Автор: Карасева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Тисульский детский сад 4 структурное подразделение Тамбарский детский сад
Населённый пункт: Кемеровская область Тисульский район с. Тамбар
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание любви к малой родине в проектной деятельности старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Воспитание любви к малой родине в проектной деятельности
старших дошкольников.
Л.А.Карасева.
Кемеровская область, Тисульский район
У каждого из нас есть своя Родина - близкая, знакомая с детства, и
большая необъятная Россия. Какая притягательная сила заключается в
том, что окружает нас с детства! Почему, даже уехав из родных мест,
человек вспоминает
их с теплотой и гордостью рассказывает
о
богатстве и красоте родного края!
Дерево «без корней не растет». Говорит народ уважение к собственным
корням
–
это
проявление
достоинства
человека
и
одно
из
условий
самоуважения.
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими
изменениями.
В
связи
с
этим
сложившиеся
обстоятельства
на
селе
заставляют задуматься, почему разъезжаются деревни и села?
Как
удержать молодёжь на селе? Это большая проблема касается и нас
сельских педагогов. Нельзя растить детей отчужденных от жизни и
интересов своего села. Важно с раннего детства прививать любовь к
родным
местам,
давать
представления
о
том,
чем
они
знамениты,
показать какова окружающая природа, каким трудом заняты люди.
Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической
жизни страны человек должен быть самостоятельным, инициативным
интеллектуально
развитым,
умеющий
налаживать
коммуникативные
связи,
уважать
права
и
труд
других,
воспринимать
происходящие
изменения в обществе и принимать соответствующие решения. Все эти
качества
закладываются
в
дошкольном
возрасте
и
являются
составляющим
патриотического
воспитания.
Патриотическое
воспитание начинается в детском саду
с привития любви к малой
родине
– месту, где человек родился и вырос. Согласно ФГОС ДО
патриотическое
воспитание
дошкольников
направлено
на
решение
круга задач, одна из которых: - воспитывать любовь к семье и родной
земле.
Проведённые
наблюдения,
беседы
с
детьми,
анкетирование
с
родителями в нашем детском саду показали, что в некоторых семьях
проживающих на селе ограничены общие интересы взрослых и детей,
не достаточно знаний об истории села его происхождении, не хватает
знаний о профессиях занятых
в сельскохозяйственном производстве,
нет
интереса
к
сельским
профессиям.
Богатые
и
уникальные
культурные традиции, доставшиеся нам по наследству, нуждаются, как и
наша земля в защите и восстановлении.
У
сельского
детского
сада
есть
самобытное,
уникальное,
неповторимое лицо и отличительные особенности:
-
реальные
возможности
для
создания
и
о суще ствления
индивидуальных траекторий развития воспитанников;
- более тесные связи ДОО с социумом;
- освоение детьми опыта практического сельскохозяйственного труда.
- непосредственная близость детей к живой природе и возможность
активного,
тесного
взаимодействия
с
окружающим
миром,
положительно
влияющего
на
духовное,
нравственное,
эстетическое
развитие.
Поэтому нашей главной целью является воспитание гражданина
любящего и знающего своё родное село и всё, что с ним связанно.
Для реализации поставленной цели мы в своей работе
использовали
проектную
деятельно сть.
Проектная
деятельно сть
–
э т о
целенаправленная
деятельность,
с
определённой
целью,
по
определённому
плану
для
решения
поисковых,
исследовательских,
практических задач по любому направлению содержания образования.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и
воспитания
с
реальными
событиями
жизни
ребёнка,
а
также
заинтересовать
его
и
увлечь
в
эту
деятельность.
Она
позволяет
объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе,
сотрудничать, планировать свою работу.
Грамотное и целенаправленное использование проектного метода
в работе с дошкольниками позволяет
организовать планомерную и
эффективную
воспитательно-образовательную
работу
с
детьми,
успешно решать задачи ознакомления с окружающим миром.
В нашем деском саду метод проектов используется в работе с
детьми
старшего
дошкольного
возраста,
у
которых
есть
все
необходимые предпосылки
для реализации проектов. Современная
жизнь меняется не только в городах, но и в сёлах. Давно уже нет
колхозов и совхозов, на смену им появились фермерские хозяйства. И
не важно, что сменились названия, главное, что крестьянский труд на
родной земле остаётся важным и почётным.
