Напоминание

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ БОС-ЗДОРОВЬЕ "Учимся дышать правильно"


Автор: Менг Ольга Борисовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: г. Лабытнанги
Наименование материала: Дополнительная программа
Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ БОС-ЗДОРОВЬЕ "Учимся дышать правильно"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД “ТЕРЕМОК”

(МАДОУ Детский сад «ТЕРЕМОК»)

УТВЕРЖДЕНА

приказом МАДОУ

Детский сад «Теремок»

«____»__________201___ года №____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

БОС-ЗДОРОВЬЕ «Учимся дышать правильно»

Срок реализации – 1 год

Возраст детей – 4-5 лет

Направленность - оздоровительная

Составитель:

О.Б. Менг

педагог-организатор

г. Лабытнанги

2016 г.

Содержание

I.

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Основные задачи

1.3. Нормативная база (список литературы)

1.4. Эффективность использования метода БОС

II.

Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план

III.

Организационный раздел

3.1. Организация программы «Бос-здоровье»

3.2. Методическое обеспечение программы

IV.

Приложение

V.

Литература

4

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ:

Биологическая обратная связь или БОС – передача человеку с помощью технических

средств информации о том, как работают его органы и системы (он начинает видеть, слышать

и понимать те процессы, которые идут в его организме) и предоставление ему возможности

самостоятельно

корректировать

их

работу,

подключая

к

процессу

коррекции

мощные

механизмы

сознания,

обучения

и

памяти.

Человек

овладевает

способностью

управлять

организмом и наращивать уровень его защитных сил.

Дыхательная аритмия сердца или ДАС – это разница величин пульса на вдохе и выдохе.

Она возникает как результат влияния фаз дыхания на частоту сердечных сокращений (ЧСС).

На вдохе сердце работает чаще и величина пульса возрастает. На выдохе ЧСС и величина

пульса соответственно снижается. ДАС - явление присущее любому человеку. Это чуткий

индикатор качества дыхания, уровня защитных сил и возможностей организма к адаптации.

Чем выше уровень ДАС (максимальная индивидуальная ДАС), тем лучше защищен организм

от болезней. В тренажере БОС «Дыхание» - этот показатель используется в качестве объекта

тренировки.

Диафрагмально-релаксационный

тип

дыхания

или

дыхание

животом

наиболее

физиологичный тип дыхания. Он осуществляется диафрагмой и нижними отделами легких.

Овладев

этим

типом

дыхания,

любой

человек

получает

возможность

самостоятельно

корректировать функциональное состояние организма при расстройствах и заболеваниях, а

также

использовать

этот

тип

дыхания

для

общего

укрепления

здоровья.

Научившись

дыханию диафрагмой человек способен путем тренировок овладеть навыком дыхания с

максимальной индивидуальной ДАС.

Паспорт «Здоровье» - оценка по пятибалльной системе соответствия индивидуального

показателя

ДАС

его

возрастной

норме.

Чем

больше

индивидуальный

показатель

ДАС

соответствует

возрасту

человека,

тем

выше

у

него

уровень

здоровья

и

ниже

риск

возникновения заболевания. Этот показатель определяется по таблице А.А.Сметанкина.

ПБС – БОС – преобразователь биоэлектрических, биомеханических и биотемпературных

сигналов с организма человека для работы с ПК с использованием метода биологической

обратной связи

Шаблон сеанса – готовые настройки и комбинации периодов работы и отдыха,

предусмотренные

программой,

для

максимальной

оптимизации

в

проведении

самостоятельных сеансов БОС.

Период

работы

время,

отведенное

программой

на

поэтапную

выработку

навыка

диафрагмально-

релаксационного

дыхания,

с

контролем

величины

текущего

пульса

(параметр

по

которому

предъявляются

сигналы

обратной

связи),

выработку

умения

максимально

снижать

величину

пульса

на

выдохе,

восстанавливать

гармонию

работы

сердечно-сосудистой и дыхательной систем и достигать максимальной индивидуальной ДАС.

Период отдыха – время, отведенное для переключения внимания с выполнения условий,

заданных в период работы на просмотр подборки различных слайдов и прослушивания

музыки

релаксирующего

(расслабляющего)

характера.

Сигналы

обратной

связи

не

предъявляются.

В период отдыха компьютер в скрытом режиме продолжает запись регистрируемых

параметров. Это позволяет получить сравнительную картину изменения величин пульса,

частоты дыхания, ДАС и других параметров (в случае их регистрации)в периоды, когда есть

5

обратная связь, и в периоды, когда она отсутствует. Сравнивая результаты периода работы и

периода

отдыха

можно

легко

увидеть

насколько

эффективно

происходит

выработка

правильного типа дыхания и

как быстро Вам удается восстанавливать гармонию работы

сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Минута записи фона – время, предусмотренное программой для контроля за поступлением

сигналов

пульса

в

ПК,

записи фоновых

показателей

и

Вашей

психо-эмоциональной

настройки на проведение БОС-сеанса.

Текущий период шаблона – тот период работы или отдыха, который непосредственно

выведен на экран монитора.

Фоновые показатели – это показатели которые зарегистрируются за минуту записи фона.

Фоновые показатели автоматически выносятся на график и в итоговую таблицу сеанса,

которые предъявляются программой по окончании работы шаблона. Эти показатели дают

Вам возможность оценивать успешность проведенного сеанса БОС.

Зрительная обратная связь – объект на экране монитора, движение которого отражает

изменение величины регистрируемого параметра от которого образуется обратная связь.

Звуковая обратная связь – звук, изменение тональности которого отражает изменение

величины регистрируемого параметра от которого образуется обратная связь.

