Автор: Паршина Наталья Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 503
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: конспект
Тема: Конструкт по технологии "Река времени" по теме "Обувь"
Раздел: дошкольное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие): «Обувь»
Возрастная группа: 6-7лет
Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность, технология «Путешествие по «Реке времени»
Форма организации: (групповая, подгрупповая, индивидуальная):
Учебно-методический комплект: Примерная ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, О.В.Толстикова «Современные
педагогические технологии образования детей дошкольного возраста». Н.А.Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста»
Средства:
наглядные: карта-панно «Путешествие по реке времени»; иллюстрации с изображением обуви; обувь детская, женская, мужская.
мультимедийные: Мультимедийный экран и проектор, слайды с изображением обуви в разные временные периоды.
литературное: загадка «Туфли»
оборудование: готовый шаблон туфельки, клей-карандаш, пайетки, вата, нити шерстяные, имитация камней самоцветов из картона.
Составители: учитель-логопед Паршина Н. Г.
ЗАДАЧИ
образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных
особенностей воспитанников группы
Коррекционно-обучающие:
способствовать
освоению
ребенком
основополагающих
культурных
форм
упорядочения
опыта
пространственных и временных отношений на примере истории развития обуви;
способствовать накоплению опыта субъекта деятельности и поведения в процессе ознакомления с
историей
обуви
через
предоставление
возможности
получения
знаний
в
специфичных
видах
деятельности.
Коррекционно-развивающие:
развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее)
предметов, размышлять, обобщать результаты;
развивать
восприятие,
мышление,
речь
(расширение
активного
словаря
по
теме
обувь;
образование прилагательных от существительных; образование относительных прилагательных ) в
процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать
доброжелательные
взаимоотношения
между
сверстниками
в
процессе
коллективного решения познавательной задачи.
Этапы
(последователь
ность)
деятельности
Содержание деятельности
Действия,
деятельность
педагога
Действия, деятельность
детей,
выполнение которых
приведет к достижению
запланированных
результатов
Планируемый
результат
Обсуждение
реального или
вымышленного
события
-Здравствуйте, ребята!
- У меня есть для вас сюрприз, который находится в
коробочке.
-Хотели бы вы узнать, что там находится?
-Задавайте мне вопросы, на которые я могу отвечать
только «да» или «нет».
- Если вы затрудняетесь, то предлагаю отгадать
загадку:
Остроносые подружки
Не отстанут друг от дружки.
То на улицу, то в дом
Шелестящим топотком.
(Туфли)
-
Пр
авильно. Догадались, что это туфли.
- Смотрите, ребята, какие они?
А какую обувь вы еще знаете?
Где производится обувь?
Кто делает обувь ?
Кто придумывает обувь?
Приветствует
детей. Показывает
коробку.
Трясет ее.
Достает
туфли
из
к о р о б о ч к и ,
и
демонстрирует.
Здороваются с
воспитателем.
Высказывают свои ответы.
Прислушиваются,
улавливают звуки из
коробки. Отгадывают загадку
(туфельки)
Женские, кожаные,
красивые, черные …
Сапоги, сандалии, ботинки,
тапочки и т. д.
На обувной фабрике.
Обувщик, сапожник
Дизайнер (модельер) обуви.
Организация и
настрой детей на
познавательно –
исследовательскую
деятельность
Постановка
целей
исследования
Ребята, что мы еще знаем об обуви? Для чего она нам
нужна? А что бы вы еще хотели узнать об обуви?
Приглашаю вас посмотреть на современную обувь.
Задает детям
вопросы.
Отвечают на вопросы.
Обогащение
словарного запаса
детей по теме
«обувь
Подходят, рассматривают
реальную обувь.
Слушают педагога,
рассуждают.
Анализ-
сравнение,
активное
обсуждение
демонстрационн
ого материала
Посмотрите на нашу выставку обуви, какая вся она
разная.
Что общего у обуви? Какие детали есть у обуви?
(подошва, носок, пятка, голенище, застежка)
Чем она отличается?
Если обувь носят мужчины, то какая она…(мужская)
Если обувь носят женщины, то какая она…(женская)
Чем отличается женская обувь от мужской?
