Автор: Судакова Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №24 "Василек"
Населённый пункт: Московская область., Зарайский район., д. Летуново
Наименование материала: Статья
Тема: "ИКТ - компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «ИКТ – компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС»
Использование информационно-коммуникационных технологий ИКТ является одним из
приоритетов образования.
Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО), внедрение инновационных технологий призвано, прежде
всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний,
ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются
компьютерные и мультимедийные технологии.
Компетентность можно понимать, как способность результативно действовать; способность
достигать результата – эффективно разрешать проблему.
В качестве одной из основных компетенций педагога следует рассматривать ИКТ-компетенцию.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это комплекс учебно-методических
материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном
процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов
учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования
(развития, диагностики, коррекции) детей.
Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с
информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения
новых сведений об изучаемом объекте [1, с.10].
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия
человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер
занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное,
высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и
коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо
отметить, что основной целью, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к
жизни в информационном обществе.
В реализации ФГОС ДО главным приоритетом работы детского сада выступает не только результат,
но и условия. Условия – это социальная ситуация развития ребенка. Мы живем в веке новых
технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным
атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, поэтому
вопрос об ИКТ в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.
Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация фотоматериала,
видеофильмов дают возможность увидеть и услышать звуки природы, общественной жизни,
животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в историческое «прошлое»,
посетить другую страну, музей, концертный за и пр. В образовательной деятельности можно
активно использовать мультимедийную аппаратуру, ведь создание различных мультимедийных
презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся.
При ознакомлении детей с новой темой можно предложить им просмотр видеофрагмента или
презентации, а при закреплении пройденного материала можно использовать дидактические
компьютерные игры.
Активное пользование сети Интернет дает возможность принимать участие с детьми в заочных
конкурсах различного уровня по различным направлениям развития.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС ДО,
является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и
жизнь детского сада.
В настоящее время у многих родителей нет достаточного количества времени для общения с
педагогами, поэтому официальный сайт детского сада становится более актуальным. Его создание
позволяет родителям увидеть фотографии различной деятельности детей, получить виртуальную
консультацию по интересующему вопросу, повторить с детьми знакомые песенки, просмотреть
фрагменты режимных процессов и даже обменяться мнением и поделиться своим опытом в той
или иной области.
Современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе,
значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых
технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей – от преданности
профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.
Информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в
сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и
приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с
родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует
повышению качества образовательного процесса.
Одно из главных условий использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОО — с детьми
должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие
навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования
компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных
программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их
применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того,
педагоги должны хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психологические
особенности маленьких детей и особенности диагностики образовательной деятельности в
дошкольном образовательном учреждении. Приобщение дошкольников к ИКТ может идти
разными путями, но при этом важным является целенаправленное развитие информационной
культуры детей, умеющих добывать знания и использовать их в своей повседневной жизни.
В связи с этим необходимым условием внедрения ИКТ в систему дошкольного образования
является формирование у педагогов ДОО как профессиональной информационной культуры, так и
общей информационной культуры.
Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности
использования и внедрения ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка
проводником в мир новых технологий, формировать у него основы информационной культуры.
ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно
использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической
деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути
повышения квалификации в этой сфере».
Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет интенсифицировать и облегчить его труд,
появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-
методической деятельности.
Для педагогов информационно-коммуникационные технологии обладают следующими
возможностями по использованию их в учебно-воспитательном процессе:
1.
Стимулирование интереса к учебной деятельности у детей.
2.
Постоянное повышение профессионального уровня педагогов.
3.
Восприятие и творческое воплощение уже существующих нестандартных подходов в
образовании.
4.
Увеличение выбора средств, форм и темпа изучения тем.
5.
Использование бесплатных образовательных ресурсов и эвристических программ
информационно-образовательного пространства.
Образовательная деятельность с использованием ИКТ позволяет интегрировать аудиовизуальную
информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, показ слайдов,
музыка и т. п.), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности
демонстрации объектов и явлений в динамике. Владение педагогами ИКТ позволяет увеличивать
поток информации по содержанию и методам работы с детьми в организованной
образовательной деятельности, а также уменьшает затраты времени для подготовки к ней.
Важнейшим компонентом дошкольного образования является - Темадеятельность воспитанников.
Разные виды организованной образовательной деятельности могут дополнять друг друга, причем
на всех этапах развития ребенка они должны изменяться. Так, в возрасте пяти лет основой
воспитания должен стать обучающий характер игровой деятельности при использовании ИКТ.
Любознательные, эмоциональные дошкольники могут получить знания в процессе игры на
компьютере. Дети запоминают и воспроизводят лишь то, что связано с их интересами, поэтому
такая деятельность должна быть конкретной, краткой и понятной. Освоение информации должно
основываться на опыте ребенка.
Таким образом, формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ помогает чувствовать себя
комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению —
перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.