Автор: Ярцева Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ "Санаторный детский дом № 12"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательных способностей у воспитанников детского дома
Раздел: среднее профессиональное
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
У воспитанников детского дома ведущим нарушением является недоразвитие
познавательной сферы, что влечет за собой нарушение речи, моторики, психических
процессов.
Необходимо
стимулировать
познавательный
интерес
многообразием
приемов
занимательности
(иллюстрацией,
игрой,
кроссвордами,
драматизацией,
задачами-
шутками,
занимательными
упражнениями
и
т.д.).
Используются
проблемно-
познавательные методы обучения.
Развитие
познавательных
способностей
играет
ведущую
роль
в
преодолении
социальной депривации у воспитанников.
Для каждой возрастной группы разработаны и специально подобраны занятия для
всестороннего
развития
познавательной
сферы
детей,
включающие
следующие
направления:
1.
Развитие восприятия
Развитие
восприятия
является
необходимым
направлением
коррекционной
работы. Значение восприятия в жизни воспитанника очень велико, так как оно создает
фундамент
для
развития
мышления,
способствует
развитию
речи,
памяти,
внимания,
воображения.
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны
развивается восприятие речевых, с другой стороны неречевых звуков, т. е. формируется
фонематический слух.
Если у ребенка имеются речевые проблемы, то проведение игр, направленных на
развитие слухового восприятия, является необходимой составной частью индивидуальной
коррекционной работы.
Развитие двигательного восприятия включает в себя:
восприятие формы;
величины;
цвета;
пространства и ориентировка в нем;
формирование целостного образа предмета.
В работе с детьми по развитию двигательного восприятия используются
следующие группы игр:
1.
Игры, направленные на формирование умения находить по образцу предметы,
одинаковые по форме фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и другие,
подбирать геометрические фигуры одинаковые с образцом по форме и цвету, по форме и
величине.
2. Игры, направленные на формирование умения находить геометрические фигуры по
их названию.
3.
Игры,
направленные
на
формирование
умения
сопоставлять
предметы
с
геометрическими фигурами.
4. Игры, направленные на формирование умения группировать предметы по форме.
Каждый параметр величины (длина, ширина, высота и толщина) осваиваются
ребенком самостоятельно. Но на основе предыдущего параметра.
При
восприятии
каждого
параметра
осуществляем
аналогичные
действия,
которые
сначала
выполняются
с
реальными
предметами,
затем
с
геометрическими
фигурами, а затем выполняются в уме с опорой на рисунок.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно:
На 1 этапе ребенка учим сличению цветов;
На 2 этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции;
На 3 этапе он сам называет тот или иной цвет.
В
играх
дети
знакомятся
с
основными
цветами
и
их
оттенками
в
такой
последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей.
Самая
главная
функция
восприятия
–
восприятие
целостного
предмета
или
явления в совокупности всех его свойств. Для этого ребенок осваивает более сложные
действия с предметами:
- конструирование предметов из составных элементов;
- узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению;
- обнаружение похожего и различного в предметах;
- словесное описание предметов;
- узнавание предметов по словесному описанию.
При
развитии
тактильно-двигательного
восприятия
включается
формирование
умения определять форму, величину, материал и другие свойства предмета на ощупь (без
участия зрения).
Оба направления имеют для воспитанника жизненно важное значение и начинают
развиваться уже в младенческом возрасте.
2. Развитие внимания.
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной
информации и отбрасывания лишней. У дошкольников и младших школьников лучше
развито непроизвольное внимание, а произвольное неустойчиво.
Для
привлечения
непроизвольного
внимания
большое
значение
имеет
использование разных форм наглядности.
Внимание
у
детей
значительно
легче
сосредотачивается,
когда
процесс
восприятия
разбивается
на
отдельные
части,
которые
становятся
самостоятельными
небольшими
задачами.
В
развитии
внимания
немаловажную
роль
играет
сравнение,
которое не только повышает внимание, но и делает более интенсивным мышление, а также
помогает усвоению материала.
Повторение служит важным моментом привлечения внимания.
