Напоминание

Воспитание любви к малой родине в проектной деятельности старших дошкольников


Автор: Карасева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Тисульский детский сад 4 структурное подразделение Тамбарский детский сад
Населённый пункт: Кемеровская область Тисульский район с. Тамбар
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание любви к малой родине в проектной деятельности старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание любви к малой родине в проектной деятельности

старших дошкольников.

Л.А.Карасева.

Кемеровская область, Тисульский район

У каждого из нас есть своя Родина - близкая, знакомая с детства, и

большая необъятная Россия. Какая притягательная сила заключается в

том, что окружает нас с детства! Почему, даже уехав из родных мест,

человек вспоминает

их с теплотой и гордостью рассказывает

о

богатстве и красоте родного края!

Дерево «без корней не растет». Говорит народ уважение к собственным

корням

это

проявление

достоинства

человека

и

одно

из

условий

самоуважения.

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими

изменениями.

В

связи

с

этим

сложившиеся

обстоятельства

на

селе

заставляют задуматься, почему разъезжаются деревни и села?

Как

удержать молодёжь на селе? Это большая проблема касается и нас

сельских педагогов. Нельзя растить детей отчужденных от жизни и

интересов своего села. Важно с раннего детства прививать любовь к

родным

местам,

давать

представления

о

том,

чем

они

знамениты,

показать какова окружающая природа, каким трудом заняты люди.

Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической

жизни страны человек должен быть самостоятельным, инициативным

интеллектуально

развитым,

умеющий

налаживать

коммуникативные

связи,

уважать

права

и

труд

других,

воспринимать

происходящие

изменения в обществе и принимать соответствующие решения. Все эти

качества

закладываются

в

дошкольном

возрасте

и

являются

составляющим

патриотического

воспитания.

Патриотическое

воспитание начинается в детском саду

с привития любви к малой

родине

– месту, где человек родился и вырос. Согласно ФГОС ДО

патриотическое

воспитание

дошкольников

направлено

на

решение

круга задач, одна из которых: - воспитывать любовь к семье и родной

земле.

Проведённые

наблюдения,

беседы

с

детьми,

анкетирование

с

родителями в нашем детском саду показали, что в некоторых семьях

проживающих на селе ограничены общие интересы взрослых и детей,

не достаточно знаний об истории села его происхождении, не хватает

знаний о профессиях занятых

в сельскохозяйственном производстве,

нет

интереса

к

сельским

профессиям.

Богатые

и

уникальные

культурные традиции, доставшиеся нам по наследству, нуждаются, как и

наша земля в защите и восстановлении.

У

сельского

детского

сада

есть

самобытное,

уникальное,

неповторимое лицо и отличительные особенности:

-

реальные

возможности

для

создания

и

о суще ствления

индивидуальных траекторий развития воспитанников;

- более тесные связи ДОО с социумом;

- освоение детьми опыта практического сельскохозяйственного труда.

- непосредственная близость детей к живой природе и возможность

активного,

тесного

взаимодействия

с

окружающим

миром,

положительно

влияющего

на

духовное,

нравственное,

эстетическое

развитие.

Поэтому нашей главной целью является воспитание гражданина

любящего и знающего своё родное село и всё, что с ним связанно.

Для реализации поставленной цели мы в своей работе

использовали

проектную

деятельно сть.

Проектная

деятельно сть

э т о

целенаправленная

деятельность,

с

определённой

целью,

по

определённому

плану

для

решения

поисковых,

исследовательских,

практических задач по любому направлению содержания образования.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и

воспитания

с

реальными

событиями

жизни

ребёнка,

а

также

заинтересовать

его

и

увлечь

в

эту

деятельность.

Она

позволяет

объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе,

сотрудничать, планировать свою работу.

Грамотное и целенаправленное использование проектного метода

в работе с дошкольниками позволяет

организовать планомерную и

эффективную

воспитательно-образовательную

работу

с

детьми,

успешно решать задачи ознакомления с окружающим миром.

В нашем деском саду метод проектов используется в работе с

детьми

старшего

дошкольного

возраста,

у

которых

есть

все

необходимые предпосылки

для реализации проектов. Современная

жизнь меняется не только в городах, но и в сёлах. Давно уже нет

колхозов и совхозов, на смену им появились фермерские хозяйства. И

не важно, что сменились названия, главное, что крестьянский труд на

родной земле остаётся важным и почётным.

