Автор: Лисовец Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №56 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Нальчик КБР
Наименование материала: методическая разработка квест-путешествия
Тема: " В поисках заповедного края"
Раздел: дошкольное образование
1
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56» комбинированного вида г.о. Нальчик
К О Н С П Е К Т К В Е С Т – П У Т Е Ш Е С Т В И Я
Т Е М А:
«В П О И С К А Х З А П О В Е Д Н О Г О К Р А Я»
(для детей подготовительнолй группы)
Подготовили:
Воспитатель
Лисовец Татьяна Александровна
Ст.воспитатель:
Куранова Любовь Владимировна
2
ЦЕЛЬ:
- систематизировать знания детей о достопримечательностях, растениях
и животных Кабардино-Балкарии.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас;
- учить распознавать предметы и плоды на ощупь;
- учить по описанию называть животных;
- продолжать знакомить с природными зонами;
- продолжать знакомить с растениями и животными КБР, занесённых в
Красную книгу.
Развивающие:
- развивать познавательно-исследовательские способности;
-расширять
кругозор
посредством
выхода
за
пределы
программного
содержания;
-развивать
познавательную
инициативу,
творческую
активность
через
непосредственное участие в исследовании;
-
развивать
умение
сопоставлять,
анализировать,
классифицировать,
делать выводы;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-
поддерживать бодрое и радостное настроение, побуждать к активной
деятельности;
-
продолжать
формировать
умения
соблюдать
элементарные
правила
поведения;
-
воспитывать
аккуратность,
последовательность
при
выполнении
творческой работы;
- воспитывать бережное отношение к природе;
-
учить
внимательно
слушать
педагога
и
ответы
других
детей,
не
перебивать товарища
ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: «Познавательное развитие»
ИНТЕГРАЦИЯ: «Физическое развитие», «Речевое развитие», Художественно-
эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
ВИДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
игровая,
исследовательская,
коммуникативная,
трудовая.
СЛОВАРНАЯ
РАБОТА:
заповедный,
библиотека,
путешественник,
география, ботаника, зоология, Красная книга, географическая карта.
3
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
- проектор
- проектно-маркерная доска
- стенды или полки для книг
- столы, стулья
- макеты книг «География», «Ботаника», «Зоология» размером 100×70см
-спортивный инвентарь: дорожка из мягких кубиков, дуга, два куба
- конверт размером 60×50
- карта КБР (разрезная)
-картинки
лекарственных
растений
КБР:
зверобой,
подорожник,
тысячелистник,
мать-и-мачеха,
пролеска,
одуванчик,
примула,
первоцвет,
подснежник Борткевича
- картинки достопримечательностей КБР
- плоды фасоли, кукурузы, шиповника
- три чаши, три одноразовые пиалы
- костюмы «Географии», «Ботаники», «Зоологии»
- одноразовые стаканы на каждого ребёнка
- поднос
- графин для фитонапитка
-
для
игры
«Волшебный
рюкзачок»:
рюкзак,
фонарик,
спички,
кружка,
подстилка, мяч, консервы
-
для
творческой
работы:
коктейльные
трубочки,
гофрированная
бумага,
зелёный
пластилин,
одноразовые
ложки,
клей
ПВА,
кисточка,
влажные
салфетки
4
ХОД КВЕСТ - ПУТЕШЕСТВИЯ:
Звучит тихая спокойная музыка. Дети заходят в зал, оформленный как
библиотека: стеллажи книг, стол, за столом сидит библиотекарь.
Ведущий: Ну, наконец-то, мы пришли. Добрый день!
Библиотекарь: Здравствуйте. Что вы хотели?
Ведущий:
Мы
пришли
в
туристическое
агентство.
Мы
хотим
отправиться в путешествие и найти заповедный край.
Библиотекарь: Дело в том, что вы ошиблись: агентство находится по
другому адресу. А здесь другая организация.
Ведущий: Куда же мы попали?
Библиотекарь: А вы отгадайте:
Снаружи смотришь-дом как дом, но нет жильцов обычных в нём,
В нём книги интересные стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай.
Как называют этот дом, а ну-ка, угадай?!
Дети: Это библиотека!
Библиотекарь: Верно, вы пришли в библиотеку.
Ведущий: Что нам теперь делать?
Библиотекарь: Я
смогу
вам
помочь.