Сигналы зрительной и звуковой обратной связи дают возможность увидеть и услышать

работу систем организма и на основании этой информации быстро и надежно вырабатывать в

себе определённые навыки.

Пульсограмма – графическое отображение величин текущего пульса в окне сюжета

Верхний и нижний пороги – выставляемые вручную пределы, в которых Вы, обучаясь

диафрагмально-релаксационному

дыханию,

стараетесь

изменять

величину

пульса

от

максимального

на

вдохе

до

минимального

на

выдохе.

Правильная

настройка

порогов

обеспечивает успешность выполнения сюжетов периода работы.

График пульса – отображение на графике кривой пульса записанной во время работы

шаблона (запись фона, все периоды работы и все периоды отдыха).

6

СЛОВАРЬ

Аритмия

сердца

-

общее

название

различных

видов

нарушений

ритма

сердечных

сокращений. Синусовая дыхательная аритмия – при вдохе ритм сердечных сокращений

ускоряется, при выдохе – замедляется.

Газообмен - процесс выравнивания неравенства парциальных давлений газов в двух средах.

В результате потребления кислорода клетками и образования в них углекислого газа в живом

организме

внутри

клетки

создается

пониженное

парциальное

давления

кислорода

и

повышенное — углекислого газа. Этот факт является побудительным фактором прямого

дыхания простейших организмов и непрямого дыхания высших животных с привлечением

дыхательной системы. В процессе дыхания и реализуется газообмен, в первом случае —

пассивный, во втором — активный, при участии специальных веществ и биохимических

преобразований.

Дыхание

-

процесс

обмена

газами

(кислородом

и

углекислотой)

между

организмом

и

окружающей

средой.

Дыхание

представляет

собой

сложный

нервно-мышечный

акт,

состоящий из вдоха и выдоха, то есть введения воздуха в легкие и выведения его из них.

Координирование

функций,

лежащих

в

основе

легочного

газообмена,

осуществляется

центральной нервной системой. Рефлекторное раздражение дыхательного центра происходит

при

повышении

содержания

в

крови

углекислоты.

Различают:

а)

внешнее

дыхание

процессы, происходящие в органах дыхания, благодаря которым кислород из внешней среды

поступает

в

кровь,

а

углекислота

во

внешнюю

среду;

б)

перенос

газа

кровью

насыщение органов кислородом и выделение углекислоты; в) тканевое или внутриклеточное

дыхание

окисление

органических

соединений

в

клетках

тела,

сопровождающееся

потреблением

кислорода,

образованием

углекислоты

и

освобождением

энергии,

которая

используется для процессов жизнедеятельности.

Дыхательная

система

-

совокупность

органов,

обеспечивающих

функции

внешнего

дыхания, в первую очередь функцию

доставки кислорода к легким и вывода из них

углекислого газа. У человека: легкие, бронхиальное дерево, бронхиолы, альвеолы, система

транспорта

газов

крови.

Функция

дыхания

обеспечивается

системой

регуляции

разного

уровня, грудными и межреберными мышцами, диафрагмой.

Здоровье. Многообразие взглядов на сущность этого понятия и безуспешность попыток

выработать единое мнение объясняется тем, что здоровье — очень сложное понятие, которое

трудно определить кратко и однозначно. Дать определение здоровью так же сложно как и

определить, что такое жизнь. Наиболее широко распространенный подход к этой проблеме

основан на принципе прямого противопоставления двух качественно различных состояний:

нормального физиологического (синоним «хорошее здоровье», норма) и патологического

(синоним

«плохое

здоровье»,

болезнь).

Значительная

часть

существующих

определений

здоровья содержит или подразумевает это полярное разграничение. Согласно определению,

которое дает ВОЗ: «Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального

благополучия,

а

не

только

отсутствие

болезней

и

физических

недостатков».

Согласно

заключению экспертов ВОЗ (1985) состояние здоровья населения на 10% определяется

уровнем

развития

медицины

как

науки

и

состояния

медицинской

помощи,

на

20%

наследственными факторами, на 20% — состоянием окружающей среды и на 50% — образом

жизни. В более полном, физиологическом представлении — здоровье человека может быть

определено

как

оптимальное

состояние

его

организма,

обеспечивающее

реализацию

7

генетических

программ

инстинктивной

и

умственной

деятельности,

их

вегетативную

поддержку

в

широком

диапазоне

условий,

предъявляемых

окружающей

средой;

формирующее

фенотипическое

поведение,

направленное

на

социальную

и

культурную

сферы.

Пульс - толчкообразные колебания стенок кровеносных сосудов, сердца и прилегающих к

ним

тканей,

вызываемые

сокращениями

сердца.

Различают

артериальный,

венозный

и

сердечный толчок. Обычно пульс определяется кончиками пальцев руки (пальпаторно) на

запястье

человека

(лучевая

артерия).

Оцениваются:

частота,

ритм,

наполнение,

напряженность, высота. Ритм и частота пульса в широком смысле слов аналогичны ритму и

частоте сердечных сокращений.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) - число сокращений сердечной мышцы (ударов

сердца) в минуту, определяется методами звуковой детекции (фонокардиограмма), оценки

изменения

оптических

свойств

крови

в

тканях

организма

(фотоплетизмограмма)

и

исследования электрокардиограммы (вариационная пульсометрия). ЧСС является одной из

основных характеристик деятельности сердечно-сосудистой системы, зависит от состояния

самого сердца, процессов саморегуляции, системной и центральной регуляции и уровня

нагрузки. См. пульс.

Частота дыхательных движений (ЧДД) - количество дыхательных циклов «вдох-выдох» за

одну минуту. У здорового нетренированного человека в покое 14-18, у спортсменов 10-11.