Произвольное внимание у детей также развивается и коррегируется на занятиях.
Осознанная цель действия – главное условие для возникновения произвольного внимания.
Важнейшее
условие
привлечения
внимания
как
произвольного,
так
и
непроизвольного, – понимание детьми изучаемого материала. Очень важна связь между
новым материалом и уже известным, хорошо понятым.
Внимание
обладает
определенными
свойствами:
объемом,
устойчивостью,
концентрацией,
избирательностью,
распределением,
переключаемостью
и
произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям
в поведении и деятельности воспитанников.
Подобные
недостатки
не
могут
быть
устранены
фрагментарно
включаемыми
"упражнениями на внимание" в процессе занятий, и требуют специально организованной
работы.
Такая работа ведется по двум направлениям:
1.
Использование
специальных
упражнений,
тренирующих
основные
свойства
внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2.
Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как
свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в
ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или
выражения.
Дети
схватывают
этот
смысл
и,
довольствуясь
им,
"пренебрегают
частностями". В связи с этим главная задача таких занятий –
преодоление этого
глобального
восприятия,
попытка
научить
воспринимать
содержание
с
учетом
элементов на фоне смысла целого.
3.
Развитие памяти.
При
формировании
качеств
памяти
делается
опора
на
естественные
законы
непроизвольного
запоминания.
Основной
закон
заключается
в
том,
что
легче
всего
запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности.
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная, значительно
изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают
несколько
компонентов.
Словесная
память
дошкольника
интенсивно
развивается
в
процессе
активного
освоения
речи
при
слушании
и
воспроизведении
литературных
произведений, повествовании, в общении со взрослыми и сверстниками. На протяжении
всего
дошкольного
возраста
преобладает
непроизвольная
память.
У
дошкольника
сохраняется
зависимость
запоминания
материала
от
таких
его
особенностей,
как
эмоциональная
привлекательность,
яркость,
озвученность,
прерывистость
действия,
движение, контраст и пр.
Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух
направлениях
-
усиливается
роль
и
удельный
вес
словесно-логического,
смыслового
запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью
сознательно
управлять
своей
памятью
и
регулировать
ее
проявления
(запоминание,
воспроизведение, припоминание).
В
связи
с
возрастным
относительным
преобладанием
деятельности
первой
сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем,
так называемая, словесно-логическая. Младшие школьники склонны к механическому
запоминанию.
Совершенствование памяти в любом возрасте обуславливается в первую очередь
приобретением
в
ходе
учебной,
практической
деятельности
различных
способов
и
стратегий
запоминания,
связанных
с
организацией
и
обработкой
запоминаемого
материала.
Однако,
без
специальной
работы,
направленной
на
формирование
таких
способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
В
работе
по
развитию
памяти
проводятся
специальные
игры
и
упражнения,
мониторинги и диагностики, что позволяет реально повысить успеваемость и учебную
мотивацию воспитанников.
4. Развитие мышления.
Важнейшим направлением коррекционной работы является развитие мышления.
Мышление – это процесс познания человеком действительности
с помощью
мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений.
Выделяют три вида мышления:
1. Наглядно-действенное
(познание с помощью манипулирования предметами –
игрушками).
2. Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений).
3. Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно- действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с
трех-четырех лет. Он постигает свойство предметов, учится оперировать предметами,
устанавливать отношения между ними и решать практические задачи.
На основе наглядно - действенного мышления формируется и более сложная
форма мышления – наглядно-образное.
Оно
характеризуется
тем,
что
ребенок
уже
может
решать
задачи
на
основе
представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например,
использовать схематические изображения или считать в уме.
К
шести-семи
годам
начинается
более
интенсивное
формирование
словесно-
логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные
рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой,
самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Умственный
анализ
младших
школьников
происходит
последовательно
в
два
уровня.
На
первом
уровне
происходит
анализ
по
представлению,
а
поскольку
представление
как
наглядный
образ
есть
отражение
видимых,
наглядных
признаков
объекта, то и анализ на этом уровне есть выделение явных, наглядных внешних признаков.