Вы
совершите
путешествие
и
найдете заповедный край, но оно будет необычное, потому что мы не поедем
в автобусе, не полетим в самолёте, и, даже не поплывём на корабле. И оно
состоится прямо здесь, в библиотеке (образ библиотекаря меняется: кепка,
рюкзак, футболка). Я пойду вместе с вами. А ещё помогут нам – книги, ведь
они на простые, а волшебные. Теперь надо пройти специальную подготовку,
потому что на пути могут встретиться разные препятствия. Следуйте за мной.
(Звучит музыка. Дети идут за библиотекарем по дорожке препятствий. В
это время открывается занавес: фон – стеллажи книг, макеты учебников
географии, ботаники, зоологии).
Библиотекарь
(шёпотом): Мы находимся в тайной комнате: здесь и
находятся волшебные книги. Тишина… Спят все, что - ли? Давайте тихо
позовём:
1,2,3,4,5 – наших книг не сосчитать
Книги любят наши дети – выходи из библиотеки! (Из-за макета выходит
ребенок-География.)
География: Ох. Заснула я немножко, устала очень. Кому-то нужно в
тайгу, кому-то на северный полюс, а кто-то в пустыню собрался. А вы зачем
меня позвали?
5
Библиотекарь:
Мы
путешествуем, ищем заповедный край, но не
знаем, как туда попасть.
География: Что такое заповедный край?
Дети: Это край, где растут редкие растения и живут ценные животные,
которые охраняются.
География: Хорошо. Может подсказка вам поможет? (Даёт большой
конверт, в нем разрезная карта. Дети под музыку собирают карту на полу.)
Библиотекарь: Что это, ребята?
Дети: Это географическая карта. На ней изображаются реки, горы, поля,
леса, страны и города.
Библиотекарь: Верно. География, а нет ли у тебя ещё подсказки?
География:
Есть.
(Из
макета
достает
картинки-страницы,
они
рассыпаются.)
Ай-ай-ай!
Страницы
перепутались!
Без
них
я
ничего
не
помню!
Библиотекарь:
Не
переживай,
ребята
все
странички
разложат
по
порядку. (Дети садятся. По одному выходят к доске и размещают картинки на
доске по зонам: пустыня, северный полюс, море, горы, леса, пейзажи КБР.
Дети рассказывают о природных зонах, о достопримечательностях КБР.)
География: Ой,
одной странички не хватает! На ней было что-то
огромное, сверкающее, жаркое.
Библиотекарь: Мы ее найдем. Только скажи, куда нам идти дальше?
География: Я отведу вас к Ботанике, она много знает. (Дети встают и
идут за библиотекарем «змейкой» по залу под музыку.)
Библиотекарь: А вот и Ботаника. Давайте тихо позовём:
1,2,3,4,5 – наших книг не сосчитать
Книги любят наши дети – выходи из библиотеки!
(Из-за макета выходит ребенок-Ботаника, подтягиваясь).
Ботаника: Кто звал меня?
Библиотекарь: Это мы, путешественники, ищем заповедный край.
Ботаника: Я знаю только растения и могу поделиться своими знаниями.
Библиотекарь: Может твои подсказки укажут путь к заповедному краю.
Ботаника: Хорошо. Вот вам подсказки.
(Звучит тихая музыка. 3 маленьких стола. На них - по одной чаше со смесью
плодов, по 3 одноразовых пиалы. Дети делятся на 3 группы и сортируют их.
Затем
группируют
картинки
растений:
«лесная
аптека»
(зверобой,
подорожник,
тысячелистник,
мать-и-мачеха)
и
«цветочная
полянка»
(пролеска,
одуванчик,
примула,
первоцвет,
подснежник
Борткевича).
Все
растения размещаются на стенде.)
Ботаника: Какие молодцы! За это угощу вас целебным напитком.
(Дети пьют фиточай).
6
Библиотекарь:
Что ж,
ребята, мы знаем, какие растения
растут в
заповедном крае. Только «География» и «Ботаника» так и не сказали, где
заповедный
край.
А
может
сделаем
привал.
Рассаживайтесь
поудобнее
(садятся
на
ковер
по
кругу).
Мы
ведь
с
вами
путешественники.
