Напоминание

Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте


Автор: Русских Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 84
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Структура и динамика ведущей деятельности в

дошкольном возрасте

Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется

вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами.

Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С

помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть

исследует

действительность.

Позже

начинает

сам

экспериментировать:

бросать,

сжимать

игрушки

и

наблюдать

за

реакцией.

В

процессе

игры

ребенок

развивает

координацию

движений

(см.

"Последовательность

развития движений").

Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить

целостными образами - символами реальных предметов, явлений и действий

(см. ниже "Умственное развитие ребенка").

Главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя роль.

В

ходе

проигрывания

этой

роли

преобразуются

действия

ребенка

и

его

отношение к действительности.

Игра

-

ведущий

вид

деятельности

ребенка

дошкольного

возраста.

Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель

определенных

общественных

функций,

вступающий

в

определенные

отношения

с

другими

людьми,

использующий

в

своей

деятельности

определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка

отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил

игры.

В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы,

другие игрушки и предметы.

- тема;

- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре.

Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны

главным

образом

с

семейными,

бытовыми

проблемами.

Затем,

по

мере

освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные

сюжеты - производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более

устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только

10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет

одна

игра

уже

может

продолжаться

40-50

минут.

Старшие

дошкольники

способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры

у них растягиваются на несколько дней.

- роль (главная, второстепенная);

- игрушки, игровой материал;

-

игровые

действия

(те

моменты

в

деятельности

и

отношениях

взрослых,

которые воспроизводятся ребенком)

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут

хлеб,

трут

морковку,

моют

посуду.

Они

поглощены

самим

процессом

выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого

они это сделали.

Для

средних

дошкольников

главное

-

отношения

между

людьми,

игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих

за

ними

отношений.

Поэтому

5-летнвй

ребенок,

никогда

не

забудет

"нарезанный"

хлеб

поставить

перед

куклами

и

никогда

не

перепутает

последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не

наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим

из

роли,

причем

правильность

выполнения

этих

правил

ими,

жестко

контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное

значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а

иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за

стол!").

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой

стадии

(3-5

лет)

характерно

воспроизведение

логики

реальных

действий

людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии

(5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием

игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности

взрослого человека.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры.

Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя"

или "надо".

3)

В

игре

интенсивно

развиваются

все

психические

процессы,

формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4)

Формируются

новые

мотивы

и

потребности

(соревновательные,

игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5)

В

игре

зарождаются

новые

виды

продуктивной

деятельности

(рисование, лепка, аппликация).

Внимание

уделяется

формированию

у

ребенка

средств

построения

собственной деятельности творческого характера, что имеет существенное

значение для повышения уровня собственной значимости и формирования

положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Таким образом, в современном педагогическом процессе наметились

тенденции,

свидетельствующие

об

его

обновлении

в

вопросах

единства,

взаимовлияния,

взаимопроникновения

различных

составляющих

процесса

воспитания и формирования личности.

В связи с этим наметился принципиально иной подход в понимании

ребенка, находящегося в процессе его становления как целостного индивида,

способного к культурному саморазвитию.



В раздел образования