Так появилась идея разработки долгосрочного проекта
«Фермерское хозяйство» с целью осуществления комплексного подхода
к
воспитанию
любви
и
гордости
к
малой
родине,
развития
познавательного
интереса
к
сельскохозяйственным
профессиям,
привития таких важных качеств как трудолюбие, уважение к сельским
труженикам. При осуществлении проекта использовались различные
формы и методы
работы с детьми и родителями, способствующие
развитию
и
поддержанию
интереса
детей
к
жизни
родного
села.
Совместно
с
родителями
мы
организовали
экскурсии
на
поля,
механизированный
двор,
свиноферму.
Дети
наблюдали
за
трудом
взрослых
на
рабочих
местах.
Затем
проводили
беседы
на
основе
впечатлений полученных в ходе наблюдений, экскурсий. Устраивали
встречи
со
специалистами
сельскохозяйственного
производства.
В
работе с детьми использовали рассматривание
картин, иллюстраций,
чтение художественных произведений сельской тематики. Центральное
место в проекте было отведено организации сюжетно-ролевым играм
«Уборка урожая», «Сельский дворик», «Овощеводы» и др., они связаны
между собой, логически дополняют друг друга, и вместе представляют
целостный
рассказ
о
тружениках
села,
мире
животных
и
природы.
Занятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы
они
развивали
у
них
познавательный
интерес,
вызывали
желание
интересоваться
историей
своего
села
и
родного
края.
Невозможно
привить
любовь
к
родной
земле,
не
познакомив
с
ее
природными
богатствами, красотой, растительным и животным миром.
Процесс воспитания у детей любви к сельскохозяйственному труду
является немало важной частью в воспитании детей на селе. В рамках
основного проекта создавались мини - проекты «Без труда не вынешь
рыбку из пруда», «В саду ли в огороде», «От зёрнышка до булочки».
Дети сеяли семена, выращивали рассаду, трудились на посадке и уборке
овощей с огорода, в цветнике, уголке природы, на участке детского сада.
Полученные навыки и умения детей в детском саду, вызывали желание,
стремление быть помощниками родителям в семье.
В
ходе
реализации
проекта
большое
внимание
уделялось
выполнению творческих заданий, которые способствовали актуализации
знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во
взаимодействии
с
окружающим
миром.
Например,
совместная
продуктивная деятельность детей и взрослых
значительно обогатила
предметно-развивающую среду, оформленную в виде макета «сельский
двор» со следующими поделками:
- фигурками домашних животных и птиц из солёного теста;
- колодец, коромысло и ведёрки;
- муляжи овощей и ягод;
В осуществлении проекта активное участие, принимали родители
воспитанников. Они охотно и с большим желанием помогали готовить
атрибуты
к
сюжетно-ролевым
играм
сельской
тематики,
помогли
оформить
стенд
«Моё
родное
село
-
Тамбар!»,
вместе
с
детьми
подбирали материал к оформлению альбома
«Почётные труженики
села»,
организовали
встречу
с
фермером
-почётным
работником
сельского хозяйства. Родители активно включались в работу проекта,
совместно с детьми собирали материал для мини - докладов и рисовали
рисунки
домашних
животных,
подбирали
картинки,
пословицы,
помогли организовать выставку игрушек - коров , рисовали маски для
подвижных
игр.
Родители,
которые
принимали
активное
участие
в
работе над проектом, стали проявлять живой интерес к тому, что и как
изучают
их
дети
в
детском
саду,
стали
интересоваться,
будет
ли
продолжена работа, в которой они и их дети могли бы поучаствовать.
Итогом проектной деятельности стала организация ярмарки «Лето
со снопами – осень с пирогами».
Реализуя долгосрочный проект «Фермерское хозяйство» можно
сделать
вывод,
что
систематическая
и
планомерная
работа
по
воспитанию
у
детей
патриотических
чувств,
способствовала
обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о родном
селе, его достопримечательностях, об обычаях и традициях, о почётных
тружениках сельского производства и их труде.
Литература
1. Кокорева Н.Н, Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле: Из опыта
работы воспитателя сел. дет. сада.- М. Просвещение, 1987 – 160 с.:ил.
2. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках,
пословицах,
рассказах
о
православных
праздниках,
народных
обычаях
и
поверьях): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/
сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.
3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В.Н.
Косарева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 159 с.
4. Журнал «Методист ДОУ», 2016 ООО»ТЦ СФЕРА», 2016
5. Журнал «Управление ДОУ», 2015 ООО»ТЦ СФЕРА», 2015
6. Как организовать проект с дошкольниками / Авт.-сост. А.А. Сидорова. –
М.:ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. (Управление детским садом.) (2).