Если обувь носят дети, то какая она?…..(детская) Чем
детская обувь отличается от взрослой?... (размером)
Если обувь носят зимой, то какая она…(зимняя)
Если обувь носят летом, то какая она…(летняя)
Чем отличается зимняя обувь от летней?... (зимняя
более теплая, закрытая)
Если обувь сделана из кожи, то она какая?... (кожаная)
Если обувь сделана из резины, то она какая?..
(резиновая)
Если обувь сделана из замши, то она какая?..
(замшевая)
Если обувь сделана из шерсти, то она какая?..
(шерстяная)
Ребята, а как вы думаете всегда ли обувь была такой
как сейчас?
А
вы
хотели
бы
отправиться
в
путешествие
во
времени, и узнать всегда ли обувь была такой,
как
сейчас? Я предлагаю отправиться в то время, когда не
было на свете ни наших бабушек, ни наших дедушек,
ни машин, ни самолетов. В то время, когда на земле
появились первые люди.
Демонстрирует
детям обувь.
(подбирает целую
коллекцию обуви)
Высказывают ответы, узнают
разновидности обуви.
Проявление
интереса к
предстоящей
деятельности.
Развитие лексико –
грамматических
представлений
Время течёт так быстро, как вода в реке и
по этой
«Реке времени» мы с вами отправимся в прошлое. Река
начинается
в
далеком
прошлом
–
это
древность,
п р от е ка е т
ч е р е з
с т а р и н у,
гд е
ж и л и
н а ш и
прапрабабушки и прапрадедушки, в настоящее время,
где живем мы с вами.
А по пути мы будем делать
остановки, чтобы узнать какую обувь носили в разные
эпохи времени.
«Ты неси, неси река,
Вдоль крутого бережка,
Нас водою закружи,
В древность нас перенеси».
Вот мы и очутились с вами в древности.
Ребята, а давным-давно, когда люди жили в пещерах и
одевались в шкуры животных, была ли у них обувь, как
вы думаете? Почему?
Да, первые люди обходились без обуви, но постепенно
приспосабливаясь
к
окружающей
среде
человек
проявлял
все
больше
изобретательности.
Однажды
наступил момент, когда необходимо стало защитить
ноги от морозного снега, раскаленного песка и острых
камней. Скорее всего началось все с куска дерева, кожи
или листа какого-нибудь растения, подобранного по
размеру ноги.
Изображение первой обуви не сохранилось до наших
дней, но известно, что она напоминала портянки из
медвежьих шкур.
Рассказывает об
истории и
приглашает к панно
«Река времени».
Включает экран.
Вводит элемент
новизны;
использует
наглядно-
информационные
средства; вовлекает
в слушание;
стимулирует
интерес детей,
рассказывает.
Слушают рассказ
воспитателя. Кружатся под
текст и оказываются в
древности
Обогащение детей
новыми знаниями.
Проявление
интереса к
истории обуви.
Актуализация
знаний детей,
ребята соотносят
иллюстративный
материал с
реальной жизнью
Пора нам, ребята, отправляться дальше в следующую
эпоху.
«Ты неси, неси река,
Вдоль крутого бережка,
Нас водою закружи,
В старину перенеси».
Мы
с
вами
очутились
в
том
времени,
когда
наша
страна называлась не Россия, а Русь. Какую же обувь
н о с и л и
н а ш и
д а л е к и е
п р е д к и ?
С а м о й
распространённой
обувью
русского
народа
были
лапти
.
Недаром говорится: «Лапотная Русь». Лапти
плели из липового лыка, реже из коры ивы, вяза или
берёз.
Лапти
плели
разные
.
В
зависимости
от
материала и плетения обувь называлась по-разному:
берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми
прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые
лапти,
изготовленные
из липового лыка,
а
самыми
плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые
делались
из
мочала.
Плетением
лаптей
занимались
всей семьёй, но чаще всех старики.
Зимой мужик носил
одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору
стаптывал
их
в
четыре
дня.
Отсюда
и
поговорка
«В
дорогу идти пятеры лапти сплести».
А
вот
и
валенки
–
их
делали
из
овечьей
шерсти,
способом валяния. Изготовление валенок было делом
трудным и долгим – поэтому и стоили они довольно
дорого. Небогатая семья имела одну пару валенок на
всех
и
носить
их
приходилось
по
очереди
или
по
старшинству.
Снова кружатся под
текст, чтобы
оказаться в другом
времени.
