Напоминание

"Русское народное творчество - основа речевого развития и воспитания гражданина"


Автор: Авдеева Наталия Ивановна
Должность: воспитатель доо
Учебное заведение: МБОУ "Знаменская СОШ"
Населённый пункт: п.г.т.Знаменка Орловского района Орловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Русское народное творчество - основа речевого развития и воспитания гражданина"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Русское народное творчество –

основа речевого развития и воспитания

гражданина.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и

речевого развития детей. Современный ребенок живет во время, когда

русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.

Академик Д.С.Лихачев сказал, что « русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета среди других народов…Мы не должны

забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе,

языке…»

Именно родная культура должна лежать в основе формирования

личности ребенка.

Одним из средств развития языковой культуры и гражданственности

является устное народное творчество: и как средство педагогического

воздействия, и как средство обогащения словарного запаса детей, и как

средство передачи красоты и образности русского языка.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие

поэтические ценности. Припевками, поговорками издавна пользуются для

воспитания детей, особенно самых маленьких, для того. Чтобы привлечь

их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, кормление, купание

требуют сопровождения словом. Когда дети слышат слова потешек,

прибауток, закличек, которые звучат как ласковый говорок, у них

снижается агрессивность.

Потешки способствуют развитию связной речи, регулируют интонацию,

тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания,

закрепляют правильное произношение отдельных звуков.

Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение

действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо,

шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее

запоминают потешки , а также учатся сами обыгрывать их: двигаться,

говорить как герои потешек. Обязательно в предварительной беседе

нужно объяснить значение новых слов, которые ребенок услышит в

потешке.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи , подражание которым

позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества,

они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека:

поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями,

яркими эпитетами. Они учат детей ясно, лаконично, выразительно

выражать свои мысли и чувства. Их можно использовать в любой

ситуации. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут»; во время

наблюдений за явлениями природы: «Мороз невелик, да стоять не велит»;

во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит.»

Можно поиграть с ребенком в игры «Продолжи пословицу», «Кто

больше назовет пословиц на какую-нибудь тему».

Пословицы и поговорки являются также богатейшим источником

познавательного и нравственного развития детей.

Очень полезным упражнением для детского ума являются загадки.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов,

формируют представления о переносном значении слова, помогают

усвоить грамматический и звуковой строй речи, заставляя

сосредоточиться на звуковой форме и анализировать ее. При обучении

детей отгадыванию загадок можно воспользоваться методикой

Е.И.Тихеевой. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой

подбирается загадка: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами

помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает»; «На голове

красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах

шпоры» и т. п. Поскольку загадываемый предмет находится перед глазами,

ребенок быстро отгадает загадку. В дальнейшем дети учатся отгадывать

загадки по представлениям, но при этом нужно учитывать опыт детей.

Развитию правильной речи способствуют скороговорки. Они

закрепляют правильное произношение звуков, тренируют и

совершенствуют голосовой аппарат, развивают фонематический слух.

Скороговорка – это веселая игра в быстрое повторение

труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра

звуков и слов. Они не повторяются. Недаром в народе говорят: «Всех

скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.» Скороговорки и

чистоговорки являются полезными речевыми упражнениями, т.к.

способствуют формированию умения следить за четкостью произношения

каждого звука.

Считалки – это придуманный для детей способ осуществления

объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет

взрослого, распоряжается распределением ролей. Особенностью считалок

является четкий ритм, поэтому они дают возможность раздельно

проговаривать все слова. А еще они развивают находчивость,

сообразительность, ловкость, доброту и даже благородство. Чаще всего

считалки используют при проведении подвижных игр.

В народных играх отражаются образ жизни людей, их труд, быт,

национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается

с нравственным обогащением детей.

Еще одним видом русского народного творчества являются праздники и

обряды. Знакомясь с обрядовыми праздниками, дети получают

возможность приобщиться к истории народа, его укладу жизни и

народной мудрости. Народные праздники помогают детям научиться

творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и

взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций, возможность

решать задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания

детей.

Подспорьем для проведения народных обрядовых праздников может

стать книга «Календарные обрядовые праздники для дошкольников» под

редакцией Н.В.Пугачевой и др. В этой книге даны сценарии праздников

«Осенины», «Зимние святки», «рождественские праздники», «Встреча

Масленицы», «Сороки», «Пасха» и др.

Материал очень богатый и разнообразный: здесь и народный календарь,

и народные приметы, игры, частушки и заклички, песенки и многое

другое. Эту книгу можно и нужно использовать в работе для ознакомления

ребенка с русской речью, обрядами, рукоделием,культурой.

Одним из самых прекрасных образцов звучащего слова является сказка.

Сказка отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению и

представлению.

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не

замечаешь их сложного построения – настолько они просты и

естественны. Это свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

Из сказок можно получить блестящие образцы русского языка. Не

случайно крупнейшие мастера слова советовали молодым писателям

учиться мастерству у сказочников. А.С.Пушкин писал: «Читайте

простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства

русского языка».

Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор,

образных сравнений.

Сказки надо рассказывать, т.к. ребенок должен видеть лицо

рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки,

отношение к ее персонажам.

Очень полезно прослушивание сказок в грамзаписи.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания

любви к Родине. Сказки развивают в детях нравственные качества:

доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость, расширяют кругозор,

развивают речь, фантазию, воображение, имеют огромное познавательное

и воспитательное значение.

Конспект

открытого занятия, посвященного

450-летию г.Орла,

«Мой любимый город»

Направление деятельности:

познавательно-исследовательская.

Образовательные области:

1.

Социально-коммуникативное развитие.

2.

Познавательное развитие.

3.

Речевое развитие.

4.

Музыкальное развитие.

Цель:

развитие интегративных качеств детей в процессе в процессе воспитания

патриотических чувств – любви к родному городу Орлу, уважение к

истории города, его традициям. Развитие речи детей.

Задачи:

1.

Расширить представления детей о родном городе, его истории,

традициях и памятных местах.

2.

Расширять словарный запас детей, совершенствовать лексико-

грамматический строй речи.

3.

Развивать высшие психические функции (логическое

мышление, речь, память, воображение) и творческие

способности детей в исполнительской и музыкальной

деятельности.

4.

Развивать патриотизм.

Предварительная работа:

рассматривание альбомов об Орле, беседы об Орле, его памятных местах,

традиционных ремеслах Орловской области, экскурсии по городу,

проектная деятельность, продуктивная деятельность детей по мотивам

орловского списа, плешковской игрушки.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.

Приемы постановки целей и мотивационной деятельности:

воспитание патриотических чувств на основе ознакомления

детей с историей Орла, достопримечательностями родного

города, обращение к народному творчеству, фольклору.

2.

Приемы активизации деятельности детей: создание

развивающей предметно- пространственной среды,

использование художественного слова.

3.

Приемы организации практической деятельности детей:

разучивание стихотворений, музыкальная и игровая

деятельность детей.

Виды детской деятельности:

1. Познавательно – исследовательская.

2. Коммуникативная.

3. Игровая.

4. Музыкальная.

Планируемые результаты:

воспитание патриотизма, любви к родному городу, уточнение и

закрепление знаний об истории города Орла, его достопримечательностях

приобщение к традициям родного края, воспитание нравственных качеств

расширение и активизация словарного запаса.



В раздел образования