Автор: Туркина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 "НЕЗАБУДКА"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, г. Мегион
Наименование материала: Презентация
Тема: Создание в групповом пространстве условий для формирования у старших дошкольников позиции активного участника в речевом взаимодействии
Раздел: дошкольное образование
Создание в групповом
пространстве условий для
формирования у старших
дошкольников позиции
активного участника в
речевом
взаимодействии
Опыт
работы
воспитателя
группы
общеразвивающей
направленности
для детей от 5 до 6 лет А
Туркиной
Ирины
Александровны
ХМАО-Югра г. Мегион МБДОУ ДС
№7 «Незабудка»
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и
предполагает:
-
владение речью как средством общения и культуры;
-
обогащение активного словаря;
-
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
-
развитие речевого творчества;
-
развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы;
- формирование звуковой аналитико-
синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Принципы речевого
развития
Принципы речевого
развития
1.Принцип обогащения речевой
мотивации
2.Принцип взаимосвязи сенсорного,
умственного и речевого развития
3.Принцип взаимосвязи над различными
сторонами речи
4.Принцип обеспечения активной
языковой практики
5.Принцип коммуникативно-
деятельностного подхода к развитию
речи
Предметно-развивающая среда - это система материальных
объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая
содержание его духовного и физического облика.
Обогащённая речевая среда предполагает единство социальных
и природных средств обеспечения разнообразной деятельности
ребёнка.
Оснащение воспитательно-образовательного процесса
формируется в прямой зависимости от содержания воспитания,
возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Формирование речевого взаимодействия детей старшего
дошкольного возраста протекает более успешно в благоприятной
речевой среде.
Речевая среда это - семья, детский сад, взрослые
и сверстники, с которыми постоянно общается
ребёнок. Предметно-пространственная среда
имеет большое значение для полноценного и
всестороннего развития детей.
Методы и приёмы, используемые педагогами при
формировании у дошкольников позиции активного
участника в речевом взаимодействии:
Наглядные
-непосредственное наблюдение и его разновидности
-опосредованное наблюдение
Словесные
-чтение и рассказ художественных произведений
-заучивание наизусть
-пересказ
-рассказывание без опоры на наглядный материал, беседы
Практические
-дидактические игры и упражнения
-игры драматизации
-настольно-печатные игры
-пальчиковые игры
-хороводные игры
При организации взаимодействия с детьми в рамках данного направления
педагоги используют следующие методики, приемы и технологии:
-художественная литература: сказки, стихи, рассказы;
-игры и игровые упражнения;
-театрализованная деятельность;
-мнемотехника (наглядное моделирование);
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
-«изосказка»;
-сюжетные и предметные картинки;
-дидактические игрушки;
-наглядный материал по
лексическим темам;
-аудиозаписи литературных
произведений
Знакомить детей с авторами и детской
литературой помогает организованный в
группе центр «Светлый мир книги»
Театрализованная деятельность - один из самых
эффективных способов развития речи и проявления
творческих способностей. В группе организован центр,
знакомящий детей с миром театра.
Развитию необходимых сторон речи способствуют
сюжетные и предметные картинки по лексическим
темам
Для развития у детей речевой активности
конструктивно используем серию
дидактических игр
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Цель: В процессе игры ребёнок учится
правильно строить предложения , логически
думать и быть внимательным.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Цель: Игра развивает внимание, интерес
к сказкам, усидчивость, умение вступать
в диалог , развивает фантазию,
воображение и активизирует речь.
Используем прием мнемотехники в работе по
развитию связной речи
При организации речевого взаимодействия
педагога и ребёнка, детей между собой с целью
активизации творческого потенциала
используем серию сюжетных картинок по
сказкам
Вместо заключения
Предметно-пространственная среда, созданная
педагогами, не только способствует формированию
у воспитанников позиции активного участника в
речевом взаимодействии, но и выступает в роли
стимулятора движущей силы в целостном процессе
становления личности
ребёнка, обогащает его
развитие, способствует
раннему проявлению
разносторонних
способностей.