Так появилась идея разработки долгосрочного проекта

«Фермерское хозяйство» с целью осуществления комплексного подхода

к

воспитанию

любви

и

гордости

к

малой

родине,

развития

познавательного

интереса

к

сельскохозяйственным

профессиям,

привития таких важных качеств как трудолюбие, уважение к сельским

труженикам. При осуществлении проекта использовались различные

формы и методы

работы с детьми и родителями, способствующие

развитию

и

поддержанию

интереса

детей

к

жизни

родного

села.

Совместно

с

родителями

мы

организовали

экскурсии

на

поля,

механизированный

двор,

свиноферму.

Дети

наблюдали

за

трудом

взрослых

на

рабочих

местах.

Затем

проводили

беседы

на

основе

впечатлений полученных в ходе наблюдений, экскурсий. Устраивали

встречи

со

специалистами

сельскохозяйственного

производства.

В

работе с детьми использовали рассматривание

картин, иллюстраций,

чтение художественных произведений сельской тематики. Центральное

место в проекте было отведено организации сюжетно-ролевым играм

«Уборка урожая», «Сельский дворик», «Овощеводы» и др., они связаны

между собой, логически дополняют друг друга, и вместе представляют

целостный

рассказ

о

тружениках

села,

мире

животных

и

природы.

Занятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы

они

развивали

у

них

познавательный

интерес,

вызывали

желание

интересоваться

историей

своего

села

и

родного

края.

Невозможно

привить

любовь

к

родной

земле,

не

познакомив

с

ее

природными

богатствами, красотой, растительным и животным миром.

Процесс воспитания у детей любви к сельскохозяйственному труду

является немало важной частью в воспитании детей на селе. В рамках

основного проекта создавались мини - проекты «Без труда не вынешь

рыбку из пруда», «В саду ли в огороде», «От зёрнышка до булочки».

Дети сеяли семена, выращивали рассаду, трудились на посадке и уборке

овощей с огорода, в цветнике, уголке природы, на участке детского сада.

Полученные навыки и умения детей в детском саду, вызывали желание,

стремление быть помощниками родителям в семье.

В

ходе

реализации

проекта

большое

внимание

уделялось

выполнению творческих заданий, которые способствовали актуализации

знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во

взаимодействии

с

окружающим

миром.

Например,

совместная

продуктивная деятельность детей и взрослых

значительно обогатила

предметно-развивающую среду, оформленную в виде макета «сельский

двор» со следующими поделками:

- фигурками домашних животных и птиц из солёного теста;

- колодец, коромысло и ведёрки;

- муляжи овощей и ягод;

В осуществлении проекта активное участие, принимали родители

воспитанников. Они охотно и с большим желанием помогали готовить

атрибуты

к

сюжетно-ролевым

играм

сельской

тематики,

помогли

оформить

стенд

«Моё

родное

село

-

Тамбар!»,

вместе

с

детьми

подбирали материал к оформлению альбома

«Почётные труженики

села»,

организовали

встречу

с

фермером

-почётным

работником

сельского хозяйства. Родители активно включались в работу проекта,

совместно с детьми собирали материал для мини - докладов и рисовали

рисунки

домашних

животных,

подбирали

картинки,

пословицы,

помогли организовать выставку игрушек - коров , рисовали маски для

подвижных

игр.

Родители,

которые

принимали

активное

участие

в

работе над проектом, стали проявлять живой интерес к тому, что и как

изучают

их

дети

в

детском

саду,

стали

интересоваться,

будет

ли

продолжена работа, в которой они и их дети могли бы поучаствовать.

Итогом проектной деятельности стала организация ярмарки «Лето

со снопами – осень с пирогами».

Реализуя долгосрочный проект «Фермерское хозяйство» можно

сделать

вывод,

что

систематическая

и

планомерная

работа

по

воспитанию

у

детей

патриотических

чувств,

способствовала

обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о родном

селе, его достопримечательностях, об обычаях и традициях, о почётных

тружениках сельского производства и их труде.

Литература

1. Кокорева Н.Н, Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле: Из опыта

работы воспитателя сел. дет. сада.- М. Просвещение, 1987 – 160 с.:ил.

2. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках,

пословицах,

рассказах

о

православных

праздниках,

народных

обычаях

и

поверьях): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/

сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.

3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В.Н.

Косарева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 159 с.

4. Журнал «Методист ДОУ», 2016 ООО»ТЦ СФЕРА», 2016

5. Журнал «Управление ДОУ», 2015 ООО»ТЦ СФЕРА», 2015

6. Как организовать проект с дошкольниками / Авт.-сост. А.А. Сидорова. –

М.:ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. (Управление детским садом.) (2).



В раздел образования