Автор: Кочедыкова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №25 детский сад "КОЛОКОЛЬЧИК"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район, ЖК Бутово Парк
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС
Раздел: дошкольное образование
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые
в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании
-
технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования -
задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса
в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных
авторов
встречаются
разные
трактовки.
Н.К.Смирнов,
как
родоначальник
понятия
«здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать
как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и
методов
организации
обучения
детей
без
ущерба
для
их
здоровья,
как
качественную
характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье
ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая»
относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей,
насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных
субъектов
образовательного
процесса
–
детей
и
их
родителей,
п ед а го го в .
Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для
здоровья
и
как
совокупность
тех
принципов,
приемов,
методов
педагогической
работы,
которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального
здоровья
воспитаннику
детского
сада
и
воспитание
валеологической
культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и
жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и
сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно
и
эффективно
решать
задачи
здорового
образа
жизни
и
безопасного
поведения,
задачи,
связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно
к
взрослым
–
содействие
становлению
культуры
здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей
ДОУ и валеологическому просвещению
родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка;
·здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
дошкольного образования;
· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие
образовательные технологии в детском саду.
Медицинские
здоровьесберегающие
технологии
в
ДОУ
-
обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством
медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств.
• технологии профилактики заболеваний,
•
углубленный
медицинский
осмотр
с
участием
узких
специалистов,
приходящих из поликлиники,
• коррекция возникающих функциональных отклонений,
•
отслеживание
характера
течения
хронической
патологии
(для
детей,
имеющих III-У группу здоровья),
• реабилитация соматического состояния здоровья,
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока
в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период,
витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое
развитие
и
укрепление
здоровья
ребёнка,
развитие
физических
качеств,
двигательной
активности
и
становление
физической
культуры
дошкольников:
закаливание КГН;
беседы по валеологии;
спортивные праздники;
спортивные развлечения и досуги;
недели здоровья;
соревнования;
прогулки-походы.
Технологии
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
-
технологии,
направленные
на
развитие
культуры
здоровья
педагогов
детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие
потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
Консультации
для
педагогов
«Признаки
утомляемости
ребёнка
дошкольника»,
«Запрещённые
физические
упражнения
для
детей
дошкольного
возраста»,
«Как
правильно
провести
гимнастику
(различные
виды)
с
дошкольниками»,
«Профилактика
утомляемости
дошкольников
в
ДОУ»
«Работа
воспитателя
по
разделам
программы
«Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения
в течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и
медико-педагогических
совещаниях
в
группах
раннего
возраста
и
коррекционных группах.
Валеологического
просвещения
родителей
-
э т о
т е х н о л о г и и ,
направленные на обеспечение валеологической образованности родителей
воспитанников
ДОУ,
обретение
ими
валеологической
компетентности.
Валеологическое
образование
родителей
надо
рассматривать
как
непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие
ДОУ
с
семьей
по
вопросам
охраны
и
укрепления
здоровья детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе
работают
рубрики,
освещающие
вопросы
оздоровления
без
лекарств
(комплексы
упражнений
для
профилактики
нарушений
опорно-
двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой
моторики, пальчиковые игры;
Информационные
стенды
медицинских
работников
о
медицинской
профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение
родителей
к
участию
в
физкультурно-массовых
мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых
дверей,
Дни
и
Недели
здоровья,
встречи
детей
ДОУ
с
родителями-
спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это
прежде
всего
технологии
воспитания
валеологической
культуры
или
культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе
дошкольного
образования
отражают
две
линии
оздоровительно-
развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем
является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое
главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.
Полноценное
физическое
развитие
и
здоровье
ребенка
–
это
основа
формирования личности.
Физическое
здоровье
детей
неразрывно
связано
с
их
психическим
здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый
ребенок – успешный ребенок”, считаю
невозможным решение проблемы
воспитания
социально
адаптированной
личности
без
осуществления
системы
мероприятий
по
оздоровительной
работе
и
физическому
воспитанию
детей.
Поэтому
в
настоящее
время
в
качестве
одного
из
приоритетных
направлений
педагогической
деятельности
выделяется
применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение
в
работе
ДОУ
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
повысит
результативность
воспитательно-образовательного
процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации,
направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если
будут
созданы
условия
для
возможности
корректировки
технологий,
в
зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь
на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые
поправки
в
интенсивность
технологических
воздействий,
обеспечен
индивидуальный
подход
к
каждому
ребенку;
будут
сформированы
положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые
в
комплексе
здоровьесберегающие
технологии
в
итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только
здоровый
ребенок
с
удовольствием
включается
во
все
виды
деятельности,
он
жизнерадостен,
оптимистичен,
открыт
в
общении
со
сверстниками
и
педагогами.
