Напоминание

"Пути повышения адаптационных возможностей детей подготовительной медицинской группы"


Автор: Косырева Людмила Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ д/с общеразвивающего вида № 79 "Мечта" г.Волжского Волгоградской области
Населённый пункт: город Волжский Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Пути повышения адаптационных возможностей детей подготовительной медицинской группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пути повышения адаптационных возможностей детей подготовительной медицинской

группы

Дошкольные

учреждения

посещает

значительное

число

детей,

которые

по

заключению медицинской комиссии отнесены к подготовительной медицинской группе

(ПМГ). Анализ притока в детский сад лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья,

выявил тенденцию к увеличению их числа. Актуальность и необходимость исследования

вопросов повышения адаптивных возможностей детей ПМГ определена значительным их

числом

и

возрастающим

объемом

нагрузок,

связанных

с

учебным

процессом.

Ослабленным

детям

нужно

давать

меньшую

нагрузку:

уменьшить

число

повторений

упражнений, сократить участие их в подвижной игре, время бега сократить и заменить его

ходьбой.

С

все

возрастающим

объемом

интеллектуальных,

физических,

психических

нагрузок в процессе обучения способен справиться только практически здоровый человек.

В

связи

с

изложенным

исследование

вопросов

повышения

адаптивных

возможностей детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, приобретает особое

значение.

С

позиций

системного

подхода

определены

важнейшие

направления

формирования адаптационных возможностей у детей, зачисленных в ПМГ. К факторам,

способствующим

формированию

адаптационных

возможностей,

за

счет

создания

дефицита АТФ, могут быть отнесены: физическая работа, гипоксия и холод (Меерсон,

1981,

1985).

Иными

словами,

основными

факторами,

приводящими

к

повышению

адаптивных

возможностей

организма,

являются

средства

физической

культуры

физические упражнения и закаливающие мероприятия.

Под наблюдением находилась группа детей Волжского детского сада №79 «Мечта»

(15 человек, обоего пола, возраст – 5-7 лет).

У детей оценивали работоспособность с помощью теста Купера. Темп восхождения

на ступеньку (циклы в 1 минуту) для детей разного пола и возраста устанавливали в

соответствии с массой тела. Оценку проводили по частоте сердечных сокращений при

восхождении на ступеньку в заданном темпе, которую подсчитывали стазу же после

завершения пятиминутной работы в течение 10 секунд.

Изучали

также

заболеваемость

детей

ПМГ

строили

на

основе

принципа

сознательности, активности и самоконтроля по рабочей программе, разработанной нами,

исходя из основных нормативных требований и регламентирующих документов. Рабочая

программа

предусматривала

не

только

занятия

физическими

упражнениями,

но

и

проведение

бесед,

знакомство

с

необходимой

литературой,

соблюдения

режима

дня,

применение закаливающих воздействий в виде занятий физическими упражнениями в

условиях низких температур и др.

Было установлено, что дети ПМГ болеют простудными заболеваниями в 2,2 раза

чаще и в 3 раза больше имеют пропусков занятий, чем дети основной группы. В среднем

продолжительность пропусков занятий детей ПМГ составляет 3,2+-0,59 дня на человека, а

в основной группе 1,4+/-0,39 дня на человека на учебный год. Наибольшее количество

дней пропусков занятий по простудным заболеваниям приходится на октябрь, ноябрь,

декабрь месяцы – 66% от общего числа пропущенных дней (таб.1).

Таблица 1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ДНЕЙ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО

ГОДА ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Количество

пропущенных

дней

39

44

50

6

12

15

12

23

Доля

пропущенных

дней

к

итогу

в %

19

22

26

3

6

7

6

11

Можно полагать, что такое распределение частоты заболеваний связано с тем, что:

а) упомянутые месяцы отличаются низкими температурами, высокой влажностью,

частыми колебаниями атмосферного давления;

б) дети в первые месяцы учебного года еще не адаптированы к условиям жизни и

работы в детском саду;

в) под влиянием регулярных занятий физической культурой по программе для ПМГ

их способность к адаптации возрастает.

Результаты исследования физической работоспособности приведены в таблице 2.

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Виды испытаний

Девочки

Мальчики

Исходные.

Через 8 месяцев

Исходные

Через 8 месяцев

Тест Купера

2,2+0,2

2,4+0,15

1,74+0.15

1,98+0,12

Из

которой

видно,

что

по

примененным

тестам

работоспособность

детей

в

течение

учебного года, несмотря

на возросший объем

учебной нагрузки, а также действие

неблагоприятных погодных факторов (учитывая осеннее, зимнее и весеннее время года),

сохраняется стабильным и имеет тенденцию к возрастанию.

Полученные данные позволяют полагать, что систематические занятия физической

культурой

с

соблюдением

основных

принципов:

регулярности,

систематичности,

постепенности

и

др.

способствуют

повышению

адаптивных

возможностей

у

детей,

зачисленных в ПМГ, приводит к снижению заболеваемости, уменьшению количества

пропущенных дней по болезни, повышению физической подготовленности.

Список литературы:

1. Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. –

СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

2. Ефименко Н.Н. Методика игрового тестирования двигательного развития и

здоровья детей в норме и при патологии. – Винница, 2003.

3.Свирская Р. М. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-

методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М:

Обруч, 2011.



В раздел образования