Автор: Русских Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 84
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Структура и динамика ведущей деятельности в
дошкольном возрасте
Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется
вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами.
Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С
помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть
исследует
действительность.
Позже
начинает
сам
экспериментировать:
бросать,
сжимать
игрушки
и
наблюдать
за
реакцией.
В
процессе
игры
ребенок
развивает
координацию
движений
(см.
"Последовательность
развития движений").
Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить
целостными образами - символами реальных предметов, явлений и действий
(см. ниже "Умственное развитие ребенка").
Главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя роль.
В
ходе
проигрывания
этой
роли
преобразуются
действия
ребенка
и
его
отношение к действительности.
Игра
-
ведущий
вид
деятельности
ребенка
дошкольного
возраста.
Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель
определенных
общественных
функций,
вступающий
в
определенные
отношения
с
другими
людьми,
использующий
в
своей
деятельности
определенные правила.
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка
отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил
игры.
В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы,
другие игрушки и предметы.
- тема;
- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре.
Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны
главным
образом
с
семейными,
бытовыми
проблемами.
Затем,
по
мере
освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные
сюжеты - производственные, военные и т.д.
Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более
устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только
10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет
одна
игра
уже
может
продолжаться
40-50
минут.
Старшие
дошкольники
способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры
у них растягиваются на несколько дней.
- роль (главная, второстепенная);
- игрушки, игровой материал;
-
игровые
действия
(те
моменты
в
деятельности
и
отношениях
взрослых,
которые воспроизводятся ребенком)
Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут
хлеб,
трут
морковку,
моют
посуду.
Они
поглощены
самим
процессом
выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого
они это сделали.
Для
средних
дошкольников
главное
-
отношения
между
людьми,
игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих
за
ними
отношений.
Поэтому
5-летнвй
ребенок,
никогда
не
забудет
"нарезанный"
хлеб
поставить
перед
куклами
и
никогда
не
перепутает
последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не
наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим
из
роли,
причем
правильность
выполнения
этих
правил
ими,
жестко
контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное
значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а
иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за
стол!").
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой
стадии
(3-5
лет)
характерно
воспроизведение
логики
реальных
действий
людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии
(5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием
игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности
взрослого человека.
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры.
Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя"
или "надо".
3)
В
игре
интенсивно
развиваются
все
психические
процессы,
формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4)
Формируются
новые
мотивы
и
потребности
(соревновательные,
игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5)
В
игре
зарождаются
новые
виды
продуктивной
деятельности
(рисование, лепка, аппликация).
Внимание
уделяется
формированию
у
ребенка
средств
построения
собственной деятельности творческого характера, что имеет существенное
значение для повышения уровня собственной значимости и формирования
положительных взаимоотношений в детском коллективе.
Таким образом, в современном педагогическом процессе наметились
тенденции,
свидетельствующие
об
его
обновлении
в
вопросах
единства,
взаимовлияния,
взаимопроникновения
различных
составляющих
процесса
воспитания и формирования личности.
В связи с этим наметился принципиально иной подход в понимании
ребенка, находящегося в процессе его становления как целостного индивида,
способного к культурному саморазвитию.