Смотрят слайд №1
(первобытный человек)
Высказывают свои
предположения.
Рассматривают слайды и
отвечают на вопросы.
Слайд № 3 (Люди в лаптях)
Слайд №4 (лапти)
Слушают, отвечают на
вопросы.
Слайд №5 (валенки)
Слайд №6 (мастерская по
изготовлению валенок)
Слайд №7 (старинная обувь
слайд-шоу)
Слайд № 8 (современная
обувь)
А носят ли валенки в современной жизни? А почему?
У
богатых
людей
обувь
была
сшита
из
кожи
и
украшена вышивкой и драгоценными камнями.
Пришла
пора
нам
вернуться
в
наше
время,
т.
е.
в
современность:
«Ты неси, неси река,
Вдоль крутого бережка,
Нас водою закружи,
В современность скорее перенеси».
Работа в
подгруппах:
сортировка и
закрепление
мелких
иллюстраций на
панно «река
времени»
На столе расположено панно «Река времени»
На карте введены обозначения: современность,
древность, старина, а также лежат картинки с
различными видами обуви.
Какой удивительный путь прошла обувь от древности
до наших дней. Ребята, а обувь сильно изменилась с
тех пор, как её изобрели?
У меня на столе очень много картинок, все они могут
разместиться на «реке времени». Каждый из вас
выберет две любые картинки, найдет соответствующий
остров времени и разложит их.
Наше путешествие продолжается, и я вас приглашаю в
мастерскую обуви. Хотели бы вы сами стать
модельерами и создать свою туфельку?
- здесь вы сможете украсить модель туфельки
различными материалами.
Вовлекает детей в
познавательную
деятельность;
согласовывает с
ними действия, их
последовательность
; способствует
развитию
индивидуализации
детей; напоминает;
включает в
самостоятельную
деятельность.
Вовлекает в
самостоятельную
деятельность;
Подходят к карте,
рассматривают ее. Изучают
обозначения и картинки.
Приступают
к самостоятельной работе.
Они осваивают
последовательность
размещение обуви на «реке
времени»
В ы б и р а ю т
к а р т и н к и
и
р а с к л а д ы в а ю т
н а
с о о т в е т с т в у ю щ и й
и х
временному периоду участок
Умение подбирать
обувь на карточках,
соответствующие
«реке времени».
Развитие умения
ориентироваться во
временных
промежутках
Умение делать
логические
выводы.
Умение следовать
Наблюдает за
детьми во время
выполнения
задания.
Способствует тому,
чтобы дети
самостоятельно
решали
возникающие
проблемы
«реки времени».
Переносят полученный опыт
во время одной деятельности
в другую деятельность;
выражают собственное
суждение; выставляют свои
работы на всеобщее
обозрение.
правилам.
Проявление
творческой
активности в
процессе
продуктивной
деятельности.
Умение подбирать
необходимое
оборудование для
работы.
Умение
согласовывать свои
действия с
партнером
Сопоставление
результатов
исследований
Ребята, у вас получились замечательные работы.
Скажите, что больше всего запомнилось в нашем
путешествие?
Что с ней можно делать дальше?
Можно ли рассказать своим друзьям и родителям, что
интересного вы узнали с помощью этой карты?
Ребята, река времени - волшебная, по ней можно еще
отправиться в путешествие.
Куда бы, вы, хотели отправится в следующий раз? Об
истории, каких вещей вы хотели бы узнать?
На этом наше путешествие заканчивается.
Все свои работы вы можете взять с собой, и
поделиться новыми знаниями с друзьями и взрослыми.
Привлекает детей к
подведению итогов.
Демонстрирует
работы детей.
Задает различные
вопросы ребятам.
Выставляет карту
на всеобщее
обозрение.
Фиксирует ответы
детей для
проектирования
дальнейшей работы
Демонстрируют свои
работы.
Активно отвечают на
вопросы.
Можно показать и рассказать
другим ребятам, поделится с
ними знаниями.
Выражают эмоции
посредством речи, мимики,
жестов.
Хотели бы узнать об истории
игрушки, посуде, одежде и
т.д.
Умение оценивать
результат своей
деятельности;
умение выражать
чувства;
умение делать
выводы;
умение
планировать
самостоятельную
(совместную
деятельность)
Приобретен новый
опыт.