8

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

В 2002 году в системе образования России появилась новая оздоровительная технология,

получившая

название

«БОС-ЗДОРОВЬЕ».

Данная

технология

использует

принцип

биологической обратной связи (БОС). БОС позволяет увидеть и услышать работу органов и

систем человека, и обучить его организм совершенной работе. Технология БОС дает паспорт

здоровья

каждому

человеку

и

позволяет

руководителю

постоянно

иметь

объективную

картину состояния здоровья детей своей образовательной организации. Сегодня в России

общество все больше обращает внимание на проблемы образования и здравоохранения.

Реализация современных здоровьесозидающих образовательных технологий предполагает

качественную и объективную оценку эффективности проделанной работы.

Данная

программа

составлена

в

соответствии

с

требованиями

и

методическими

рекомендациями, предъявляемыми к дыхательной гимнастике по методу А.А.Сметанкина с

использованием

здоровьесберегающей

БОС

технологии

в

образовательном

процессе

МАДОУ, требованиям ФГОС, СанПин 2.4.1.3049-13, Федеральному закону «Об образовании

в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

Дыхательная

гимнастика

и

ее

отдельные

упражнения

являются

универсальным

средством физической культуры, которое включается во все программы оздоровления и

реабилитации.

Для

здорового

ребенка

характерен

диафрагмально-релаксационный

тип

дыхания

(ДРД). Формирование и поддержание такого типа дыхания является базисом и необходимым

условием успешной реабилитации любой программы оздоровления и реабилитации.

Главный

вопрос

любой

программы

оздоровления

или

реабилитации

вопрос

дозирования упражнений. Сколько дыхательных упражнений, и каких, нужно выполнить

конкретному ребенку, чтобы достичь программируемого оздоровительного эффекта? Какие

показатели должны быть выбраны для проведения оперативного и интегративного контроля

эффективности процедур и курсов оздоровительной дыхательной гимнастики? В наилучшей

степени

принцип

индивидуальности

дозирования

и

обеспечения

мониторного

контроля

эффективности,

как

отдельных

занятий,

так

и

курса

оздоровительной

дыхательной

гимнастики отвечает представленная методика формирования и тренировки диафрагмально-

релаксационного дыхания с использованием технологии БОС, которая была разработана А.А.

Сметанкиным.

Прежде всего, технология «БОС-ЗДОРОВЬЯ» должна быть соотнесена с основными

проблемами дошкольной организации. К ним могут быть отнесены следующие:

эмоциональная перегрузка воспитанников, приводящие к состоянию переутомления;

асоциальные условия, вызывающие стрессы;

низкий уровень культуры здоровья воспитанников, недостаток знаний по вопросам

здоровья;

необходимость сотрудничества с родителями воспитанников по вопросам сохранения

здоровья их детей;

Метод биологической обратной связи - одна из здоровьесберегающих технологий в

общеобразовательных учреждениях.

9

Для оценки здоровья детей используется таблица Сметанкина «Взаимосвязь величины

ДАС и оценок здоровья» (Приложение 5), в которой показана взаимосвязь величины ДАС в

циклах тренировки с БОС и оценки здоровья по пятибалльной шкале. Это означает: на вдохе

величина пульса увеличивается, на выдохе – уменьшается. Чем больше величина ДАС, тем

лучше

гомеостаз

человека,

лучше

функционируют

физиологические

системы.

Именно

поэтому показатель ДАС является средством оценки уровня здоровья или другими словами

«Паспортом Здоровья» человека. Этот показатель дает возможность выставлять на каждом

занятии оценку за здоровье.

Таким

образом,

на

каждом

практическом

занятие

«Здоровья»

ребенок

должен

получить текущую оценку здоровья. Есть оценка, значит можно делать анализ полученных

результатов

и

получать

статические

данные

для

количественной

оценки

эффективности

проведенных уроков «Здоровья».

В конце практических занятий каждому ребенку, имеющему положительную оценку

(«3», «4», «5») за уроки «Здоровья» выдается «Паспорт Здоровья» (Приложение 7).

Наименование предмета - «Уроки Здоровья», далее, напротив фамилий учащихся в

графах «Число» выставляются оценки, полученные на уроках здоровья в кабинете БОС.

Числа проставляются в соответствии с датами проведения этих занятий.

Научить

ребенка

здоровью,

или,

во

всяком

случае,

научить,

как

не

допустить

снижения его уровня в дошкольной организации от того, что было дано человеку природой

от рождения, можно и нужно.

При

систематическом

проведении

занятий

«Уроки

Здоровья»

в

кабинетах

БОС

представляется возможность иметь полную картину состояния здоровья воспитанников и его

динамики.

Таким образом, в настоящее время появилась реальная возможность выдать каждому

человеку индивидуальный паспорт здоровья. Диафрагмальное дыхание «без усилий», или

релаксационное,

является

естественным

и

физиологически

наиболее

оптимальным

для

организма

человека,

а

величина

ДАС

отражает

успешность

взаимосвязанной

работы

основных физиологических систем – дыхательной и сердечно-сосудистой.

Важно отметить, что внедрение таких уроков в образовательный процесс позволяет

решать

целый

ряд

задач:

повысить

уровень

культуры

здоровья

учащихся

и

педагогов,

сохранить и укрепить свое здоровье, снизить заболеваемость наиболее распространенными

заболеваниями, в том числе обусловленными образовательным процессом.

Ц е л ь ю данной

программы

является сохранение

и

укрепление

здоровья

воспитанников дошкольной организации.