Более
высокий
уровень
умственного
анализа
–
есть
анализ
на
основе
понятий,
и,
следовательно, он связан с выделением внутренних, существенных признаков и свойств.
Аналитическая
деятельность
младшего
школьника
развивается
в
направлении
от
наглядно-действенного к умственному и далее к абстрактно-умственному анализу; от
анализа отдельного предмета, явления - к анализу связей и отношений между предметами
и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьниками явлений
окружающей жизни.
На занятиях проводятся различные игры, направленные на развитие
таких
мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация,
установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.
5. Развитие общей и мелкой моторики
Дети
с
проблемами
в
развитии,
в
том
числе,
испытывающие
последствия
социальной депривации, утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что, в
значительной степени, связано с их физическим недоразвитием.
У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков:
- Скованность;
- Плохая координация;
- Неполный объем движений. Нарушена их произвольность.
Отмечается
также
недоразвитие
мелкой
моторики
и
зрительно-двигательной
координации. Движения рук бывают несогласованными, неловкими.
Упражнения
для
развития
общей
моторики
направлены
на
повышение
функционального
уровня
систем
организма
(дыхательной,
сердечно-сосудистой),
на
развитие
таких
двигательных
качеств
и
способностей
ребенка,
как
сила,
ловкость,
быстрота.
Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к
школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук
просто необходимо для овладения письмом.
Развитие
познавательных
процессов
в
младшем
школьном
возрасте
характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно
в контексте игровой и практической деятельности, они превращаются в самостоятельные
виды деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.
Развитие
познавательных
процессов
необходимо
в
любом
возрасте,
но
оптимальным
является
младший
школьный
возраст,
когда
ряд
психических
функций
находится в сенситивном периоде развития.
Успешная учеба в начальных классах школы зависит от способности ребенка
выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения
дифференцировать такие признаки как: цвет, форма, размер предмета и отдельные его
элементы.
Научить
его
этому
–
значит
овладеть
перцептивными
действиями,
т.е.
обследовать
объекты
и
вычленить
из
них
наиболее
характерные
свойства,
а
также
усваивать сенсорные этапы – общепринятые образцы чувственных свойств и отношений
предметов.
РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
ЗАДАЧИ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
1. ВОСПРИЯТИЕ
1 . 1 .
З р и т е л ь н о е
восприятие
-
закреплять
и
развивать
у
д е т е й
способность
целостного
восприятия
объектов окружающей действительности и
их изображения
Игры: «Найди и назови предмет, картинку», «Что растет на
грядке?», «Кто живет в лесу, в реке, в поле, дама? «Что стоит
на столе?», Что есть в доме, на улице?»
- закреплять и развивать умение узнавать
предметы
в
контурном
изображении,
незаконченные
изображения
предметов,
перечеркнутые
и
наложенные
друг
на
друга изображения предметов
Игры: «Дорисуй предмет, картинку», «Что забыл дорисовать
художник?», Распутай друзей», «Узнай по контуру»
- формировать и развивать представление
детей
о
цвете
предметов,
закреплять
знание известных цветов
Игры: «Какого цвета предмет?», «Найди такого же цвета»,
«Раскрась картинку»
-
закреплять
и
развивать
у м е н и е
сравнивать
одинаковые
по
форме,
но
р а з н ы е
п о
в е л и ч и н е
з р и т е л ь н о
воспринимаемые объекты
Игры: «Найди одинаковые по величине предметы», «Соедини
одинаковые
по
величине
картинки»,
«Закрась
только
маленьких,
только
больших
матрешек»,
«Найди
и
покажи
большой, маленький предмет»
-
з а к р е п л я т ь
з н а н и е
о с н о в н ы х
геометрических
фигур,
представления
о
форме предметов
Игры: «Найди предметы, похожие на эту фигуру», «Из каких
геометрических
фигур
состоит
узор»,
«Составь
из
геометрических
фигур
человечка,
животное»,
«Сложи
квадрат»
- закреплять и развивать умение ребенка
ориентироваться
в
схеме
собственного
тела, дифференцировать понятие «правое -
Игры: «Повтори движения», «Прикрепи значок на правом
плече. На левой ноге…», «Одень куклу», «Скопируй узор»,
«Помоги
гномику
расставить
мебель»,
«Посади
овощи
на
левое», «верх-низ», в схеме тела сидящего
н а п р о т и в
р е б е н к а
и л и
к у к л ы ,
ориентироваться на листе бумаги
грядке», «Раскрась узор»
1.2. Слуховое восприятие
- закреплять и развивать умение на слух
определять
направление
звука,
голоса,
дифференцировать звучащие игрушки
Игры:
«Определи,
где
звучит»,
«Определи,
какая
игрушка
звучит». «Узнай, кто позвал»
1 . 3 .
