (по
величине)
Проведение
произвольных кривых
линий («Ручейки»);
«Солнышко» -
выкладывание лучиков
из палочек
Перелётные
птицы
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Целый
день» (Датешидзе с. 44
№ 29)
Массаж пальцев рук на
основе упражнения
«Птичка» (прямые
пальцы)
Раскладывание
гороха и бобов по
тарелочкам
Проведение
фломастером крест-
накрест прямых линий
(«Следы птичек на
земле»)
Дом
Комплекс пальчиковой
гимнастики «На
Массаж кистей рук
(многократное
Выкладывание из
палочек по контуру,
Проведение
произвольных кривых
полянке дом стоит»
(Датешидзе, с. 44 №
30)
сдавливание на основе
упражнение «Замок для
домика»)
мозаики (домик,
дорожка к домику)
линий («Дорожка к
дому», «Дым из трубы
дома»)
Комнатные
растения
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Мы с
Мишуткой
посадили…» (Ершова,
с. 112)
Массаж кончика
каждого пальчика обеих
рук
Работа с песковым
бассейном:
нахождение мелких
предметов
Формирование навыка
раскрашивания
ограниченного линией
пространства
(«Раскрась цветочек»)
Май
Игрушки
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Танины
игрушки» (Нищева, с.
46)
Массаж: прокатывание
карандаша между
ладонями
Выкладывание
домика для куклы по
контуру (палочки,
мозаика)
Формирование навыка
рисования замкнутой
кривой и
раскрашивания
ограниченного линией
пространства («Мячи
большие и маленькие»)
Цветы
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Нежно
дует ветерок»
(Датешидзе, с. 45 №
35)
Массаж: прокатывание
трехгранного карандаша
между ладонями
Выкладывание
цветков из круга и
овалов
Формирование навыка
раскрашивания
ограниченного линией
пространства
(«Раскрась цветочек»)
3-4 недели: итоговая диагностика, работа с документацией.
Заполнение индивидуальных коррекционных карт развития детей.
Июнь
Насекомые
Комплекс пальчиковой
гимнастики «Майский
жук» (Датешидзе, с. 45
№ 36)
Прокатывание
трехгранного карандаша
между ладонями
Действия с
короткими шнурами
по контуру
(«Выложи
червячка»)
Проведение прямых
линий («Нарисуй лапки
жучку»)
Лето
Комплекс пальчиковой
гимнастики
Массаж: прокатывание
различных предметов
Выкладывание из
мозаики по контуру
Рисование округлых
линий, закрашивание
«Наступило лето»
(Смирнова, с. 63)
между ладонями
(шишки, орехи, и т.д.)
(«Солнышко»)
Игры с пластилином
(повторение)
ограниченного линией
пространства
(«Нарисуй и раскрась
солнышко»),
проведение прямых
вертикальных линий
(«Нарисуй солнышку
лучики»)
Литература:
1. Т.А. Датешидзе. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого
развития. Санкт-Петербург, 2004
2.Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. Занятия с дошкольниками, имеющими
проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст.
Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
3. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группу для детей
с общим недоразвитием речи. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
4. Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для
воспитателей и родителей. Москва. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009