Автор: Косырева Людмила Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ д/с общеразвивающего вида № 79 "Мечта" г.Волжского Волгоградской области
Населённый пункт: город Волжский Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Пути повышения адаптационных возможностей детей подготовительной медицинской группы"
Раздел: дошкольное образование
Пути повышения адаптационных возможностей детей подготовительной медицинской
группы
Дошкольные
учреждения
посещает
значительное
число
детей,
которые
по
заключению медицинской комиссии отнесены к подготовительной медицинской группе
(ПМГ). Анализ притока в детский сад лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья,
выявил тенденцию к увеличению их числа. Актуальность и необходимость исследования
вопросов повышения адаптивных возможностей детей ПМГ определена значительным их
числом
и
возрастающим
объемом
нагрузок,
связанных
с
учебным
процессом.
Ослабленным
детям
нужно
давать
меньшую
нагрузку:
уменьшить
число
повторений
упражнений, сократить участие их в подвижной игре, время бега сократить и заменить его
ходьбой.
С
все
возрастающим
объемом
интеллектуальных,
физических,
психических
нагрузок в процессе обучения способен справиться только практически здоровый человек.
В
связи
с
изложенным
исследование
вопросов
повышения
адаптивных
возможностей детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, приобретает особое
значение.
С
позиций
системного
подхода
определены
важнейшие
направления
формирования адаптационных возможностей у детей, зачисленных в ПМГ. К факторам,
способствующим
формированию
адаптационных
возможностей,
за
счет
создания
дефицита АТФ, могут быть отнесены: физическая работа, гипоксия и холод (Меерсон,
1981,
1985).
Иными
словами,
основными
факторами,
приводящими
к
повышению
адаптивных
возможностей
организма,
являются
средства
физической
культуры
–
физические упражнения и закаливающие мероприятия.
Под наблюдением находилась группа детей Волжского детского сада №79 «Мечта»
(15 человек, обоего пола, возраст – 5-7 лет).
У детей оценивали работоспособность с помощью теста Купера. Темп восхождения
на ступеньку (циклы в 1 минуту) для детей разного пола и возраста устанавливали в
соответствии с массой тела. Оценку проводили по частоте сердечных сокращений при
восхождении на ступеньку в заданном темпе, которую подсчитывали стазу же после
завершения пятиминутной работы в течение 10 секунд.
Изучали
также
заболеваемость
детей
ПМГ
строили
на
основе
принципа
сознательности, активности и самоконтроля по рабочей программе, разработанной нами,
исходя из основных нормативных требований и регламентирующих документов. Рабочая
программа
предусматривала
не
только
занятия
физическими
упражнениями,
но
и
проведение
бесед,
знакомство
с
необходимой
литературой,
соблюдения
режима
дня,
применение закаливающих воздействий в виде занятий физическими упражнениями в
условиях низких температур и др.
Было установлено, что дети ПМГ болеют простудными заболеваниями в 2,2 раза
чаще и в 3 раза больше имеют пропусков занятий, чем дети основной группы. В среднем
продолжительность пропусков занятий детей ПМГ составляет 3,2+-0,59 дня на человека, а
в основной группе 1,4+/-0,39 дня на человека на учебный год. Наибольшее количество
дней пропусков занятий по простудным заболеваниям приходится на октябрь, ноябрь,
декабрь месяцы – 66% от общего числа пропущенных дней (таб.1).
Таблица 1
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ДНЕЙ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО
ГОДА ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Количество
пропущенных
дней
39
44
50
6
12
15
12
23
Доля
пропущенных
дней
к
итогу
в %
19
22
26
3
6
7
6
11
Можно полагать, что такое распределение частоты заболеваний связано с тем, что:
а) упомянутые месяцы отличаются низкими температурами, высокой влажностью,
частыми колебаниями атмосферного давления;
б) дети в первые месяцы учебного года еще не адаптированы к условиям жизни и
работы в детском саду;
в) под влиянием регулярных занятий физической культурой по программе для ПМГ
их способность к адаптации возрастает.
Результаты исследования физической работоспособности приведены в таблице 2.
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Виды испытаний
Девочки
Мальчики
Исходные.
Через 8 месяцев
Исходные
Через 8 месяцев
Тест Купера
2,2+0,2
2,4+0,15
1,74+0.15
1,98+0,12
Из
которой
видно,
что
по
примененным
тестам
работоспособность
детей
в
течение
учебного года, несмотря
на возросший объем
учебной нагрузки, а также действие
неблагоприятных погодных факторов (учитывая осеннее, зимнее и весеннее время года),
сохраняется стабильным и имеет тенденцию к возрастанию.
Полученные данные позволяют полагать, что систематические занятия физической
культурой
с
соблюдением
основных
принципов:
регулярности,
систематичности,
постепенности
и
др.
способствуют
повышению
адаптивных
возможностей
у
детей,
зачисленных в ПМГ, приводит к снижению заболеваемости, уменьшению количества
пропущенных дней по болезни, повышению физической подготовленности.
Список литературы:
1. Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. –
СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
2. Ефименко Н.Н. Методика игрового тестирования двигательного развития и
здоровья детей в норме и при патологии. – Винница, 2003.
3.Свирская Р. М. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-
методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М:
Обруч, 2011.