I.2. Основные задачи технологии «БОС – ЗДОРОВЬЕ» в дошкольном учреждении – это:

формирование правильного стереотипа диафрагмально-релаксационного дыхания с

достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний ЧСС

(частота сердечных сокращений);

максимальное снижение ЧСС на выдохе и, как результат, увеличение индивидуальной

величины ДАС (дыхательная аритмия сердца);

обучение методам релаксации;

формирование потребности в здоровом образе жизни.

10

В результате освоения технологии «БОС-ЗДОРОВЬЕ» ребенок:

научится удивительному дыханию, снимающего излишнее беспокойство и волнения;

развивается быстрее;

становится более усидчивым;

повышается работоспособность;

улучшается концентрация внимания.

Отличительные особенности данной программы состоят в том, что в основе ее

заложены оздоровительные дыхательные упражнения с использованием технологии «БОС-

Здоровье»,

основанные

на

индивидуальном

и

дифференцированном

подходе

к

воспитанникам.

Особое

место

во

время

проведения

занятий

должно

отводиться

мотивации,

формирующей

у

детей

полезные

привычки

на

основе

более

осознанного

отношения

к

здоровому образу жизни.

I.3. Нормативная база

Федеральный

закон

"Об

образовании

в

Ро ссийской

Федерации"

о т

29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в

интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-

2020 годы

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

дошкольных образовательных организаций"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

России)

от

17

октября

2013

г.

N

1155

г.

Москва

"Об

утверждении

федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28 февраля 2014г. № 08-249

Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014 г № 134 "Об утверждении

Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа"

Региональный

план

мероприятий

("Дорожная

карта")

"Изменения

в

отраслях

социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" на

2013 - 2018 годы" от 20.02.2013 года.

Приказ Минобрнауки

Российской

Федерации

от 29

августа

2013 г.

№ 1008 "Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам.

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

11

2.1. Учебно-тематический план

Периоды

работы

Тема набора

слайдов

Сюжетная линия

периода работы

Сюжетная

линия периода

отдыха

Кол-во занятий

Теоретическое

занятие

2

Стандартный

1. Вода

«Столбик» - «Забор» -

«Окно» -«Природа»

«Животные»-«П

рирода»

1

2.Розы

Картина-«Бабочка»

«Окно-растения»

«Петергоф» -

«Города-мира»

1

Постановка

дыхания

3.Вода

«Столбик» -«Забор» -

«Окно-природа»

«Животные» -

«Природа»

1

4.Розы

«Столбик» - «Картина-

Бабочка» - «Окно-

растения»

«Петергоф» -

«Города- мира»

1

5.Вода

«Столбик» - «Забор» -

«Окно-природа»

«Животные» -

«Природа»

1

6.Розы

«Столбик» - «Картина-

Бабочка» - «Окно-

растения

«Петергоф» -

«Города- мира»

1

7.Розы

«Столбик» - «Картина-

Бабочка» - «Окно-

растения

«Петергоф» -

«Города- мира»

1

Формирование

навыка дыхания

8.Вода

«Столбик» - «Забор» -

«Окно-природа» -

«Окно-Корабли»

«Животные» -

«Природа» -

«Облака»

1

9.Розы

«Столбик» - «Картина-

Бабочка» - «Окно-

Растения»- «Окно-

Море»

«Петергоф» -

«Города- мира» -

«Закаты»

1

10. Вода

«Столбик» - «Забор» -

«Окно-природа» -

«Анимация-Пчела»

«Животные» -

«Природа» -

«Облака»

1

11. Розы

«Столбик» - «Картина-

Бабочка» - «Окно-

Растения»- «Анимация-

Пчела»

«Петергоф» -

«Города- мира» -

«Закаты»

1

Закрепления

навыка дыхания

12.Вода

«Столбик» - «Картина-

Бабочка» - «Окно-

Растения»- «Анимация-

Пчела»

«Животные» -

«Природа» -

«Облака»

1

13.Розы

«Столбик» - «Картина-

Бабочка» - «Окно-

Растения»- «Анимация-

Пчела»

«Петергоф» -

«Города- мира» -

«Закаты»

1

14.Розы

«Столбик» - «Картина-

«Петергоф» -

1

12

Бабочка» - «Окно-

Растения»- «Анимация-

Пчела»

«Города- мира» -

«Закаты»

15.Розы

«Столбик» - «Картина-

Бабочка» - «Окно-

Растения»- «Анимация-

Пчела»

«Петергоф» -

«Города- мира» -

«Закаты»

1

ИТОГО:

2 теоретических,

15 практических

занятий

п\п

Тема набора

слайдов

Сюжетная линия

периода работы

Сюжетная линия периода отдыха

1

Весна

«Перелетные птицы» -

«Деревья весной» -

«Весенние цветы»-«Приметы весны»

«Весенние полевые работы»

2

Лето

«Тропинка в лесу»

«Цветы летом»

«Изменение природы летом» -«приметы лета»

«Лето на водоемах»

3

Осень

«Осенний пейзаж»

-«Птицы осенью» -

«Уборка урожая»

«Приметы осени» -

«Краски леса» - «Дары леса»

«Осень на водоеме»

4

Зима

«Ранняя зима» - «Зимний

спорт» - «Зимние

забавы»

«Признаки зимы» - «Лес зимой» - «Звери

зимой» – «Зима на водоемах!