Д в и г а т е л ь н о е
восприятие
-
развивать
практические
действия.
Научить воспринимать форму независимо
от положения фигуры в пространстве, от
цвета и величины
Игры:
«Заплатка»,
«Лабиринты»,
«Танграмм»,
«Пифагор»,
«Монгольская
игра»,
«Колумбово
яйцо»,
Стрелки»,
«Зеркало»,
«Дострой»,
«Найди
ошибку»,
«Какая
фигура
лишняя?», «Какая фигура следующая?», « Чем отличаются?»,
«Выполни штриховку»
2.
ВНИМАНИЕ
- развивать устойчивость внимания
Игры: «Найди такой же», «Раскрась среди предметов только
мячики, елочки, уточек», «Лабиринты», Поймай только синий
мяч»,
«Узнай
предмет
по
его
части»,
«Узнай
предмет,
животное, растение по описанию», «Обведи по точкам и узнай
предмет»
- развивать переключение внимания
Игры:
«Дорисуй
недостающие
части
предмета,
растения,
животного, птицы не хватает», «Что изменилось?», «Каких
деталей не хватает?», «Кто лишний?»
3.
ПАМЯТЬ
-
развивать
произвольную
зрительную
память
Игры:
«Запомни
расположение
предметов,
картинок»,
«Запомни и скажи, что было изображено на картинке», «Кто
где живет?», «Что где растет?», «Нарисуй по памяти картинку,
узор», «Разучи стихотворение» «Составь по памяти картинку,
сложи постройку»
-
развивать
произвольную
слуховую
память
Игры: «Разучи стихотворение», «Узнай, кто кричит», «Угадай,
кто позвал», «Найди предмет, который звучал»
- развивать моторную память
Игры:
«Запомни
и
повтори
движение»,
Угадай,
что
в
мешочке»,
«Повтори
узор»,
«Проведи
линию,
нарисуй
картинку, сложи пирамиду с закрытыми глазами»
- развивать слухоречевую память
Игры:
«Цепочки
слов»,
«Слушай
рассказ
и
отвечай
на
вопросы», «Перескажи сказку, рассказ»
4.
МЫШЛЕНИЕ
-
закреплять
и
развивать
наглядно-
действенное мышление
Игры:
«Сложи
из
кубиков»,
«Сложи
пирамидку»,
«Одень
куклу», «Сложи из палочек узор, изображение предмета»
-
закреплять
и
развивать
наглядно-
образное мышление
Игры: «На что похожа постройка?», «дорисуй недостающую
часть», «Построй домик для куклы, зайчика, мишки»
- пополнять запас и формировать точность
представлений
детей
об
окружающей
действительности
Игры: «Узнай предмет, животное, растение по описанию»,
«Кто, где живет?», «Кто что ест?», «Кто что строит?», «Кто
как
размножается?»,
«Вставь
рисунок
подходящего
животного. Растения», «Вставь рисунок подходящего здания»,
«Что сначала, что потом?»
-
развивать
и
закреплять
способность
устанавливать сходство и различие между
зрительно-воспринимаемыми предметами,
изображениями предметов
Игры: «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются
предметы, картинки?». «Объедини в группы», «Что лишнее?»