Это
залог
успешного
развития
всех
сфер
личности, всех ее свойств и качеств.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии
Виды
здоровьесбере-
гающих
педагогических
технологий
Время проведения в режиме дня
Особенности методики проведения
Ответственный
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика
Не раньше чем через 30 мин. после
приема пищи, 2 раза в неделю по 30
мин. со среднего возраста
О б р а т и т ь
в н и м а н и е
н а
художественную
ценность,
величину
ф и з и ч е с к о й
н а г р у з к и
и
е е
с о р а з м е р н о с т ь
в о з р а с т н ы м
показателям ребенка
И н с т р у к т о р
п о
ФИЗО,
музыкальный
руководитель,
педагоги ДОУ
Динамические
паузы
(физкультминутки)
Во время занятий, 2-5 мин., по мере
у том л я е м о с т и
д е т е й
в о
в с е х
возрастных группах
Рекомендуется
для
всех
детей
в
качестве
профилактики
утомления.
Могут
включать
в
себя
элементы
гимнастики
для
глаз,
дыхательной
гимнастики и других в зависимости от
вида занятия
Педагоги ДОУ
П о д в и ж н ы е
и
спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на
прогулке,
в
групповой
комнате
-
малой
и
со
средней
степенью
подвижности.
Ежедневно для всех возрастных групп.
Игры
подбираются
в
соответствии
с
возрастом ребенка, местом и временем
ее
проведения.
В
ДОУ
используем
лишь элементы спортивных игр.
И н с т р у к т о р
п о
ФИЗО, педагоги ДОУ
Релаксация
В любом подходящем помещении. В
зависимости
от
состояния
детей
и
ц е л е й ,
п е д а г о г
о п р е д е л я е т
интенсивность технологии.
Для всех возрастных групп.
Можно
использовать
спокойную
классическую
музыку
(Чайковский,
Рахманинов), звуки природы
И н с т р у к т о р
п о
ФИЗО, педагоги ДОУ,
психолог
Технологии
эстетической
направленности
Р е а л и з у ю т с я
н а
з а н я т и я х
художественно-эстетического
цикла,
при
посещении
музеев,
театров,
в ы с т а в о к
и
п р . ,
о ф о р м л е н и и
помещений к праздникам и др
Для всех возрастных групп
Осуществляется
на
занятиях
по
п р о г р а м м е
Д ОУ,
а
т а к ж е
п о
с п е ц и а л ь н о
з а п л а н и р о в а н н о м у
графику
мероприя тий.
О с о б о е
значение
имеет
работа
с
семьей,
привитие детям эстетического вкуса
Все педагоги ДОУ
Гимнастика
пальчиковая
Проводится в любой удобный отрезок
времени (в любое удобное время)
С
младшего
возраста
индивидуально
либо
с
подгруппой
е жед н е в н о .
Рекомендуется всем детям, особенно с
речевыми проблемами.
Все
педагоги
ДОУ,
логопед
Гимнастика
для
глаз
Ежедневно
по
3-5
мин.
в
любое
свободное
время;
в
зависимости
от
интенсивности зрительной нагрузки с
младшего возраста
Р е к о м е н д у е т с я
и с п о л ь з о в а т ь
наглядный материал, показ педагога
Все педагоги ДОУ
Гимнастика
дыхательная
В
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы с младшего
возраста
О б е с п е ч и т ь
п р о в е т р и в а н и е
помещения,
педагогу
дать
детям
инструкции
об
обязательной
гигиене
полости
носа
перед
проведением
процедуры
Все педагоги ДОУ
Гимнастика
пробуждения
Ежедневно после дневного сна, 5-10
мин. во всех возрастных группах.
Ф о р м а
п р о в е д е н и я
р а з л и ч н а :
упражнения
на
кроватках,
обширное
умывание;
ходьба
по
ребристым
дощечкам;
легкий
бег
из
спальни
в
группу
с
разницей
температуры
в
помещениях и другие в зависимости от
Педагоги ДОУ
условий ДОУ.
Оздоровительный
бег
Со
старшего
возраста
в
теплый
период в утренний прием на улице
или на прогулке.
Необходимость
проведения
бега
в
физкультурной
форме
и
спортивной
обуви.
И н с т р у к т о р
п о
ФИЗО, педагоги ДОУ
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное
занятие
2 раза в неделю в спортивном зале, 1
раз
–
на
улице.
Все
возрастные
гру п п ы .
Р а н н и й
во зр а с т
-
в
групповой комнате или физ.зале - 10
мин. Младший возраст- 15-20 мин.,
средний
возраст
-
20-25
мин.,
старший возраст - 25-30 мин.
Занятия проводятся в соответствии с
программой, по которой работает ДОУ.
Перед
занятием
необходимо
хорошо
проветрить помещение
И н с т р у к т о р
п о
ФИЗО, педагоги ДОУ
Проблемно-
игровые
(игротренинги
и
игротерапия)
В свободное время, можно во второй
половине
дня.
Время
строго
не
фиксировано,
в
зависимости
от
задач,
поставленных
педагогом
со
старшего возраста
Занятие может быть организовано не
заметно
для
ребенка,
посредством
включения педагога в процесс игровой
деятельности
Психолог,
педагоги
ДОУ
Коммуникативные
игры
1-2
раза
в
неделю
по
30
мин.