5

Явления природы

«Радуга» - «Молния,

дождь, туман» -

«Водопады»

«Смена времен года» - «Лето, солнце, луна» -

«Вулканы и гейзеры» - «Изменчивое море»

6

Домашние

животные

«Овцы» - «Стада на

лугу» - «Птенцы

домашних птиц»

«Наши друзья – домашние животные» - «Кошки

и собаки» - «Где нужны лошади» - «Домашние

птицы»

7

Дикие животные

России

«Олень» - «Лесные

жители» - «Сохатый и

его друзья»

«Медведи, тюлени, моржи» - «Наши лесные

знакомые»- «Животные и их детеныши» -

«Парнокопытные животные»

8

Деревья и

кустарники,

грибы

«Хвойные деревья» -

«Съедобные грибы» -

«Цветущие кустарники»-

«Лиственные деревья» - «Шишки, желуди,

деревья» - «Экзотические деревья»

9

Овощи, фрукты

«Фрукты и ягоды» -

«Лесные ягоды» -

«Осенний урожай»

«Фруктовые деревья» - «Как растут овощи» -

«Садовые ягодные кусты и деревья»

10

Подводный мир

«Ракообразные» -

«Дельфины наши

друзья» - «Аквариумные

рыбки»-

«Речные рыбы» - «Морские цветы» - «Морские

рыбы»

11

Профессии

«Воспитатель, врач

,учитель» - «Профессии

в искусстве» -

«Профессии в цирке»

«Сельскохозяйственный труд» - «Профессии в

технике» - «Наши помощники в повседневной

жизни»

12

Жилище человека

«Сельские строения» -

«Дома в городе» -

«Различные виды жилищ» - «Жилище человека»

- «Дворцы Петербурга и его пригородов»

13

«Замки»

13

Транспорт и

средства

передвижения

«Корабль, катер, баржа»

- «Автомобили» -

«Средства передвижения

по воздуху»

«Наземный и подземный транспорт» -

«Самолеты» - «Парусники, лодки»

Продолжительность

занятия

Периодичность в

неделю

Время проведения

10 минут

2 раза

Понедельник 17

00

18

30

Среда 17

00

18

30

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация программы «БОС-ЗДОРОВЬЕ»

Программа «БОС-ЗДОРОВЬЕ», реализуемая в дошкольной организации, состоит из

трех разделов: теоретического, практического и методического обеспечения. Содержание

практического и теоретического разделов для детей дошкольного возраста направлены на

укрепление здоровья воспитанников. В практическую часть программы входит материал для

приобретения навыков диафрагмально-релаксационного типа дыхания. ДРД производится

путем последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с

учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

Группы воспитанников имеют сменный состав, и комплектуются в течение учебного

года по данным медицинского обследования, с учетом возраста, показателей физической

подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического

процесса и желания родителей.

Оздоровительная

дыхательная

гимнастика

с

использованием

метода

БОС

может

назначаться

детям,

отнесенным

к I-III группам здоровья и имеющим допуск к занятиям

физической культурой в основной, подготовительной группе.

На практические занятия «Здоровья» обязательно наличие

медицинской справки с

допуском

воспитанников

к

занятиям

по

технологии

«БОС-ЗДОРОВЬЕ»

и

заявление

от

родителей или лиц их замещающих (Приложение № 6).

Формы проведения занятий – фронтальные и индивидуальные. Цель фронтальных

занятий, которые проводятся со всей группой воспитанников:

- ознакомление с ДРД, его значением для здоровья человека;

- стимулировать желания воспитанников вести здоровый образ жизни;

- расширение знаний о себе и о окружающим мире.

Индивидуальные

занятия

проводятся

с

учетом

индивидуальных

особенностей

и

непосредственно с прибором для использования технологии «БОС-ЗДОРОВЬЕ».

Занятия

проводятся

по

утвержденному

заведующим

дошкольной

организацией

графику,

два раза в неделю.

Полный курс для освоения навыков ДРД (диафрагмально-

релаксационного дыхания) воспитанниками дошкольной организации составляет 17 занятий,

2 из которых теоретических. Продолжительность занятия 10 минут. Если в ходе реализации

базовой

программы

не

удалось

выработать

стойкий

навык

ДРД,

то

ребенку

показан

повторный курс через 1-2 месяца (он может быть краткий - 6-7 занятий или полный - 15).

В течение всего курса обучения воспитанников в дошкольной организации ведется

журнал проведения занятий и учета результатов.

Воспитательно-образовательный процесс основывается на следующих принципах:

14

1.

принцип индивидуализации - при подборе содержания занятий учитываются не

только возрастные возможности, но и личный опыт каждого ребёнка, а главное –

его интересы;

2.

принцип доступности — ведущая роль в обучении принадлежит игре-занятию;

3.

принцип приоритетности работы с родителями — деятельность и общение

взрослых

с

детьми

многофункциональны,

направлены

на

решение

сразу

нескольких дидактических задач, задач развития;

4.

принцип максимального использования имеющихся материально-технических

ресурсов;

5.

принцип

личностно-ориентированной

модели взаимодействия

педагога

с

дошкольниками, обеспечивающий психологический комфорт и способствующий

развитию детей, является основой педагогического процесса;

6.

принцип – не навреди!

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Об успешности занятий можно судить по динамике показателей до и после курса

занятий:

Медицинские показатели:

изменения ДАС, ЧСС, ЧД;

изменение

показателей

заболеваемости

основном

респираторными

инфекциями).

Педагогические показатели:

улучшение общего развития;

формирование навыков самостоятельных занятий;

улучшение эмоционально – волевой сферы.

При

ежедневном

воспроизведении

приобретенного

навыка

диафрагмально

релаксационного дыхания у детей отмечаются:

улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе,

сосредоточенности, собранности, улучшение работоспособности, снижение уровня

тревожности, улучшение сна).

Вырабатываемое

на

занятиях

«БОС-ЗДОРОВЬЯ»

физиологическое

дыхание

это

первый шаг к здоровью. Кроме того, эти занятия научат ребят правильной осанке, помогут

избавиться от волнения, дадут навык правильного дыхания.