-
развивать
и
закреплять
способность
выделять
в
предметах
их
существенные
признаки и делать обобщения выделенных
признаков
Игры: «Объедини в группы», «Назови одним словом группу
предметов»,
«Назови
одним
словом
изображенных
предметов», «Найди и назови, что лишнее»
-
развивать
умение
сравнивать
два
предмета по цвету, форме и величине
Игры:
«Найди,
покажи
и
назови
одинаковые
по
цвету
предметы, картинки», «Найди, покажи и назови одинаковые
по цвету, но разные по форме предметы, картинки», «Найди,
покажи и назови одинаковые по форме, но разные по цвету
предметы, картинки», «Найди, покажи и назови одинаковые
по
форме,
но
разные
по
величине
предметы,
картинки»,
«Сравни предметы, картинки по цвету, форме, величине».
-
ф о р м и р о в а т ь
комбинаторные
способности,
целенаправленность
деятельности
Игры «Сложи картинку», «Сложи картинку из кубиков»
-
развивать
умение
у с т а н а вл и ват ь
закономерности
Игры:
«Продолжи
ряд
предметов,
картинок»,
«Дополни
набор», «Вставь в окошко соответствующую картинку»
-
развивать
и
закреплять
словесно-
логическое мышление
Игры: «Четвертый лишний», «Какое слово спряталось?»
«Вставь
рисунок
подходящего
животного,
растения»,
«Что
сначала, что потом?»
-
развивать
понимание
иносказательного
смысла
загадок
с
использованием
наглядной
опоры
и
жизненного
опыта
ребенка
Игры: «Отгадай загадки»
5.
МОТОРИКА
5.1.
Общая моторика
5.2. Мелкая моторика
- учить управлять своими движениями
Игры: « На параде», «Гимназист», «По тропинке», «Мишка на
бревне», «Тропинка», «Котенок», «Прыжки», «Ручеек», «По
камушкам», «Волчок», «На бережок»
-
учить
свободно
и
непринужденно
пользоваться движениями своих рук
Игры: «Капуста», «Дружная семья», «Пальчики здороваются»,
« Мы играем», « Скрипачи», «Разбери семена», «Шнуровка»,
«Сложи картинку», «Что где?», «Наведи порядок», «Спички и
палочки»,
«Собираем
ягоды»,
«Замочек»,
«Зеркало»,
«Колечко», «Гармошка»
Упражнения:
- Лепка из глины и пластилина, снега, песка, камешков.
- Рисование, раскрашивание картинок.
- Рисование, раскрашивание картинок.
- Изготовление поделок из бумаги (аппликации).
- Изготовление поделок из природного материала.
- Конструирование.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
-
Завязывание
и
развязывание
лент,
шнурков,
узелков
на
веревке.
- Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
- Нанизывание бус и пуговиц.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Переборка круп (горох, гречка, рис.)
РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
ЗАДАЧИ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
1. ВОСПРИЯТИЕ
1.1. Зрительное восприятие
- закреплять и развивать у детей способность
целостного восприятия знакомых объектов
окружающей действительности и их изображений
Игры: «Найди и назови предмет, картинку», «Что растет
на грядке?», «Кто живет в лесу, в реке, в поле, дома?»,
«Что стоит на столе?», «Что есть в доме, на улице?»
- закреплять и развивать умение узнавать
предметы в контурном изображении,
незаконченные изображения предметов,
перечеркнутые и наложенные друг на друга
изображения предметов
Игры: «Дорисуй предмет, картинку», «Узнай предмет по
его части», «Что забыл дорисовать художник?», «Распутай
друзей»,
«Узнай
по
контуру»,
«Узнай
картинку
по
её
частям», «Найди ошибки в картинке».