со
старшего возраста
Занятия
строятся
по
определенной
схеме и состоят из нескольких частей.
В них входят беседы, этюды и игры
разной степени подвижности, занятия
рисованием, лепкой и др.
Психолог,
педагоги
ДОУ
Занятия
из
серии
«Здоровье»
1
раз
в
неделю
по
30
мин.
со
старшего возраста
Могут быть включены в сетку занятий
в качестве познавательного развития
Педагоги ДОУ
Самомассаж
В
зависимости
от
поставленных
Необходимо
объяснить
ре бе нку
И н с т р у к т о р
п о
педагогом
целей,
сеансами
либо
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы с младшего
возраста
серьезность процедуры и дать детям
элементарные
знания
о
том,
как
не
нанести вред своему организму
ФИЗО, педагоги ДОУ
Коррекционные технологии
Технологии
музыкального
воздействия
В различных формах физкультурно-
оздоровительной
работы;
либо
отдельные занятия 2-4 раза в месяц в
зависимости от поставленных целей
во всех возрастных группах
И с п о л ь з у ю т с я
в
к а ч е с т в е
вспомогательного
средства
как
часть
других
технологий;
для
снятия
н а п р я ж е н и я ,
п о в ы ш е н и я
эмоционального настроя и пр.
П е д а г о г и
Д О У,
музыкальный
руководитель
Технологии
воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в
м е с я ц
в
з а в и с и м о с т и
о т
поставленных
задач
со
среднего
возраста
Необходимо уделять особое внимание
цветовой
гамме
интерьеров
ДОУ.
Правильно
подобранные
ц в е т а
снимают
напряжение
и
повышают
эмоциональный настрой ребенка
П е д а г о г и
Д О У,
психолог
Технологии
коррекции
поведения
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30
мин. со старшего возраста
П р о в о д я т с я
п о
с п е ц и а л ь н ы м
методикам
в
малых
группах
по
6-8
человек. Группы составляются не по
одному
признаку
-
дети
с
разными
проблемами
занимаются
в
одной
группе. Занятия проводятся в игровой
форме,
имеют
диагно стиче ский
инструментарий и протоколы занятий
П е д а г о г и
Д О У,
психолог
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со
старшего возраста
З а н я т и я
и с п о л ь з у ю т
д л я
психологической
терапевтической
и
развивающей
работы.
Сказку
может
рассказывать
взрослый,
либо
это
П е д а г о г и
Д О У,
психолог
может быть групповое рассказывание,
где
рассказчиком
является
не
один
человек,
группа
детей,
а
остальные
дети
повторяют
за
рассказчиками
необходимые движения.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
Анализ
исходного
состояния
здоровья,
физического
развития
и
физической
подготовленности дошкольников, их
валеологических умений и навыков, а также
здоровьесберегающей среды ДОУ.
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Установление
контактов
с
социальными
партнёрами
ДОУ
по
вопро с ам
здоровьесбережения.
Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых
ДОУ.
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для
разных категорий детей и взрослых.
Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий,
по сезонам, на время каникул);
комплекс
закаливающих
мероприятий
(воздушное
закаливание,
хождение
по
“дорожкам
здоровья”,
профилактика
плоскостопия;
хождение
босиком,
“топтание”
в
тазах,
полоскание
горла
и
рта,
максимальное
пребывание
детей
на
свежем
воздухе,
бодрящая
гимнастика);
физкультурные занятия всех типов;
оптимизация
двигательного
режима:
традиционная
двигательная
деятельность
детей
(утренняя
гимнастика,
физкультурные
занятия,
проведение подвижных игр, прогулки)
и инновационные технологии
оздоровления
и
профилактики
(ритмопластика,
логоритмика,
сухой
бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение
требований
СанПиНа
к
организации
педагогического
процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического
здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные
виды совместной деятельности;
Внедрение
инновационных
здоровьесберегающих
технологий
в
воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
Разнообразие
форм
физкультурно
-
досуговой
деятельности
с
дошкольниками;
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников,
педагогов и родителей;
Совершенствование
физических
качеств
и
обеспечение
нормального
уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и
состоянием здоровья ребенка;
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной
деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной
работы;
Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка
в ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих
технологий в ДОУ
1.Сформированные
навыки
здорового
образа
жизни
воспитанников,
педагогов и родителей ДОУ.
2.Взаимодействие
специалистов
ДОУ
в
организации
физкультурно-
оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3 . П р о я в л е н и е
т о л е р а н т н о с т и
в с е х
у ч а с т н и ко в
в н е д р е н и я
здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4.Формирование
нормативно-правовой
базы
по
вопросам
оздоровления
дошкольников.
5.Внедрение
научно-методических
подходов
к
организации
работы
по
сохранению
здоровья
детей,
к
созданию
здоровьесберегающего
образовательного пространства в ДОУ и семье;
6.Улучшение
и
сохранение
соматических
показателей
здоровья
дошкольников.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь
получать
как
можно
больше
положительных
эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!