3.1. Методическое обеспечение программы

Тема

Формы занятий,

используемые приемы

и методы

Дидактический материал,

техническое обеспечение

занятий

Знакомство с программой «БОС-

Здоровье». Путешествие в страну

Здоровейка.

Беседа.

Рассказ. Показ.

Компьютер. Комплект

слайдов.

Путешествие в увлекательный мир

дыхания. Оформление выставки

«Страна Здоровья».

Беседа.

Рассказ. Показ.

Компьютер. Комплект

слайдов.

15

Правильное дыхание. Знакомство с

приборами-БОС. Релаксация.

Беседа.

Рассказ. Показ.

Компьютер. Комплект

слайдов. Демонстрационный

материал. Музыка.

Заполнение индивидуальной карточки

ребенка. Подготовка к диафрагмально-

релаксационному типу дыхания.

Беседа. Практическое

занятие.

Компьютер. Комплект

слайдов.

Закрепление диафрагмально-

релаксационного навыка дыхания.

Беседа. Практическое

занятие.

Компьютер. Комплект

слайдов.

IV.

ПРИЛОЖЕНИЕ

___________________________________________________________________________

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЕНКА (ОТЧЕТ)

возраст

5 лет

группа здоровья

II осн.

Период проведения уроков «БОС - Здоровья» с

19 декабря

по

17 февраля

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ

До

начала

уроков

Итог

за

первые

три

урока

30.

12

13.

01

16.

01

20.

01

23.

01

27.

01

30.

01

03.

02

06.

02

10.

02

13.

02

17.

02

Итог за

последн.

три

урока

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ДАС

(17)

ДАС

(19)

18

19

20

20

23

25

24

28

28

29

28

29

ДАС

(29)

ЧД

(15)

ЧД

(11)

15

9

10

10

10

10

11

11

10

10

10

10

ЧД

(10)

оценка

2

оценка

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

оценка

4

ДИНАМИКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Воспитанник прошел занятия оздоровительной дыхательной гимнастики по методу БОС в

количестве

2

теоретических

и

15

практических

занятий

с

19

декабря

по

17

февраля.

Динамика

формирования

правильного

диафрагмально-релаксационного

дыхания

с

максимальной

ДАС:

исходный

навык

дыхания

до

начала

уроков

(ДАС=17уд/мин,

ЧД=15дых/мин),

оценка

«2».

Первые

три

урока

навык

правильного

дыхания

не

сформирован (ДАС=у19д/мин, ЧД=11дых/мин), оценка «2». Последние три урока – навык

правильного дыхания улучшен, о чем говорит увеличение ДАС до 29 уд/мин и замедление

ЧД

до

10дых/мин,

оценка

«4».

Исходный

уровень

здоровья

до

и

во

время

занятий

16

удовлетворительный. В конце занятий уровень здоровья стал хорошим. В повторном курсе

уроков «БОС - Здоровье» данный воспитанник не нуждается.

17

Приложение 2

РЕЛАКСАЦИОННЫЙ НАСТРОЙ

Займите удобное, комфортное положение (лежа, сидя).

В положении сидя плечи расслаблены и опущены, руки лежат на коленях.

Сделайте

неглубокий

медленный

вдох

через

нос

с

закрытым

ртом

и

постарайтесь при этом надуть живот.

Затем сделайте плавный, медленный выдох через рот, губы должны быть

полусомкнуты (сложены трубочкой).

Втяните

при

выдохе

живот,

поджимая

нижние

доли

легких

для

максимального освобождения их от отработанного воздуха.

Следите за тем, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в

дыхании.

Для контроля одну руку можно положить на грудь, а другую на живот.

Должна двигаться только рука, находящаяся на животе. Грудная клетка

находится в покое.

Старайтесь, чтобы выдох был, по крайней мере, в два раза дольше вдоха.

Например, вдох на «раз-два», а выдох на «раз-два-три-четыре».

Ни

в

коем

случае

не

выдыхайте

через

силу,

постарайтесь

полностью

расслабиться, никаких неприятных ощущений быть не должно.

Воздух свободно покидает легкие. Вы лишь создаете небольшое сопротивление

полусомкнутыми губами.

При

правильном

выполнении

частота

дыхания

должна

составлять

6-12

дыхательных движений в 1 мин. Диафрагмальное дыхание станет для вас

обычным типом дыхания при условии постоянных тренировок.

Cжечь чувства и выбросить мысли, повернуть глаза и уши внутрь себя, чтобы даже

пролетающий мимо дракон не заставил вас оглянуться, а падающая скала не отвлекла от

упражнений

КОНЦЕНТРАЦИЯ НА ДЫХАНИИ

Примите удобную позу. Расслабьте тело. Сконцентрируйтесь на дыхании. Не меняйте

естественного

ритма

дыхания,

а

только

следите

за

ним.

Дыхание

можно

мысленно

сопровождать

фразами:

«я

чувствую

свой

вдох…

чувствую

свой

выдох…»

и

т.д.

При

тренировках

вы

можете

столкнуться

с

ограничением

возможностей

удерживать

свое

внимание на дыхании.