- развивать представления детей о цвете и его
оттенках, закреплять это знание
Игры: «Какого цвета предмет, картинки, части
картинки?», «Найди такого же цвета», «Раскрась
картинку»
- закреплять и развивать умение сравнивать по
величине зрительно воспринимаемые объекты
Игры: «Найди одинаковые по величине предметы»,
«Соедини одинаковые по величине картинки», «Найди и
покажи большой, маленький по величине предмет,
картинку», «Закрась маленькие, а затем большие
картинки», «Сложи ряд предметов, картинок по образцу»,
«Определи на глазок» (предлагается посмотреть на
предмет, затем точно нарисовать его на доске в полную
величину), «Определи длину отрезка на глаз, проверь
линейкой», «Определи на глаз рост товарища, размах его
рук, отметь на доске», «Что в свертке?» (предмет завернут
в несколько слоев газеты или бумаги). «Узнай, сколько
страниц в книге, на какой странице закладка?», «определи
расстояние до предмета на глаз в шагах, сантиметрах,
миллиметрах»
- закреплять знание основных геометрических
фигур, представление о форме предметов
Игры: «Найди одинаковые по форме предметы»,
«Соедини одинаковые по форме картинки», «из каких
геометрических фигур состоит домик, узор?», «Сложи
узор из геометрических фигур», «Найди предметы,
похожие на эти фигуры», «Составь из этих фигур
человечка, животное», «Сложи квадрат», «Сосчитай
сколько раз встречаются определенные картинки,
геометрические формы».
- закреплять и развивать умение ребенка
ориентироваться в схеме собственного тела,
дифференцировать понятие («правое - левое»,
«верх-низ»), в схеме тела сидящего напротив
ребенка или куклы, ориентироваться на листе
бумаги
Игры: «Повтори движение», «Прикрепи значок на
правом плече, на левой ноге», «Одень куклу», «Скопируй
узор», «Помоги Ежику расставить мебель», «Посади
овощи на грядке», «Нарисуй треугольник в правом
верхнем углу, квадрат в левом верхнем углу, овал в
середине листа, раскрась фигуры разными цветами»,
«Раскрась узор»
1.2. Слуховое восприятие
- закреплять и развивать умение на слух
определять направление звука, его природу,
громкость, дифференцировать звучащие игрушки
Игры: «Определи где звучит», «Определи какая игрушка
звучит», Узнай сколько раз постучу», « Узнай, кто
позвал», «Что ты слышишь за окном, за дверью?», «
Тихий голос – присесть, громкий – попрыгать», «Угадай
мелодию», «Узнай, какие музыкальные инструменты
звучали в оркестре?»
1.3. Двигательное восприятие
-
формировать
умение
определять
форму,
величину и материал предмета. Развивать умение
моделировать новые формы.
Игры: «Найди зачеркни только такие фигуры», «Волк и
овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Куб – хамелион»,
«Уголки», «Составь картинку», «Мельница», «Болотуду»,
«Сиджа», «Кубики для всех», «Жираф», «Слоник»,
«Лабиринт»
Выполнение фигур из палочек: квадрат, кубик,
трапеция, очки, мельница, очки, бабочка, звездочка,
рыбка, жук, лодка, рожица, машина, танк, самолет, башня
2. ВНИМАНИЕ
- развивать устойчивость внимания
Игры: «Найди такой же», «Раскрась среди предметов
только определенные предметы, геометрические фигуры»,
«Лабиринты», «Поймай только синий мяч», «Узнай
предмет по его части», «Узнай предмет, животное,
растение по его части», «Обведи по точкам и узнай
предмет», «Исправь ошибки в тексте», «Исправь
пословицу», «Считай до 30, пропуская определенные
числа», «Алфавит» (у детей по 2-4 буквы, учитель
называет слово, дети должны написать его, написание
буквы обозначается хлопком, за которым закреплена эта
буква), «Кинолента наоборот» (рассказать сказку,
историю, стихотворение наоборот)
- развивать переключаемость внимания
Игры: «Дорисуй недостающие части предмета, чтобы все
предметы были одинаковые», «Два дела» (подсчитать
число колебаний маятника и пересказать содержание 3-х
репродукций)
- увеличивать объем внимания
Игры: «Узнай, какого предмета, растения, животного,
птицы не хватает:», «Что изменилось?», «Каких деталей
не хватает?», «Кто лишний?», «Запомни, кто, где стоял?»
«Узнай какой предмет появился»
3. ПАМЯТЬ
- развивать наглядно-образную память
Игры: «Нарисуй по памяти картинку», «Кто живет в
Африке, на Севере, в пустыне, в лесу, в болоте, в реке, в
озере, в океане, в поле, в горах?», «Вспомни
расположение». «Что где растет?», « Что можно увидеть
на улице?»