А
путешественникам необходимо в дорогу взять нужные вещи. У меня есть
рюкзачок. Проверим, правильно ли я его собрала.
Игра «Волшебный рюкзачок»
(Дети на ощупь определяют предмет, объясняют, для чего он нужен в
дороге).
Библиотекарь: Ну что ж, идём дальше. Теперь нам ничего не страшно.
(Слышится голос).
Зоология: Как не страшно? А дикие звери?
Библиотекарь: Кто это с нами разговаривает?
(Выходит «Зоология»)
Зоология:
Это
я,
Зоология.
Путешествуете?
А
со
мной
не
посоветовались. Вот я знаю все про птиц, рыб и других животных. А вы что
знаете?
Библиотекарь: И мы знаем животных и это докажем. (Дети садятся).
Загадки про животных
*Круторогий, сильный, гордый.
Камни, словно водопад, из-под ног его летят.
Борода его дрожит,
Он танцует, как джигит.
Слайд 1. Горный баран.
Библиотекарь: Ребята, что вы знаете о горном баране?
Ответы детей.
*Живет в лесу и в парке городском,
Легко взбирается по дереву к макушке.
Малышка шустрая с пушистеньким хвостом,
Глаза как бусинки и с кисточками ушки.
Орешки любит грызть, в дупле живет.
Ну, кто животного назовет?
Слайд 2. Белка.
Рассказ детей о белке.
*Дикий зверь тропой бежит, то как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван.
Этот зверь лесной - …
Слайд 3. Кабан.
Рассказы детей о кабане.
*В небе над полем он часто кружится,
Видит добычу и тут же садится.
Мышку в траве моментально найдет,
7
В лапки подхватит и в лес унесет.
Он и цыплят у хохлаток ворует.
В темном лесу этот хищник ночует.
Зрение острое, слух не подвел.
Звал эту птицу, конечно…
Слайд 4. Орел.
Рассказы детей об орле.
Библиотекарь: Видите, как много знают дети. Вы, дорогие учебники,
помогли нам своими подсказками. Но есть еще одна важная книга. В ней нет
ни сказок, ни стихов, но все есть про редких животных и растения. Как вы
думаете, ребята, что это за книга?
Ответы детей: Это Красная книга. В нее записывают всех животных и
растения, которых осталось мало на земле и их надо охранять.
(Появляется «Красная книга»).
Красная книга: Слышу, обо мне говорите. А можете назвать животных,
занесенных в эту книгу?
Ответы детей.
Красная книга: А растения какие знаете?
Ответы детей.
Красная книга: Есть один цветок, который растет только в заповедном
крае и больше нигде. Может, вы его знаете?
Библиотекарь: Мы не только знаем, но и покажем.
(Дети подходят к столам. Звучит тихая музыка. Творческая деятельность:
поделка
«Подснежник»
из
бросового
материала.
Все
«подснежники»
помещаются в вазу).
Библиотекарь: Что же это за цветок?
Ответы
детей:
Это
подснежник
Борткевича.
Он
растет
только
в
заповедном крае.
Красная
книга:
Теперь
вы
знаете
и
животных,
и
растения,
и
достопримечательности, по которым вы легко найдете заповедный край.
География: Постойте! А как же моя страничка?
Красная книга: Так она у меня: ветром принесло (показывает картинку,
на ней изображен Эльбрус).
Библиотекарь: Так это последняя, самая важная подсказка. Что же это,
ребята?
Ответы детей: Это Эльбрус – самая высокая гора Кавказа.
Библиотекарь: Верно. А еще Эльбрус – спящий вулкан. Когда-то, очень
давно,
он
сотрясал
землю
и
извергал
лаву.
Я
вам
покажу,
как
это
происходило.
Демонстрация опыта «Извержение вулкана»
8
Библиотекарь: Ну что, ребята, теперь можете сказать, как называется
заповедный край, который мы искали?
Ответы детей: Заповедный край – это наша Кабардино-Балкария.
Библиотекарь: Как вы догадались?
О т в е т ы
д е т е й :
Потому
что,
все
растения,
животные
и
достопримечательности, которые мы видели, находятся только в Кабардино-
Балкарии.
Библиотекарь (меняет образ): Вот путешествие и завершилось. И наша
библиотека, ребята, закрывается. Приходите к нам еще.
(Дети вместе с ведущим под музыку выходят из зала).