Возникают периоды рассеянности со сменой картин и мыслей. В процессе регулярных

тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации становятся все

более продолжительными и устойчивыми. Вы начинаете ощущать внутреннюю стабильность

и гармонию своих эмоциональных реакций. Это упражнение является основной техникой в

практике дзен. Сконцентрировав свое внимание на дыхании, можно повторять примерно

следующие фразы:

-

Я вдыхаю…

-

Я выдыхаю…

-

Грудная клетка расслаблена…(один дыхательный цикл)

-

Я вдыхаю…

-

Я выдыхаю…

-

Мое тело расслаблено…(один дыхательный цикл)

-

Я вдыхаю…

-

Я выдыхаю…

-

Я чувствую покой и расслабление…(один дыхательный цикл)

18

-

Я вдыхаю…

-

Я выдыхаю…

-

Приятное ощущение…(вдох)

-

Приятное ощущение…(выдох)

-

Приятно дышать…(вдох)

-

Приятно дышать…(выдох)

-

Я чувствую тепло…(вдох)

-

Я чувствую тепло…(выдох)

-

Все расслаблено…(вдох)

-

Все расслаблено…(выдох)

-

Спокойствие и тишина…(вдох)

-

Спокойствие и тишина…(выдох)

CЛОВЕСНОЕ ВНУШЕНИЕ ПРИ БОС-ТРЕНИНГЕ

Итак, закройте глаза и позвольте пассивно расслабиться. Сфокусируйтесь на Вашем

дыхании. Вдох… выдох… вдох… выдох… вдох… выдох… . Вдохните – расслабление… .

Выдохните – напряжение… . Вдохните… . Выдохните… . Во время команд темп снижается,

длительность вдоха и выдоха с каждым разом растет……………40сек

А

теперь подумайте о мышцах вокруг глаз и рта. Позвольте им совершенно

расслабиться,

чувствуя

тяжесть

расслабленных

мышц.

Позвольте

нижней

челюсти

опуститься вниз, чувствуя полное спокойствие. Продолжайте дышать ровно. Мышцы Вашей

шеи расслабляются. Ваши плечи расслабляются, а Ваше дыхание глубокое и ровное………

64сек

Теперь дайте этому ощущению расслабленности опуститься от плеч в руки. Ваши

руки начинают тяжелеть… Они очень тяжелы. Ваши кисти рук расслабляются, по мере

того как Вы продолжаете дышать глубоко и ровно. Чувство тяжести распространяется на

Ваши лицевые мышцы, Вашу шею, Ваши плечи, Ваши руки… Вы расслабляетесь все

глубже и глубже………………………………………………………………….60сек

А

теперь Ваша грудь,

Ваш живот,

Ваша спина медленно расслабляются. Вы

чувствуете расслабление и комфорт, продолжаете дышать глубоко и ровно. Чувство

расслабления и тяжести. Чувствуете, как Вы становитесь более и более расслабленным,

свободным от забот…Полный комфорт………………………………………………1мин

А теперь Вы чувствуете, как расслабляются мышцы живота, и это ощущение

расслабления

стекает

вниз,

вниз

на

мышцы

Ваших бедер. Вы

расслабляетесь и

чувствуете себя спокойным и тяжелым. Вы чувствуете умиротворение, спокойствие,

полный комфорт и расслабление……………………………………………………………

1мин

А теперь пусть расслабление стекает вниз в Ваши ноги, Ваши лодыжки, Ваши

ступни, в каждый из Ваших пальцев на ногах, делая их тяжелыми, очень-очень

тяжелыми. Вы очень расслаблены и спокойны. Продолжайте дышать глубоко и ровно. И

одновременно начинайте снова с расслабления Вашего лба, Ваших глаз, Вашего рта,

Ваших

щек,

Ваших губ,

разрешая

им

полностью

расслабиться. Дайте

им

стать

тяжелыми, очень тяжелыми и разрешите этому чувству расслабления стечь вниз на Вашу

шею, в Ваши плечи, в Ваши руки и кисти. Чувство тяжести и расслабления…. Теперь

позвольте этому чувству расслабления стечь в Вашу грудь и Вашу спину. Вообразите -

в с е

В а ш е

т е л о

р а с с л а б л е н о

и

отдыхает…………………………………………………………………..1мин

А теперь дайте расслаблению стечь в Ваши бока, Ваши бедра, Ваши ноги и

Ваши ступни, что дает Вам чувство совершенного расслабления. Вы расслаблены. Все

Ваше тело расслаблено. Когда я на некоторое время замолчу, насладитесь этим

19

расслаблением,

спокойствием.

Мне

бы

хотелось,

чтобы

вы провели это

время,

сконцентрировавшись на Вашем дыхании. Только помните при этом, что дышать надо

глубоко

и

ровно

и

позвольте

этому

расслаблению

наполнить

все

ваше

тело…………………………………………………1мин

/Пауза – 1,5 минуты/

Вы

удивительно

расслаблены. Испытываете

наслаждение

этим

внутренним

спокойствием. Чувство удивительно прекрасное…………25сек

На счет «пять» Вы откроете глаза с чувством свежести и спокойствия.

Насладившись кратким периодом расслабления, поняв, что Вы можете научиться

расслабляться, Вы будете достигать все более глубокого расслабления с каждым

сеансом.

«Один» - Вы чувствуете себя хорошо.

«Два» - все Ваше тело чувствует расслабление и восторг.

«Три» - Вы насладились опытом расслабления и чувствуете себя энергичным

…………………………………………………………………..3мин

«Четыре» - Вы готовы открыть глаза, чувствуя свежесть.

«Пять» - Откройте глаза. Сделайте глубокий вдох, чувствуете себя хорошо,

ощущаете удовольствие …………………………………………25сек

20

Приложение 3

2 этап – постановка нового типа дыхания с помощью приборов БОС

Как только ребенок усвоил первые навыки диафрагмально-релаксационного дыхания,

необходимо

переходить

к

тренировке

с

использованием

приборов

БОС

по

регистрации

частоты сердечных сокращений.

Каждое практическое занятие состоит из чередующихся периодов БОС – тренинга и

периодов отдыха.