- развивать произвольную, кратковременную,
долговременную зрительную память
Игры: «Запомни расположение предметов на картинке»,
«Запомни и скажи, что было изображено на картинке», «
Кто где живет?», «Что где растет?», «Нарисуй по памяти
картинку, узор», «Составь по памяти картинку», «Сложи
постройку», «Кто какой предмет положил» (запомнить
какой ребенок, какой предмет положил на стол), «Рисуем
стихотворение для запоминания», «Рисуем слова и их
запоминаем», «Что в портрете изменилось?».
- развивать произвольную, кратковременную,
долговременную слуховую память
Игры: «Разучи стихотворение», «Перескажи текст»,
Узнай, кто кричит», «Угадай. Кто позвал», «Найди
предмет, который звучал», «Запомни слова», «Какое слово
исчезло?», «Повтори предыдущие и добавь свое слово»,
«добрые слова», «Скороговорки, считалки».
- развивать логическую, смысловую память,
умение устанавливать ассоциативные, логические
отношения внутри запоминаемого материала
Игры: «Цепочки слов», «Слушай рассказ и отвечай на
вопросы», «Перескажи сказку, рассказ», «Назови как
можно больше слов, относящихся к одной группе
предметов»
4. МЫШЛЕНИЕ
- развивать наглядно-образное мышление
Игры: «На что похожа постройка?», «Дорисуй
недостающую часть», «Кто живет в Африке, на Севере, в
пустыне, в лесу, в болоте, в реке, в озере, в океане, в поле,
в горах?», «Что где растет?», «Что можно увидеть на
улице?»
- пополнять запас и формировать точность
представлений детей об окружающей
действительности
Игры:
«Узнай
предмет,
животное,
растение
по
описанию», «Кто где живет?», «Кто что ест?», «Кто что
строит?»,
«Кто
как
размножается?»,
«Вставь
рисунок
подходящего
растения,
животного»,
«Вставь
рисунок
подходящего здания», «Что сначала, что потом?»
- развивать мыслительные операции анализа и
синтеза для установления сходства и различия
Игры: «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются
предметы, картинки?», «Объедини в группы», «Что
между зрительно воспринимаемыми
изображениями предметов, формировать умение
сравнивать два и более предмета по цвету, форме,
величине
лишнее?», «Сравни предметы, картинки по цвету, форме,
величине»
- развивать мыслительные операции обобщения и
классификации, умение выбирать основание для
классификации предметов и явлений
окружающей действительности, давать
словесную характеристику классов в готовой
классификации
Игры: «Объедини в группы предметы, картинки, слова»,
«Назови одним словом группу предметов, из
изображений», «Что лишнее?»
- развивать и закреплять словесно-логическое
мышление, формирование умения решать
логические задачи
Игры: «Вставь подходящий предмет, растение,
животное», «Четвертый лишний», «Какое слово
спряталось?», «Что сначала, что потом?», «Логические
задачи с картинками»
- продолжать развивать способность к анализу
причинно-следственных связей различных
понятий и явлений жизни, умение устанавливать
закономерности
Игры: «Продолжи ряд предметов, картинок», «Разложи
картинки в соответствующей последовательности, составь
рассказ, сказку по картинкам», «Дополни набор», «Вставь
в окошко соответствующую картинку»
- развивать понимание иносказательного смысла
загадок с использованием наглядной опоры и
жизненного опыта ребенка
Игры: «Отгадывание загадок».
- формировать комбинаторные способности,
целенаправленность деятельности
Игры: «Сложи картинку», «Сложи картинку из кубиков»,
«Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб»
- стимулировать творческое мышление и
воображение
Игры: «Дорисуй линию, чтобы получился предмет,
животное, сюжет», «Нарисуй с помощь. Геометрических
фигур как можно больше рисунков», «Угадай, кто я?»
(ребенок жестами изображает предмет или животное,
участники должны догадаться, кого или что изобразил
ребенок), «Придумай загадку», «Украшаем слова»
(придумать к существительному как можно больше
прилагательных», «Придумай и нарисуй фантастический
предмет, животное, машину», «Что делать, если…»
(продолжить фантастическую проблемную ситуацию)»,
«Сложи из веревки предметы», «Составь рассказ или
сказку об одном из предметов»
5. МОТОРИКА
5.1. Общая моторика
- научится управлять своим телом
Игры: «Петрушка», Маятник», «Балерина», «Дерево на
ветру», «Шофер», «Дворник», «Дровосеки», «Гребец»,
«Рыбак», «Плотник», «Маляр»
Упражнения:
- Определение левой, правой стороны у себя, на своем
изображении в зеркале, на картинке.
-
Определение координат предмета по отношению к
ребенку.
- Ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа,
вверх, вниз, посередине и т.д.)
5.2. Мелкая моторика
- совершенствовать движения рук. Улучшать
процесс овладения письмом
Упражнения: «Показ стихотворения» (воспитанник
показывает руками все, о чем говорится в стихотворении.
Во
-
первых,
так
веселее,
а
значит,
слова
и
смысл
запомнятся
лучше.
Во
-
вторых,
такой
маленький
спектакль помогает воспитаннику лучше ориентироваться
в пространстве и пользоваться руками.)
«Теневой театр»
Различные
фигурки
из
пальцев.
(«Домик»,
«Флажок»,
«Стул»,
«Лодка»,
«Скворечник»,
«Собака»,
«Кошка», «Зайка», «Лошадка», «Гусь», «Петушок»,
«Крокодил», «Птичка», «Дерево»).
- занятия с мозаикой;
- сгибание бумаги;
- обводка по контурам или по трафарету;
- вырезание;
- штриховка, раскрашивание;
Симмет ричное
зарисовывание
п р е д м е т о в ,
восприятие «зашумленных» предметов, букв, цифр.
- составление фигур из палочек, полосок по образцу,
по памяти.
Методические
рекомендации
для
воспитателей
по
преодолению
социальной
депривации у воспитанников.
Активировать устную речь детей во время игр.
1.
Развивать фонематический слух через дидактические игры: «Следопыты»,
«Сыщики»,
«Фантазеры»,
«Проложи
дорожку
к
нашему
домику»,
«Вертолина»,
4-й
лишний и т.д.
2.
Фиксировать внимание детей на уточнении смысла слова, на возможности
смысловых связей между словами.
3.
Своевременно
предупреждать
неточное
или
ошибочное
употребление
какого-либо слова. Реагировать на него.
4.
Проводить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.
5.
Ежедневно
проводить
игры
на
развитие
и
совершенствование
ручной
моторики.
6.
Развитие и совершенствование зрительного восприятия, зрительного анализа
и координации в системе «Глаз-рука» (ч/з дидактические игры).
7.
Развивать познавательную сферу через:
а) сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Семья», «Лесная аптека», «Рынок». «Ателье», «Обувная мастерская»,
«Библиотека», «Зоопарк», «Столовая», «Транспорт», «Школа».
б) дидактические игры, комплексные упражнения для развития межполушарного
взаимодействия, моторного развития:
«Зеркальное рисование», «Узнай и напиши», «Зрительные диктанты», «Что сначала,
что потом?», «Найди и исправь ошибки», «Сложи картинку» (по всем лексическим темам),
«Кем быть?», «Времена года», «Аналогия», «Переезжаем на новую квартиру», «Разложи
по группам», «Найди по описанию» и др.
8.
Формировать эмоционально-волевую сферу через игры:
«Сломанная кукла», «Сбрось усталость», «За что меня любит мама?», «Дотронуться
до…», «Передача платочка», «Воробьиные драки», «Спаси птенца», «Доброе животное»,
(Н.
Л.Кряжева
с.77),
«Школа
разведчиков»,
«Снеговик»,
«Зеркало»,
«Съедобное-
несъедобное»,
«Веселые
путешественники»,
«Найди
друга»,
«Дружба
начинается
с
улыбки», Путешествие на голубую звезду», «Цветок», «Запрещенное движение».