Период тренинга – время, отведенное программой на поэтапную выработку навыка

диафрагмально-релаксационного дыхания, с контролем величины текущей ЧСС (параметр,

по

которому

предъявляются

сигналы

обратной

связи),

выработку

умения

максимально

снижать величину ЧСС на выдохе и достижение максимально стабильной индивидуальной

дыхательной аритмии сердца.

Период отдыха – время, отведенное программой для переключения внимания с

выполнения условий, заданных в период работы, на просмотр подборки различных слайдов и

прослушивания музыки релаксирующего (расслабляющего) характера. Сигналы обратной

связи не предъявляются.

В период отдыха компьютер в скрытом режиме продолжает запись текущих величин

пульса.

Это

позволяет

получить

сравнительную

картину

изменения

величины

пульса,

частоты дыхания и ДАС в периоды, когда есть обратная связь, и в периоды, когда она

отсутствует. Сравнивая результаты периода работы и периода отдыха, можно легко увидеть,

насколько эффективно происходит выработка правильного типа дыхания.

Начинается каждый сеанс с минутного периода отдыха, когда записываются фоновые

показатели. Кроме того, это дает возможность ребенку настроиться на предстоящий сеанс.

По окончании фоновой записи программа автоматически переходит в режим тренинга.

Существует его несколько вариантов.

Вариант «Столбик».

Сюжет является базовым для начальной стадии овладения навыком диафрагмально-

релаксационного дыхания методом БОС по величине пульса. В центре экрана находится

окрашенный столбик переменной высоты в рамке. Это сигнал зрительной обратной связи.

Его высота изменяется в соответствии с параметром обратной связи (ЧСС). Когда величина

ЧСС растет, высота столбика увеличивается до момента достижения верхнего порога. Когда

ЧСС снижается, высота столбика уменьшается. По достижении нижнего порога высота

столбика становится равной нулю.

Вместе с перемещением столбика звучит тональный сигнал – звуковая обратная связь.

Высота тона изменяется от низкого до высокого на вдохе и на выдохе – от высокого до

низкого соответственно изменяющейся величине пульса. При достижении нижнего порога

тональный сигнал меняется на «струнный» звук, что указывает на успешность выполнения

выдоха.

Вариант «Вертикальное закрашивание (открывание) полос».

Сюжет представлен в двух вариантах:

а ) Картинка «Забор». Воображаемая кисть закрашивает полосками нарисованный

забор снизу вверх при вдохе (увеличение ЧСС) и сверху вниз при выдохе (снижение ЧСС).

Полностью закрашенный забор снова предстает в первозданном виде, и сюжет повторяется.

б ) Картинка «Окно». Окно, «покрытое инеем», за которым угадываются контуры

слайда. Полоски инея удаляются (например, за окном открывается полосами пейзаж) на

вдохе снизу вверх и на выдохе сверху вниз. Как только окно полностью очистилось от инея,

новый слой инея закрывает окно, за которым просматриваются контуры следующего слайда.

Сюжет продолжается.

Сюжет «Анимация».

21

На экране анимационный персонаж сюжета перемещается из нижнего левого угла

экрана в правый верхний и обратно.

Например,

на

вдохе

(ЧСС

возрастает)

пчела

летит

на

цветок,

на

выдохе

(ЧСС

снижается) возвращается в улей. При каждом успешном выдохе счет (заполненные соты)

увеличивается на единицу.

Алгоритм перемещения персонажа аналогичен сюжету «Столбик».

22

Приложение 4

3 этап – основной курс оздоровительных занятий для формирования и закрепления

освоенного навыка дыхания.

На

данном

этапе

у

ребенка

формируется

и

закрепляется

новый

дыхательный

стереотип.

Если дети в состоянии тренироваться дольше без перерыва, то можно увеличить время

тренинга, сократив время отдыха или количество циклов в сеансе. При наличии временных

резервов можно увеличить время сеанса. Главная цель работы с прибором – добиться полной

синхронизации фаз дыхательного цикла с изменениями ЧСС в пределах индивидуальных

возможностей.

Начиная с 7-8 практического занятия, в течение последних 2 минут ребенок должен

воспроизводить приобретенный навык дыхания с закрытыми глазами без сигналов обратной

связи. Одновременно необходимо оценить, удается ли ребенку, сознательно воспроизводя

полученный навык, удерживать ДАС в заданных пределах, сохраняя на прежнем уровне (как

при дыхании с сигналами БОС) величины ЧСС, частоты дыхания.

Приложение 5

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВЕЛИЧИНЫ ДАС И ОЦЕНОК ЗДОРОВЬЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

ДАС, уд./мин

Оценка здоровья в баллах

>37

5

28-36

4

19-27

3

10-18

2

0-9

1

23

V.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Сметанкин

А.А.

«Открытый

урок

здоровья»

-

«Питер»:

Санкт-Петербург,

2005г.;

2.

Сметанкин А.А., Межевалов А., Ромодин В. «Будь здоров, малыш!» (учебник

здоровья для детей) – ФГУП «Печатный двор»: Санкт-Петербург, 2005 г.;

3.

Сметанкин

А.А.,

Афанасьев

Д.В.,

Аверьянов

В.В.,

Захаров

С.Я.

«Оценка

эффективности «Уроков БОС-Здоровье» - ЗАО «Биосвязь»: Санкт-Петербург,

2006 г.;

4.

«Учебник Здоровья для детей младшего школьного и старшего дошкольного

возраста» - ЗАО «Биосвязь»: Санкт-Петербург, 2004 г.;

5.

DVD – диск «Технология БОС. Научно-популярные фильмы»;

24

25

26



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники